Лекция: Культура Казахстана в XVIII-XX веках

Лекция: Культура Казахстана в XVIII-XX веках

Глава 5.

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и

утверждение новых общественно-экономических отноше­ний, с другой, вызвали к

жизни ранее не известные виды человечес­кой деятельности. Углубление

общественного разделения труда объ­ективно сказывалось на культуре и духовной

жизни народа. В услови­ях, когда Казахстан оказался на перекрестке интересов

России, Анг­лии, Франции и других государств, и заметно ускорилось промышлен-

но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном сознании

прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за теми

народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Наиболее просвещенные представители народа добровольно взя­ли на себя великую

миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края.

Просторы для сохранения и воспроиз­водства прежних обычаев, традиций, нравов

были значительно огра­ничены, нов тоже время появились новые социокультурные

ценнос­ти и ориентиры.

§ 1. Народное образование j

Грамотность населения. Почти до середины XIX в. обучение казахских детей

осуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубривание сур

Корана. Функции учителя выполнял преимущественно мулла, как правило, не имеющий

представления об учебных планах и методике обучения, Мусульманские мектебы в

основном посещали мальчики, что стало одной из причин высокого уровня женской

неграмотности. В 1884 г., например, в мусульманских школах Верненского,

Канальского и Ссргиопольского уездов обуча­лись 47,5 тыс. мальчиков и всего

17,3 тыс. девочек. В 1895 г. «Киргиз­ская степная газета», описывая урок в

мектебах, писала: «Иэ юрты, где учатся дети, несутся адские крики. Каждый

ученик выкрикивает свой урок... Такое преподавание продолжается около четырех

лет. По истечении этого срока ученики проходят весь курс учения и оканчивают

его, ничего не зная, оставаясь такими же невеждами, какими были».

Вопиющая неграмотность населения Казахстана обнаружилась в ходе переписи 1897

г., хотя она фиксировала прежде всего умение опрашиваемых читать по-русски.

Грамотность на родном языке фиксировалась лишь в том случае, если

опрашиваемый не умел читать по-русски. Однако материалы переписи не отражали

уровня грамотности отдельных народов. По данным переписи 1897 г. лишь 8,1%

населения края относились к числу грамотных, грамотность мужчин составила

12%, женщин — 3,6%. Относительно высокий уровень азбучной грамотности

наблюдался в северо-восточных гу­берниях, где проживала основная часть

переселенческого населе­ния.

Серьезного роста уровня грамотности населения Казахстана не произошло и в

начале-ХХ в.: из 10 детей школьного возраста лишь один посещал школу. Если в

центральных районах России по иници­ативе прогрессивной интеллигенции

искоренением азбучной негра­мотности занимались воскресные школы, земства, то

в Казахстане дело дальше слов не шло. Те воскресные школы, которые открылись

в городах, охватывали ничтожное количество людей.

Школьное и профессиональное образование. В Казахстане наро­дное

образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому.

Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на

средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в. Ч.

Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где

учительствовали в ос­новном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая

схолас­тика и ни одной реальной мысли».

В начале XX в. мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы

времени. Началось движение за реформирование конфес­сиональной школы,

организаторами которого выступили джаддисты. Они предлагали заменить

буквослагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость

преподавания в мектебах свет­ских дисциплин — арифметики, географии,

естествознания, истории и др. Там не менее новомстодные мектебы не получили

широкого распространения.

В системе религиозного образования большим влиянием пользо­вались медресе.

Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило,

при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения — от

трехдо четырехлет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по

философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике.

Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А. Кунанбаев, С.

Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др.

Учебные заведения светского характера открылись после присо­единения края к

России. Они готовили чиновников для колониаль­ного аппарата, переводчиков,

учителей, медиков. Так, в 1786 г. в г. Омске открылась Азиатская школа, в

1789 г. — правительственная школа при меновом дворе г. Оренбурга. Эти учебные

заведения обучали детей, в т. ч. и казахских, профессиям переводчика, писаря.

Военных специалистов и административных чиновников готовили Неплюевский

кадетский корпус, открытый в 1825 г. в г. Оренбурге и Омский кадетский

корпус, основанный в 1846 г.

Первая казахская советская школа начала функционировать с 1841 г. в

Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Ученики этой школы изучали

русский язык, математику, географию, восточ­ные языки, а также религию —

ислам. Следующим учебным заведени­ем для казахских детей стала семилетняя

школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге.

В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светская

школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу

успешно закончил И. Алтынсарин.

В последней трети XIX в. открылись городские училища, приход­ские училища,

прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульные

школы и школы первоначальной грамот­ности. Они содержались за счет

государства и выполняли роль на­чальных учебных заведений. В Букеевской Орде

создавались стар­шинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курс

двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание

учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с

730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек.

Медленно расширялась сеть средних учебных заведений — реаль-ныхучилиш,

мужских и женских гимназий. В 1914г. их насчитывалось 12 с численностью

учащихся 4 тыс. человек.

Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитие женского

образования. Благодаря стараниям И. Алтынса-рина в 1887 г. было открыто

женское училище в Иргизе. В 1890—1896 гг. открылись русско-казахские женские

училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, в Актюбинске.

К 18% г. в них обучались 211 девушек, в том числе 70 казашек. Основными

препятствиями на пути к более широкому распространению женского образования у

казахов были бесправное положение женщин и реакционные традиции ислама.

В составе учащихся начальных и средних учебных заведений доля казахских детей

была незначительна. Так, в Верненской мужской гимназии в 1911 г. обучалось

316 русских и всега 10 казахов. В Сырдарьинской области, по данным 1912 г.,

имелось 56 русско-туземных училищ, в которых обучались 3 тыс. детей коренного

населения, что составляло 2% от общей численности учащихся.

Царизм рассматривал школьное образование как одно из дей­ственных средств

русификации национальныхменьшинств. «Конеч­ной целью образования всех

инородцев, живущих в пределах нашего отечества, — писал в 1870 г. Министр

народного просвещения Д. А. Толстой, — бесспорно, должно быть обрусение и

слияние с русским народом». Почти во всех учебных заведениях обучение велось

на русском языке, не изучались история и литература корен­ного населения.

Глубокий след в истории просвещения и национальной школы оставил Ибрай

Алтынсарин. Родился он в Кустанайской области. Рано потеряв отца,

воспитывался у деда— бия Балхожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской

пограничной комиссии.

После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своего

деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г.

областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей

в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка.

Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя

населению значение светского образования. Со­брав у казахского населения

средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой

состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был

создан интернат. В 1869 г. Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное

управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего

помощника уездного начальника и обязан­ности уездного судьи. По долгу службы

бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

На выборах пытался недавать хода подкупам, взяточничеству и

злоупотреблени­ям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное

управле­ние, военному губернатору и министру внутренних дел, обвиняя его в

нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным поло­жением» 1868 г.

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспек­тора. По его

инициативе и при непосредственном участии была создана в Казахстане сеть

народных светских школ, в частности центральные училища во всехуездныхгородах

области. С этой целью он ездил по казахским аулам Тургайской обл., собирал у

населения средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские училища в

Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах; уком­плектовал их

учителями и учениками. Особое значение Алтынсарин придавал оборудованию

училищ, созданию библиотек при каждой школе. Много сил и энергии он потратил

на открытие ремесленных

и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значе­ние в подготовке

специалистов из среды коренного населения.

Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных

пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руко­водство к обучению

киргизов русскому языку». В переводах из русских классиков, в оригинальных

произведениях на казахском языке он пропагандировал идеалы демократического

просветительства, пло­дотворно трудился для развития национальной литературы

и культу­ры, в области формирования казахского литературного языка.

Будучи деятелем определенной эпохи, Алтынсарин не мог избе­жать известных

противоречий, ограниченности в своем мировоззре­нии. Как и все просветители,

он переоценивал социальную преобра­зующую роль просвещения.

Как образованный человек, Алтынсарин интересовался этногра­фией, собирал и

систематизировал устное народное творчество каза­хов.

Расширение школьного образования и сдвиги в социально-эконо­мическом облике

казахского общества, как никогда остро поставили вопрос о подготовке кадров

специалистов. Первыми профессиональ­ными учебными заведениями были

Туркестанская учительская семи­нария, основанная в 1879 г., и Оренбургская

казахская учительская школа (1883 г.)

Положение о казахской учительской школе, утвержденное Госсо­ветом еще в 1880

г., предусматривало ежегодно выделять 17580 руб. на содержание школы.

Позже учительские семинарии открылись в Актюбинске, Верном, Семипалатинске,

Уральске. Эти учебные заведения подготовили за весь дооктябрьский период 300

учителей-казахов.

В XIX в. открылись сельскохозяйственные и фельдшерские шко­лы, откуда

выходили специалисты со средним образованием. Лишь один Боровский лесной

техникум выпустил с 1889 по 1917 гг. 163 специалиста.

Однако профессиональные учебные заведения дореволюционно­го Казахстанане

соответствовали потребностям времени. В 1914—1915 учебном году в семи средних

специальных учебных заведениях обуча­лось 352 человека, что не составляло и

1% от общей численности студентов вузов и техникумов России. Во всем крае не

было ни одного института и университета.

§ 2. Наука и научное изучение Казахстана

С принятием казахами российского подданства научное изучение края прочно

вошло в круг деятельности центральных государствен­ных структур и различных

отрядов исследователей. В Казахстане сложилась, хотя и разрозненная, сеть

научных учреждений. Одни из них функционировали за счет государственных

ассигнований, другие появились благодаря стараниям энтузиастов.

Сближение и взаимопроникновение культур России и казахского народа обогатили

в конечном счете общечеловеческую цивилиза­цию новыми открытиями, идеями и

именами. Общение с передовыми представителями российской науки способствовало

становлению Ч. Валиханова как ученого мирового уровня. Многие русские

иссле­дователи создали свои фундаментальные труды на основе материа­лов

казахского фольклора, музыки, устной историографии, этногра­фии.

Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпри­нятые Россией в

XVIII в., связаны с именем М. В. Ломоносова. Он был инициатором организации

экспедиционных исследований террито­рии края и создания его географических

карт, способствовал прове­дению научных поисков по истории, лингвистике,

экономике и этнографии казахов.

В 1769 г. одну из первых экспедиций возглавил П. С. Паллас. Маршрут ее

проходил через Симбирск, Оренбург, Илецк, Орск, Яиц-кий городок, Гурьев,

Оренбург, Уфу. Результатом экспедиции стал труд П. С. Палласа «Путешествие по

разным провинциям Российской империи» в трех частях (Спб. 1773). В 1769—1772

г. И. Рычков провел в составе войск работу по сбору сведений на территории

Кара Тургая, Тургая, Тирсаккана, Ишима, крепостей Усть-Уйская, Крутоярская,

Троицкая. Позднее вышел его труд «Дневные записки путешествия капитана Н.

Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 г.» (1772).

Аналогичная работа проводилась и в последующие годы. Она позволила собрать

сведения по самому широкому кругу проблем, связанных с принятием казахами

русского подданства, торговлей, развитием производительных сил края,

скотоводства и земледелия, социальной структурой казахского общества и его

политическим устройством.

Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явился выход в свет книги

А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацкий орд и степей» в

трех частях (1832). Казахская проблематика занимала значительное место в

работах В. В. Вельями-нова-Зернова, И. В. Мушкетова, В. В. Радлова, П. П.

Семснова-Тян-Шанского и многих др.

Разностороннюю деятельность по изучению Казахстана развер­нули научные

общества. В 1867 г. было открыто Оренбургское отделе­ние Русского

географического общества, где сотрудничали А. Алек-торов, И. Алтынсарин, А.

Добросмыслов, И. Крафт и др. Отделение занималось изучением географии,

истории, этнографии, естест­вознания и статистики края, издавало «Записки» и

«Известия». При нем работала библиотека, постоянно пополнявшаяся за счет

обмена изданиями из других городов и государств.

Во второй половине XIX в. изучением Туркестанского края актив­но занимались

Общество сельского хозяйства, кружок любителей археологии и истории Востока,

Общество любителей естествозна­ния, антропологии и востоковедения, а также

образовавшийся в 1896 г. Туркестанский отдел РГО. В 1877 г. было основано

Западно-Сибирское отделение РГО, позднее — его Семипалатинский подотдел, с

которым сотрудничал А. Кунанбаев.

Выдающимся исследователем нового поколения стал Ч. Ч. Вали-ханов (1835—1865).

До 12 лет Чокан учился в частной школе. Уже тогда проявились его способности.

Осенью 1847 г. Чокан поступил в Омский кадетский корпус, где учащиеся

получали знания по многим общеобразовательным дисциплинам: географии, истории

(России и

всеобщей), русской и западной литературе, основам философии, зоологии и

ботанике, физике, математике, геодезии, строительному искусству и основам

архитектуры. Здесь он познакомился с произве­дениями Палласа, Рычкова и

других исследователей. В период пребы­вания в Омске неизгладимое впечатление

произвела на него встреча с выдающимся русским писателем Ф. М. Достоевским и

его другом революционером-демократом С. Ф. Дуровым.

В 1853 г. после окончания кадетского корпуса Ч. Валиханова направляютна

службу в Сибирское казачье войско. Вскоре в качестве адъютанта он сопровождал

генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта в поездке от Омска до

Заилийского Алатау, во время которой он собрал и записал большое количество

исторических преданий, легенд и песен.

Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произош­ло

знаменательное событие, во многом определившее дальнейшую судьбу — знакомство

с выдающимся ученым, известным географом П. П. Семеновым, высоко оценившим

его научные интересы и напра­вившим их на изучение актуальных проблем

востоковедения. В том же году Чокан Валиханов участвовал в двух экспедициях

от Ала-Куля к Центральному Тянь-Шаню, на озеро Иссык-Куль; в Кульджу с

дипломатическим поручением.

В 1857 г. Валиханов вновь совершает поездку к алатауским кирги­зам, где

находясь среди кочевий, изучал их жизнь и обычаи, историю, этнографию, устное

народное творчество. В этой поездке он записал отдельные части киргизского

эпоса «Манас». Особое внимание Вали­ханов обратил на памятники материальной

культуры народов Восто­ка. Остатки древних оросительных систем, памятники

архитектуры, развалины древних городов, обнаруженные им во время экспедиции

на Иссык-Куль, привели его к выводу о существовании в прежние века на

территории Семиречья оседлости и наличии ряда городов.

Соприкосновение с историей соседних народов помогало изучать древнюю и

средневековую историю казахского народа. Глубоко про­анализировав и

сопоставив собранный во время первых экспедиций материал, он пришел к выводу,

что « в средние века оседлость здесь (в Киргизии и на юге Казахстана) сильно

распространялась в Илий-ской долине». Во время экспедиции на Иссык-Куль,

Валиханов, наряду с научными данными, собрал большую коллекцию древнос­тей.

Результатом поездок явились законченные историко-этногра-фические

произведения: «Дневник поездки на Иссык-куль», «Запад­ная провинция Китайской

империи и г. Кульджи», «Записки о кир­гизах». Научная деятельность Валиханова

привлекла внимание Рус­ского географического общества, которое в феврале 1857

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты