Курсовая: Франклин Делано Рузвельт

обмануть Гитлера. Они не заставили его отказаться от ревизии Версальского

мирного договора. 14 октября 1933 года германское правительство заявило о

выходе из Лиги наций обретя свободу рук в отношении военных статей

Версальского договора, что приве­ло к расшатыванию стабильности в Европе.

На кануне второй мировой войны США ши­ро­ко использовали прак­тику

предоставления "советов", пуб­личного одобрения внешнеполити­че­ских актов

других государств или, наоборот, пози­цию умалчива­ния и т. п. для оказания

посто­янного давления на политику других прави­тельств в же­лаемом для

Америки направлении. В тоже время подобный способ воздей­ствия на дру­гие

го­судар­ства абсолютно не связывал и ни к чему не обязы­вал самих США,

ко­торые оставляли за собой пол­ную свободу действий в лю­бой об­становке.

Могу­щественные силы - крупные моно­полистические объ­единения, свя­занные

тесными узами с герман­ской военной промыш­ленно­стью, усиливали давле­ние,

добиваясь от Рузвельта пойти по пути упроче­ния дипломатических связей с

гитлеров­ской Герма­нией. Однако, сближение с нацист­ским режимом, уже

показавшим свои палаческие наклонности, было невозможно в усло­виях общего

демократического подъема в стране и на­растания антифашистских настроений в

стране.

Американские фирмы продавали большие партии вооружения нацистской Германии, в

том числе и воен­ные самолеты. Первого марта 1935 года правительство Германии

заявило, что оно считает себя свободным от обя­зательств Версаль­ского

договора, запрещавших ему создание воен­ной авиации. 16 марта в Германии

опуб­ликован декрет о всеобщей воинской повинности. А это было нарушением

сепаратного мирного договора США с Германией, предусматривающего разоружение

Германии. Трезвые политики в окружении Рузвельта указы­вали, что невозможно в

современном неделимом и взаимозави­симом мире отсидеться за океаном и даже

обога­титься за счет военных катастроф в Европе.

7 марта 1936 года германские войска вступили в Рейнскую область,

демилитаризованную по Версальскому договору.

Мятеж генерала Франко против законного правительства республиканской Испании

обна­жил суть изоляционизма. Народу Испании было отказано в помощи,

интервенты получили пол­ную свободу рук.

Видный политик, близкий Рузвельту чело­век - Додд высказался так: "Любой кто

находился в Европе более или менее продолжительное время, признает факт

огромного экономического и поли­тического влияния США. Если мы поло­жим наше

могущество на чашу ве­сов, то некото­рые здесь в Европе, рассмат­ривающиеся

войну в качестве средства завоевания новых террито­рий, будут более

осторожными и, может быть, даже станут сторонниками мира. Даже сейчас

присоединение США к демократическим государствам Европы могло бы положить

конец кровопролитию в Испании. Совместная мощь США, Англии и Франции,

особенно если принять во внимание их огромные военно-воздуш­ные силы, могла

бы пре­дот­вратить интервенцию и установление диктаторского режима". Рузвельт

выдвинул бесплодную идею созыва "международной конференции мира". Но Италия и

Германия, твердо следующие захватническим курсом и использующие метод

запугива­ния соседей, не хотели такой конфе­ренции и не стали бы считаться с

ее решениями. Внешнеполитический курс Руз­вельта в это время имел главным

своим содержанием вероломную и самоубийственную политику "умиротворения"

агрессоров. Курс своекорыстный, высокомерно пренебрегающий интересами других

стран.

2.3 "Новый курс" в канун войны.

Выборы 1936 года принесли триумф демо­кра­ти­ческой коалиции "Нового курса",

аморф­ному блоку лево центристских сил, опирающемся на движение ра­бочего

класса, фермерства, сред­ние городские слои, ин­телли­генцию, молодежь,

нацио­нальные меньшинства.

В стане оппозиции, тех, кто правее "нового курса" царило состояние уныния и

ожидания но­вой ломки. На страницах печати, отражавшей эти на­строе­ния, о

реформах говорилось только как об орудии чу­жеземного влияния, о "ползучем

со­циа­лизме".

Рузвельт, напротив, стремился сохранить "новому курсу" ореол надпартийности,

всенарод­но­сти. Социальные и политические размежевания в стране

уг­лублялись. Ожесточенные нападки на президента и его курс из стана правых

усилива­лись. В окружении прези­дента опасались поку­шения на его жизнь.

Правые силы подняли голову. Однако и президент был сам убежден, что его

реформаторство должно носить строго ограниченный характер, не за­трагивая

основ социально-экономиче­ской сис­темы. К 1936 году "новый курс" выдохся,

попытка подновить экономиче­скую систему без фундаментальных перемен достигла

своего пре­дела. Как признавал в 1937 году сам президент: "Огромное число

американ­цев оставались плохо одетыми, голодными, не имеющими достойного

челове­ка жи­лища". Но Руз­вельт не ос­тавлял мысль о дальней­ших

преобразова­ниях, чтобы, как он однажды вы­ра­зился: "Сделать США

со­временным государством где ни будь к концу со­роковых годов". В

преддве­рии новых выборов 1940 года Рузвельт вновь об­ратился к испы­тан­ному

пропагандистскому способу - апелляции к "забытому человеку".

Весной и летом 1937 года рабочее движение на­чинает решительную борьбу за

свои права, про­тив "открытого цеха". Стачки сотрясают про­мышлен­ность.

Высшей точки достигло движение безработ­ных, активи­зиро­валась борьба черных

американцев.

Реакция подняла крик о "провокационной ро­ли" реформистской дея­тельности

администра­ции "нового курса". Между тем все острее вста­вал вопрос о том,

"возможно ли в условиях наше­го обществен­ного уклада обес­печить каждой

се­мье безопасность и освободить ее от гнета нище­ты и ну­жды". Пришлось

признать, что безрабо­тица - вечный спутник совре­менного капита­лизма. Мечта

либералов - запустить на полный ход производст­вен­ный механизм, пора­женный

кризисом - оказа­лась неосуществимой. Эконо­ми­ческая система ставит жесткие

пределы способно­сти правительства управлять механизмом обще­ственного

производ­ства. В 1937 году прояви­лись признаки нового надвигающегося

кризиса.

В условиях постоянно высокой безработицы сис­тема общественных ра­бот

превращалась в по­сто­янно действующий сектор экономики, то есть час­тичное

ого­сударствление рынка наемного труда. Этот сектор иг­рал роль

предохранитель­ного кла­пана для системы и не составлял конку­ренции

част­ному сектору, так как став­ки зара­ботной платы были в два - три раза

ниже, чем на частных пред­приятиях. Наиболее последователь­ные апологеты

"нового курса" считали, что спа­сение капи­тализма - в далеко идущем

"приспособлении к реально­сти жизни, на которое частный капитал должен

ре­шить­ся как в своей повседневной деятельности, так и в ми­ровоз­зре­нии".

Резкое обострение классовой борьбы и вновь об­ретенное буржуазией чувство

уверенно­сти в прочности ее экономических и политиче­ских пози­ций создавали

благоприятную среду для реакции и свертывания "нового курса".

Рузвельт всегда был предрасположен к ком­про­миссу и интриганству. В

преддверии пре­зи­дент­ских вы­боров 1940 года он стремился удер­жать ле­вые

и про­грессистские силы под своим влиянием и укрепить в тоже время свои

позиции на правом фланге соци­аль­ного спектра. Опреде­лилась новая линия на

сближение админи­страции "нового курса" с крупным капиталом. Было дано

понять, что пре­зидент не будет боль­ше тре­вожить капитал ре­формами.

ГЛАВА 2. КРИЗИС В ЕВРОПЕ И ПОЛИТИКА «ИЗОЛЯЦИОНИЗМА»

2.1 Президент Рузвельт и его роль в формировании политики изоляционизма»

Ф. Рузвельт вошел в историю как инициатор буржуазных реформ, которые укрепили

положение монополистического капитала США. Затем он выступил одним из

основателей антифашистской коалиции. Позиция Ф. Рузвельта в международных

кризисах 1938 – 1939 гг., следовательно, не может исследоваться в отрыве от

всего комплекса внутренних проблем «нового курса» и эволюции его

внешнеполитической платформы в 1933 – 1945 гг

[12].

Вместе с тем, обращаясь к периоду кануна второй мировой войны, нельзя не

видеть противоречивости и непоследовательности политического курса США. С

одной стороны, представляя на высшем государственном уровне

«интернационалистское» крыло правящего класса США, Ф. Рузвельт сделал ряд

заявлений, которые объективно служили интересам сплочения антифашистских сил

(«карантинная» речь и т. д.). В вопросе об отношениях с СССР он придерживался

линии более реалистической, нежели линия большинства профессиональных

американских дипломатов и советников (например, при определении курса

американской политики в связи с подготовкой и осуществлением агрессии

Германии против СССР).

Ф. Рузвельт бесспорно понимал, какую угрозу США представляют

государства-агрессоры. Поэтому в узком кругу он осуждал уступки в их пользу,

критиковал Чемберлена. 16 сентября 1938 г. например, когда британский премьер

вылетел в Берхтесгаден на переговоры с Гитлером, президент говорил членам

кабинета, что Чемберлен – за мир любой ценой, что Англия и Франция бросят

Чехословакию на произвол судьбы[13].

В окружении Белого дома, в государственном департаменте имелись противники

соглашения с фашистскими странами. У. Додд (посол США в Германии в 1933 – 1937

гг.) настоятельно доказывал необходимость сопротивления требованиям Гитлера.

Дж. Мессерсмит (помощник государственного секретаря с 1937 г.) находился в

числе тех, кто, видимо, понял тщетность иллюзий о возможности надежного

соглашения с ним. Германия, предостерег он в феврале 1938 г. Рузвельта и Хэлла,

захватит Австрию, а спустя короткий срок и Чехословакию, не встретив серьезного

сопротивления западных держав[14].

Уступки Гитлеру Мессерсмит расценивал как поощрение планов германской

экспансии, в том числе в Новом Свете[15]

. Убежденным противником нацизма являлся Г. Гопкинс. На заседании кабинета 27

сентября 1938 г. он высказался против увещевания Гитлера с помощью

президентских посланий, считал этот метод бесполезным и опасным

[16]. К более активным мерам в отношении «третьего рейха» президента

побуждали министры финансов (Г. Моргентау) и внутренних дел (Г. Икес). На

платформе решительного осуждения фашизма и немецко-фашистской агрессии стоял

Дж. Дэвис, один из наиболее последовательных сторонников сближения с СССР. И

после того как по инициативе госдепартамента Дэвис в июне 1938 г. был отозван с

поста посла в СССР, он продолжал энергично отстаивать необходимость улучшения

американо-советских отношений.

Следует иметь в виду, однако, что взгляды этих государственных деятелей и

дипломатов (не считая разве Додда и Дэвиса) замыкались стенами «малого

кабинета» Рузвельта. «В важных вопросах каждый раз решающее слово оставалось за

силами или обстоятельствами, одобрявшими политику умиротворения»

[17].

Накануне и в дни Мюнхена американское правительство, формально не участвуя в

переговорах, фактически содействовало расчленению Чехословакии. Оно не

проявило подлинного интереса к установлению сотрудничества с СССР для

противодействия немецко-фашистскому агрессору. Определенный параллелизм

действий Рузвельта и Чемберлена, таким образом, имел место.

Президент США дважды, 26 и 27 сентября 1938 г., предпринимал дипломатические

демарши.

2.2 Устойчивость доктрины «невмешательства» во внешней политике США, ее

сущность и особенности в послемюнхенский период.

Важнейшей основой предвоенной американской политики являлось законодательство

о нейтралитете 1935 – 1937 гг. Оно сохранялось в силе и весной и летом 1939

г. В Вашингтоне хотели либо вообще уклониться от прямой военной конфронтации

с Германией, переложив борьбу с ней на другие страны, в частности направить

фашистскую агрессию против СССР, либо максимально оттянуть к выгоде США

момент вступления в вооруженное противоборство.

Акты о нейтралитете представляли своеобразную, американскую разновидность

политики попустительства агрессии. Правда, с начала 1939 г.

администрация демократов, обеспокоенная явным усилением «третьего рейха»,

предпринимала усилия с целью сдержать его экспансию в сторону западных держав.

Президент испросил у конгресса и получил крупную сумму на вооружения, он решил

также атаковать закон о нейтралитете в интересах миролюбивых народов и большей

свободы действий для себя лично[18]. К

марту в конгресс США было внесено 33 различных предложения об изменениях в

законодательстве о нейтралитете. Предпринимались меры к тому, чтобы обеспечить

Англии и Франции в случае войны с Германией поставки вооружения из-за океана.

Такое изменение законодательства, телеграфировал 10 мая 1939 г. Буллит

государственному секретарю, «лишило бы Риббентропа всякой возможности убедить

Гитлера пойти на риск немедленного развязывания войны»

[19]. Но из-за сопротивления изоляционистского блока в конгрессе, нежелания

Белого дома вступать с ним в борьбу и сказать свое решительное слово никаких

изменений произведено не было. Правительство США, таким образом, оказалось не в

состоянии использовать весьма эффективное средство для оказания давления на

рейх и противодействия ему[20]. Это

сыграло на руку фашистской Германии, которая – поглотила Чехословакию и

готовилась к новым захватам в Восточной Европе, не ожидая контрмер со стороны

западных держав.

Некоторые историки склонны игнорировать то обстоятельство, что позиция конгресса

США весной и летом 1939 г,–, имела поощрительный для фашистского агрессора

смысл и объективно способствовала развязыванию войны. Р. Даллек и прочие

отрицают связь между американским законодательством о нейтралитете и

гитлеровскими планами войны против Польши. «Несмотря на всю уверенность

Рузвельта, которую широко разделяли за рубежом, в том, что отмена эмбарго на

оружие явится значительным шагом в пользу мира, статус закона о нейтралитете не

оказывал почти никакого влияния на непосредственный ход европейских событий»

[21].

Следует напомнить, что Рузвельт на пресс-конференции 7 марта 1939 г. расценил

законодательство о нейтралитете как не содействовавшее делу мира, а в одном из

последующих выступлений отметил, что «эмбарго на экспорт оружия действительно

содействовало ускорению возникновения войны, в Европе в результате поощрения,

которое оно давало агрессивным странам»[22]

.

Политика невмешательства Америки не означала ее отхода от европейских и

международных дел, отказа от планов мировой гегемонии. Речь не шла о

добровольных уступках державам «оси» в регионах, которые считались наиболее

важными для системы экономического, политического и военного господства США.

Американский автор Ф. Адамс, изучив операции Экспортно-импортного банка США в

1934 – 1939 гг., делает вывод: «Усиление правительственного участия в

международных делах... означало, что Соединенные Штаты не проводили политику

изоляционизма, если под этим подразумевать устранение с мировой арены»

[23].

Североамериканские монополии не только готовились к будущей борьбе с главными

своими конкурентами (Германией, Японией), но и при поддержке государства

оказывали им энергичное противодействие.

ГЛАВА 3. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США.

Историки много пишут по поводу того, когда Рузвельт принял решение (одно из

самых трудных в его политической карьере) о выдвиже­нии своей кандида­туры на

пост президента в третий раз. Все сходятся на том, что это случилось где-то

после нападения Гитлера на Польшу т. е. после 1 сентяб­ря 1939 года. Есть

все основания, однако, считать, что именно беседы в Уорм-Спрингсе в марте -

апреле 1939 года окончательно утвердили Рузвельта в мнении не оставлять поста

президента в критический момент нарастания военной угрозы, с одной стороны, и

внутренней нестабильности, ак­тивизации реакционных элементов - с другой.

Какую роль в этом сыграл Гарри Гопкинс - несостоявшийся кандидат в

президенты - так и остается неизвестным: он всегда тщательно хранил молчание.

Но именно Гопкинс возвестил о начале контрнаступления либералов, объявив, что

у них есть лидер, способный, как никто другой, сплотить нацию и вер­нуть ей

динамическое руково­дство, столь необходимое в условиях мирового кризиса. В

прессе было много раз­говоров по по­воду раскола в лагере демократов и

абсолютной невозможности для Руз­вельта баллотироваться в третий раз. Тем

внушительнее прозвучало заяв­ление Гопкинса в поддержку Рузвельта. Он сделал

его 17 июня 1939 года "Окончательно, безоговорочно и бесповоротно, - сказал

он, - я сделал свой выбор в пользу Франклина Д. Рузвельта, и я верю, что

огромное большинство нашего народа солидарно со мной". Это означало, что

единственный претендент из старой плеяды "ньюдиллеров", теоретически

спо­собный сохра­нить Бе­лый дом за демократической партией и оживить

надеж­ды идущих за ней избира­телей на возвращение конст­руктивной политики,

добро­вольно отказывается от борьбы. Оставался толь­ко Ф. Рузвельт: иного

выбора у тех, кто опа­сался победы реакции со всеми вытекающими отсюда

последствиями для внутренней и внешней политики страны, не было.

Оценка общей ситуации в связи с провозглашением республиканцами более гибкой

линии приводила Рузвельта к выводу о необходимости строить всю кампанию на

четком разграничении между достижениями либеральной реформы, либерализмом и

реакцией, относится к ней и тех, кто нападал на "новый курс", исходя из

каких-либо местных интересов.

Точно такой же представлялась сложившаяся расстановка сил и Икесу. Он писал

Робинсу в начале августа 1939 года: "Концентрированное богат­ство

со­бирается нанести поражение Руз­вельту, если оно смо­жет, конечно, не

считаясь с катастрофиче­скими послед­ствиями для страны в целом. Я пола­гаю,

что концен­трированное богат­ство всегда, во все времена было та­ким. Оно

аб­солютно лишено чувства здравого смысла и мо­рали... Но, как Вы сами

знаете, предпри­нимате­ли, банкиры, угольные короли и строительные воротилы,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты