г. избрало его действительным членом.
Новым этапом научной деятельности Чокана Валиханова стала конфиденциальная
поездка в Кашгарию в 1858 г., когда впервые после Марко Поло и иезуита Геоса
(1603) он побывал в этой малоизвестной стране и написал знаменитый труд: «О
состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу
(Малой Бухарин) (1858—1859 гг.).» Труд был высоко оценен востоковедами России
и за ее пределами и вскоре издан на английском языке. Тяжелые условия
путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути, сказались на
здоровье молодого ученого. По возвращении домой Ч. Валиханов заболевает. В
1860 г. по вызову Военного министра исследователь Кашгарии приезжает в
Петербург, где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни
народов Средней Азии и Казахстана, награжден орденом и повышен в чине.
Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовно
обогатило Ва-пиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в
гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-
учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и Географическом
обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка
к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые
была его известная статья «Аблай»), изучение восточных рукописей, чтение
лекций по истории Востока в Русском географическом обществе — все это
составляло содержание его жизни в Петербурге. Большое влияние на Чокана в
этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского
географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П.
Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В. Григорьев, В. П. Васильев и
В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение
оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П.
Семенов-Тяньшанский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом
Ф. М. Достоевским. Среди его петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и
Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества
«Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского
ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России
в период революционной ситуации.
Чтение Валихановым литературно-художественных и общественно-политических
журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки»,
«Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к
истории и формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало
утверждению демократических взглядов Валиханова.
Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана Валиханова.
Он вынужден был покинуть столицу.
Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях
правительства по реорганизации местного управления степи, внес ряд
практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде
«Записок», поданных на имя властей: «О мусульманстве в степи», «О кочевниках
киргизах», «Записка о судебной реформе». Весной 1864 г. Валиханов участвует
в экспедиции Черняева, целью которой было присоединение к России территории
Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра он служил переводчиком при главном
командовании, где, исполняя служебные обязанности, способствовал установлению
дружественных ваимоот-ношений русских властей с местным населением, а также
справедливому решению споров из-за пастбищ между казахами и киргизами.' Но
деятельность Чокана на этом поприще была недолгой. Летом 1864 г.
он вынужден был покинуть отряд, возвратиться в Верный, а затем уехать в аул
Тезека, старшего султана казахов рода албан. Вероятно, уже в этот период
Валиханов не мог переносить тяготы походной жизни. В письме к отцу из аула
Тезека он писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости,
скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими
родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее
письмо. Прощайте, обнимаю всех».
Ч. Валиханов умер в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган, у
подножья Алтын-Эмельского хребта.
Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического
общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовский
писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан
Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его
феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе
тюрских народов: но преждевременная кончина Чокана лишила нас этихнадежд.Он
умер от чахотки, недостигнув и 30-летнего возраста».
Научное наследие Ч. Валиханова охватывает широкий круг проблем Казахстана и
других народов, в решении каждой и них проявился его могучий научный талант.
Во второй половине XIX— начале XX в. научная жизнь казахского общества
обогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова, А.
Байтурсынова и др.
Выпускник Оренбургского кадетского корпуса М.-С. К. Бабажанов опубликовал ряд
историко-этнографических статей, посвященных проблемам коневодства, лечебных
свойств кумыса, религиозных представлений казахов, памятников истории.
Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является «Тауарих
хамса», опубликованная в 1910 году казанским издательством «Урнэк». В нем
содержится анализ исторического прошлого пяти народов Востока — уйгуров,
узбеков, казахов, монголов, китайцев.
Широко образованным человеком для своего времени был Ш. Кудайбердыев. Он знал
несколько восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула и Парижа.
Круг его научных интересов охватывал вопросы истории, философии, музыки,
литературы, религии. Исторические взгляды Ш. Кудайбердыева наиболее полное
выражение нашли в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских
династий», увидевший свет в 1911 г. В книге систематизированы основные
сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народов Азии.
Ш. Кудайбердыев высоко ценил роль науки, знание в жизни общества и человека.
Он избирался членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела
Русского географического общества, совершил хадж в Мекку.
Целая полоса истории казахской культуры, науки и народного образования
связана с именем А. Байтурсынова. Родился он в ауле № 5 Тосынской волости
Тургайского уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном русско-казахском
училище, в 1891—1895 гг. — в Оренбургской учительской семинарии. Годы учебы
были сопряжены с многочисленными трудностями, материальными лишениями.
Педагогическую деятельности Байтурсынов начал и аульных школах, затем
продолжил б двухклассных училищах Актюби некого, Кустцнаи-ского и
Каркаралинского уездов. Как педагог и просветитель Байтурсынов глубоко
переживал невежество народа. Именно в приобщении к образованию, науке,
культуре видел он путь к свободе народа. За участие в составлении петиции
царю каркаралинской группой казахской интеллигенции Ахмет Байтурсынов,
работавший заведующим Каркаралинским двухклассным училищем, был арестован
(июль 1909 г.) вместе со своими единомышленниками. Восемь месяцев без суда и
следствия находился в Семипалатинской тюрьме. После освобождения ему
разрешили проживание только за пределами Казахстана, что приравнивалось к
ссылке. Как за политически неблагонадежным за Байтурсыновым был установлен
полицейский надзор.
С марта 1910 г. вплодь до Октябрьской революции Байтурсынов жил в Оренбурге.
В 1900 г. в Петербурге вышла в свет его книга «Кырык мысал» (Сорок басен) —
басни И. Крылова в переводе на казахский язык и несколько собственных
произведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла вторая
книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами реформы
казахского алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913г.
Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам
просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием
казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию.
С июля 1917 г. газета «Казах» становится официальным органом партии «Алаш»,
идеи и программу которой поддерживала значительная часть дореволюционной
казахской интеллигенции.
А. Байтурсынов — один из первых среди казахских мыслителей определил значение
и место Абая как поэта, философа, ученого. Призывал широко проанализировать
духовное наследие и идеи «главного поэта казахского народа». В
образованности и культуре он видел решающий фактор социального прогресса. Для
того, чтобы школьное образование было на должной высоте, считал он, нужны
три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение учащихся
соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовка
высококвалифицированных учителей.
Имя Байтурсынова приобрело широкую известность задолго до революции. Оно
олицетворяло просвещенную часть казахского общества.
Наука дооктябрьского Казахстана, хотя и достигла, определенных
результатов, не вошла в жизнь и быт широких слоев населения.
Многие ее направления находились на стадии зарождения. На рубеже XIX—XX вв.
научная мысль казахского общества испытывала тяжести колониального края,
отсталых общественных отношений.
§ 3. Художественная культура. Печать.
Художественная культура дореволюционного Казахстана вобрала в себя как
новации, рожденные колониальной эксплуатацией, так и традиционные черты,
свойственные патриархально-феодальному
строю. Наиболее выразительными составляющими ее были литература и музыка.
Религиозные догмы и запреты сильно задержали развитие изобразительного
искусства и театральной культуры.
Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная
литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов,
героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц,
загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.
отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием
обычаев, традиций, языкаакыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара
Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.
Основоположникам казахской письменной литературы является А.
Кунанбаев.Он родился (1845—1904) в Чингисских горах Семипалатинской области в
семье старшины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование
дома, у наемного муллы. Абай затем был направлен в медресе
Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение
в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной
и будущей административной деятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения
словесных турниров, в которых главным оружием служило отточенное красноречие,
остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками
существовавшего обычного права казахов. В течение двадцати лет Абай, уже зрелый
человек, изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую
классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение
«Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической деятельности.
Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его
мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное
отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое
общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек
должен вносить в это свою посильную лепту. Поэтому Абай призывал всех людей,
желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз
в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил
ли ты поступки, соответствующие благу и разуму».
Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум,
наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. Пути
служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай
Кунанбаев видел прежде всего в труде, как средстве достижения и расцвета
материальных и духовных благ общества.
В результате колониальной политики царизма и усиления феодального гнета во
второй половине XIX в. шло очень быстрое обнищание народных масс, разорение
казахского крестьянства. Все больше казахов пополняло массы безработных.
Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай призывал их не чуждаться
наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.
Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездс-лию. Человеческий
характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в их
преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа, хотя и понимал, что
при современных условиях общественной жизни народные массы не имеют
возможности полностью пользоваться плодами своего труда.
В обличительных стихотворениях Абай вскрывал антагонистические противоречия
между большинством трудящихся и господствующим меньшинством.
Демократические позиции Абая определяли и его отношения к деятельности
старшин и биев. Хотя права биев и урезались царизмом, но в их руках была
сосредоточена значительная судебная власть, а казахское крестьянство, в
большинстве, имело дело с ними. Решения биев по многим вопросам отражали
интересы царской администрации.
Пользуясь темнотой населения, его невежеством, бии всячески стремились
извлечь пользу, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы.
Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих
близких и учениках он больше всего ценил бескорыстную преданность народу и
защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане,
Абай, перечислял достоинства его (смелость, искренность, благородство и жажду
знаний), отмечал, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду
борцом».
Противоречия современного общества отразились в отношении Абая к духовенству.
Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присущи справедливость и любовь»,
он в то же время видел, что служители веры в Казахстане — муллы — были
людьми, далекими от справедливости и чести. Большинство из них покупали свое
звание и рассматривали его как источник наживы. Видя, что среди казахов
многие не знают даже намаз, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал:
«Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами». Его отношение
к мусульманскому духовенству созвучно с высказываниями Чокана Валиханова,
который называл поборников религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую
жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а
требовал активных действий, направленных на исправление этой
несправедливости.
Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической
основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с
развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономики
являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по
его мнению, и должны ориентироваться народные массы.
Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматься скотоводством,
Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с расширением и улучшением
земледелия, так как оно меньше подвержено случайностям, зависящим от
климатических условий казахской степи.
Определяя значение и место ремесла в экономическом развитии общества, Абай
говорил: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегда остается в
руках, и ремесленник, продающий без
обмана то, что он сделал своими руками, — лучший из казахов». В то же время
он не мог не видеть, сколько препятствий стояло на пути честных ремесленников
при сбыте изготовленных им товаров. Большим злом были алыпсатары —
перекупщики, разъезжавшие по степ и и по дешевке скупавшие у ремесленников их
изделия. Алыпсатары возникали с развитием товаро-денежных отношений.
Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнению Абая,
является дальнейшее развитие и раширение торговли. Он с глубоким уважением
говорил об узбекских торговцах. Много товаров покупали у них и казахи, в
обмен, главным ооразом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство
общения между народами, стимул развития производительных сил общества,
поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее расцвета в Казахстане. С
демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал
пути прогрессивного развития общества, но подходил к проблеме с
просветительских позиций, считая, что дело могут изменить честные,
заинтересованные в деятельности на благо народа правители.
Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства
народных масс Абай не сумел, не мог он до конца выяснить и взаимозависимость
общества, закона и личности, хотя верил в справедливость закона.
Большим злом на пути к благоденствию Абай считал взяточничество и
корыстолюбие судей, невежественность мулл, видя основную силу, способную
преодолеть это зло, в науке и просвещении.
Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниям
выразилось в обличении им пороков казахского общества, связанных, в первую
очередь, с невежеством и темнотой.
Изучая жизнь казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить его
пороки можно только сообща. И хотя каждый человек сам хозяин своей судьбы, но
есть судьбы народов в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно.
У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими
народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался
при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. Его возумущало
стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое
отношение к другим народам. Видя, что казахам нет причин кичиться перед
другими народами, он постоянно и умело находил у других народов качества,
характеризующие их с выгодной стороны. Уважая другие народы, Абай призывал
казахов к общению с ними.
Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был
убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные