Курсовая: Характеристика политических режимов

утопическом сознании. Так, Г.Бабёф призывал "навсегда отнять у каждого надежду

стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниях. кого-

либо из сограждан". [7]. В плане общей структуры идеального об­щества они в

основноом следовали за Платоном, иногда внося поправки, еще более усиливавшие

уравнительность.

Значительный вклад в развитие и обогащение тоталитарной мыс­ли /возможно,

помимо своей воли/ внёс французский радикальный просветитель VIII в. Ж.-

Ж.Руссо. Исходя из благородного желания осчастли­вить общество на началах

разума, справедливости, равенства и свободы он предлагал такую организацию,

которая в сущности не оставляла мест для реализации этих принципов и вела к

тотальному огосударствлению /что в общем то и есть тоталитаризм/. Его

концепция - это разновид­ность коллективистской демократии /см. выше/, при

которой доброволь­но объединившиеся граждане создают совершенное государство

для защи­ты своих интересов, причём именно благодаря государству, а не иначе,

"из тупого и ограниченного животного" возникает разумное существо -

человек.[8] Из отдельных, несовершенных частей появляется "политичес­кое

тело", в котором личность, индивид полностью растворяется, поручая свои

проблемы и интересы государству. Частный интерес имеет зна­чение лишь

постольку, поскольку он согласуется с общим государствен­ным интересом /

"Частный интерес не только согласуется с общим бла­гом, но, напротив, при

естественном порядке вещей, они взаимно ис­ключают друг друга."/ " Лишь

государство обладает абсолютным суверенитетом, в случае же неподчинения

граждан оно имеет право принудить их силой и тем самым " сделать свободным",

так как свобода проявляется в соответствии с общей волей.

В силу сказанного рационалистические идеи этого видного теоретика

Просвещения нашли применение сначала в яко­бинском терроре во времена

Французской революции, а затем легли в основу многих позднейших тоталитарных

концепций. Они получили то или иное развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса,

Ницше, ряда других самых разных мыслителей XIX века. Но как система целостных

взглядов и, главное, практика общественной жизни, тоталитаризм сложился в XX

веке, на стадии наивысшего развития индустриального общества и

государотвенно-монополистического капитализма, перед переходом его в

постиндустриальную фазу. Именно тогда возник "социальный заказ" на подобные

идеи и они воплотились в деятельности массовых движений от социалистических

до националистических, особенно в их крайних формах - коммунизме и фашизме.

Делались попытки обосновать неизбеж­ность и общественную полезность

тоталитаризма с ссылками на объективные законы общественного развития, теории

социал-дарвинизма, клас­совой борьбы, планирования и т.д. Кроме того. кроме

того, различные тоталитарные школы враждовали между собой, пытались отделить

себя от конкурентов и противопоставить себя им, преувеличивали свои

ка­жущиеся непримеримость и противоречия /например, национал-социалисту и

коммунисты/, что до недавнего времени крайне запутывало теоретичес­кую оценку

проблемы, сужало возможности для анализа /запрет на кри­тику коммунизма в

бывших социалистических странах при разрешении таковой в отношении фашизма и

других некоммунистических теорий/. Подводить итоги дискуссии о тоталитаризме

еще рано, не все положе­ния и выводы выглядят бесспорными, хотя, в самые

последние годы, после краха большинства коммунистических режимов, в этих

проблемах появилось больше ясности.

Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый

социально-экономический строй, своего рода формацию, при тоталитарном

политическом режиме. Возникновение этого строя большую, чем где бы то ни

было, роль играют идеологические схемы и постула­ты, экономический базис не

предшествует надстройке, а целенаправленно создается по чертежам

политического руководства. Какие из многочисленных концепций могли

способствовать формированию тоталитарных режимов

Одни исследователи /Ф.Хайек, а за ним К.Ясперс/ видели истоки тоталитаризма

прежде всего в системе планирования, государственного ре­гулирования

экономических процессов, пришедшей на смену старой сво­бодной конкуренции.

Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной

прежде системы массовых коммуникации порождалиЦа индустриальной стадии

развития иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-

политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству,

одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и

автономии.[10]

Государство мыслилось сторонникам такой точки зрения /политологи назвали её

коллективно-механистической/ как единый механизм, где граждане - всего лишь

винтики, приводные ремни этой машины. С этим согласуются взгляды самих

идеологов и основателей тоталитарных систем. Основатель фашизма Муссолини

провозглашал: "Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация,

тем более ограничивается свобода личности"[11] . В.И.Ленин рассматривал

будущее социалистическое государ­ство как "одну контору и одну фабрику",

"один всенародный государ­ственный синдикат". [12]

По-иному рассматривал вопрос об истоках тоталитаризма русский философ

Н.Бердяев. Он видел в нём прежде всего возрождение древних утопий, реальное

воплощение в жизнь идей утопического равенства.

Целостность есть главный признак утопии... Утопия всегда тоталитарна.

враждебна свободе".[13] Две эти точки зрения по существу не противо­речат

друг другу, а взаимно дополняют. Именно при господстве коллек­тивно-

механистических взглядов, стремлении заорганизовать и централи­зовать всё и

вся, утопии находят благоприятную почву для попыток своего воплощения.

Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он

имеет свои социальные предпосылки и причины. К важней­шим из них относятся:

1. Как уже отмечалось, само индустриальное общество, усложнение общественных

связей и взаимозависимости;

2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые

возможности для манипулирования общественным сознанием; /радио, телевидение,

средства связи, СМИ и т.д./;

3. появление монополий и их срастания с государством /тоталита­ризм - высшая

их ступень, всеобъемлющая монополия/;

4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа Государства

/здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко усилилось

государственное вмешательство в экономику и общест­венную жизнь/,

распространение коллективистских взглядов; 5. Массовая эмоциональная

уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и

рациональных преобразований 6. Массовая психологическая неудовлетворённость

отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством;[14]

Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу,

нации, государству, величественной сакральной Власти;

7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализа-ции общества,

появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо

восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому

радикализму;

Основными свойствами люмпена /по Р. Парку/ -[15] являются: ниги­лизм по

отношению к прошлому и настоящему, беспокойство, агрессив­ность, честолюбие,

чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. На всё это делают ставку

вожди тоталитарных движений. Следует здесь иметь в виду различие в

программных установках между элитой движения и основной массой: у первых -

расчётливое, рационально-индустриаль­ное видение цели, у вторых - стремление

слиться с организацией, тра­диционный общинный коллективизм /что

обуславливает относительную прочность тоталитарных режимов в странах

Востока/. Адресаты у различ­ных движений, слои, на которые они упираются,

тоже отличаются: в России, у большевиков это были пролетариат и беднейшее

крестьянство, у нацистов Германии - служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие

от экономического кризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев

очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для

прихода к власти.

К политическим предпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже упоминавшаяся

этатизация общественного сознания, а главное, появления массовых, предельно

идеологизированных, партий нового, тоталитарного типа с жёсткой, полувоенной

структурой и полным подчинением рядовых членов партийной идеологии и её

выразителям - вождям, руководству в целом.

У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличи-тельные

черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление полити­чески или даже

физически уничтожить несогласных, или их насильственны перевоспитать в духе

правильного учения, все остальные идеи, их плю­рализм они рассматривают как

заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к "математически

безошибочному всеобщему счастью" [16] В этом проявился их разрыв с

рационализмом и переход на догматичес­кие позиции, часто сами вожди становятся

заложниками собственных догм.

Глава 3

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ. ОСОБЕННОСТИ АВТОРИТАРНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ

СИСТЕМ. АВТОРИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ.

Реальный тоталитаризм в процессе развития и осуществления конечно претерпел

изменения по сравнению с идеальной моделью, ибо лю­бая утопия осуществима в

принципе лишь при условии серьёзных иска­жений,диктуемых социальное средой,

логикой политической борьбы, ко­рыстными интересами власть имущих,

"революционной целесообразностью" Но в целом, тоталитарный строй, в отличие

от других, возникающих стихийно, в наибольшей степени создается

целенапрвленно на основе определенного образца, идеала. Важнейшую,

цементирующую роль в нём играет идеология /она же и основной ценностной

ориентир/. Режим стремится к идеологизации всей жизни, всех экономических и

социальных процессов. Широко распространены эсхатологические и

телеологические представления. Примером эсхатологии может явиться тезис о

счастливою конце истории, конечном смысле существования человека с торжеством

коммунизма, Рейха и т.д. Пример телеологии - взгляд на историю как

закономерное движение к некой цели, причём цели отдается полный при­оритет

над средствами. Такой подход в корне антигуманен, ибо реаль­ное содержание

цели - в конкретных результатах, получаемых с помощью определенных средств.

"Организация более справедливого и благостного общества - не есть цель, есть

лишь средство для достойного чело-веческого существования."[17]

По своему содержанию эта идеология революционна. Она пропове­дует

формирование нового общества и человека, их революционное, насильственное

преобразование. Главная роль отводится неподлежащим кри­тике и обсуждению

социальным мифам /капитализм и коммунизм, роль ра­бочего класса,

превосходство арийцев и т.д./ Официальная идеология общеобязательна, она

пропагандирует покровительственное отношение к массам, неспособным понять

истину без государственного руководства. Самыми распространенными и

неприглядными чертами любого тоталитаризма являются: тотальный контроль над

СМИ, нетерпимость к оппозиции, замена общественного мнения официальными

оценками, отрицание общече­ловеческой морали и её деградация, культивирование

низменных, стад­ных инстинктов: уравнительность, классовая или национальная

ненавист1 подозрительность, доносительство, зависть и т.д. Всячески

поддержи­вается атмосфера чрезвычайного положения, бдительности, что служит

оправданием командных методов и репрессий. В идеале тоталитаризм стремится к

полному уничтожению автономного гражданского общества, неподконтрольного

властям, происходит его тотальная политизация.

Ядром политической системы такого общества выступает предельно

централизованное движение за новый порядок во главе с партией нового типа,

сросшееся с государственным аппаратом. Такая партия получает вою полноту

власти, любая политическая оппозиция и несанкционирован­ная политическая

инициатива /создание организаций/ подавляются. Государство претендует на

выражение общей воли народа, предельный демократизм, высшего нового типа

/здесь проявляется расхождение между декларируемым строем и политическим

режимом, о чём говорилось в самом начале/. Характерные признаки:

безальтернативные выборы, пред­ставительные учреждения без реальной власти,

высокий процент участия в выборах / до 99,9% / и прочие псевдодемократические

атрибуты.

Разумеется, на одной идеологической обработке тоталитарным режимом не

удержаться. Для сохранения власти им необходим сильный аппарат социального

контроля и принуждения с реальными полномочиями /госбезопасность, армия,

милиция и т.д./, необходимыми условиями выживания являются массовый террор и

запугивание населения, сакра­лизация верховной власти и её носителей /в форме

культа вождей/.

Тоталитаризм формирует и пытается найти адекватную себе со­циальную

структуру: опора делается преимущественно на люмпенов, общество и весь

окружающий мир делятся на своих и чужих, друзей и врагов. В сфере экономки в

перспективе планируется полная ликвида­ция частной собственности

экономической независимости, индивид по­падает под тотальный контроль и в

полную зависимость от государства, не может без него получить работу, жилище

и т.д. Поощряется формиро­вание "нового человека", неприхотливого в

потребностях, беззаветно преданного идее и лично Вождю, исполнительного,

готового на любые жертвы. Несмотря на декларируемую уравнительность в

доходах, со вре­менем возникает ощутимое социальное неравенство, широкое

распростра­нение получают различные привилегии, уровень жизни определяется

бли-зостью к распределению власти.

В XX веке тоталитаризм существовал в трех основных формах, их отражают

реальный социализм советского образца, итальянский фашизм и германский

национал-социализм. За недостатком места мы не будем останавливаться на них

подробно, отметим, что эти режимы отличались по своим государственным

идеологиям, принципом, заложенным в их ос­нову /социализм или национализм:

диктатура пролетариата, культ рим­ской империи и фашистского режима как её

продолжателя, идея исклю­чительности и мирового господства арийской расы/.

Коммунизм был наиболее радикален в экономическом смысле, так как он полностью

упразднил частную собственность; режим Мусолини, был, напротив, сравнительно

мягкой формой тоталитаризма, он близок к традиционным диктатурам, например,

Испании и Латинской Америки, возможности дуче как верховного вождя были здесь

ограничены по сравнению с Гитлером и Сталиным. Немецкий нацизм занимал

промежуточное положение, многое заимствуя из других моделей.

Социализм оказался самым долговечным, потому что искусно ис­пользовал

привлекательные, гуманные лозунги социальной справедливости и

интернационализма /в отличие от фашистской шовинистической идеоло­гии/. Но в

настоящее время и его возможности исчерпаны. Тоталитарные режимы потерпели

поражение, потому что оказались неспособны к эффек­тивному развитию и

прогрессу, экстенсивно развиваясь за счёт накоп­ленных ранее средств и

сверхэксплуатации большинства населения, их адаптивные возможности ограничены

идеологическими догмами. Они по­казали себя несовместимыми с современными

требованиями к демократии. свободе и творчеству. Они не реализовали

собственных идеалов да и hi могли это сделать. Сегодня большинство стран с

тоталитарными режима­ми переходит на демократические рельсы /возможно, через

авторитарную промежуточную стадию/. Тем не менее, несмотря на их

дискредитацию, перспективы у тоталитарных проектов, в том или ином

модифицированном виде, сохраняется в обозримом будущем.

Необходимо в заключение сказать несколько слов об авторитаризме - переходном

режиме от тоталитаризма к демократии. Его можно определить как ограниченный

плюрализм, носитель власти - один чело­век /монарх, диктатор или группа лиц

/хунта/, массы отчуждены от власти. Власть неподконтрольна обществу, законы

принимаются по своему усмотрению, она опирается прежде всего на силовые

структуры. Массовые репрессии не обязательны, режим может даже пользоваться

популярностью, но при случае может прибегнуть к силе и не скрывает этого. В

отличие от тоталитаризма режим отказывается от тотального контроля всех сфер

/ за исключением собственной безопасности, об­щественного порядка, обороны,

внешней политики/, может активно влиять на стратегию экономического развития,

не нарушая рыночного саморегулирования. Политическая элита пополняется в

результате кооптации /сверху/, а не конкурентной избирательной борьбы.

Оппозиция ограничивается, но не подавляется, возможно существование

полулегальных партий и профсоюзов.[18]

К слабым сторонам таких режимов относятся неподконтрольность власти обществу,

отсутствие механизма "обратной связи", гарантий от злоупотреблений властью,

авантюризма и произвола, нарушение прав и свобод, всё связано с личностью

правителя или позицией группы руко­водителей. В то же время у таких систем

есть и преимущества: высокая мобильность /ощутимая в экстремальных

ситуациях/, способность под­держивать общественный порядок, преодолевать

сопротивление консерва­тивных структур, сконцентрировать усилия и средства на

определенных направлениях. Они особенно полезны в процессе перехода к

демократии, когда в обществе отсутствуют необходимые механизмы

саморегулирова­ния. /при этом не следует злоупотреблять авторитарными

методами./ Подобные режимы, как правило, временные и переходные: реальный

путь их эволюции - преобразование в полноценную демократию /более

устой­чивый и перспективный политический режим/.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]Т.В. Шмачкова. Из ос

нов политологии Запада. Поли

с, 1991, л° 2, с. 134 /Ж.

Л. Кермонн/

2]"Фукидии История, т. 1, книга II. М., 1915, с. 120.

3]Основы политологии.

Под ред. В.П. Пугачева.

М. 1992, с. 204. Власть и демократия:

зарубежные учёные о политической науке.Под редакцией

П.А. Цыганкова. М. 199

2, с. 45, 61

./

4]"Мигранян А. Гражданское общест

во //50/50: Опыт словаря нового мышления

М., 1989. с. 446.

[5]Основы политологии. с. 204, 189.

6]Платон. Соч. в 3 т. М. 1971, т. I, III. .. .

7]Г.Бабёф. Соч. в 4 т. М., 1977, т.3, с. 521.

8]Ж.Ж.-Руссо. Трататы. М., 1969, с. 164.

[9] Там же, с. 307.

10] Ф.А.Хайек. Дорога к рабству. Новый мир, 1991 № 7-8. К.Ясперс. Цель -

свобода. Новое время, 1990, № 6.

11] Цит. по: Ф.А.Хайек. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, ^7, 0.186.

12] В.И.Ленин. Полн. собр. соч, т. 33 с. 101.

13] Н.Бердяев. Судьба России. М, 1990, с. 329-331.

14]см. Э.Фромм. "Бегство от свободы" и другие работы. М. 1990.

15] Основы политологии, с. 194.

16]Е.Замятин. Мы; О.Хаксли. О дивный новый мир. М, 1989, с. 8-9.

17] Н .Бердяев. Судьба России, с. 273.

18] Основы политологии, с. 202.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Основы политологии. Под ред. В Л.Пугачева. М, 1992.

2. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8.

3. Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990.

4. Власть и демократия: Зарубежные учёные о политической науке. Под

ред. П.А. Цыганкова. М, 1992.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты