Лекция: Культура Казахстана в XVIII-XX веках

г. избрало его действительным членом.

Новым этапом научной деятельности Чокана Валиханова стала конфиденциальная

поездка в Кашгарию в 1858 г., когда впервые после Марко Поло и иезуита Геоса

(1603) он побывал в этой малоиз­вестной стране и написал знаменитый труд: «О

состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу

(Малой Бухарин) (1858—1859 гг.).» Труд был высоко оценен востоковедами России

и за ее пределами и вскоре издан на английском языке. Тяжелые условия

путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути, сказались на

здоровье молодого ученого. По возвращении домой Ч. Валиханов заболевает. В

1860 г. по вызову Военного министра исследователь Кашгарии приезжает в

Петербург, где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни

народов Средней Азии и Казахстана, награжден орденом и повышен в чине.

Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовно

обогатило Ва-пиханова и укрепило его демократические взгля­ды. Он окунулся в

гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-

учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и Географическом

обществе. Со­ставление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка

к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые

была его известная статья «Аблай»), изучение восточ­ных рукописей, чтение

лекций по истории Востока в Русском геогра­фическом обществе — все это

составляло содержание его жизни в Петербурге. Большое влияние на Чокана в

этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского

географи­ческого общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П.

Ковалев­ский, известные ученые-ориенталисты В. В. Григорьев, В. П. Васильев и

В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение

оказывал Валиханову вице-президент Русского геог­рафического общества П. П.

Семенов-Тяньшанский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом

Ф. М. Достоевским. Среди его петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и

Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества

«Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского

ученого, помогала ему лучше разо­браться в событиях общественной жизни России

в период революци­онной ситуации.

Чтение Валихановым литературно-художественных и обществен­но-политических

журналов «Современник», «Русское слово», «Эпо­ха», «Отечественные записки»,

«Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к

истории и формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало

утвержде­нию демократических взглядов Валиханова.

Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана Валиханова.

Он вынужден был покинуть столицу.

Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях

правительства по реорганизации местного управле­ния степи, внес ряд

практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде

«Записок», поданных на имя властей: «О мусульманстве в степи», «О кочевниках

киргизах», «За­писка о судебной реформе». Весной 1864 г. Валиханов участвует

в экспедиции Черняева, целью которой было присоединение к России территории

Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра он служил переводчиком при главном

командовании, где, исполняя служебные обязанности, способствовал установлению

дружественных ваимоот-ношений русских властей с местным населением, а также

справедли­вому решению споров из-за пастбищ между казахами и киргизами.' Но

деятельность Чокана на этом поприще была недолгой. Летом 1864 г.

он вынужден был покинуть отряд, возвратиться в Верный, а затем уехать в аул

Тезека, старшего султана казахов рода албан. Вероятно, уже в этот период

Валиханов не мог переносить тяготы походной жизни. В письме к отцу из аула

Тезека он писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости,

скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими

родными и друзь­ями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее

письмо. Прощайте, обнимаю всех».

Ч. Валиханов умер в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган, у

подножья Алтын-Эмельского хребта.

Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического

общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовский

писал: «Как блестящий метеор про­мелькнул над нивой востоковедения Чокан

Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его

феноменаль­ное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе

тюрских народов: но преждевременная кончина Чокана лишила нас этихнадежд.Он

умер от чахотки, недостигнув и 30-летнего возраста».

Научное наследие Ч. Валиханова охватывает широкий круг про­блем Казахстана и

других народов, в решении каждой и них проявил­ся его могучий научный талант.

Во второй половине XIX— начале XX в. научная жизнь казахского общества

обогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова, А.

Байтурсынова и др.

Выпускник Оренбургского кадетского корпуса М.-С. К. Бабажанов опубликовал ряд

историко-этнографических статей, посвященных проблемам коневодства, лечебных

свойств кумыса, религиозных пред­ставлений казахов, памятников истории.

Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является «Тауарих

хамса», опубли­кованная в 1910 году казанским издательством «Урнэк». В нем

содер­жится анализ исторического прошлого пяти народов Востока — уйгуров,

узбеков, казахов, монголов, китайцев.

Широко образованным человеком для своего времени был Ш. Кудайбердыев. Он знал

несколько восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула и Парижа.

Круг его научных интере­сов охватывал вопросы истории, философии, музыки,

литературы, религии. Исторические взгляды Ш. Кудайбердыева наиболее полное

выражение нашли в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских

династий», увидевший свет в 1911 г. В книге систематизиро­ваны основные

сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народов Азии.

Ш. Кудайбердыев высоко ценил роль науки, знание в жизни общества и человека.

Он избирался членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела

Русского географического об­щества, совершил хадж в Мекку.

Целая полоса истории казахской культуры, науки и народного образования

связана с именем А. Байтурсынова. Родился он в ауле № 5 Тосынской волости

Тургайского уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном русско-казахском

училище, в 1891—1895 гг. — в Орен­бургской учительской семинарии. Годы учебы

были сопряжены с многочисленными трудностями, материальными лишениями.

Педагогическую деятельности Байтурсынов начал и аульных школах, затем

продолжил б двухклассных училищах Актюби некого, Кустцнаи-ского и

Каркаралинского уездов. Как педагог и просветитель Байтур­сынов глубоко

переживал невежество народа. Именно в приобщении к образованию, науке,

культуре видел он путь к свободе народа. За участие в составлении петиции

царю каркаралинской группой казах­ской интеллигенции Ахмет Байтурсынов,

работавший заведующим Каркаралинским двухклассным училищем, был арестован

(июль 1909 г.) вместе со своими единомышленниками. Восемь месяцев без суда и

следствия находился в Семипалатинской тюрьме. После освобождения ему

разрешили проживание только за пределами Ка­захстана, что приравнивалось к

ссылке. Как за политически неблаго­надежным за Байтурсыновым был установлен

полицейский надзор.

С марта 1910 г. вплодь до Октябрьской революции Байтурсынов жил в Оренбурге.

В 1900 г. в Петербурге вышла в свет его книга «Кырык мысал» (Сорок басен) —

басни И. Крылова в переводе на казахский язык и несколько собственных

произведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла вторая

книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами реформы

казахского алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913г.

Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам

просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием

казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию.

С июля 1917 г. газета «Казах» становится официальным органом партии «Алаш»,

идеи и программу которой поддерживала значитель­ная часть дореволюционной

казахской интеллигенции.

А. Байтурсынов — один из первых среди казахских мыслителей определил значение

и место Абая как поэта, философа, ученого. Призывал широко проанализировать

духовное наследие и идеи «глав­ного поэта казахского народа». В

образованности и культуре он видел решающий фактор социального прогресса. Для

того, чтобы школь­ное образование было на должной высоте, считал он, нужны

три условия: нормальное финансирование школы, обеспечение учащих­ся

соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготов­ка

высококвалифицированных учителей.

Имя Байтурсынова приобрело широкую известность задолго до революции. Оно

олицетворяло просвещенную часть казахского общества.

Наука дооктябрьского Казахстана, хотя и достигла, определенных

результатов, не вошла в жизнь и быт широких слоев населения.

Многие ее направления находились на стадии зарождения. На рубеже XIX—XX вв.

научная мысль казахского общества испытывала тяжести колониального края,

отсталых общественных отношений.

§ 3. Художественная культура. Печать.

Художественная культура дореволюционного Казахстана вобра­ла в себя как

новации, рожденные колониальной эксплуатацией, так и традиционные черты,

свойственные патриархально-феодальному

строю. Наиболее выразительными составляющими ее были литера­тура и музыка.

Религиозные догмы и запреты сильно задержали развитие изобразительного

искусства и театральной культуры.

Литературные процессы шли по двум направлениям: устное твор­чество и письменная

литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов,

героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц,

загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.

отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием

обычаев, тради­ций, языкаакыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара

Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

Основоположникам казахской письменной литературы является А.

Кунанбаев.Он родился (1845—1904) в Чингисских горах Семипала­тинской области в

семье старшины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование

дома, у наемного муллы. Абай затем был направлен в медресе

Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение

в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной

и будущей административ­ной деятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения

словес­ных турниров, в которых главным оружием служило отточенное красноречие,

остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками

существовавшего обычного права казахов. В течение двадцати лет Абай, уже зрелый

человек, изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую

классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение

«Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической деятельности.

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его

мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное

отношение к окружающей действи­тельности. Он хотел видеть человеческое

общество благим и разум­ным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек

должен вно­сить в это свою посильную лепту. Поэтому Абай призывал всех людей,

желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз

в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил

ли ты поступки, соответствующие благу и разуму».

Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум,

наука, воля», было одним из главных направле­ний творчества Абая. Пути

служения человеческому обществу каж­дым человеком в отдельности Абай

Кунанбаев видел прежде всего в труде, как средстве достижения и расцвета

материальных и духовных благ общества.

В результате колониальной политики царизма и усиления фео­дального гнета во

второй половине XIX в. шло очень быстрое обни­щание народных масс, разорение

казахского крестьянства. Все боль­ше казахов пополняло массы безработных.

Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай призывал их не чуждаться

наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездс-лию. Человеческий

характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в их

преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа, хотя и понимал, что

при современных условиях общественной жизни народные массы не имеют

возмож­ности полностью пользоваться плодами своего труда.

В обличительных стихотворениях Абай вскрывал антагонисти­ческие противоречия

между большинством трудящихся и господ­ствующим меньшинством.

Демократические позиции Абая определяли и его отношения к деятельности

старшин и биев. Хотя права биев и урезались цариз­мом, но в их руках была

сосредоточена значительная судебная власть, а казахское крестьянство, в

большинстве, имело дело с ними. Реше­ния биев по многим вопросам отражали

интересы царской админис­трации.

Пользуясь темнотой населения, его невежеством, бии всячески стремились

извлечь пользу, говоря словами Абая, в основном «дура­чили» народные массы.

Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих

близких и учениках он больше всего ценил бескорыс­тную преданность народу и

защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане,

Абай, перечислял достоинства его (смелость, искренность, благородство и жажду

зна­ний), отмечал, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду

борцом».

Противоречия современного общества отразились в отношении Абая к духовенству.

Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присущи справедливость и любовь»,

он в то же время видел, что служители веры в Казахстане — муллы — были

людьми, далекими от справедливости и чести. Большинство из них покупали свое

звание и рассматривали его как источник наживы. Видя, что среди казахов

многие не знают даже намаз, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал:

«Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными му­сульманами». Его отношение

к мусульманскому духовенству созвуч­но с высказываниями Чокана Валиханова,

который называл побор­ников религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую

жизнь на­родных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а

требовал активных действий, направленных на исправление этой

несправедливости.

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической

основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с

развитием земледелия, ремесла и тор­говли. Эти три рычага развития экономики

являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по

его мне­нию, и должны ориентироваться народные массы.

Хотя большинство населения в Казахстане продолжало зани­маться скотоводством,

Абай связывал дальнейшее экономическое развитие с расширением и улучшением

земледелия, так как оно меньше подвержено случайностям, зависящим от

климатических условий казахской степи.

Определяя значение и место ремесла в экономическом развитии общества, Абай

говорил: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегда остается в

руках, и ремесленник, продающий без

обмана то, что он сделал своими руками, — лучший из казахов». В то же время

он не мог не видеть, сколько препятствий стояло на пути честных ремесленников

при сбыте изготовленных им товаров. Боль­шим злом были алыпсатары —

перекупщики, разъезжавшие по степ и и по дешевке скупавшие у ремесленников их

изделия. Алыпсатары возникали с развитием товаро-денежных отношений.

Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнению Абая,

является дальнейшее развитие и раширение торгов­ли. Он с глубоким уважением

говорил об узбекских торговцах. Много товаров покупали у них и казахи, в

обмен, главным ооразом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средство

общения между народа­ми, стимул развития производительных сил общества,

поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее расцвета в Казахстане. С

демократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянно искал

пути прогрессивного развития общества, но подхо­дил к проблеме с

просветительских позиций, считая, что дело могут изменить честные,

заинтересованные в деятельности на благо наро­да правители.

Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства

народных масс Абай не сумел, не мог он до конца выяснить и взаимозависимость

общества, закона и личности, хотя верил в справедливость закона.

Большим злом на пути к благоденствию Абай считал взяточни­чество и

корыстолюбие судей, невежественность мулл, видя основ­ную силу, способную

преодолеть это зло, в науке и просвещении.

Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к уче­нию и знаниям

выразилось в обличении им пороков казахского общества, связанных, в первую

очередь, с невежеством и темнотой.

Изучая жизнь казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить его

пороки можно только сообща. И хотя каждый человек сам хозяин своей судьбы, но

есть судьбы народов в целом. Жить вне общества или быть лучше его невозможно.

У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотноше­ние с другими

народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался

при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. Его возумущало

стремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливое

отношение к другим народам. Видя, что казахам нет причин кичиться перед

другими народами, он постоянно и умело находил у других народов качества,

характеризующие их с выгодной стороны. Уважая другие народы, Абай призывал

казахов к общению с ними.

Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он был

убежден, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты