Курсовая: Сталин

указы, открыть ворота лагерей, провозгласить

“восстановление л

енинских норм”, как, все

действительно и придет

в норму. Правда, уже тогда — и чем дальше, тем тверже—раздавались голоса о

необходимости углублять крити­ческое осмыс

ление проблемы. Передовая общественная мысль

допыты­валась, как же стало возможным все то, что теперь законно ставилось в

вину сталинскому

руководству, и что же в таком случае сталось с партией, Советами,

марксизмом-ленинизмом, с сами

м социализмом. наконец. Но, во-первых, тогдашние

“силы торможения” клеили яр

лык “ревизионизма” уже на одну постановку подобных вопросов, а во-вторых,

нужно признать, что в целом, как общество, к

подлинному их разрешению мы в тот момент еще не

были готовы. Нужно было увидеть сталинское в самом'

Хрущеве, в его методах руководства тогдашней х

озяйственной и политической перестройкой, а главное

— нужно было пережить все, что будет потом, при Брежневе и его преем­никах,

когда даже такая ограниченная перестройка окажется затоп­тана и наступит

долгая, глухая “эпоха застоя”, чтобы окончательно отдать себе отчет: суть не в

лицах и даже не в тех конкретных формах, которые может принимать выкованная

Сталиным система бюрократической диктатуры,— суть в самой этой системе. Она

может быть по-сталински жесткой или по-брежневски

“либеральной”, но в любом своем варианте она античеловечна, в любых своих

моди­фикациях означает для общества паралич и тупик.

Конечно, можно назвать достаточно много существенных призна­ков, по которым

“эпоха Брежнева” отличалась от “эпохи Сталина”. Но столь же реально и

внутреннее их родство и преемственность едва ли не по всем основным,

системообразующим показателям. Правда, в 70-е годы был застой и не было

массовых репрессий. Однако “не­массовые” все же были, и их просто-напросто

оказалось достаточно для решения задачи, типологически сходной с той, для

которой Стали­ну в 30-е годы потребовалась ежовщина,

а в послевоенные — бериев­щина. Что же касается

застоя, то все его главные предпосылки сло­жились как раз при Сталине. Именно

тогда, “в буднях великих строек, в веселом грохоте, огнях и звоне”,

одновременно с Магниткой, Днеп­рогэсом, Турксибом

и как бы в тени этого всеми раз, уже имеем в руках

некую ариаднину нить, позволяющую выпутаться из этих противоречий и логических

ловушек. Бескомпромиссное отвержение сталинской с

истемы естественно приводит к столь же твердому взгл

яду и на автора данной системы, к вполне однозначной нравственной и

по­литической оценке его личности, деятельности и исторической роли.

Итак, новый взгляд на Сталина, обусловленный новым пониманием созданной под его

руководством системы общественных отношений. Но тогда с

ледующий вопрос: а оно-то почему стало возможным

только теперь? Почему не сформировалось еще четверть века назад, в рам­ках

первой критической волны, той. что была поднята XX съездом партии?

Отчасти, быть может, по краткости срока межд

у 1956 годом и

брежневско-сусловской победой в октябре 1964 года, после которой критическое

осмысление сталинской эпохи стало целенаправленно

В этом отношении чрезвычайно знаменательным представляется мне развитие

сталинской темы у Твардовского —-Наиболее глубокого

исторического мыслителя в нашей поэзии. Если в

конце 50-х годов, когда

писалась глава о Сталине из поэмы “За далью — даль”, ее ав­тор как

бы взвешивал на весах своей души то злое и доброе, что для него заключало в

себе это имя в мучительном для мысли и совести единстве:

Своей крутой, своей жестокой

Неправоты

И правоты,--

то в написанной всего несколькими годами позже поэме “По праву

памяти” (1966—1969) нет

уже и следа подобной двойственности чувства.

Лукавые ухищрения эпохи, когда

Забыть, забыть велят безмолвно.

Хотят в забвенье утопить

Живую боль.—

произвели на поэта действие, прямо противоположное тому, на какое рассчитывали

инициаторы и проводники нового идеологического курса: они помогли ему прийти к

однозначному и бескомпромиссному отвержению

сталинщины. А ведь Твардовский застал лишь самые первые годы

“брежневской эпохи”. Тем, у кого она перед глазами вся цели­ком,— куда

проще. Вот почему все более тверды и

недиалектичны” наши сегодняшние оценки общего смысла деятельности Сталина, и вот

почему историческая объективность заключена именно в них, а не в прежних мнимо

справедливых “с одной стороны” — “с другой стороны”, на которых

нас и теперь кое-кто” пытается удержать. Одни —

по инерции старых представлений, другие — что также доста­точно очевидно — из

вполне современной политической корысти.

Сейчас порой раздаются раздраженные голоса: “Ну

сколько же можно — все Сталин да Сталин! Нашли неисчерпаемую тему и вот себе

тешатся разрешенной смелостью, упражняются в стрельбе по покойнику

.

В подобных замечаниях, даже если они принадлежат ярым стали­нистам (хотя,

конечно, не только им), есть определенный резон. Дей­ствительно, наша пресса

куда смелее и откровеннее судит о прошлом, чем, скажем, о ходе перестройки и

о деятельности нынешнего

партий­но-государственного руководства. Пока это так, мы все еще остаемся в

рамках сложившихся в сталинскую эпоху общественных норм, и соот­ветственно наше

моральное право на критику Сталина выглядит в

из­вестной мере условным. Это во-первых. Во-вторых, верно и то, что многие

печатные выступлен

ия о Сталине и его времени не вводят в обо­рот

сколько-нибудь значительных масс

ивов нового фактического мате­риала. Останавли

вая внимание читателя на отдельных вопиющих фактах сталинского беззакония

, жестокости, коварства, подобные пуб­ликации ещ

е и еще раз обжигают наши чувства (что

действительно заг­лушаться. Но главное, думается,

все-таки в другом. В недостатке исторического видимого

индустриаль­но-культурного подъема, создавалась (и успела полностью

сформи­роваться) система, которая, провозглашая лозунги движения

вперед и выше”, в сфере экономических и социальных отношений фактически

ориентировалась на нерушимую стабильность и неизменность. Система принципиально

статическая, сознательно отключившая все двигатели

социального саморазвития и столь же последовательно

подчинившая все свои подсистемы и институты — от механизма управления

народным хозяйством до школы, прессы, Союза

писателей — задаче вос­производства и увековечения

наличного состояния общества. И в ре­зультате

действительно обладающая той инер

цией и способностью к регенерации, той страшной силой сопротивления любым

преобразова­ниям (даже если они исходят сверху),

которая в 60-е годы обусловила неуспех начинаний

Хрущева и предпринятой было экономической

ре­формы, а в наши дни сказывается очевидным для всех тор

можением перестроечного процесса.

С полной убедительностью показав, что и в наиболее “мягком”, ненасильственном

своем варианте сталинская система столь же по­рочна, губительна

и бесперспективна, как и в первоначально жестком,

брежневский опыт как бы дорисовал для нас эту систему и тем самым фигуру

самого Сталина, его объективно-историческую роль необходимо

, чтобы преодолеть, взорвать столь характерную для современного человека

эмоциональную пассивность и гл

ухоту), но, за сравнительно редкими

исключениями, дают мало пищи уму, поли­тическому и

историческому сознанию общества. Тем более, что

Сталин предстает в них обычно лишь как явление прошлого, не имеющее пря­мого

отношения к современному положению страны, ее

проблемам и перспективам. Если так, то и в самом деле не пора ли ему

уходить на страницы специальных исторических

журналов и книг. очищая пло­щадку массовой печати

для чего-то более злободневного?

Если бы так... Но. к сожалению, это совсем не так. И, признавая за упомянутыми

голосами долю истины,

хочется, однако, ответить им с полным убеждением:

Сталин — тема остро актуальная, сегодняш­няя. Не для одних специалистов — для

общества в целом. Он — насущная проблема нашего настоящего и на

шего будущего, от того

или иного разрешения которой это будущее непосредственно зависит. И

настоящий разговор о нем еще только-только начинается.

Что же делает тему Сталина столь важной для человека наших дней? Разумеется, не

столько он сам, хотя загадки (подчас мрачные тайны) его личности и биог

рафии, лишь отчасти приоткрытые, еще, вероятно,

долгое время будут занимать наше воображение. И даже не столько его

политическая и государственная деятельность, хотя в ней есть немало такого, что

и до сих пор многие благоразумные наши обществоведы предпочитают обходить, как

столб с надписью: “Не влезай! Убьет!” Наиболее актуальным, непосредственно

участвую­щим в современной жизни остается для нас наследие Сталина.

Прежде всего в виде той системы общественных отношений, которая создана была в

СССР под его руководством, устояла в потрясениях 50—60-х годов, заново

стабилизировалась в “эпоху застоя” и, таким образом, с известными модификациями

дожила до перестройки, а зна­чит, и до сегодняшнего дня.

Перед нами стоит задача преодоления этой системы, превращения ее в нечто

принципиально от нее отличное. Задача поистине невероят­ная по своей

трудности, и сейчас, на старте, она, может быть, особенно жестко испытывает

нас. Испытывает нашу волю к переменам, серьез­ность наших намерений, истинную

меру нашей внутренней свободы, готовность обсуждать (а затем и решать) свои

проблемы действительно безбоязненно, не ограничивая себя привычными

запретами: этого ка­саться еще нельзя, это еще не сказал Горбачев, а это он

(или Ле­нин) сказал иначе... Если подобные запреты для нас остаются в силе —

значит нам не стоит и браться за дело, мы его только погубим — и притом

обязательно — своей половинчатостью и трусостью. Зато если мы и в самом деле

созрели для серьезного разговора о том, что есть и чего мы хотим, тогда он

сам собою будет и свободным от лозун­говой крикливости, и ответственным,

искренним, конструктивным.

Давайте же обратимся непосредственно к личности Сталина и выясним,

каким он был и почему таким стал. Для достижения этой цели

просмотрим его биографию: кто были его родители, каким он был в

детстве, в юности и т. д.

2. В нескольких десятках километров от столицы Гру­зии Тифлиса (ныне Тбилиси)

находится городок Гори. В конце прошлого века он

представлял собой поселение с одноэтажными домами, с пыльными улочками

кварта­лов бедноты. Гори расположен на берегах Куры в жи­вописной местности. На

холмах вокруг города под горя­чим кавказским солнцем издавна произрастал

виноград, из которого жители делали отличное вино. В древние времена, согласно

греческой мифологии, Ясон и арго­навты именно на черноморских берегах Грузии

искали золотое руно.

В начале 70-х годов XIX века из села Диди-Лило в

Гори переселился Виссарион Иванович Джугашвили, сапожник. Есть предположение,

что он не был грузи­ном по национальности, а происходил из осетин, жив­ших в

горах. В 1874 году он женился на юной Екате­рине Георгиевне Геладзе, которая,

как и ее муж, роди­лась в семье крепостных. Екатерина Георгиевна была

неграмотной, подобно своему мужу не говорила по-русски.

Эта рыжеволосая привлекательная женщина была глубоко религиозной. Еще в

молодости ей пришлось по­хоронить двух своих младенцев. Когда 9 декабря (по

григорианскому календарю 21 декабря) 1879 года ро­дился сын Иосиф, она

почувствовала, что жизнь ее при­обрела новый смысл. Она нежно любила своего

сына и ласково называла его Сосо, Соссло. Когда ее ребенок заболел, она

самоотверженно выхаживала его. Болезнь не прошла бесследно: на лице И. В.

Сталина остались мотки от оспы, а одной рукой он двигал с трудом до конца

сноси жизни.

Родителя по-разному представляли себе судьбу сына. Мать в 1888 году записала

его в местное духов­ное училище. Но вскоре Виссарион Джугашвили за­брал его

оттуда. Он хотел, чтобы его сын также стал сапожником. Отец повез его с собой

в Тифлис, где ра­ботал в течение трех лет па обувной фабрике Адельханова,

после того как его собственная мастерская в Гори разорилась. Однако борьба в

семье закончи­лась в пользу матери, отличавшейся сильной во­лей. Сосо опять

вернулся в училище. Отец умер в 1890 году.

Екатерина Георгиевна работала прачкой в богатых семьях, чтобы прокормить себя

и сына. Эта женщина прожила долгую жизнь. Она увидела, как ее сын стал

руководителем гигантской страны, окруженным по­клонением и восхищением людей.

Сама она вела скромную, простую жизнь в Грузии. По просьбе сы­на она на

короткое время переселилась в Кремль, но все же вскоре вернулась домой. Там

она и умерла в 1937 году.

В духовном училище мальчик Джугашвили счи­тался одним из лучших учеников. Он

выделялся природным умом и особенно хорошей памятью. Эта его способность

впоследствии получила дальнейшее развитие.

В то время обучение шло на русском языке, но гру­зинские национальные

традиции все-таки сохранялись. По воспоминаниям одноклассников, Джугашвили

про­читал все книги в городской библиотеке, особенно он любил романтическую

грузинскую прозу. В те годы он познакомился с героями классических

произведений Чавчавадзе и Руставели. Особое пристрастие он испы­тывал к

книгам писателя Казбеги.

В июне 1894 года по окончании училища он был от­мечен как лучший ученик.

Учитель советовал его мате­ри продолжить обучение способного мальчика.

Молодой Иосиф Виссарионович, не достигший еще 15-летнего возраста, в сентябре

1894 года был зачислен в Тифлис­скую православную духовную семинарию. С этого

вре­мени и до мая 1899 года это самое значительное учеб­ное заведение Грузии

оказывало решающее влияние на его духовное развитие. В эти годы он был

слушателем семинарии, получавшим стипендию.

Тифлисская православная семинария являлась тогда рассадником всякого

рода освободительных идей среди молодёжи, как народническо-

националистических, так и марксистско-интернационалистических; она была

полна различными тайными кружками. Господствующий в семинарии

иезуитский режим вызывал у Сталина бурный протест, питал и усиливал

в нём революционные настроения. Пятнадцатилетний Сталин становиться

революционером.

“ В революционное движение,-- говорит Сталин ,-- я вступил с 15-летнего

возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов,

проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое

влияние и привили вкус к подпольной марксисткой литературе”.

1 В 1896—1897 годах Сталин стоит во главе марксистских кружков семинарии. В

августе 1898 года он и формально вступает в тифлис­скую органимцию Росси

йской социал-де­мократической рабочий партии. Сталин становится членом

группы „Месаме-Даси" — первой Груммской социал-демократической органивации,

сыгравшей в 1893—1898 годах известную положительную роль в распро­странении

идей марксизма. „Месаме-даси" не была ПОАитически однородна—её боль­шинство

стояло на позициях „легального“•• марксизма" и склонялось к буржуазному на-

ционали“му“ Сталин, Кецховели, Цулукидзе составху^ЛУУМоводящее ядро

революционного хшмЙИРбго меньшинства

„Месаме-даси", Ц^^^Р^аародышем революционной социал-

1 Сталин ведёт в этот период интенсивную пропагандистскую работу в рабочих

кружках, участвует на нелегальных рабочих собраниях, пишет листовки, организует

стачки. Это была первая школа революционной практи­ческой работы, пройденная

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты