Курсовая: Характеристика политических режимов
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ (ТОТАЛИТАРИЗМ, ДЕМОКРАТИЯ)
ПЛАН
1. Виды политических режимов. Сущность и исторические типы демократии.
2. Тоталитаризм - феномен XX века. Идейные истоки и социальные предпосылки.
3. Характерные черты тоталитарных режимов.
Особенности авторитарных политических систем.
Авторитаризм и демократия.
Глава I
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИИ
кой системы какого-либо государства или общества не
следует ограничиваться лишь официально провозглаше
нными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными
противоречия между парадным фасадом государства и
происходящими за этим фасадом. Для характери
сов применяется понятие "политический режим" - систе
ма реальных методов властвования в данном го
сударстве. "Под политиче
я совокупность эле
ментов идеологического, ин
ституционного и социологического порядка, способст
вующая формированию политической вла
сти данной страны на определённый период".[1]
Между ним и декларируемым государ
ственны строем, как уже отмечалось, часто
наблюдается несоответствие или даже прямая
обенно характерно для диктаторских и прежде всего
Именно политический режим определяет политическую
атмосферу общества, в отличие от сравнительно
устойчивых правовых норм, он подвижен и
ниях. Изучая конкретные многообразные формы
политических режимов, существо
тических требований к политиче
ской науке, руководствуясь принципом, что,
человек, индивидуум- "мера всех
ссматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её в
ажнейшим правам и свободам. Основные параметры
политического режима могут быть представлены следующим образом:
1/ Степень развития "гражданского общества"; 2/
Роль негосударственных политиче
ских организаций в политиче
ской жизни;
3/ Роль в государстве и обществе силовых структур /армия, полиция, Г. Б./;
4/ Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика
толкования и применения ими Конституции и других
актов;
5/ Степень разделения властей и характер отношений между ними; 6/ Степень
централизации власти;
7/ Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.
В соответствии с этими критериями выделяются 2 резко
отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктатор
ский.
Демократия - один из самых употребительных и
многозначных терминов политической науки. Она выходит далеко за рамки
того слова /в переводе с греческого оно означает
"власть народа" - от "demos" - народ
и "hratein" власть/, т.е. формы
организации государства, при которой вла
стью обладает большинство гр
аждан, имеющих равные права, в отличие от монархии /власт
ь одного/ или аристократии /вла
сти меньшинства/. Зародился этот строй в Древней
Греции, его особенности видный государственный
деятель Афин Перикл охарактеризовал так:
"Называется этот строй демократическим, потому что
он зиждется не на меньшинстве граждан, а на
большинстве их. По отношению к ча
стным интересам законы наши
представляют равноправие для всех" [2] Иными с
ловами, демократия - прежде
всего такая система властвования, в которой все слои
общества имеют формальные права участия в выборах и
управлении и формально равны перед законом. Говоря об афинской город
ской демократии/равно как и о
других демократиях Древнего ми
ра и Средневековья/, нужно иметь в виду их
специфический характер, они тяготели к коллективистс
кой модели организации и управления/ в отличие от поздне
йших либеральных и плюралистических
концепций/,[3] что ярко выражалось в ущемлении прав меньшинства, отсутствии
гарантии для их полноценной защиты и выражения, навязывании воли общего,
целого, т.е. коллектива, по отношению к отдельно
соблюдалось и формальное равноправие - преимущество получали за
житочные слои, аристократия /они же удерживали
реальные рычаги управления/. Существенным недостатком такой демократии было и
полное исключение из неё целых социальн
ых групп /например, рабов в рабовладельческих демократиях/. В целом, де
истокого типа были эпизодиче
обществах вплоть до нового времени - эпохи бур
жуазных революций. Буд
учи исторически самой ранне
й формой народовластия, они отличались преобла
данием прямых форм волеизъя
вления /народные собрания в
Древней Греции и Риме, веча в феодальных республиках
ениями, причем последние имели тенденцию пр
Древнем Мире, руководящие учрежд
ения итальянских городских республик/. В
форма демократии уходит в прошлое, она характерна лишь для наиболее при
митивных обществ, только вступающих на путь
подлинного народовластия. Поп
ытки возродить её в форме "социали
стических режимов приводили и приводят лишь к ма
скировке реальных тоталитарных порядков.
По настоящему значимым и преобладающим
демократический строй становится только в эпоху капитализма, с возникновением
кого базиса - свободного предпринимательства, основанного на индивидуально
тной инициативы, с крушением
старых сословных и иерархических перегородок
/попытки вывести демократию из других источн
иков, например, социалистических общественных отношений, применявшие
теории, успеха не имели, о чём будет сказано ниже
./ Для этого строя была характерна уже иная модель демократии, основанная на
ение к личности, её правам и
и его институтами/, максимальная нез
ависимость индивида от государ
ства; здесь же - феномен самоуправляющегося "граждан
тный добуржуазным формациям/ [4] Являясь шагом
вперед по сравнению с первичной /коллективистской/
слабых мест: ориентируясь на сильных в
экономическом и социальном смысле индивидов
предпринимателей/, она оставляет
нимания интересы и потребности др
наёмных работников/, государство ограничивается рол
самые общие интересы, что н
а практике ведёт к усиление общественного неравенс
тва и недовольства. Могут быть допущены и с
от рвноправия в принятии решений /так, в ряде
уществовал имущественный ценз, прямо ограничивавший права неимущих на
участие в выборах и представительны
х учреждениях, да и после его формальной отмены
проблема не потеряла остроту/. Всё это в комплексе
приводило либерально-капиталистическую модель демократии к ряду серьёзных кризи
сов на протяжении её истории, вы
ход из которых в разных странах и обществах
пытались искать либо на пути
возвращения к добуржуазным по сути, же
стким методам государственного регулирования
кой жизни /что выразилось в деятельности тоталитарных и авто
ритарных режимах, которыми был столь богат X
X век, либо на пути совершенствования действующе
противоположные стремления Так появилась 3-я
/плюралистическая/концепция демократии, вобравшая в
себя как либеральные /индивидуалистические/, так
и коллективистские ценности /прежде всего идею
социального равенства и социальной защиты на
селения от издержек рынка/ и доказавшая к концу XX века
. свою перспективность и превосход
ство над другими концепциями. В настоящее время мир переживает волну