Курсовая: Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах

бедноты. Во главе педиэев стоял Ликург из рода Этеобутадов, во главе паралиев

- Мегакл из рода Алкмеонидов, и во главе диакриев спустя некоторое время

после реформ Солона стал Писистрат. Род Писистратидов к этому времени

обеднел, чем и объясняется жгучая ненависть Писистрата к педиэям, которая

послужила, по словам Аристотеля, причиной доверия к нему народа. Все афинское

население разделилось на три лагеря, поддерживающих какую-либо группу.

В результате борьбы этих лагерей установленный Солоном и просуществовавший

лишь четыре года мирный порядок рухнул и не восстанавливался в течение

одиннадцати лет. Скоро ввиду непримиримости враждующих сторон пришлось

прибегнуть к компромиссу: создана коллегия из десяти архонтов - пять из них

евпатриды, трое крестьян и два ремесленника. Но такой порядок оказался

нестабильным, и власть снова перешла в руки аристократии. Свидетельства этому

- лишь монеты, на которых снова стали чеканиться родовые гербы.

Этот новый захват свидетельствует о безнадежности всякого компромисса в таких

условиях, о возможности захвата власти и установления тирании.

Писистрат как никто другой подходил на роль народного вождя. Исторически

сложилось, что эта роль отводилась людям, прославившимся своими военными

подвигами. Писистрат был блестящим полководцем, он завоевал остров Саламин,

который был помехой торговле, так как занимал выход из афинской гавани. Ему же

удалось захватить гавань Мегары Нисею, что поставило Мегару в экономическую

зависимость от Афин. Так что Писистрат оказал неоценимую услугу афинянам. Во

многом благодаря этому его группа усиливала свое влияние. Правда, в 560 г. до

н.э.* Писистрат был изгнан из Афин, но,

собрав в изгнании многочисленную армию из наемников, вскоре вернулся, и,

опираясь на союзников, снова достиг власти.

Придя к власти, Писистрат, прежде всего, приступил к массовому изгнанию

противников. Некоторые из аристократических родов все же остались,

подчинившись Писистрату. Это была землевладельческая знать, которая прекрасно

знала, что ему ничего не стоит разорить и изгнать их, а в изгнании без земли,

без торговых связей и навыков они бы не выжили. Таким образом, эта часть

аристократии была вынуждена мириться с новыми порядками.

Конечно, являясь вождем диакриев, Писистрат занялся улучшением положения

крестьянства. Он значительно расширил крестьянский земельный фонд, наделив

крестьян участками из конфискованных земель аристократии не только в Аттике,

но и на Саламине, на Лемносе и в других владениях Афин, причем он принял меры

к тому, чтобы земля снова не сосредотачивалась в руках богачей. Он щедро

выдает наделяемым крестьянам из казенных сумм ссуды и пособия на покупку

скота, инвентаря и орудий, нужных для хозяйства и на необходимые расходы.

Вся деятельность Писистрата была направлена на учет интересов мелкого

крестьянства и их защиту. Известно, что Писиситрат “сам давал взаймы бедным ...

деньги на полевые работы так чтобы они могли добывать средства к жизни

земледелием...”*. Осуществляя такую

политику, он хотел добиться жизнеспособности крестьянского хозяйства. Через это

Писистрат хотел развить в крестьянах чувство самоуважения, сделать их “солью

аттической земли”. Он превратил в государственный праздник крестьянский

праздник Диониса, он официально приписал им носить их национальный костюм

катонаку, которого они уже начали стыдиться.

Существовали мнения и современников, и позднейших историков о том, что

Писистрат осуществлял политику в соответствии с интересами народа не просто

потому, что хотел добиться справедливости по отношению к нему. В частности,

Аристотель заботу о народе объясняет так: во - первых, было выгодно, чтобы

поселяне были расселены по стране и не сосредотачивались в городе, во -

вторых, такая политика осуществлялось для того, чтобы крестьяне занимались

землей и не имели ни времени, ни охоты помышлять об управленческих делах, и,

в - третьих, обработка земли увеличивала доход самого Писистрата, так как он

получал десятую часть урожая. Конечно, определенную выгоду Писистрат имел, но

предпринятые им меры по улучшению положения крестьянства не были “побочным

эффектом”, эта политика осуществлялась осознанно и целенаправленно.

Писистрат настолько укрепил свою власть, что после его смерти в 527 году до н.э.

* она без всяких потрясений перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху.

Правление Писистратидов практически не отличалось от правления Писистрата.

В это время среди аристократов стали формироваться группы враждебно

настроенные к настоящему режиму. Им было выгодно то, что передовой городской

слой перестал мириться с тиранией. Он мог с ней мириться до тех пор, пока она

уничтожала его главного противника - аристократию. Когда же это было сделано,

диктатура стала ощущаться самим городским классом, так как мешала свободному

его развитию. Вдобавок в эпоху правления Писистратидов в связи с открытием

новых рынков значение торгово-ремесленного населения возросло и он уже

начинает претендовать на то, чтобы руководители государства всецело отражали

его интересы. Существовало еще одно условие, вызвавшее недовольство и

служившее опорой оппозиции. Около VI в. до н.э. персы захватили проливы, в

результате чего афиняне перестали получать хлеб. Необходимость получать его

из Египта, Сицилии или Италии создавала перебои со снабжением и,

следовательно, подняла цены на хлеб. Это неизбежно должно было вызвать

недовольство среди крестьян и горожан.

Пользуясь этим, аристократия организовала ряд покушений на правителей. В 510

году Гиппий оставил Афины. Так окончилась эпоха тирании.

Афинская тирания была более устойчивой, чем в других местах, так как до 510 года

обходилась без террора и превратила Афины в мощное, богатейшее и влиятельнейшее

государство Греции. Даже скептически настроенный Аристотель говорил, что

“Писистрат, взяв в свои руки власть, управлял общественными делами скорее в

духе гражданского равноправия, чем тирании...”

*. Недаром тиранию называли “золотым веком”, “жизнью при Кроне”

** . Свержение тирании осуществилось лишь после долгих усилий даже такого

военизированного государства как Спарта, которая была союзницей аристократии в

борьбе с Писистратидами. Это показывает, насколько велика была симпатия к

Писистратидам среди афинян.

§4. Реформы Клисфена.

После изгнания Гиппия спартанцы хотели поставить во главе Афин

спартанофильскую аристократию, возглавляемую Исагором, но народ ничего и

слушать об этом не хотел и в сложившейся ситуации поддержал крупных торговцев

и ремесленников, возглавляемых Клисфеном из рода Алкмеонидов, которые

поддержали аристократию в борьбе с Гиппием и снова вернулись в Афины после

изгнания. После долгих трений власть снова оказалась у аристократии (на

афинских монетах снова чеканятся родовые гербы). Аттическое крестьянство не

могло с этим мириться. Крестьяне практически со всех деревень сбежались в

город и осадили Исагора и его сторонников. Исагор был разгромлен наголову, и

у власти оказался представитель торгово-ремесленной группы Клисфен. Будучи

представителем группы, заинтересованной, прежде всего в свободе товарно-

денежного оборота, Клисфен не издал никаких законов для улучшения положения

бедноты. Все его законы касались социальных взаимоотношений и

государственного устройства, но в этом отношении им сделано очень много: он

завершил работу Солона и Писистрата и как бы подвел итог революции VI в. и

создал тот строй, который с некоторыми изменениями продержался до тех пор,

пока афиняне оставались независимыми.

Придя к власти, Клисфен, прежде всего, уничтожил последние остатки родового

деления. При Солоне гражданское население делилось на родовые филы, фратрии и

роды, возглавляемые аристократией. При Писистрате влияние аристократии

уменьшилось, но переворот 510 г. показал, что силы у нее еще есть. Поэтому

Клисфен, прежде всего, покончил с родовыми объединениями. Однако он не

склонен был к изменениям в области религии, и полностью сохранил религиозное

значение фил и фратрий, но лишил их всякого значения в государственной

системе. Вместо четырех старых фил он разделил Аттику на десять новых как бы

перемешав все население, и принцип деления стал территориальным. Поскольку

старые роды были особенно сильны в местах нахождения усадеб их

представителей, Клисфен включил в каждую филу по одной трети (“триттии”) из

различных мест Аттики: из Афин, из внутренней равнины Месогеи и из прибрежной

полосы. В каждой филе было приблизительно одинаковое число жителей. Филы

делились на демы (отдельные селения), ставшие теперь административной

единицей. Иногда в дем входило несколько селений, так, например, в Афинах

каждый квартал города был демом. Каждый дем имел свое самоуправление, вел

список живущих в нем граждан. Главой дема являлся демарх - главный казначей,

имеющий полицейские функции и взыскивающий налоги. В каждом деме

пропорционально числу жителей по особому расписанию выбирались по жребию

кандидаты в Совет пятисот (высший законоподготовительный орган государства).

Таким образом, с родовыми привилегиями было покончено навсегда. Граждане

официально именовались уже не по отчеству, а по дему. Клисфен полностью

сохранил имущественные привилегии, на высшие должности могли избираться лишь

граждане трех первых разрядов, достигшие тридцати лет, независимо от

происхождения.

Писистратиды все еще не теряли надежды вернуть себе власть, тем более, что их

поддерживала Спарта, да и в Афинах было немало их сторонников. Чтобы

предупредить возможность возврата к тирании, Клисфен ввел остракизм

(черепкование). В Народном собрании ставился вопрос: нужно ли подавать

черепки. Если да, то собиралось особое народное собрание для черепкования под

председательствованием совета девяти архонтов и пританов (не менее 6 000

граждан). Каждый писал на черепке имя того общественного деятеля, которого он

считал опасным для спокойствия государства. Получивший большинство голосов

подлежал изгнанию на десять лет, по истечении которых мог вернуться назад.

Причем изгнание не влекло никакого позора, имущество изгнанника оставалось

его собственностью, он продолжал пользоваться всеми гражданскими правами. Эта

мера была довольно эффективной, благодаря ей многие противники и Клисфена, и

последующих правителей были удалены из государства и не мешали проведению

преобразований.

Таким образом, Клисфен прочно закрепил порядок, начало которому положил еще

Солон. Он, конечно, ничего не сделал для крестьянства, но с другой стороны, в

его интересах действовал Писистрат и на сравнительно большой уровень поднял

его жизнь, а на торгово-ремесленную группу практически не обращал внимания.

Поэтому к приходу к власти Клисфена крестьянство не находилось в бедственном

положении, а торговцы нуждались в предоставлении им большей свободы. Поэтому

Клисфен и отдавал им все силы.

§5. Греко-персидские войны. Фемистокл.

Эпоха правления Фемистокла в Афинах совпала с трудным периодом войны с персами.

В ходе ее в руках Персии оказался Геллеспонт, что лишило Аттику подвоза хлеба,

поэтому господство на море стало для афинской бедноты вопросом жизни и смерти.

Для этой цели Фемистокл, избранный архонтом в 493 году, развивает широкую

деятельность, строит новую гавань, приспособленную для глубокосидящих судов,

добивается постройки военных триэр. Для этих работ необходимо привлечение

огромного числа людей, и в основном бедноты. Из истории видно, что усиление

какой- либо части населения в армии приводит к ее усилению в политике. Так и

теперь переселение решающей роли в войне на флот привело к увеличению

политического значения бедноты, “...кормчие, начальники гребцов, пятидесятники,

командиры носа, корабельные мастера - вот эти-то люди и сообщают государству

силу в гораздо большей степени, чем гоплиты и знатные и благородные...”

*

Афины во время войны не были защищены стенами, и персам ничего не стоило

осадить их со всех сторон, и афиняне были бы обречены на голодную смерть.

Поэтому им ничего не оставалось как покинуть город: все способные к

сопротивлению мужчины отправились в армию, а женщины, дети и старики в другие

афинские территории. Конечно, трудно было оставлять на разграбление свои

дома, земли, виноградники. Но эта эвакуация происходила без паники. Ареопаг

взял на себя руководство ею, выдавая каждому по восемь драхм на пропитание и

следил за посадкой на суда. Здесь руководящую роль играл Фемистокл, бывший в

то время членом ареопага.

Нападение врага на Аттику вызвало такой взрыв патриотизма у различных слоев

населения, что они - и аристократы, и крестьяне, и торговцы, и ремесленники -

объединились, позабыв о своих противоречиях и стычках. Теперь, когда Афины

сожжены, А Аттика разграблена уже не могло быть и речи о выгоде мирного

соглашения с персами. Население объединилось одним лишь желанием выкинуть

врага с родной земли. Теперь пребывание изгнанников на чужбине не имело

никакого смысла и принимается постановление о возвращении их на родину.

Утром 28 сентября 480 года* афиняне

первыми двинулись в бой на персов и разгромили их наголову около острова

Саламин. Саламинская битва показала, что достаточно объединения всего

населения, чтобы разгромить любого врага.

После победы над персами перед Фемистоклом встала задача восстановления

города после разрушения. Дальнейшая его деятельность представляет собой

защиту широких слоев населения - не только зевгитов, но и фетов, он защищал

интересы не только коренных афинян, но и метэков - иностранцев.

С 493 года** Фемистокл начинает

предпринимать меры по усилению морской мощи Афин. Это создало большое

количество моряков и не могло не привести к увеличению их роли в политической

жизни государства. Фемистокл прямо провел меры по усилению этой группы

населения. Он убедил народ освободить от податей какие-то группы метэков и

ремесленников, чтобы со всех сторон стекалось много простого народа в Афины.

Для строительства флота государство получило массу рабочих рук.

И, наконец, в 487 году*** был принят

закон по которому архонты стали избираться по жребию, и поэтому в архонат, а,

следовательно, и в ареопаг, стало попадать больше “зажиточных людей из

простонародья”**** , но в то же время

это могло привести к проникновению туда людей недостойных. Тем не менее, этот

закон еще больше ослабил власть аристократии.

Политика Фемистокла, конечно, вызывала одобрение народа, так как была

обусловлена его интересами. Все бы так и шло дальше, если бы Фемистокл не

изменил ее. Скоро стали обнаруживаться его намерения пойти войной на Спарту.

Народ, уставший от войн, лишений и разорений был обеспокоен этим, и это

беспокойство усилило то, что военные действия должны были происходить на

суше. Афиняне были непобедимы на море, но на суше победа Спарте была

обеспечена. Этим воспользовалась и аристократия, не терявшая надежды вернуть

себе власть. Она искусно подогревала и без того накалившуюся обстановку, и

недовольство народа растет, он опасается внешних осложнений и не

сопротивляется, видя как власть переходит к аристократии.

Около 472 года* Фемистокл остракизмом был

изгнан из Афин и власть всецело перешла к реакционной аристократической группе

под руководством Кимона.

Нет сомнения в огромной заслуге Фемистокла перед государством, созданный им

Афинский военный флот много лет внушал страх другим государствам и позволял

народу отстаивать свою независимость. Но намерения вести войну со Спартой

были по крайней мере преждевременными, и главная ошибка Фемистокла состоит в

том, что он поспешил вовлечь народ, не оправившийся от недавних потерь, в

новую войну, не учел его настроений, не посчитался с ним и поэтому не получил

поддержки.

§ 6. Правление аристократии.

Пришедшая не совсем законным путем к власти аристократия, конечно, не

намеревалась осуществлять политику в интересах простого народа, но в то же

время потеря у него своей популярности могла привести к потере власти.

Поэтому она должна была заботиться о ввозе хлеба. Это единственная мера,

проведенная новой властью в интересах народа.

Естественно, что аристократия не могла мириться с выбранными по жребию

архонтами, так как они не могли стать ее оплотом. Поэтому решающее значение

приобрел совет на Ареопаге, права которого были урезаны еще Солоном и

Клисфеном. Ареопаг приобрел большое влияние благодаря тому, что организовал

выезд населения из Аттики во время греко-персидской войны. В своей

деятельности Ареопаг не давал правам народа расширяться, и так как в его

ведении находился надзор за нравами граждан, устранял оппонентов под

предлогом безнравственности их личной жизни.

За все время правления аристократии не была проведена ни одна реформа,

которая улучшила бы положение фетов. Правда, привезенные Кимоном богатства

сначала помогли афинской бедноте. Но скоро привезенные им рабы, труд которых

в большом количестве применялся в хозяйстве, вытеснили труд свободных граждан

и появились толпы безработных. Вся тяжесть войн 490 - 479 годов падала на

плечи моряков - фетов, а эти граждане не имели права избираться в совет, а

лишь могли участвовать в Народном собрании, а также не входили в организацию

демов и подчинялись командирам легковооруженных войск. Таким образом,

аристократия лишила практически всех прав ту часть населения, роль которой в

военных силах была ведущей.

Точно так же зажиточные люди из простонародья не могли быть довольными мерами

Кимона. Их оплотом был Совет пятисот, избираемый из трех высших разрядов, а

теперь совет на Ареопаге парализовал любую деятельность, направленную на

расширение демократии. К тому же Ареопаг, пользуясь своими полномочиями,

позволял себе разные злоупотребления, фактически сводил личные и политические

счеты под предлогом борьбы с безнравственностью. Таким образом, была

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты