Курсовая: Характеристика политических режимов

перехода от диктатур к де

мократиям в глобальном масштабе, при этом

основным ориентиром выступает именно плюрали

стическая система

, сложившаяся в наиболее передовых стра­нах Европы, Америки и Азии. Но этот

процесс долог и труден, ибо слишком различны

политические и социальные у

словия в разных странах, он не может быть с

овершен одним прыжком и требует не

скольких фаз, длительной эволюции. Плюрали

стические режимы тоже не идеальны, не все слои

отчётливо осознают свои интересы, процесс

согласования сложен

и часто приводит к

крену в ту или иную сторону /либо частных, либо

обще­государственных интересов/, но реальной

альтернативы им пока не про­сматривается. Об этом

свидетельствует поучительный опыт тоталитарных режимов нашего столетия. По

видимому, плюралистическая модель демок­ратии

станет основной и преобладающей в будущем, что не ис

ключает воз­никновения и иных форм политической организации.

Таким образом, конкретные исторические формы де

мократии услож­нились и далеко не ограничиваются

теперь рамками формального "народо­властия", как

это было вначале. С одной стороны, демократия -

это тип государства и политической

системы /в чём она однопорядковая

с такими понятиями как "авторитаризм" и

"тоталитаризм"/, в более широком

смысле - любая форма устрой

ства, основанная на принципах равноправия и её

членов, периодичной выборностью органов управлени

я и принятия решении по большин

ству. С другой стороны, это также опре­делённое

мировоззрение, идеал, ос

нованное на ценностях с

вободы, равенс

тва, уважение прав человека и меньшинств,

народного суверенитета. К этому понятию те

сно приникают и базирующие

ся на этих ценностях социальные движения с широким диапазоном: либераль

ные, социальные, христиан

ские демократы, новые альтернативные движения и т.д.[5]

В силу этого демократия

приобретает характер общечеловеческой ценности, так или иначе при

сутствующей на протяж

ении всей истории, начиная с первобытно

сти / в формах общинной,

военно-племенной

демокра-тии, предшес

твовавших классовому строю/, зача

стую в качестве некого абстрактного, смутного идеала

; особые же значения она получа

ет в hbl дни, когда она становится о

сновополагающей, фундаментальной ценнос­тью, критерием и ориентиром.

Демократию как народовластие и позитив­ное

выражение свободы не с

ледует также ошибочно отожде

ствлять с анархией /безвла

стием, негативным выражением свободы/, хотя

такие попытки часто делаютс

я со стороны её противников. Подводя итоги и

сторической миссии демократии, мо

жно вспомнить справедливое, хотя ироничное, вы

сказывание У. Черчиля:

демократия - худшая форма управ­ления, за

исключением всех оста

льных. Проверить дос

тоинство и недостатки

демократии можно в сравнен

ы с её антиподом - диктатурой, тиранически

ми режимами. По клас

cическому определению В. И. Ленина, диктатура - это

господство одной части об­ще

ства над другой и его осуществление при помощи

насилия. Это поло­жение в полной мере подтвердило

сь и в отношении так называемой "рево­люционной

диктатуры пролетариата", созданной самими

большевиками-ленинцами. Она рассматривалась ими как

власть, основанная на насили

я победившего пролетариата по отношению к низвергнутым

эксплуататорскк: классом, не

связанном никакими законами, и в этом смы

сле как неизбежная

ступе

нь перед подлинной

властью трудящихся, но их в

ыводы не выде жали

испытания временем, д

иктатура остается диктатурой в

о всех её проявле

ниях и сама по себ

е привести к с

вободе и демократии не может. В оценке её исторической роли, предполагаемой

полезности и оправдан­нос

ти, нужно исходить из такого критерия, как

объем власти

диктатора и степень централизации. В этом

смысле диктатура неоднородна, её можно разделить на 2 гру

ппы: авторитарные и тоталитарные режимы.

Тоталитаризм отличается предельной концентрацией влас

ти и пол­ным огосударствлением всех сфер жизни

/экономика, культура, наука, государственная идеология, общ

ественные движения, явля

ется логически абсолютной завершением идеи власти и

воплощением всех принципов дикта­туры. Авторитаризм

более умерен, он запрещает и преследует только

политическую оппозицию, но сохраняет автономию

личности и общества во

внеполитической сфере, как правило не вмешивает

ся в частную жизнь, что особенно важно для

полноценной хозяйственной и культурно

й деятельности.

Диктатура в её автор

итарном варианте была

самым распространенным

типом политического режима в мире вплоть до

новейшего времени, несмотря

на естественные издержки, она с

ыграла опре

делённую роль в модернизац

ии ряда стран, в подготовке их перехода к

демократическому устройству, хотя переоценивать этот факт не следует. Ряд

приз­наков тоталитаризма можно в

стретить в древневосточных и

средневеко­вых деспотиях /отсутствие

гарантированной частной собственности, полная зави

симость граждан от воли правителя и другие

характерные черты "азиатского

способа производства"/. Но подлинным феноменом

тоталитаризм стал в XX веке, когда человечество, казалось бы, осво­бодилось от

темного наследия прошлого, его антигумани

стических урав­нительных идей. Тоталитарные идеи и их воплощение стали едва

ли не к главной причиной всех бед и трагедий этого века, они

как бы поставили под вопрос однозначно

сть поступательного исторического прогресса.

Почему и как это случилос

ь? - мы попробуем разобраться в этом воп­росе в

следующих главах.

Глава 2

ТОТАЛИТАРИЗМ - ФЕНОМЕН XX ВЕКА. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле -

специфический и экономический строй - феномен

имен­но XX века. Но это не означает, что он появилс

я недавно, тоталитар­ные идеи возникли уже в

глубокой древности, по крайней мере одновре­менно с гуманистически

ми и демократическими

идеалами. Сам термин проис

ходит от позднелатинских с

лов "totalitas

" - полнота, цель­ность и "totalis" -

полный, целый, всеобщий. Впервые употребил его в

1925 году один из "отцов" фашизма Б.Муссолини на

одном из собрании

обозначив его как идеал для своей модели; в научный

оборот слово было введено западными политологами в

30-40-х годах. Они использовал его для обобщающей характеристики любого

недемократического типа ус

тройства: от национал-социализма до коммунизма.

Теория тоталита­ризма представлена такими

фундаментальными трудами, как работы Ф.А.Хайека

"Дорога к рабству" /1944 г./, Х.Арендта

стоки тотали­таризма" /1951 г/, К.Фридриха и

З.Бжезинского "Тоталитарная диктату­ра и автократия" /1956 г./ и другими. За

прошедшие десятилетия ими

накоплен большой материал по этой проблематике; что ка

сается совет­ской и росс

ийской науки, то до недавнего времени сам этот термин в них отрицался и по

понятным причинам возможности для анализа были

резко ограничены. Хотя первоначально это слово

применялось для обозначения политических режимов,

только этим оно не ограничивается.

Правильнее рассматривать его, как

своеобразный способ

производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны в

сеобъемлющий контроль со стороны власти над общес

твом и личностью, подчинение всей общественной

системы коллективным целям и официаль­ной

идеологии.

Как уже отмечалось, тоталитарные идеи находили свое

частичное воплощение в практике деспотий Древнего

Востока. Например, в Китае в 711-17 в. в. до

н/э действовала целая школа так называемых

легистов - сторонников сильного централизованного государства,

неограниченной власти императора, опиравшейся на суровые законы, и тотального

контроля над всеми сферами жизни. В Древней Греции

- родине демок­ратии появились первые развёрнутые обоснования

тоталитарного идеала, совершенного го

сударства. К их числу относятся прежде всего

работы Платона - одного из крупнейших мыслителей античности и

одновременно идейного противника демократии,

как "разрушительный", по его мнению, структуры. Вс

ему мировоззрению Платона были присущи консерватизм, идеализация общинного

коллективизма и патриархальной аристократии, и

страх перед будущей неизвестностью, которую он связывал с демокра­тией /отчасти

он был прав, так как афинская городская д

емократия переживала в IV в. до н.э. глубокий кризис/. В особенности эти

взгляды проявились в его последнем диалоге "Законы"

, где он наделяет свое совершенное государст

во такими по сути тоталитарными чертами:-

безусловное подчинение индивида государству - в его концепции сино­ниму

общества, государственная собственность на землю, дома и даже обобществление

жён и детей, всеобщее насаждение единомыслия и

кол­лективизма, жёсткая регламентация общественной

и частной жизни, об­щеобязательная государственная

религия, запрет на свободное общение с ино

странцами, а для граждан до

сорока лет - вообще выезжать за пределы государства, очищение го

сударства от неугодных путём

смертной казни или изгнания.[6]

Выше перечисленные идеи стали краеугольным камнем

всего после­дующего развития теории и практики тоталитаризма. Фактически их

про­должали и уточняли утопические коммуни

сты средних веков и нового времени: Т.Мор,

Т.Кампанелла, Г.Бабёф, А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др. В их воззрениях вообще ярко

просматривается связь утопии - выдуманной, умозрительной конструкции жизни с

насилием и подавлением личности, естественно, во имя высшего - коллектива,

общего счастья и благосос­тояния. Идея эгалитаризма /уравнительности/,

низведение всего до некого одинакового, среднего уровня - центральное в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты