Курсовая: Франклин Делано Рузвельт

Курсовая: Франклин Делано Рузвельт

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. УГРОЗА ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА ИЗОЛЯЦИОНИЗМА

1.1 «Новый курс» Ф. Рузвельта и его сущность

1.2 Новая международная ситуация - новые решения

1. 3 "Новый курс"

в канун войны.

ГЛАВА 2. КРИЗИС В ЕВРОПЕ И ПОЛИТИКА «ИЗОЛЯЦИОНИЗМА»

2.1 Президент Рузвельт и его роль в формировании политики изоляционизма»

2.2 Устойчивость доктрины «невмешательства» во внешней политике США, ее

сущность и особенности в послемюнхенский период.

ГЛАВА 3. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА США.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Период, начавшийся мировым экономическим

кризисом 1929-1933гг. и завершившийся победой сил антигитлеровской коалиции

занимает особое место в судьбах человечества. Роль Рузвельта и его окружения в

определении принципов и реализации социальной и внешнеполитической стратегии,

направленной на сохранение и упрочение экономических и внешнеполитических

позиций США, исключительно велика. С его именем связана также одна из самых

значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, и в частности

установление дипломатических отношений с Советским Союзом, участие США в

антигитлеровской коалиции.

Исключительно велика роль Рузвельта в формировании и претворении в жизнь так

называемого "нового курса" внутри страны, курса демократической

направленности, сыгравшего выдающуюся роль в стабилизации экономической и

социальной ситуации в стране в период после глубокого экономического кризиса

1929-1934гг, курса, позволившего избежать тяжких социально-политических

потрясений.

Рузвельт проявил себя как неординарный, гибкий политик, тонко чувствующий

ситуацию, способный верно угадывать тенденции и своевременно и точно

реагировать на изменение настроение всех слоев общества. Четырежды

переизбирался на пост президента страны (что представляет собой своеобразный

рекорд в истории США) и занимал его до самой смерти в 1945 году. Рузвельт был

человеком своего времени и своего класса. Поэтому не все его действия,

особенно во внешней политике вызывают одобрение потомков. В частности, во

многом была ошибочной политика изоляционизма, проводимая США накануне второй

мировой войны. Это косвенно признавал позднее и сам Рузвельт. История даёт

нам свои уроки, чтобы мы не повторяли ошибок в будущем. Канун войны

притягивает интерес учёных в течение уже долгового времени, но от этого

востребованность знаний о самой кровопролитной войне 20 века не уменьшается.

Таким образом, актуальность данной темы определяется её важностью

и значимостью в становлении и развитии самостоятельной внешней политики

суверенного Казахстана, теми задачами, которые поставлены в выступлениях и

трудах Президента РК.

Источниковедческая база В качестве источников, в работе

использованы документы внешней политики СССР и США, работы американских

историков, изучавших этот период, материалы государственных архивов в Москве.

Проблематика Нас интересует вопрос, насколько

обоснованной была политика «невмешательства» администрации США накануне войны,

была ли альтернатива ей? В силах ли американского президента было не допустить

мировую войну?

Новизна данной работы заключается в попытке свободного, от

идеологических предрассудков, анализа основных составляющих внешней политике

США накануне войны. В работе мы отошли от оценок данного периода советского

времени. В свете открывшихся фактов, об определённой доли вины за развязывания

войны лежащей и на советском руководстве, мы стараемся более объективно оценить

роль политики «изоляционизма» в поощрении агрессивных устремлений Германии и её

союзников.

Цель курсовой работы: на основе анализа источников и

научной литературы показать предпосылки, сущность и последствия политики

невмешательства в европейские дела, проводимую американским руководством.

Основными задачами данной работы является: 1.

Проанализировать предпосылки и этапы формирования политики «изоляционизма». 2.

Раскрыть сущность и основные направления политики невмешательства. 3. На основе

объёктивного анализа, показать итоги и последствия внешней политики США

накануне войны.

Методологической и теоретической основой работы послужили философские и

исторические концепции, раскрывающие суть отношений США и европейских держав

накануне второй мировой войны.

При работе над данной темой использовался принцип конкретно-исторического

подхода к явлениям прошлого, единства исторического и логического, анализа

противоречий; метод сравнения.

Историография проблемы и обзор литературы по теме. В данной работе

не ставится задача проследить внешнеполитическую деятельность США на всех

этапах развития европейского кризиса. Рассмотрим лишь вопрос об отношении

американского правительства к некоторым предвоенным событиям

[1].

Характерно, что в историографии США до сих пор преобладает стремление к

оправданию политики «невмешательства», а фактически поощрения агрессоров,

которую проводили США[2]. Но некоторые

исследователи, обращаясь к предыстории второй мировой войны, пытаются более

объективно осветить роль США в международных делах, хотя и замалчивают по-

прежнему антисоветскую направленность их политики. В 1933 – 1941 гг., как

утверждает, например, профессор Бостонского университета А. Оффнер,

американское правительство сделало «сравнительно мало» для того, чтобы

приостановить агрессию Японии в Азии, а Германии в Европе

[3]. В случае с Чехословакией и с подготовкой Мюнхенской конференции,

приходит он к выводу, американская дипломатия проявила так же мало

дальновидности, как и дипломатия других западных государств. В Вашингтоне не

осознали, что на карту была пост1авлена вся система европейской безопасности;

что речь шла о подчинении Восточной Европы экономическому и политическому

господству Германии; что Советский Союз вынуждался к изменению своей внешней

политики[4]. Весьма своеобразно

оценивается предвоенная политика США в трудах английского историка Д. Уатта. Он

проводит параллель между американской политикой, с одной стороны, и

англо-французской – с другой, и, оправдывая курс умиротворения, раскрывает в то

же время подлинные цели администрации демократов. Д. Уатт показывает, что

заместитель государственного секретаря С. Уэллес определенно поддерживал усилия

Н. Чемберлена, направленные на достижение соглашения с европейскими странами

«оси». Фактическое одобрение Вашингтона получили англо-итальянское соглашение

1938 г. и позиция Великобритании во время чехословацкого кризиса. Американская

роль на первых стадиях этого кризиса, весной и летом 1938 г., мало чем

отличалась от роли прямых участников переговоров с рейхом. Ко времени

Мюнхенской конференции, заключает Д. Уатт, президент Ф. Рузвельт проводил ту

же, что и англо - французские лидеры, политику умиротворения

[5]. Едва ли можно говорить о полной аналогии в политике тогдашних

руководителей США и Великобритании. Имя Н. Чемберлена по праву стоит первым в

списке «умиротворителей». Оно ассоциируется с политикой преступных уступок

фашистским государствам и с ее бесславным итогом, поставившим Англию на порог

национальной катастрофы.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной

литературы. Общий её объём – 28 страниц машинописного текста.

ГЛАВА 1. УГРОЗА ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА ИЗОЛЯЦИОНИЗМА

1.1 «Новый курс» Ф. Рузвельта и его сущность

Демократы (активным деятелем этой партии и был Ф. Рузвельт) так же, как и

правящая партия республиканцев, отмежевывались от радикализма (под этим

понималась всякая революционная идеология и политика, направленная на

коренную ломку общественно-политического и экономического строя) и обещая

"окончательно" ликвидировать последние следы бедности, все же не позволяли

ослепить себя безрассудной верой во всесилие Америки, способной якобы в

одиночку, не связывая себя никакими обязательствами, опираясь на силу или

угрозу применения силы, не только реализовать свои имперские амбиции, но и

повсюду обеспечить выгодный США баланс сил.

Сохраняя верность лозунгу президента Вудро Вильсона о мессианской роли США и

не изменяя притязаниям их на мировое лидерство, демократы противопоставили

внешнеполитическому изоляционизму республиканцев концепцию активного

вторжения в международные дела, но опять таки в интересах утверждения влияния

Вашингтона на ход мирового развития.

В 1933 г Рузвельт установил дипломатические отношения с Советским Союзом. Это

важное решение было обусловлено острой потребностью деловых кругов США в

развитии экономических связей с СССР – государством, проходившим этап бурной

индустриализации, и в отличие от капиталистического мира избежавшим кризиса.

Другой важной причиной признания СССР было намерение использовать его как

противовес усилению Германии и особенно Японии»

[6].

Посла того как Япония упрочила свои позиции в Китае и начала нещадно

эксплуатировать китайские источники сырья, Рузвельт в конце концов согласился

предоставить заем гоминьдановскому правительству. Задача состояла в том,

чтобы политически изолировать Японию, предотвратить нарушение ею

Вашингтонского договора (в соответствии с которым соотношение тоннажа

линкоров и авианосцев определялось для США, Англии и Японии в пропорции 5: 5:

3) и воспрепятствовать возобновлению англо-японского союза, своим острием

обращенного против США.

Возрастание угрозы фашизма в Европе и Азии, которое стало особенно явным

после образования антикоминтерновского пакта, вызвало раскол в правящем

классе США. Образовались две группировки. Хотя их позиции не были

диаметрально противоположны и они включали весьма различные, часто враждующие

друг с другом силы, в целом раскол был достаточно глубоким. Часть

представителей высших кругов и администрации считала, что создание «оси» и

подготовка фашистами войны с целью передела мира представляла для США

серьезную угрозу, что конфликт с агрессивными державами неизбежен. Из такой

оценки положения делался вывод о желательности сближения с буржуазными

государствами Западной Европы, в особенности с Великобританией, и о

возможности установления взаимодействия с Советским Союзом. Сторонники этой

концепции были убеждены в том, что Великобритания и другие западноевропейские

страны, объединившись с США в интересах достижения победы над фашизмом,

превратятся в младших партнеров американского империализма.

Другое важное политическое течение отражало взгляды наиболее реакционных кругов

правящей элиты. Представители этого течения всячески подчеркивали значение

старого лозунга «свободы рук» для США и отвергали возможность вступления в

политические и военные союзы с европейскими странами. Эти так называемые

«изоляционисты» заявляли, что расширяющийся империалистический конфликт в

Европе и Азии ослабит обе стороны, что США смогут вступить в борьбу на наиболее

выгодном для них этапе и продиктовать свои условия урегулирования. Наиболее

радикальные элементы этой группировки выражали интересы промышленных и

финансовых кругов, тесно связанных с германскими и японскими монополиями. В

основном она состояла из консервативных демократов и правых республиканцев,

считавших желательной победу фашизма, в особенности в войне против Советского

Союза. Традиционные изоляционисты призывали к соблюдению строгого нейтралитета

в предстоящей вооруженной схватке между блоком демократических государств и

фашистским блоком[7].

Следствием такой расстановки сил в стране явилось принятие конгрессом США

законов о нейтралитете 1935 и 1937 гг[8].

Когда Италия в 1935 г. напала на Эфиопию, США не откликнулись на призыв

Советского Союза к коллективным действиям. В 1936 г. Соединенные Штаты

выступили против коллективных действий, которые могли бы остановить фашистов

Франко. Следуя политике невмешательства и используя законодательство о

нейтралитете, США лишили Испанскую республику возможности приобретать оружие.

Они явно попустительствовали Гитлеру, который стоял за спиной рвавшихся к

власти франкистских мятежников. Основой политического мышления руководителей

США по-прежнему было подозрительное отношение к советской политике. Этим

объясняется отказ правительства США поддержать предложения о введении жестких

санкций против Японии, о совместных действиях против Германии, внесенные СССР

на конференции девяти держав в Брюсселе[9]

.

В канун второй мировой войны правительство США во все большей мере начинало

проявлять беспокойство за мировые позиции американского империализма и интересы

западноевропейских стран, которым державы агрессивного блока шаг за шагом

наносили новые удары. Ф. Рузвельт, выступая в октябре 1937 г. в Чикаго, призвал

ввести «карантин» против «эпидемии всемирного беззакония». «Интернационалисты»

все громче выступали за поддержку Англии и Франции. С конца 1938 г.

администрация демократов предприняла шаги к сближению с Англией и Францией. Эта

линия встречала одобрение со стороны тех групп американского капитала, которые

были тесно связаны с английскими и французскими монополиями (из суммы около 12

млрд. долл., которой исчислялись тогда заграничные инвестиции США, 42%

приходились на страны Британской империи)

[10]. Поставки Англии и Франции, рост вооружений в США, долларовые инъекции

в американскую экономику, глубоко пораженную кризисами и депрессией вели к

росту производства и обогащали монополии[11]

.

Однако принципиальных изменений во внешнеполитическом курсе США не произошло.

Реакция Вашингтона на акты фашистской агрессии в Европе (аншлюс Австрии,

расчленение и захват нацистами Чехословакии) мало чем отличалась от реакции

англо-французских правящих кругов, которые проводили позорную политику

соглашения с агрессором. На Мюнхенской конференции руководители

западноевропейских государств приняли все требования Гитлера. Вплоть до

нападения Германии на Польшу Англия и Франция, поддерживаемые Соединенными

Штатами, своим отказом от решительной борьбы с агрессором и от принятия

советских предложений о создании коллективной безопасности по существу

содействовали развязыванию второй мировой войны.

Во время «странной войны» в Европе правительство США также заняло позицию

молчаливого согласия с беспринципной политикой маневрирования Англии и

Франции, правящие круги которых прилагали усилия к сколачиванию

антисоветского фронта с участием Германии и к подталкиванию фашистов к

нападению на СССР. В США активизировали свою деятельность крайне правые,

профашистские элементы, развернулась кампания преследования прогрессивных

организаций. Печально известная комиссия конгресса по расследованию

антиамериканской деятельности усилила нападки на коммунистов.

Широкий фронт народов и государств, противостоявший фашистским агрессорам,

сформировался только после вступления во вторую мировую войну Советского

Союза.

Изучая сложные процессы, которые привели к развязыванию в сентябре 1939 г.

второй мировой войны, мы можем извлечь важные уроки. В развитии событий

межвоенных лет четко прослеживается стремление империализма к реакции по всем

линиям, к аннексии и переделу мира.

1.2 Новая международная ситуация - новые решения

В начале президентской карьеры Рузвельта его внешнеполитическая позиция была

изоляционистской. В Европе и на Дальнем Востоке уже существовали очаги новой

мировой войны. Такая позиция президента была на руку гитлеровской Германии и

милитаристской Японии, строивших свою глобальную стратегию в расчете на

нейтралитет США, на их отказ поддержать уси­лия ми­ролюбивых держав в

создании системы коллек­тивной безопасности. В 1935 году в США принят закон о

нейтралитете к очевид­ной выгоде агрес­соров. США вместе с Англией и Францией

разделили ответст­венность за содействие фашистской агрес­сии. В 1937 году

принят закон об эмбарго на по­ставки оружия в Испанию, где шла схватка

респуб­лики с фа­шистскими мятежниками и германо-итальянскими интервентами.

Внешняя политика проводимая президентом подчинена главной задаче - укреплению

экономических и военно-стратегических позиций США на мировой арене.

Борьба за внешние рынки определяла заинтересованность монополистических

кругов США в полити­ке "экономического национализма", пред­полагавшей

"свободу рук", не связанность международными обязательствами, уклонение от

коллективных усилий по урегулированию международных конфликтов.

Держась в стране, как полагали в этих кру­гах, можно было с чувством

морального превос­ходства на­блюдать за кровавыми драмами на Ев­ропей­ском и

Ази­атском континентах и извлекать немалые бары­ши. Но Рузвельт понимал, что

изо­ляционизм в современных ус­ловиях невозможен и поэтому для создания

привлека­тельного имиджа и учитывая ширящееся в стране ан­тивоенное

на­строение, прини­мал ограниченное участие в кол­лективных усилиях по

укреплению мира.

Рузвельт не отказывал себе в удовольствии про­демонстрировать, что его

отрицательное от­ноше­ние к попыткам взорвать мир остается не­измен­ным и что

его правительство готово содей­ствовать усилиям Лиги На­ций в деле сохранения

мира, но... не выходя за пределы чисто мораль­ного выра­жения своих симпатий

и антипа­тий.

Президент обещал не чинить препятствий кол­лективным мерам, на­правленным

против стра­ны, кото­рую США и другие государства рас­смат­ривают как

агрессора, однако его страна не будет участво­вать в каких-либо коллективных

санкциях против страны-аг­рессора.

Платонические призывы к миру и указания на заинтересованность США видеть

Францию достаточно сильной перед лицом опасности со стороны Германии не могли

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты