Курсовая: Сословно-представительная монархия во Франции

товарно-денежных отношений – этой сущностной особенности феодальной

структуры, начиная с эпохи рассвета.

Сословное деление являлось своеобразным делением в сфере надстройки

корпоративного характера собственности, не свободной от ограничений

политическо-юридического характера. Для индивида обладание юридическим статусом

и реализация связанных с ним прав и обязанностей определялись его

принадлежн6остей к сословию и, следовательно, носили ограничительный характер.

1

Само же приобретение юридического статуса той или иной

общественной группы являлось логическим закреплением ее

социально-экономического статуса, который характеризовался определенной

функцией и специфическим отношением к средствам производства и орудием труда.

На этапе феодализма, и особенно в условиях централизации, наблюдается процесс

оформления и постепенной консолидации сословий, а также рост их политической

активности. Социальные коллективы утверждали свои права и привилегии в хартиях

– процесс, который постепенно привел к выработке общественных требований в

начале в рамках отдельных провинций, затем государства. В качестве социальной

черты феодализма сословное деление в свою очередь подчеркивало неразрывную

связь феодальной собственности с полной властью и значительное влияние этой

собственности на социальную структуру общества. Полная автономия

сословий имела договорную юридическую базу и, предполагает их право на диалог и

соглашение с монархией, ставило существенные ограничения к притязаниям

королевской власти. Государь мог помощью легестов объявить и пытаться применить

в своей внутренней политике формулу римского права «Quod principi plasuit,

legis habet rigorem» – что угодно государю имеет силу закона. Однако на данном

этапе государственности формула была лишена реального содержания. Отсутствовали

система постоянных налогов, постоянная армия, достаточно действенный

исполнительный аппарат; требовались согласие и помощь сословий на крупные

государственные внутренние и внешние акции.

Не всякая общественная

группа, располагавшая юридическими привилегиями, приобретала статус сословия,

подобно тому, как монархи с общественными силами страны имели самые

разнообразные формы – от частных консультаций и частного договора повседневного

характера до самой яркой формы диалога – сословно-представительного учреждения

на местном провинциальном и общегосударственном уровнях. Участие в нем

институционально завершало процесс сословного оформления.

2

Оценка сословной монархии как особого этапа в развитии феодальной

государственности, не может быть сведена к вопросу о судьбах и особенностях

сословного представительства. Учитывая важность в этой характеристике факта

оформления и развития сословий, можно утверждать что термин «сословная

монархия» также имеет право на существование, хотя принятое советской

медиевистике определение «феодальная монархия с сословным представительством»

точнее передает классовую сущность этой государственной формы. И хотя

сословно-представительное учреждение составляло наиболее характерный признак

данной формы государственности, его судьба, как и судьба государства, зависела

от степени консолидации и активности сословий, от их позиции по отношению к

центральной власти.1

Глава II. Социально-политический строй

2.1 Эволюция сословий

Процесс сословного оформления во Франции получил особенно активное развитие в

среде горожан. Хотя отправной точкой этого процесса послужили отдельные

ремесла от с/х и его дальнейшая эволюция в качестве самостоятельной сферы

производства, оформление сословия как общественной группы, обладающей

юридически закрепленными правами, было определено коммунальным движением.

Несмотря на неодинаковые результаты движения, известную растянутость процесса

приобретения городами политических и экономических привилегий, юридический

статус городского сословия во Франции установился сравнительно рано – в XII -

начале XIII в. Именно городская община, в рамках которой реализовывалось

единство мелких профессиональных корпораций (цехов, гильдий), а также более

крупных социальных групп (патрициата, бюргерства), формировала в целом

социальную сущность горожан.

Существенной особенностью становления городского сословия была возникшая уже

в ходе коммунального движения связь северных городов Франции с центральной

властью, что позволяло им раньше, чем городам юга страны, влиться в

общегосударственный процесс централизации и испытать на себе последствия

этого процесса.

Процесс консолидации сословий в общегосударственном масштабе, неизбежно

связанный с выравниванием прав отдельных городских общин и, следовательно, с

ликвидацией коммунальных вольностей, которая последовала с конца XIII в. не

устранит тем не менее групповых привилегий до конца феодализма. Городские

общины останутся важным элементом сословной структуры горожан – особенность,

которая послужит как источник слабости сословия, питающий частный сепаратизм,

так и средством формирования его полной активности и сознательности.

Важной особенностью средневекового городского сословия была его внутренняя

гетерогенность и подвижность социальной среды.

1 Дробные мелкие коллективы, объединенные профессиональными занятиями и

экономическим статусом, принадлежностью к цеху, гильдии, городскому управлению,

организовывались на какое-то время в более крупные противостоящие друг другу

страты – патрициат и ремесленную масса. Установление королевской властью

контроля за муниципальным управлением и последующая активизация налоговой

политики часто поднимала все городское население на антиправительственные

выступления. Социальную эволюцию городского населения отразит смена ведущих сил

и форм управления в городской общине, которая в конечном счете будет

конструировать корпус городских представителей в органах сословного

представительства. И хотя политическое признание городского сословия в

феодальном государстве будет существенно ограничено в пользу класса феодалов,

однако оно отчетливо продемонстрирует тот уровень социальной организованности,

которого не смог достичь класс крестьянства.

Тем не менее сословное оформление затронуло и французское крестьянство. Заметное

улучшение экономического, социального и юридического статуса крестьянства

приведет к тому, что словарь французского общества XV в. объединяет горожан и

крестьян одним термином «третье сословие» (tiers etat), хотя

юридическо-правовое положение этих двух общественных сил остается неодинаковым

*. Тем не менее к этому времени сословное оформление крестьянства,

характеризуемое не столько юридическими правами, сколько ограничением или

отсутствием таковых, выдвинет крестьянский вопрос на одно из первых мест не

только в государственной политике, но и в социально-политической борьбе и

общественном месте Франции.1

Процесс становления класса феодалов завершился в общих чертах уже к XI в.

Принадлежность к нему определялась в основном по рождению. Класс получил

четко выраженное сословное деление на светских и духовных феодалов (hoblesse

et clerge). Наиболее организованным, как и повсюду, являлось сословие

духовенства, располагавшее собственной церковной иерархией и дисциплиной, а

также суммой привилегий, резко отделявших его от светского мира. Последнее

обстоятельство вызывало активные выступления против него дворянства. В

конфликтах этого рода уже в XIII в. имели место альянсы различных сословных

групп – дворянства и горожан. Конфронтация духовенства и дворянства нашла

отражение в структуре Генеральных штатов, где духовенство сформировало

отдельную палату. Она была закреплена практикой государственного аппарата, в

частности высшего судебного органа – Парламента.

В среде феодалов к середине XIII в. заметно изживают себя различия между

шателенами – владельцами замков – и простыми рыцарями. Экономические трудности

феодалов в связи с развитием товарно-денежных отношений, с ростом дороговизны

самой процедуры посвящения в рыцарство порождали новую прослойку – сыновей

рыцарей, дворян по происхождению, но не получивших звания рыцарей. Кроме того,

мы не можем выделить мелких и средних феодалов, как особую сословную группу,

отличавшуюся своей привязанностью к экономической деятельности, от крупных

сеньоров. Это обстоятельство имело важные последствия в социально-политической

жизни общества, в частности отразилось на характере взаимоотношений дворянства

с сословием горожан**.

Анализ социальной структуры дает основание отметить в числе особенностей

становление французской с.м. известную соотнесенность, совпадение по времени

и силе проявления начальных процессов усиления центральной власти, с одной

стороны, и оформления и консолидации сословий – с другой (XII-XIII вв.). В

дальнейшем некоторая замедленность в развитии этого процесса для сословий

позволит центральной власти определить их в своем усилении. Тем не менее

сравнительно ранняя активность сословий обеспечит уравновешенные формы их

взаимодействия с монархией во Франции. существенной особенностью социальной

базы французской с.м. на начальном этапе являлась ее сравнительная узость,

показателем которой служил, в частности, аристократический состав духовенства

и особенно дворянства на ассамблеях ранних Генеральных штатов. Эта

особенность была связана с отличительной спецификой вассального права,

которое ограничивало контакты монархии с классом феодалов.

Весьма важной особенностью структуры Франции являлась специфическая расстановка

социальных сил, также определившаяся уже на этапе ранней с.м. Социальная рознь

привилегированных сословий с горожанами, имевшая глубокие корни в особенности

социально-экономического развития французского феодального общества и

усугубленная крайними формами коммунального движения, делала возможным лишь

кратковременный союз между ними. Замедленная консолидация сословий на

общегосударственном уровне, а также специфическая расстановка социальных сил

определили относительную слабость ранних Генеральных штатов.

1

Появление в начале XIV в. общегосударственного органа с.п. завершало в общих

чертах процесс складывание с.м. во Франции. Дальнейшее развитие этой формы

государственности пришлось на XIV и XV в., т.е. на второй этап зрелой стадии

феодализма.

2.2. Королевская власть и ее взаимоотношения с сословиями.

Социально-экономическое развитие феодального общества и внутренняя эволюция

сословий не исчерпывает причин обострившейся к концу XIII в. межсословной

борьбы во Франции. Существенным источником противоречий, усугублявшим

напряженность в стране, было усиление королевской власти, которое наносило

ощутимый материальный ущерб всем классам и изменило равновесие положительных

сил в пользу монархии.

Обеспечив себя сравнительно действенным и надежным административным

аппаратом, король пытался осуществлять и до известной степени осуществлял

высший суверенитет уже не только в королевском домене, который к началу XIV

в. составлял ¾ территории Франции, но и в рамках всего королевства.

изменился и сам характер королевской власти, патримониальная основа которой

постепенно уступала место публично-правовой. Королевская власть к этому

времени была объявлена легистами единственным источником права и закона,

хранительницей общественного блага. С конца XIII в. монархия заметно оживила

свою законодательную деятельность, посредством которой пыталась регулировать

все стороны жизни феодального общества. Однако преувеличивать полноту власти

короля Франции н следует. были области, где власть короля была скорее

теоретической, например, в таких областях, как Бретань, Гиень, Бургундия,

Фландрия.

Важным объектом притязаний королевской власти, вызывавшим наиболее частые

столкновения с привилегированными сословиями, являлась сфера сеньориальной и

церковной юрисдикции, которую правительство настойчиво пыталось сократить,

справедливо расценивая судебные привилегии как главное условие полного

влияния феодалов.

Особую группу противоречий порождали земельные и имущественные взаимоотношения

короля с привилегированными сословиями. Усиление королевской власти привело к

нарушению отличительного принципа французской феодальной системы вассалитета,

согласно которому король мог рассчитывать на помощь только прямых вассалов.

Королевская власть использует 2 главных средства: во-первых, она прибегает к

фьефу-ренте, т.е. денежной пожизненной ренте, регулярно «оплачивающей» службу

вассала в королевской армии, что способствовало известному сплочению низшего

дворянства вокруг короля; во-вторых, королевская власть усиливает наступление

на самую основу вассальных связей сеньоров с их рыцарями – феодальную иерархию

земель, активно приобретая землю феодалов (покупка, опека, конфискация).

Взаимоотношения королевской власти с сословиями осложняло ее вмешательство в

межсословные и внутрисословные противоречия. Королевская власть в каждой новой

ситуации могла менять местами довольных и недовольных, создавая тем самым

необходимым и полезное для себя равновесия сил, хотя такого рода лавирование не

исключало опасности нарушения этого равновесия.

1

Наиболее ясно все общество затрагивала налоговая политика правительства.

Королевская власть увеличила денежные штрафы, взимаемые королевскими судами,

стала извлекать постоянные доходы из лесов. Несмотря на всяческие ухищрения,

правительство с помощью весьма нерегулярных доходов не могло разрешить

финансовую проблему. Разросшийся административный и судебный аппарат, активная

внутренняя и внешняя политика требовали постоянных и эффективных поступлений в

королевскую казну. Нехватка финансов стала особенно ощутимой в связи с войной

во Фландрии. Выход их создавшейся ситуации правительство искало в

экстраординарных налогах. Задуманные как средство выведения страны из тяжелого

положения, они усугубили его. обострив как недовольство привилегированных

сословий, которые считали налоговый иммунитет своей самой важной и безусловной

привилегией, так и народных масс города и деревни, на плечи которых легло

основное бремя налогов, кроме того, король делает налоги всеобщими.

Посягательства короля на кошельки подданных феодальных сеньоров, а иногда даже

людей, находящихся от них в личной зависимости, встречали серьезные

сопротивления. В мае 1304 года (в «письмах милости» духовенству Реймского

дегоцеза) король вынужден дать обязательство не требовать субсидии от

крепостных людей прелатов.2

Не довольствуясь налоговыми новшествами, король прибегает к исключительным

мерам, среди которых прежде всего следует отметить монетные операции. Король

усилил контроль за частной монетой, подчеркивая, что феодалы имеют право

чеканить монеты только с разрешения короля. В 1305 г. он предписывает

феодалам чеканить монету прежней стоимости, напоминая, что частная монета

может иметь хождение исключительно во владениях ее собственника.

Реформы монет король сочетал с запрещением иностранных монет в государстве, к

которым, естественно, стремилось прибегать население во всех платежах.

Об экономических трудностях, которые переживала страна, свидетельствует также

широкое распространение ростовщичества, особенно тяжело отражавшегося на

положении народных масс. Ордонансы, направленные против ростовщичества,

квалифицируют его как общественное зло, разорявшее и бедный народ и

дворянство. документы, отразившие борьбу правительства с этими явлениями и

связанные с ними гонениями на евреев под лозунгом искоренения общественного

зла, ярко свидетельствуют об истинном смысле борьбы ради обогащения страны.

2.3. Обострение социально-политической борьбы. Предпосылки появления

Генеральных штатов.

Налоговый гнет, губительная монетная политика, дающая лишь временные

облегчения для казны, в обстановке продовольственных трудностей и военные

неудачи во Фландрии серьезно ухудшили положение в стране. Но было бы глубоко

неверным полагать, что все сословия в этой ситуации находились в одинаковом

положении. Процесс государственной централизации, будучи в целом

прогрессивным, сохранял свой феодальный классовый характер. Сопровождаемый

неизбежными потерями части привилегий и доходов феодалов, он тем не менее вел

к укреплению государства, как орудия их классового господства, осуществлялся

главным образом за счет народных масс города и деревни.

Одной из многочисленных причин обострения классовой борьбы крестьян в это время

был неуклонный рост государственных налогов, которым сопровождался процесс

централизации страны. Ярко выраженный классовый характер носили акции

королевской власти по освобождению крепостных крестьян своего домена.

Стимуляция в известной мере процесс личного освобождения в общегосударственном

масштабе, эти акции тем не менее являлись финансовой операцией, выгодной для

короля и дорогостоящей для крепостных крестьян.

1

Что касается обстановки в городах, то именно налоговая политика государства

отчетливо выявила ту роль подчиненного, какую играли города в их союзе с

королевской властью. Союз короля с городами никогда не был бескорыстным; ибо

служил задачам усиления центральной власти. Кроме того, города служили для

короля и источником финансовой помощи. Ухудшив налоговой политикой состояние

финансовой и социальной обстановки в городах, королевская власть использовало

эту обстановку для того, чтобы подчинить коммунальное управление своей власти

и даже ликвидировать коммунальные вольности.

Волнения и недовольства крестьян и городского населения создавали тревожную

обстановку в стране. Не случайно во всех ордонансах настойчиво повторялась

мысль о том, что правительство стремится обеспечить мир и спокойствие в

государстве, благо для всех подданных.

Недовольство сословий правительственной политикой приобрело

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты