Курсовая: Столыпинская реформа

Курсовая: Столыпинская реформа

Министерство Образования Республики Беларусь.

Белорусский Государственный Экономический Университет.

Кафедра экономической истории.

Курсовая работа

на тему:

«Проведение столыпинской аграрной реформы на Беларуси».

Студентки ВШТ, 1 курс

Гр. ДТТ-2 Мащенко В.Ю

Руководитель: Горбачёв Ф.В.

.

Минск, 2002г.

ПЛАН

1. Введение.

2. Основная часть:

2.1.Состояние экономической и политической жизни в России начала ХХ века.

2.2. Содержание реформы:

2.2.1. Замысел земельной реформы

2.2.2. Указ 9 ноября и II Государственная Дума

2.2.3. III, «Столыпинская», Дума

2.2.4. Основные направления столыпинской земельной реформы

2.2.5. Деятельность Крестьянского банка

2.2.6. Кооперативное движение

2.2.7. Переселение крестьян в Сибирь

2.2.8. Агрокультурные мероприятия

2.3. Итоги проведения.

3. Заключение.

Приложение.

Список использованной литературы.

1.Введение.

В работе рассматриваются причины проведения, основные этапы, итоги

столыпинской аграрной реформы, которая проводилась царским правительством в

период с 1906 по 1914 года.

Рассмотрение проблемы проводиться на фоне политической и экономической

ситуации, сложившейся в России, а также и в Белоруссии, которая в то время

являлась частью Российской Империи, накануне происходящих реформ.

Начало ХХ века было временем коренных преобразований в политике и экономике.

В стране назревала кризисная ситуация, поднимались революционные восстания,

произошла революция 1905-1907 гг. России требовалось встать «на ноги» ,чтобы

продолжать развиваться как сильное государство, чтобы завоевать влияние и

уважение среди высокоразвитых стран, таких как Англия, Франция, которые в то

время являлись капиталистическими державами, с хорошо отлаженным

управленческим аппаратом, со стабильной экономикой, с хорошими темпами

развития промышленности, производства и экономики.

Россия имела два пути развития: революционный и мирный, т.е. с помощью

реформирования политического строя и экономики. В сельском хозяйстве не

наблюдалось никаких тенденций к развитию, а ведь именно сельское хозяйство

рассматривалось как источник накопления капитала для развития индустрии.

После отмены крепостного права, крестьяне так и не улучшили своего положения,

жизненного статуса. Продолжался помещицкий беспредел. Назревала кризисная

ситуация. Возникало всё больше и больше крестьянских выступлений.

Для предотвращения волнений правительство должно было немедленно предпринять

меры, чтобы урегулировать крестьянские массы, наладить производство,

восстановить сельское хозяйство. Требовалась реформа, которая могла бы

уладить все недовольства, нужен был человек, который бы взял на себя

ответственность за проведение такой реформы. Им стал Столыпин. Он предложил

свой выход из создавшейся ситуации. Его реформа была одобрена и принята

правительством.

Основные этапы и пути проведения столыпинской аграрной реформы подробно

рассмотрены и изложены в данной работе. При помощи имеющегося материала мы

убеждаемся, что данная реформа была наиболее приемлемым выходом из

сложившейся ситуации, дала время для обдумывания дальнейших путей развития

России.

2. Основная часть.

2.1.Состояние экономической и политической жизни в России нач.ХХв.

Для того, чтобы лучше понять атмосферу, в которой пришлось работать П. А.

Столыпину, нужно рассмотреть политические и экономические положения в стране

с конца ХIХ до начала ХХ века.

На стыке этих веков общество вступило в новую фазу своего развития,

капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического

развития позже стран Запада и поэтому попала во второй эшелон стран, такие

страны называли «молодыми хищниками». В эту группу входили такие страны, как

Япония, Турция, Германия, США.

Скорость, с которой развивалась Россия, была очень высока, этому

способствовала уже развитая Европа; она оказывала помощь, делилась опытом, а

также направляла экономику в нужное русло. После экономического подъёма 90х

годов, Россия пережила тяжёлый экономический кризис 1900-1903 годов, затем

период длительной депрессии 1904-1908 годов.

Вывоз капитала из России не получил особого размаха, что объяснялось как

недостатком финансовых средств, так и потребностями освоения огромных

пространств страны, но в конце концов Россия включилась в борьбу за сферы

влияния в мире, что и повлекло за собой войну с Японией, одной из стран

второго эшелона.

В начале ХХ века Россия являлась среднеразвитой страной. Наряду с

высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес

принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства – от

мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала

сосредоточением феодальных пережитков. Важнейшими из них были крупные

помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой

прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с её переделами

тормозили модернизацию сельского хозяйства.

Социально- классовая структура отражала характер и уровень её экономического

развития. Наряду с формированием классов буржуазного общества, в нём

продолжали существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи.

Буржуазия занимала ведущую роль в экономике страны ХХ века, до этого она не

играла сколько-нибудь значимой роли в общественно-политической жизни страны,

так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие чего и

оставалась аполитичной и консервативной силой.

Крестьянство, которое сосредоточило ¾ населения страны, было также

затронуто социальным расслоением общества (20%- кулаки, 30%- середняки, 50%-

бедняки).

В начале века класс наёмных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был

неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город

крестьян, но ещё не потерявшая связь с землёй. Ядром этого класса стал

фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек.

Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. До 1905 года

высшим органом России был государственный совет, постановления которого имели

рекомендательный характер для царя. Николай II, всемерно ограждая свою

власть, очень ревниво относился к любой крупной политической личности. Так,

С.Ю. Витте, приобретший в результате успешных реформ влияние в правящих

кругах, был в 1903 году смещён со своего поста и назначен на должность

председателя комитета министров.

Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта. Однако

ей требовались экономические и политические реформы, чтобы оздоровить и

укрепить экономику России для продолжения борьбы за влияние в мире. Во главе

этих реформ должен был встать умный и честный человек, для которого очень

важна судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

2.2. Содержание реформы.

2.2.1.Замысел земельной реформы

В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее

положение в деревне невозможно. Общинная и частная собственность на землю не

могли дольше уживаться рядом.

В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу

крестьянским требованиям. Генерал Дмитрий Трепов говорил тогда: “Я сам

помещик и буду весьма рад отдать даром половину моей земли, будучи убежден,

что только при этом условии я сохраню за собою вторую половину.”. Но в начале

1906 года произошел перелом в настроениях. Оправившись от потрясения,

правительство избрало противоположный путь.

Возникла идея: что если не уступать общине, а наоборот, объявить ей беспощадную

войну? Речь шла о том, чтобы частная собственность перешла в решительное

наступление против общинной. Особенно быстро, за несколько месяцев, эта идея

завоевала поддержку дворянства. Многие землевладельцы, прежде горячо

поддерживавшие общину, теперь оказались ее непримиримыми противниками. “Община

является зверем, с этим зверем надо бороться”, - категорически заявлял

известный дворянин, монархист Н.Марков. Главным выразителем настроений,

направленных против общины, стал председатель совета министров Петр Столыпин.

Он призывал “дать крестьянину свободу трудиться, богатеть, избавить его от

кабалы отжившего общинного строя”. В этом и заключалась главная идея земельной

реформы, которую называли столыпинской.

Предполагалось, что зажиточные крестьяне превратятся из общинников в

“маленьких помещиков”. Тем самым община будет взорвана изнутри, разрушена.

Борьба между общиной и частной собственностью завершится победой последней. В

стране возникает новый слой крепких собственников - “прочная опора порядка”.

Концепция Столыпина предлагала путь развития смешанной, многоукладной

экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с

коллективными и частными. Составные элементы его программ - переход

к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение

трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организации дешевого

кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которые реально

представляла интересы мелкого землевладения.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной,

устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе и достижения

на этой основе экономического роста. По мере прогресса крестьянского

хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития

отношений купли-продажи земли должно произойти естественное сокращение

помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся

премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств,

объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам

дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти интеграция

двух культур - дворянской и крестьянской.

Столыпин делает ставку на "крепких и сильных" крестьян. Однако он не

требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и

землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически

жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования

землей, который наиболее его устраивает".

[1]

2.2.2. Указ 9 ноября и II Государственная дума

О начале земельной реформы возвестил правительственный указ от 9 ноября 1906

года, принятый в чрезвычайном порядке, минуя Государственную думу. Согласно

этому указу крестьяне получали право выйти из общины со своей землей. Они

могли также продать ее. П.Столыпин считал, что эта мера в скором времени

разрушит общину. Он говорил, что указом “заложено основание нового

крестьянского строя”.

В феврале 1907 года была созвана II Государственная дума. В ней, как и в I Думе,

земельный вопрос оставался в центре внимания. Отличие состояло в том, что

теперь “дворянская сторона” не только защищалась, но и наступала. Первый

депутат князь Д.Святополк-Мирский заметил, что дворянские хозяйства во много

раз культурнее крестьянских. “Сохраните и поддержите частных владельцев, -

призывал он. - Наша серая, темная крестьянская масса без помещиков - это стадо

без пастыря”. На это едко возразил крестьянин-монархист Ф.Петроченко: “Здесь

кто-то из ораторов указывал, что крестьяне наши темны и невежественны и

бесполезно им давать много земли... Что мы невежественны, так мы ничего иного и

не просим, как земли, чтобы по своей глупости в ней же ковыряться. Дворянину и

неприлично возиться с землей”. Ф.Петроченко заключил с эпической простотой:

“Сколько прений не ведите, другого земного шара не создадите. Придется, значит,

эту землю нам отдавать...”.[2]

Большинство депутатов во II Думе еще более твердо, чем в I Думе, выступали за

передачу крестьянам части дворянских земель. П.Столыпин решительно отверг

подобные проекты: “Не напоминает ли это историю тришкина кафтана: “ обрезать

полы, чтобы сшить из них рукава?” Разумеется, II Дума не проявила желания

одобрить столыпинский указ от 9 ноября. Среди крестьян в связи с этим ходили

упорные слухи, что выходить из общины нельзя - вышедшим не достанется

помещичьей земли.

В марте 1907 года император Николай II в письме к матери замечал: “Все было бы

хорошо, если бы то, что творится в Думе, оставалось в ее стенах. Дело в том,

что всякое слово, сказанное там, появляется на другой день во всех газетах,

которые народ с жадностью читает. Во многих местах уже опять заговорили о земле

и ждут, что скажет Дума по этому вопросу... Нужно дать ей договориться до

глупости или до гадости и тогда - хлопнуть”.

[3]

Позиция II Думы в земельном вопросе стала основной причиной ее роспуска 3

июня 1907 года.

2.2.3.III, “Столыпинская”, Дума

Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с

аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию

(первым шагом была реформа 1861 года).

Социально-политический смысл сводится к тому, что цезаризм был

окончательно перечеркнут: Дума "крестьянская" превратилась в Думу

"господскую".

16 ноября 1907 года, спустя две недели после начата работы третьей Думы,

Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и

основной задачей правительства являются не "реформы", а борьба с революцией.

Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение

аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося "коренной мыслью

теперешнего правительства...".

Из "реформ" были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения,

страхования рабочих и др.

В III Думе, созванной в 1907 году по новому избирательному закону

(ограничившему представительство малоимущих), царили совершенно иные

настроения, чем в первых двух. Эту Думу называли “столыпинской”. Она не

только одобрила указ от 9 ноября, но пошла еще дальше самого П.Столыпина.

(Например, чтобы ускорить разрушение общины, Дума объявила распущенными все

общины, где более 24 лет не происходило земельных переделов).

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года,

т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности

обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на

обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате

его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему

содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий

развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

[4]

Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении крестьян. Все

крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла

выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал

привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины.

В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных

домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это

означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При

этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились

переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то

он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет

цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было переделов,

признавались механически перешедшими к частной собственности отдельных

домохозяев. Для юридического оформления права собственности на свой

участок крестьянам таких общин достаточно было подать заявление в

землеустроительную комиссию, которая оформляла документы на фактически

находившийся в их владении участок в собственность домохозяина. Кроме этого

положения, закон отличался от указа некоторым упрощением процедуры выхода

из общины.

В 1906 году были приняты и "Временные правила" о землеустройстве крестьян,

ставшие законом после утверждения Думой 29 мая 1911 года.

Землеустроительным комиссиям, созданным на основе этого закона,

предоставлялось право в ходе

общего землеустройства общин выделять отдельных домохозяев без согласия

схода, по своему усмотрению, если комиссия считала, что такое выделение не

затрагивает интересов общины. Комиссиям принадлежало также решающее слово в

определении земельных споров. Такое право открывало путь к произволу

комиссий.

2.2.4.Основные направления столыпинской земельной реформы

*Разрушение общины и развитие частной собственности.

Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства, знал и

понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период революции видел

восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным

понятием.

Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение

по пути промышленного, а следовательно, капиталистического развития. Ядро

реформ - аграрная политика.

Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина. Целей у реформы

было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную опору для

самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы

крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать

препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйства в виде

отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты