перехода от диктатур к де
мократиям в глобальном масштабе, при этом
основным ориентиром выступает именно плюрали
, сложившаяся в наиболее передовых странах Европы, Америки и Азии. Но этот
процесс долог и труден, ибо слишком различны
политические и социальные у
словия в разных странах, он не может быть с
овершен одним прыжком и требует не
скольких фаз, длительной эволюции. Плюрали
стические режимы тоже не идеальны, не все слои
отчётливо осознают свои интересы, процесс
крену в ту или иную сторону /либо частных, либо
общегосударственных интересов/, но реальной
альтернативы им пока не просматривается. Об этом
свидетельствует поучительный опыт тоталитарных режимов нашего столетия. По
видимому, плюралистическая модель демократии
станет основной и преобладающей в будущем, что не ис
ключает возникновения и иных форм политической организации.
Таким образом, конкретные исторические формы де
мократии усложнились и далеко не ограничиваются
теперь рамками формального "народовластия", как
это было вначале. С одной стороны, демократия -
это тип государства и политической
системы /в чём она однопорядковая
с такими понятиями как "авторитаризм" и
"тоталитаризм"/, в более широком
смысле - любая форма устрой
ства, основанная на принципах равноправия и её
членов, периодичной выборностью органов управлени
я и принятия решении по большин
ству. С другой стороны, это также определённое
тва, уважение прав человека и меньшинств,
народного суверенитета. К этому понятию те
сно приникают и базирующие
ся на этих ценностях социальные движения с широким диапазоном: либераль
ные, социальные, христиан
ские демократы, новые альтернативные движения и т.д.[5]
приобретает характер общечеловеческой ценности, так или иначе при
ении всей истории, начиная с первобытно
сти / в формах общинной,
твовавших классовому строю/, зача
стую в качестве некого абстрактного, смутного идеала
; особые же значения она получа
ет в hbl дни, когда она становится о
сновополагающей, фундаментальной ценностью, критерием и ориентиром.
Демократию как народовластие и позитивное
ледует также ошибочно отожде
ствлять с анархией /безвла
стием, негативным выражением свободы/, хотя
я со стороны её противников. Подводя итоги и
сторической миссии демократии, мо
жно вспомнить справедливое, хотя ироничное, вы
демократия - худшая форма управления, за
демократии можно в сравнен
ы с её антиподом - диктатурой, тиранически
cическому определению В. И. Ленина, диктатура - это
господство одной части обще
ства над другой и его осуществление при помощи
насилия. Это положение в полной мере подтвердило
сь и в отношении так называемой "революционной
диктатуры пролетариата", созданной самими
большевиками-ленинцами. Она рассматривалась ими как
власть, основанная на насили
я победившего пролетариата по отношению к низвергнутым
эксплуататорскк: классом, не
связанном никакими законами, и в этом смы
властью трудящихся, но их в
ыводы не выде жали
иктатура остается диктатурой в
вободе и демократии не может. В оценке её исторической роли, предполагаемой
ти, нужно исходить из такого критерия, как
диктатора и степень централизации. В этом
смысле диктатура неоднородна, её можно разделить на 2 гру
ппы: авторитарные и тоталитарные режимы.
Тоталитаризм отличается предельной концентрацией влас
ти и полным огосударствлением всех сфер жизни
/экономика, культура, наука, государственная идеология, общ
ется логически абсолютной завершением идеи власти и
воплощением всех принципов диктатуры. Авторитаризм
более умерен, он запрещает и преследует только
политическую оппозицию, но сохраняет автономию
внеполитической сфере, как правило не вмешивает
ся в частную жизнь, что особенно важно для
полноценной хозяйственной и культурно
й деятельности.
типом политического режима в мире вплоть до
новейшего времени, несмотря
на естественные издержки, она с
делённую роль в модернизац
ии ряда стран, в подготовке их перехода к
демократическому устройству, хотя переоценивать этот факт не следует. Ряд
признаков тоталитаризма можно в
стретить в древневосточных и
средневековых деспотиях /отсутствие
гарантированной частной собственности, полная зави
симость граждан от воли правителя и другие
характерные черты "азиатского
способа производства"/. Но подлинным феноменом
тоталитаризм стал в XX веке, когда человечество, казалось бы, освободилось от
темного наследия прошлого, его антигумани
стических уравнительных идей. Тоталитарные идеи и их воплощение стали едва
ли не к главной причиной всех бед и трагедий этого века, они
как бы поставили под вопрос однозначно
сть поступательного исторического прогресса.
ь? - мы попробуем разобраться в этом вопросе в
следующих главах.
Глава 2
ТОТАЛИТАРИЗМ - ФЕНОМЕН XX ВЕКА. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.
Тоталитаризм как определенный политический режим, а в более широком смысле -
специфический и экономический строй - феномен
именно XX века. Но это не означает, что он появилс
я недавно, тоталитарные идеи возникли уже в
глубокой древности, по крайней мере одновременно с гуманистически
ходит от позднелатинских с
лов "totalitas
" - полнота, цельность и "totalis" -
полный, целый, всеобщий. Впервые употребил его в
1925 году один из "отцов" фашизма Б.Муссолини на
обозначив его как идеал для своей модели; в научный
оборот слово было введено западными политологами в
30-40-х годах. Они использовал его для обобщающей характеристики любого
тройства: от национал-социализма до коммунизма.
Теория тоталитаризма представлена такими
фундаментальными трудами, как работы Ф.А.Хайека
"Дорога к рабству" /1944 г./, Х.Арендта "И
стоки тоталитаризма" /1951 г/, К.Фридриха и
З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" /1956 г./ и другими. За
накоплен большой материал по этой проблематике; что ка
ийской науки, то до недавнего времени сам этот термин в них отрицался и по
понятным причинам возможности для анализа были
резко ограничены. Хотя первоначально это слово
применялось для обозначения политических режимов,
только этим оно не ограничивается.
Правильнее рассматривать его, как
производства и организации всей общественной жизни, для которого характерны в
сеобъемлющий контроль со стороны власти над общес
твом и личностью, подчинение всей общественной
системы коллективным целям и официальной
идеологии.
Как уже отмечалось, тоталитарные идеи находили свое
частичное воплощение в практике деспотий Древнего
Востока. Например, в Китае в 711-17 в. в. до
н/э действовала целая школа так называемых
легистов - сторонников сильного централизованного государства,
неограниченной власти императора, опиравшейся на суровые законы, и тотального
контроля над всеми сферами жизни. В Древней Греции
- родине демократии появились первые развёрнутые обоснования
тоталитарного идеала, совершенного го
сударства. К их числу относятся прежде всего
работы Платона - одного из крупнейших мыслителей античности и
одновременно идейного противника демократии,
как "разрушительный", по его мнению, структуры. Вс
ему мировоззрению Платона были присущи консерватизм, идеализация общинного
коллективизма и патриархальной аристократии, и
страх перед будущей неизвестностью, которую он связывал с демократией /отчасти
он был прав, так как афинская городская д
емократия переживала в IV в. до н.э. глубокий кризис/. В особенности эти
взгляды проявились в его последнем диалоге "Законы"
, где он наделяет свое совершенное государст
во такими по сути тоталитарными чертами:-
безусловное подчинение индивида государству - в его концепции синониму
общества, государственная собственность на землю, дома и даже обобществление
жён и детей, всеобщее насаждение единомыслия и
коллективизма, жёсткая регламентация общественной
и частной жизни, общеобязательная государственная
религия, запрет на свободное общение с ино
странцами, а для граждан до
сорока лет - вообще выезжать за пределы государства, очищение го
сударства от неугодных путём
смертной казни или изгнания.[6]
Выше перечисленные идеи стали краеугольным камнем
всего последующего развития теории и практики тоталитаризма. Фактически их
продолжали и уточняли утопические коммуни
сты средних веков и нового времени: Т.Мор,
Т.Кампанелла, Г.Бабёф, А.Сен-Симон, Ш.Фурье и др. В их воззрениях вообще ярко
просматривается связь утопии - выдуманной, умозрительной конструкции жизни с
насилием и подавлением личности, естественно, во имя высшего - коллектива,
общего счастья и благосостояния. Идея эгалитаризма /уравнительности/,
низведение всего до некого одинакового, среднего уровня - центральное в