Курсовая: Сталин

Курсовая: Сталин

План:

1.Введение. Двойственность оценок

2.Биография: детство, юность, отрочество.

3.Путь на индустриализацию.

4.Создание нового политического режима.

5.Распространение сталинской деспотической диктатуры.

6.Личность, характер Сталина.

7.Подготовленность к войне.

8.Война.

9.Последствия войны и цена победы.

10. Вердикт истории.

Введение.

1. О Сталине сейчас говорят и пишут очень много. Сталин, Сталин. А

заодно и “сталинщина” и “сталинизм”: ещё так недавно совершенно

невозможные в нашей прессе, носившие на себе печать лютой

идеологической крамолы, слова эти то и дело звучат сегодня , причём

выговариваются без всякой дрожи в голосе, как любые обычные

общеупотребительные слова

Что же мы наблюдаем сегодня? Не просто отказ от упомянутой

реабилитации и не просто новую волну критики Сталина. Сколь ни остра

была такая критика в своё время, она всё же была направлена не на

общий смысл деятельности Сталина, а лишь на отдельные её стороны и

моменты, пусть даже важные и достаточно многочисленные.

А сегодня всё чаще, всё определённее отвергается именно её общий

смысл. Не символично ли ? – в 1961 году по решению 22 – ого

съезда партии Сталин был вынесен из ленинского Мавзолея, но всё же

похоронен в почётном ряду у Кремлёвской стены. А нынче уже раздаются

голоса, что и там ему не место, и мрачный образ злодея, которого

исторгает сама земля, невольно встаёт перед нами, когда мы об этом

думаем и говорим.

Чем объясняется столь резкое

изменение оценок? Открылись ка­кие-то ранее неизвестные факты? Нет по

чти всё главное,

что служит основанием говорить о преступлениях Сталина, вы

ло предано глас­ности еще более четверти века наз

ад. А о чем тогда умолчали — например, о численности жертв “ЭПОХИ КО

ЛЛЕКТИВИЗАЦИИ”, 1937—1938 и последующих годов,— то и до сих пор остается ПОД

покровом тай­ны. Тогда в чем же причина?

Я вижу ее в том, что на XX съезде и посл

е него, вплоть до наших дней, в основе критического осмысления Сталина как

ис­торической фигуры лежала преимущественно характеристика его лич

ности: на Сталина-политика (и на сталинское в политике) смотрели в основ

ном через призму его личных качеств, так или иначе пони­маемых и

оцениваемых. А сегодня взглянули (вернее, пытаются взглянуть) совсем

по-другому.

Буртин Юрий Григорьевич — публицист, член Союза

писателей СССР. Статья написана для настоящей

книги.

Если исходить в оценке исторической роли Сталина

только из свойств его характера и повед

ения, то не избежать ни навязшей в зубах бе

спомощной эклектики и двойственности (“с одной

сторо­ны”---с другой

стороны”), ни той непримиримой

разноголосицы. выразительный пример которой был

продемонстрирован за одним из “круглы

х столов”: “Масштабы

этой личности огромны.— Масштабы личности

ничтожны!.. - Нет, огромны. И результаты деяте

льности огромны.— Господи, да результаты ужасны!”

В самом деле. Вы говорите, что он

преступник, на совести которого страдания и смерть миллионов людей, договор

о дружбе и границе с Гитлером, разорение деревни н

пр., и пр., но разве он только и делал, что ошибался

и, тем более, подписывал списки на расстрел? А кто

на протяжении трех десятилетий руководил страной?

При ком она индустриализировалась, выиграла величайшую из войн, прев­ратилась в

мировую сверхдержаву ? Кто изо дня в день решал

массу практических вопросов по строительству домен

и электростанций, автозаводов и ткацких фабр

ик, железных дорог и морских портов, по разработке и производству новых

марок тракторов и комбайнов, самолетов и танков, по

освоению Севера и орошению Каракумов. по созданию театров и киностуд

ий, университетов и музеев, по раз­витию сети школ и клубов, больниц и

детских садов, по установлению льгот для сельских

учителей, многодетных и одиноких матерей н пр., и пр., и пр.? Разве не стоит

подпись Сталина и под многими, вероятно. тысячами документов такого рода? И кто

может сказать, что в большинстве своем она скрепляла решения непродуманные,

ошибоч­ные, случайные?

Конечно, для основательного и полного суждения на сей счет пока нет материала,

поскольку многие документы по-прежнему закрыты даже для научного исследования,

однако по внешнему впечатлению сталинским решениям,

как правило, нельзя отказать ни в целеустрем­ленности

, ни в последовательности, ни в логике. Так почему бы именно эти черты не

принимать за основу” в понимании и оценке как лич­ности Сталина, так и его

политической деятельности? А деспотизм и жестокость почему бы не счесть всего

лишь издержками печальной. но едва ли не неизбежной оборотной стороной этой

непреклонной последовательности строителя великой индустриально-военной

дер­жавы? Безжалостно сметающего с дороги все, что мешает, и всех, кто способен

помешать осуществлению названной цели...

Вы скажете: ничего себе “издержки” — миллионы убитых, заму­ченных, растоптанных

человеческих жизней! Вы скажете, что и малая доля их перевесит все, что можно

зачислить в заслугу виновнику их мучений и гибели. Более того, вы укажете на

бездушие и аморальность даже самого такого взвешивания: загубленная жизнь,

пусть одна-единственная, или, скажем, построенный

завод. Но даже если ваш оппонент согласится с этим, признает, что ваши козыри

старше, тем не менее и от собственных аргументов он едва ли сможет отказаться —

куда же их денешь! И в итоге выдаст вам примерно такую формулиров­ку: да,

конечно, преступления Сталина непростительны, но как поли­т

ик политика вообще, как говорят,

грязное дело) он действовал в основном правильно, в широком историческом плане

его деятельность (хотя и оплаченная страшной ценой) все-таки была прогресс

ив­ной.

Такой взгляд весьма распространен — не только в прошлом

, но и в наши дни. Находит он выражение и в печати — в выст

упле­ниях ряда авторов, которые при значительных различиях между собою все

исходят из того, что в тех условиях (места и времени) не было приемлемой

социалистической альтернативы ни Сталину как

лидеру, ни проводимой им политике.

у- В результате образ Сталина еще и до сих

пор как бы двоится в (общественном сознании —

факт, достаточно отчетливо зафиксирован­ный и нашей художественной литературой.

Вот для сравнения два произведения, создававшиеся почти одно­временно, в 70-е

годы, оба — без надежды на скорую публикацию, людьми примерно о

дного возраста: “Дети Арбата” А. Рыбакова и “Глазами человека моего

поколения” К. Симонова. Там и тут Сталин. Но при некоторых точках

соприкосновения (в стиле поведения, в речевой

манере) это, в сущности, два разных человека. У Рыбако­ва — узурпатор, котор

ый с маниакальной неутомимостью и поистине дьявольской изобретательностью,

расчетливостью, коварством плетет сеть интриг,

имеющих целью создание и укрепление режима своей

личной власти, и без того уже к 1934 году фактически безраздельной. Этакий

зловещий паук, который, никого не любя, никому не веря, ткет свою паутину,

чтобы затем методически душить в ней всех. кто прямо или косвенно стал сейчас

или в будущем когда-нибудь может стать для него опасен. Ближних и дальних,

волна за волной, все расширяющимися безжалостными кругами... А у Симонова (хотя

и его отношение к Сталину нельзя назвать некритическим) —

умный и твердый властелин, внимательный к мелочам, но в то же время

мысля­щий и действующий по государственному масштабно, скорее добро­желательный

и уступчивый (от спокойного сознания своей силы),

чем грубый и капризный; подчас слегка играющий перед

собеседником, заботящийся о создании определенного своего “образа”, но в целом

достаточно естественный; интересующийся литературой...

И в обоих случаях Сталин — живой. Не только у Симонова, кото­рый описывает

собственные встречи с ним, цепко во всех деталях запом­ненные и тотчас, по

свежей памяти подробно и зримо воспроизведен­ные, но и у Рыбакова, не

имевшего таких встреч: в его романе, кото­рому по ряду других позиций

предъявлено немало справедливых претензий, образ Сталина нарисован с такой

степенью художествен­ной убедительности, которая, кажется, просто не

оставляет места для каких-то иных литературных интерпретаций. Где же правда:

там или здесь?

А если здесь и там, то как совместить эти две правды между собою, как

привести их к какому-то общему знаменателю?

В рамках личностного” подхода задача, по-видимому,

не имеет решения. Однако нынче уже стал возможным совершенно другой взгляд на

предмет затянувшегося спора — оценка исторической роли Сталина на осно

ве такого решающего и вполне объективного крите­рия, как характер созданной

под его руководством системы общест­венных отношений.

По-разному именуется сегодня эта система, пока не получившая в нашей теории (да

и где она? еще только пробуждается от тяжкого, протяженностью в несколько

десятилетий, летаргического сна) адекватного и

общепризнанного обозначения: “казарменный ком­мунизм”, “казарменный социализм”,

“Административная Систе­ма”, “военно-бюрократический реп

рессивный режим” и т. п. Но,

кажется, все так или иначе сходятся на том, что ее определяющими признаками

являлись последовательный антидемократизм; подчинение общества государству, а

государства — режиму личной власти; исклю­чительно административно-командные

методы руководства: мало эффективность экономики, основанной — как в

беспаспортной деревне, так и в городе — на фактически принудительном труде;

хронически низкий уровень жизни масс в резком контрасте с привилегирован­ной

бюрократической верхушкой; бесправие и произвол; сплошная официализация всех

форм духовной жизни общества с культом Вождя в центре официальной идеологии и

созданной ею мифологизиро­ванной картиной мира; жесткий изоляционизм во внешней

политике. Ясно, что эта система представляла собой злую карикатуру на то

общество всеобщего равенства, свободы и счастья, которое под име­нем социализма

было многовековой мечтой угнетенных, ради которого совершалась наша революция,

строилась та же промышленность и пр. Ясно, что создание, а тем более укрепление

подобной систе­мы, когда антинародный характер ее уже вполне определился,

под­держание ее неизменности всей мощью тоталитарного государства нельзя

рассматривать иначе, как прямую измену революции, созна­тельный обман

трудящихся масс, грубое насилие над ними, цинич­ное надругательство над их

энтузиазмом и верой.

И вот если с такой точки зрения мы посмотрим на Сталина, то при самой

полной объективности не останется места никакой двой­ственности в оценках.

Он был мудр, а порою и добр? Допустим. Но это была поистине мудрость змеи, а

доброта — сытого тигра. Гениален? Да, если хотите, это был подлинный гений

зла. Он обладал государственным умом и железной волей, он умел добиваться

поставленных целей? Тем хуже, ибо реальной целью его была государство-тюрьма.

Он создал великую державу, но не для человека, которого в ней давили, как

муравья, а единственно для себя, для своей безраздельной власти и

тысячелетней славы. И по неумолимой логике вещей слава эта до­вольно быстро

обернулась для нашей страны бесславием — все­объемлющей отсталостью, тупиком

и застоем. Со всеми своими силь­ными сторонами (и в немалой мере благодаря

именно им) он— мрачная, безусловно отрицательная фигура нашей истории, и нет

в его деятельности решительно ничего, что противоречило бы такому выводу.

Он мог принимать правильные, даже гуманные решения по тем или иным конкретным

вопросам хозяйства, социального обеспечения, культуры, но лишь постольку,

поскольку это отвечало долговременным интересам построенной им в целом

антигуманной системы и в заданных ею масштабах, рамках и формах. А какой

тиран, какой деспот, если он не глуп и заинтересован в прочности своей

тирании, не принимает по временам подобных решений?

Сталин возглавил поистине великую, поистине Отечественную, войну против

германского фашизма — страшной угрозы для всего человеческого рода- Так. И

его роль в этой войне не следует преумень­шать: она была безусловно велика

(пусть и не в меру обычной полно­ты его власти, в тот момент резко

ограниченной рядом не зависевших от него обстоятельств, волею противника,

реальным соотношением сил на фронте, необходимостью считаться с доводами

специалистов воен­ного дела и пр.). Но даже если мы оставим за рамками

разговора всю неоднозначность, всю двойственность этой роли: и уничтожение

перед войной преобладающей и лучшей части нашего генералитета, и

самоослепление “дружбой” с Гитлером, и вызванные этим тяжкие поражения

1941—1942 годов, и многое другое, о чем сейчас все больше пишут; если не

напомним себе и о том, какой кровью досталась нашему народу озаглавленная

именем Сталина победа,— даже и она, эта вели­кая победа, не может послужить

его оправданию в глазах поко­лений.

Почему? Да потому, что и смысл войны, ценность

победы для народа и его Вождя, для армии и ее

Генералиссимуса совпали в действительности лишь отчасти. Враг был один, цель

его изгнания с родной земли, как и цель уничтожения

фашизма, была общей. Однако если народ, как сказано в “Василии

Тёркине”, вел с врагом “бой... святой и правый, смертный бой не ради славы,

ради жизни на земле”, то к Сталину этих слов не

отнесешь. Если солдат, “битый, тертый, жженый”, но вместе с тем и внутренне

освобожденный великой войной, поднятый ею в своем человеческ

ом достоинстве, связывал с победой мечту о жизни справедливой и счастливой

, в которой он будет хозяином своей судьбы, то кремлевский Хозяин —

восстановление своей чуть было не утраченной

власти, ее распространение на иные земли, неру­шимую прочность и диктаторскую

полноту. В этом смысле можно сказать, что солдат и его Генералиссимус воевали

как бы на двух разных войнах, лишь частично совпавших между собою. И недаром не

успел смолкнуть гром победного салюта, как маршал Жуков оказал­ся в опале, а из

народа-победителя стали выбивать дух фронтовой ;

независимости и свободы — ждановскими

постановлениями о литературе и иску

сстве, 25-летними сроками за “высказывания” и пр. Это неявное, но

существенное и с течением времени нараставшее не­совпадение народного и

сталински-государственного содержания Оте­чественной войны с глубокой

проницательностью обнаружено романом В. Гроссмана

Жизнь и судьба”.

История щедра на парадоксы. Деспот, заливший кровью свою страну и в этом

смысле, может быть, единственный в ней настоящий “враг народа”, вынужден ради

сохранения своей жизни и власти нести знамя справедливой народной войны

против еще более свирепого и безжалостного врага; деспот, которого успех в

этой войне (добы­той еще большей, без счета и без жалости пролитой народной

кровью) нарекает чуть ли не спасителем человеческого рода,— это ли не

дьявольская гримаса истории, словно специально придуманная для того, чтобы

окончательно спутать в нашем и без того заблу­дившемся сознании все понятия о

добре и зле! Можно понять добро­совестных сталинистов, тех, чье отношение к

Сталину не замешано на корыстной заинтересованности в сохранении социально-

должно­стной пирамиды и командных методов руководства: во всем этом,

действительно, не так-то просто разобраться. До сих пор непро­сто, не говоря

уже о былых временах. И все же сегодня, в отличие от тех времен, мы, повторим

еще опыта, которым мы тогда располагали.

Пока в нашем распоряжении был только опыт “периода кул

ьта этичности”, естественно было на первых порах

полагать, что все зло — в этом культе и в самой личности тирана. И стоит его

развен­чать, стоит отменить наиболее драконовские его

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты