Курсовая: Франклин Делано Рузвельт
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УГРОЗА ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА ИЗОЛЯЦИОНИЗМА
1.1 «Новый курс» Ф. Рузвельта и его сущность
1.2 Новая международная ситуация - новые решения
1. 3 "Новый курс"
в канун войны.
ГЛАВА 2. КРИЗИС В ЕВРОПЕ И ПОЛИТИКА «ИЗОЛЯЦИОНИЗМА»
2.1 Президент Рузвельт и его роль в формировании политики изоляционизма»
2.2 Устойчивость доктрины «невмешательства» во внешней политике США, ее
сущность и особенности в послемюнхенский период.
ГЛАВА 3. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Период, начавшийся мировым экономическим
кризисом 1929-1933гг. и завершившийся победой сил антигитлеровской коалиции
занимает особое место в судьбах человечества. Роль Рузвельта и его окружения в
определении принципов и реализации социальной и внешнеполитической стратегии,
направленной на сохранение и упрочение экономических и внешнеполитических
позиций США, исключительно велика. С его именем связана также одна из самых
значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, и в частности
установление дипломатических отношений с Советским Союзом, участие США в
антигитлеровской коалиции.
Исключительно велика роль Рузвельта в формировании и претворении в жизнь так
называемого "нового курса" внутри страны, курса демократической
направленности, сыгравшего выдающуюся роль в стабилизации экономической и
социальной ситуации в стране в период после глубокого экономического кризиса
1929-1934гг, курса, позволившего избежать тяжких социально-политических
потрясений.
Рузвельт проявил себя как неординарный, гибкий политик, тонко чувствующий
ситуацию, способный верно угадывать тенденции и своевременно и точно
реагировать на изменение настроение всех слоев общества. Четырежды
переизбирался на пост президента страны (что представляет собой своеобразный
рекорд в истории США) и занимал его до самой смерти в 1945 году. Рузвельт был
человеком своего времени и своего класса. Поэтому не все его действия,
особенно во внешней политике вызывают одобрение потомков. В частности, во
многом была ошибочной политика изоляционизма, проводимая США накануне второй
мировой войны. Это косвенно признавал позднее и сам Рузвельт. История даёт
нам свои уроки, чтобы мы не повторяли ошибок в будущем. Канун войны
притягивает интерес учёных в течение уже долгового времени, но от этого
востребованность знаний о самой кровопролитной войне 20 века не уменьшается.
Таким образом, актуальность данной темы определяется её важностью
и значимостью в становлении и развитии самостоятельной внешней политики
суверенного Казахстана, теми задачами, которые поставлены в выступлениях и
трудах Президента РК.
Источниковедческая база В качестве источников, в работе
использованы документы внешней политики СССР и США, работы американских
историков, изучавших этот период, материалы государственных архивов в Москве.
Проблематика Нас интересует вопрос, насколько
обоснованной была политика «невмешательства» администрации США накануне войны,
была ли альтернатива ей? В силах ли американского президента было не допустить
мировую войну?
Новизна данной работы заключается в попытке свободного, от
идеологических предрассудков, анализа основных составляющих внешней политике
США накануне войны. В работе мы отошли от оценок данного периода советского
времени. В свете открывшихся фактов, об определённой доли вины за развязывания
войны лежащей и на советском руководстве, мы стараемся более объективно оценить
роль политики «изоляционизма» в поощрении агрессивных устремлений Германии и её
союзников.
Цель курсовой работы: на основе анализа источников и
научной литературы показать предпосылки, сущность и последствия политики
невмешательства в европейские дела, проводимую американским руководством.
Основными задачами данной работы является: 1.
Проанализировать предпосылки и этапы формирования политики «изоляционизма». 2.
Раскрыть сущность и основные направления политики невмешательства. 3. На основе
объёктивного анализа, показать итоги и последствия внешней политики США
накануне войны.
Методологической и теоретической основой работы послужили философские и
исторические концепции, раскрывающие суть отношений США и европейских держав
накануне второй мировой войны.
При работе над данной темой использовался принцип конкретно-исторического
подхода к явлениям прошлого, единства исторического и логического, анализа
противоречий; метод сравнения.
Историография проблемы и обзор литературы по теме. В данной работе
не ставится задача проследить внешнеполитическую деятельность США на всех
этапах развития европейского кризиса. Рассмотрим лишь вопрос об отношении
американского правительства к некоторым предвоенным событиям
[1].
Характерно, что в историографии США до сих пор преобладает стремление к
оправданию политики «невмешательства», а фактически поощрения агрессоров,
которую проводили США[2]. Но некоторые
исследователи, обращаясь к предыстории второй мировой войны, пытаются более
объективно осветить роль США в международных делах, хотя и замалчивают по-
прежнему антисоветскую направленность их политики. В 1933 – 1941 гг., как
утверждает, например, профессор Бостонского университета А. Оффнер,
американское правительство сделало «сравнительно мало» для того, чтобы
приостановить агрессию Японии в Азии, а Германии в Европе
[3]. В случае с Чехословакией и с подготовкой Мюнхенской конференции,
приходит он к выводу, американская дипломатия проявила так же мало
дальновидности, как и дипломатия других западных государств. В Вашингтоне не
осознали, что на карту была пост1авлена вся система европейской безопасности;
что речь шла о подчинении Восточной Европы экономическому и политическому
господству Германии; что Советский Союз вынуждался к изменению своей внешней
политики[4]. Весьма своеобразно
оценивается предвоенная политика США в трудах английского историка Д. Уатта. Он
проводит параллель между американской политикой, с одной стороны, и
англо-французской – с другой, и, оправдывая курс умиротворения, раскрывает в то
же время подлинные цели администрации демократов. Д. Уатт показывает, что
заместитель государственного секретаря С. Уэллес определенно поддерживал усилия
Н. Чемберлена, направленные на достижение соглашения с европейскими странами
«оси». Фактическое одобрение Вашингтона получили англо-итальянское соглашение
1938 г. и позиция Великобритании во время чехословацкого кризиса. Американская
роль на первых стадиях этого кризиса, весной и летом 1938 г., мало чем
отличалась от роли прямых участников переговоров с рейхом. Ко времени
Мюнхенской конференции, заключает Д. Уатт, президент Ф. Рузвельт проводил ту
же, что и англо - французские лидеры, политику умиротворения
[5]. Едва ли можно говорить о полной аналогии в политике тогдашних
руководителей США и Великобритании. Имя Н. Чемберлена по праву стоит первым в
списке «умиротворителей». Оно ассоциируется с политикой преступных уступок
фашистским государствам и с ее бесславным итогом, поставившим Англию на порог
национальной катастрофы.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы. Общий её объём – 28 страниц машинописного текста.
ГЛАВА 1. УГРОЗА ВОЙНЫ И ПОЛИТИКА ИЗОЛЯЦИОНИЗМА
1.1 «Новый курс» Ф. Рузвельта и его сущность
Демократы (активным деятелем этой партии и был Ф. Рузвельт) так же, как и
правящая партия республиканцев, отмежевывались от радикализма (под этим
понималась всякая революционная идеология и политика, направленная на
коренную ломку общественно-политического и экономического строя) и обещая
"окончательно" ликвидировать последние следы бедности, все же не позволяли
ослепить себя безрассудной верой во всесилие Америки, способной якобы в
одиночку, не связывая себя никакими обязательствами, опираясь на силу или
угрозу применения силы, не только реализовать свои имперские амбиции, но и
повсюду обеспечить выгодный США баланс сил.
Сохраняя верность лозунгу президента Вудро Вильсона о мессианской роли США и
не изменяя притязаниям их на мировое лидерство, демократы противопоставили
внешнеполитическому изоляционизму республиканцев концепцию активного
вторжения в международные дела, но опять таки в интересах утверждения влияния
Вашингтона на ход мирового развития.
В 1933 г Рузвельт установил дипломатические отношения с Советским Союзом. Это
важное решение было обусловлено острой потребностью деловых кругов США в
развитии экономических связей с СССР – государством, проходившим этап бурной
индустриализации, и в отличие от капиталистического мира избежавшим кризиса.
Другой важной причиной признания СССР было намерение использовать его как
противовес усилению Германии и особенно Японии»
[6].
Посла того как Япония упрочила свои позиции в Китае и начала нещадно
эксплуатировать китайские источники сырья, Рузвельт в конце концов согласился
предоставить заем гоминьдановскому правительству. Задача состояла в том,
чтобы политически изолировать Японию, предотвратить нарушение ею
Вашингтонского договора (в соответствии с которым соотношение тоннажа
линкоров и авианосцев определялось для США, Англии и Японии в пропорции 5: 5:
3) и воспрепятствовать возобновлению англо-японского союза, своим острием
обращенного против США.
Возрастание угрозы фашизма в Европе и Азии, которое стало особенно явным
после образования антикоминтерновского пакта, вызвало раскол в правящем
классе США. Образовались две группировки. Хотя их позиции не были
диаметрально противоположны и они включали весьма различные, часто враждующие
друг с другом силы, в целом раскол был достаточно глубоким. Часть
представителей высших кругов и администрации считала, что создание «оси» и
подготовка фашистами войны с целью передела мира представляла для США
серьезную угрозу, что конфликт с агрессивными державами неизбежен. Из такой
оценки положения делался вывод о желательности сближения с буржуазными
государствами Западной Европы, в особенности с Великобританией, и о
возможности установления взаимодействия с Советским Союзом. Сторонники этой
концепции были убеждены в том, что Великобритания и другие западноевропейские
страны, объединившись с США в интересах достижения победы над фашизмом,
превратятся в младших партнеров американского империализма.
Другое важное политическое течение отражало взгляды наиболее реакционных кругов
правящей элиты. Представители этого течения всячески подчеркивали значение
старого лозунга «свободы рук» для США и отвергали возможность вступления в
политические и военные союзы с европейскими странами. Эти так называемые
«изоляционисты» заявляли, что расширяющийся империалистический конфликт в
Европе и Азии ослабит обе стороны, что США смогут вступить в борьбу на наиболее
выгодном для них этапе и продиктовать свои условия урегулирования. Наиболее
радикальные элементы этой группировки выражали интересы промышленных и
финансовых кругов, тесно связанных с германскими и японскими монополиями. В
основном она состояла из консервативных демократов и правых республиканцев,
считавших желательной победу фашизма, в особенности в войне против Советского
Союза. Традиционные изоляционисты призывали к соблюдению строгого нейтралитета
в предстоящей вооруженной схватке между блоком демократических государств и
фашистским блоком[7].
Следствием такой расстановки сил в стране явилось принятие конгрессом США
законов о нейтралитете 1935 и 1937 гг[8].
Когда Италия в 1935 г. напала на Эфиопию, США не откликнулись на призыв
Советского Союза к коллективным действиям. В 1936 г. Соединенные Штаты
выступили против коллективных действий, которые могли бы остановить фашистов
Франко. Следуя политике невмешательства и используя законодательство о
нейтралитете, США лишили Испанскую республику возможности приобретать оружие.
Они явно попустительствовали Гитлеру, который стоял за спиной рвавшихся к
власти франкистских мятежников. Основой политического мышления руководителей
США по-прежнему было подозрительное отношение к советской политике. Этим
объясняется отказ правительства США поддержать предложения о введении жестких
санкций против Японии, о совместных действиях против Германии, внесенные СССР
на конференции девяти держав в Брюсселе[9]
.
В канун второй мировой войны правительство США во все большей мере начинало
проявлять беспокойство за мировые позиции американского империализма и интересы
западноевропейских стран, которым державы агрессивного блока шаг за шагом
наносили новые удары. Ф. Рузвельт, выступая в октябре 1937 г. в Чикаго, призвал
ввести «карантин» против «эпидемии всемирного беззакония». «Интернационалисты»
все громче выступали за поддержку Англии и Франции. С конца 1938 г.
администрация демократов предприняла шаги к сближению с Англией и Францией. Эта
линия встречала одобрение со стороны тех групп американского капитала, которые
были тесно связаны с английскими и французскими монополиями (из суммы около 12
млрд. долл., которой исчислялись тогда заграничные инвестиции США, 42%
приходились на страны Британской империи)
[10]. Поставки Англии и Франции, рост вооружений в США, долларовые инъекции
в американскую экономику, глубоко пораженную кризисами и депрессией вели к
росту производства и обогащали монополии[11]
.
Однако принципиальных изменений во внешнеполитическом курсе США не произошло.
Реакция Вашингтона на акты фашистской агрессии в Европе (аншлюс Австрии,
расчленение и захват нацистами Чехословакии) мало чем отличалась от реакции
англо-французских правящих кругов, которые проводили позорную политику
соглашения с агрессором. На Мюнхенской конференции руководители
западноевропейских государств приняли все требования Гитлера. Вплоть до
нападения Германии на Польшу Англия и Франция, поддерживаемые Соединенными
Штатами, своим отказом от решительной борьбы с агрессором и от принятия
советских предложений о создании коллективной безопасности по существу
содействовали развязыванию второй мировой войны.
Во время «странной войны» в Европе правительство США также заняло позицию
молчаливого согласия с беспринципной политикой маневрирования Англии и
Франции, правящие круги которых прилагали усилия к сколачиванию
антисоветского фронта с участием Германии и к подталкиванию фашистов к
нападению на СССР. В США активизировали свою деятельность крайне правые,
профашистские элементы, развернулась кампания преследования прогрессивных
организаций. Печально известная комиссия конгресса по расследованию
антиамериканской деятельности усилила нападки на коммунистов.
Широкий фронт народов и государств, противостоявший фашистским агрессорам,
сформировался только после вступления во вторую мировую войну Советского
Союза.
Изучая сложные процессы, которые привели к развязыванию в сентябре 1939 г.
второй мировой войны, мы можем извлечь важные уроки. В развитии событий
межвоенных лет четко прослеживается стремление империализма к реакции по всем
линиям, к аннексии и переделу мира.
1.2 Новая международная ситуация - новые решения
В начале президентской карьеры Рузвельта его внешнеполитическая позиция была
изоляционистской. В Европе и на Дальнем Востоке уже существовали очаги новой
мировой войны. Такая позиция президента была на руку гитлеровской Германии и
милитаристской Японии, строивших свою глобальную стратегию в расчете на
нейтралитет США, на их отказ поддержать усилия миролюбивых держав в
создании системы коллективной безопасности. В 1935 году в США принят закон о
нейтралитете к очевидной выгоде агрессоров. США вместе с Англией и Францией
разделили ответственность за содействие фашистской агрессии. В 1937 году
принят закон об эмбарго на поставки оружия в Испанию, где шла схватка
республики с фашистскими мятежниками и германо-итальянскими интервентами.
Внешняя политика проводимая президентом подчинена главной задаче - укреплению
экономических и военно-стратегических позиций США на мировой арене.
Борьба за внешние рынки определяла заинтересованность монополистических
кругов США в политике "экономического национализма", предполагавшей
"свободу рук", не связанность международными обязательствами, уклонение от
коллективных усилий по урегулированию международных конфликтов.
Держась в стране, как полагали в этих кругах, можно было с чувством
морального превосходства наблюдать за кровавыми драмами на Европейском и
Азиатском континентах и извлекать немалые барыши. Но Рузвельт понимал, что
изоляционизм в современных условиях невозможен и поэтому для создания
привлекательного имиджа и учитывая ширящееся в стране антивоенное
настроение, принимал ограниченное участие в коллективных усилиях по
укреплению мира.
Рузвельт не отказывал себе в удовольствии продемонстрировать, что его
отрицательное отношение к попыткам взорвать мир остается неизменным и что
его правительство готово содействовать усилиям Лиги Наций в деле сохранения
мира, но... не выходя за пределы чисто морального выражения своих симпатий
и антипатий.
Президент обещал не чинить препятствий коллективным мерам, направленным
против страны, которую США и другие государства рассматривают как
агрессора, однако его страна не будет участвовать в каких-либо коллективных
санкциях против страны-агрессора.
Платонические призывы к миру и указания на заинтересованность США видеть
Францию достаточно сильной перед лицом опасности со стороны Германии не могли