Курсовая: Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах

делилась между его участниками, никакой общей казны не было.

Социальный уклад афинского общества вслед за вторжением дорийцев не

изменился. Аттика все также состояла из четырех фил под властью базилевсов,

причем самым могущественным считался базилевс Афин. Но грабежи, усобицы,

военные предприятия вели к большим переменам в имущественном положении

различных людей. Одни быстро разоряются, другие - богатеют. Одни теряют

свободу, отрываются от своего места и поневоле уходят рабами, другие

расширяют свои владения, окружают себя множеством слуг. Множество людей

лишилось земли, а значит, перестали быть членами общины. Многим нечего было

терять, и они шли на чужбину. Образовался новый разряд людей -

“переселенцев”. Эти люди презренны и лишены всякой защиты со стороны общины.

Из тех же обезземелившихся образовался и другой разряд - феты. Они вынуждены

были идти на службу под покровительство более сильных и состоятельных людей.

Существовала форма наемного договора: фет нанимался на год за определенную

плату. Часто фета ставили на одну ступень с рабами, так как по социальному

положению они мало, чем отличались друг от друга.

Люди, оторванные от земли могли стать ремесленниками или наняться на корабль

матросами, гребцами. Масса безработных и обезземелившихся составляли основные

кадры торговых морских экспедиций.

Но очень многие люди из потерявших землю не могли найти применение своему

труду. Изделия ремесла тогда пользовались небольшим спросом, кроме того,

профессиональные навыки передавались от отца к сыну. Многие из фетов

становились бродягами - нищими, особенно старики.

Таким образом, в гомеровской Аттике дифференциация населения шла по родам. Но

уже заметно постепенное разложение родового строя. Ранее однородная среда

общинников подверглась расслоению, выделилась родовая аристократия, обладающая

“...местом почетным и мясом и полной на пиршествах чашей...”

*. Не смотря на периодические переделы земли, община обнаруживает признаки

неравенства, появляются “многоклерные” и “безклерные”, что приводит к спорам и

распрям:

...Два человека, соседи, за межи раздорят оба с саженью в руках на

смежном стоящие поле.

Узким пространством делимые, шумно за равенство спорят.**

Появляется также большое количество людей, вышедших из общины, а,

следовательно, и из-под власти базилевса. Метанасты (то есть люди, потерявшие

связь с общиной) не имели над собой никакой власти, не придерживались никаких

законов. Население Аттики становилось все более разнородным, четких,

определенных социальных групп еще не существовало. Власть базилевса все

больше ослабевала, под его началом стало находиться все меньше людей, поэтому

можно сказать, что эта должность отживает свой век. А власти, которая смогла

бы подчинить своему авторитету все население, еще не было. Ни Совет

старейшин, ни Народное собрание не могли взять на себя эту функцию.

В XI в. до н.э. афинский царь Тесей отодвинул на второй план общинные органы

управления, то есть базилевса и Совет старейшин. Базилевса заменила коллегия

архонтов, а Совет старейшин - ареопаг, пополнявшийся из отслуживших свой срок

архонтов.

Древние историки, в первую очередь Аристотель, а позднее Плутарх, говорят, что

Тесей был у афинян не только политическим, но и социальным устроителем, так как

он первым разделил всю массу народа на первоначальные сословия. Как пишет

Плутарх, опираясь на Аристотеля, “он не оставил без внимания того

обстоятельства, что демократия*** стала

неблагоустроенной и смешанной вследствие нахлынувшего и неразделенного

множества народа, но первый выделил особо евпатридов, геоморов и демиургов,

предоставив евпатридам решать божественные дела, поставлять должностных лиц и

быть изъяснителями законов и истолкователями светских и религиозных дел ... он

поставил их как бы наравне с остальными гражданами, поскольку евпатриды как

казалось, превышали остальных славой, геоморы - приносимой пользой, а демиурги

- численностью”*.

Евпатриды - это родственники вождей, пользующиеся наследственным правом

участия в совете полиса, начало формирования, которого положил также Тесей.

Этимология этого слова говорит о том, что это были дети “славных отцов”, а

значит, аристократическая каста людей, за которыми признано прямое

происхождение по мужской линии от основателей полиса.

Геоморы - крестьяне с мелкими наделами земли, продолжавшие жить в сельской

местности.

Демиурги - ремесленники, которые уже концентрируются в более крупных

поселениях и городах.

Хотя и коллегия архонтов и ареопаг избирались только из представителей

родовой знати, само появление новых органов, управляющих всей Аттикой, а не

отдельным родом, говорит о том, что традиционный общинный строй перестал

существовать. Афинский народ стал на путь перехода к цивилизации с хозяйством

индивидуальной семьи, господством частной собственности и разделением

общества на более или менее четкие социальные группы по имущественному

признаку.

Евпатриды постепенно стали ограничивать власть базилевса, его функции скоро

перешли к новым, выбранным из евпатридов, должностным лицам - архонтам.

Сначала эта должность была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним

сроком, а с VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один

год. Евпатриды не только восприняли военные, жреческие и судебные функции

базилевса, но и со временем взяли в свои руки все руководство страной.

Военачальником становится полемарх, особый военный специалист из ряда

аристократии, функция управления государством перешла к архонту, и, наконец,

судебная функция перешла к шести фесмофетам (“выносящим постановления”).

К родовой знати принадлежала не очень большая группа населения, но и она

подверглась расслоению. Так как в то время все еще главное значение имели

сражающиеся на колесницах и конях*, то

полноправными аристократами считались лишь всадники. Аристократы, которым их

земельный участок позволял приобрести лишь тяжелое вооружение были ограничены в

правах и получили название “зевгитов” (младший аристократ). Позже и внутри

всадников и произошел раскол на более богатых, получающих 500 медимнов зерна в

год**, так называемых

“пентакосиомедимнов”, и более бедных.

Высшие должности в государстве были оставлены только за пентакосиомедимнами.

Таким образом, возможность занятия высших государственных должностей

ограничивалась даже для аристократии.

В сложном положении оказалась аристократия в период развития торговли и

выхода в колонии. Именно тогда она резко раскололась на реакционную

земледельческую и передовую торговую, представленную в Афинах родом

Алкмеонидов, сыгравших в них истории очень заметную роль.

Колонизация также привила к появлению большого количества разорившихся

аристократов, рядовых общинников, которые не могли выбиться в ряды крепких

хозяев. Эти люди смешивались с массой фетов, положение которых в то время

стало совсем невыносимым. Очень часто плату фету хозяин просто не платил.

Удерживая ее, хозяин, очевидно, хотел удержать работника за собой на

следующий срок или продать их как рабов, так как в то время гарантий личной

свободы не было. В такой ситуации у фета было три пути: продолжать служить с

надеждой когда-нибудь получить заработанное и тем самым, переставая быть

вольнонаемным, покорно перейти в разряд рабов, и, наконец, можно бежать,

обращаясь в бродягу и рискуя получить от господина, если будет пойман,

клеймо, которое навсегда должно было сделать его отверженцем общества.

Тем, кто не стал фетом, а решил арендовать землю жилось не лучше. Аристотель

говорит, что они не в силах были выплачивать всех долей на условиях, которых

арендовали ее, и обращались с семьями в кабальных. Многие работали на

господской земле, отдавая 5/6 урожая и назывались шестидольниками

*. Семена для посева ему давал, видимо, хозяин, иначе при скудности урожая

крестьянину ничего не оставалось бы на пропитание. Если шестидольнику не

хватало его урожая, он был вынужден брать в заем у хозяина под залог своей

земли. Если и этого не хватало, то он брал новый заем, но уже под залог

собственного тела и тела своих детей.

С развитием торговли основной сельскохозяйственной культурой стала олива. Ее

экономическое значение на столько возросло, что ее вывоз из страны

контролировало государство. По этой же причине оливу стали выращивать очень

многие люди. Но она дает плоды только через несколько лет после посадки. На

это время крестьянину нужны средства для пропитания, он обращается к хозяину,

но тот согласен давать деньги только под высокий процент и надежное

обеспечение, так как ему нужны деньги, например, на покупку предметов роскоши

или для участия в морской торговли. Единственная ценность крестьянина - его

земля, но она неотчуждаема. Для этого ростовщики придумали уловку: давать

деньги под залог земли и ставить на участки столб с обозначением имени

заимодавца. Если долг не оплачивался в срок то кредитор отбирал дом

инвентарь, землю, хотя юридически это оставалось собственностью крестьянского

рода.

Такой произвол приводил к концентрации земли в руках аристократии, а

положение разорившегося крестьянства стало совсем невыносимо. Так как демос в

социальном отношении не был однородным - кроме бедноты в него входили и

относительно зажиточные крестьяне, сумевшие сохранить свои участки владельцы

ремесленных мастерских, и купцы, и судовладельцы - интересы этих групп также

не совпадали с интересами землевладельческой знати.

Среди крестьян начинается брожение: они требуют переделы земли, отмены

процентных долгов и долговой кабалы. Более обеспеченные слои демоса, которые

уже почувствовали свою относительную силу, добивались политического

преобладания и власти. Для этого требовалось лишить евпатридов их привилегий

в пользу тех, кто не имел знатного происхождения, но не уступал им в

экономических возможностях. Землевладельцы же требуют обеспечения долговых

обязательств.

Противоречия достигли угрожающих размеров. Афинский народ подчинялся

аристократии до тех пор, пока не почувствовал в себе силы противостоять ей.

§2. Солон: обстановка до и после реформ.

К VI в. до н.э. обстановка в афинском обществе накалилась до предела.

Сельское население стало постепенно радикализироваться, чему послужила его

крайняя нужда. “В то время, - говорит Плутарх - резкое неравенство между

бедными и богатыми дошло до высшей степени, и государство было совершенно

расшатано кризисом. Весь народ был в долгу у богатых”. В ответ готовилась

революция. Плутарх говорит о том, что самые энергичные в среде недовольных

составили многочисленный союз и уговорились устранить невыносимый порядок: с

этой целью они решили освободить должников, произвести раздел земли и общий

государственный переворот». Появилась острая необходимость в немедленных и

эффективных преобразованиях, а главное - в человеке, который смог бы их

провести.

В 594 г. до н.э.* архонтом избран Солон,

принадлежавший к одному из лучших аристократических родов. Солон стал

состоятельным человеком благодаря торговым путешествиям, которые помимо

принесения доходов, расширили его кругозор и дали возможность познакомиться с

устройством других государств.

Плутарх говорит, что “наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон,

пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является

сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою как

бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить

конец раздорам...”. Афиняне любили Солона и доверяли ему, “...приняли с

удовольствием: богатые - как человека зажиточного, а бедные - как честного...”

** .

Принадлежа к той группе землевладельцев, источником существования которой

были торговые операции, Солон не был заинтересован в разорении крестьянства,

но, будучи аристократом, он был не склонен лишать знать ее первенства в

государстве. Поэтому он пошел на хитрость.

Солон обещал “неимущим раздел земли, а людям богатым - обеспечение долговых

обязательств”*** . Но он и не подумал

удовлетворить требования бунтующего народа полностью. Народных вождей,

требующих передела, он назвал “вышедшими на грабеж” и говорил, что он не может

“...в пажитях родных дать худым и благородным долю равную иметь”. Своей задачей

Солон видел не удовлетворение требований враждующих сторон, а восстановление

должного порядка в государстве.

Достигая своей задачи, Солону приходилось лавировать между обеими сторонами.

Сам он говорил, что ему приходилось “вертеться словно волк средь стаи псов”.

В первую очередь Солон произвел так называемую сисахфию (буквально -

“стряхивание бремени”). Признавались недействительными все процентные долги.

Так же стали считаться незаконными захваты крестьянской земли под видом

залога и сбросились стоявшие на крестьянский участках закладные столбы. Все

попавшие в долговую кабалу были освобождены и получили назад свои участки.

Известно, что Солон даже разыскивал крестьян, попавших в рабство за границей,

и выкупал их за государственный счет. С этого момента долговое рабство в

Афинах отменялось. Сисахфия была признана Аристотелем самой демократичной

мерой. Смысл ее сам Солон объяснял так: “Будет тогда лишь народ всего лучше

идти за вождями, коль не живет в узде, не угнетен выше сил”.

Изменения, произведенные Солоном, явились революционными. Крестьянская земля

фактически принадлежала землевладельцам - аристократам, а сами крестьяне

лишились свободы, так что Солон сломал сложившиеся социальные отношения,

после его реформ вся структура афинского общества стала иной.

Солон предпринял меры и в интересах торгово-ремесленного населения.

Освобождение крестьян без денег и инвентаря благоприятствовало получению

владельцами мастерских дешевых рабочих рук. Крупным морским торговцам было

выгодно привлечение в Афины как можно большего числа специалистов -

ремесленников из-за огромного спроса на афинский товар. В их же интересах

лицам, изгнанным из родных государств, разрешено было селиться в Афинах и

получать гражданские права. Кроме того, лицам, решившим навсегда со своей

семьей переселиться в Афины для занятия ремеслом, также были предоставлены

гражданские права. Конечно, эти меры вызывали огромный приток населения, и

Афины быстро превратились в государство с хорошо развитыми торговыми и

ремесленными слоями, а также торговыми отношениями.

Солон издал также закон, по которому родители, не обучившие своего сына

ремеслу, не имели права требовать его поддержки в старости. Эта мера также

должна была увеличить число ремесленников.

И, наконец, запрещение вывоза хлеба из Афин, вызвало падение цен на него, что

было, конечно, очень не выгодно зажиточным крестьянам и аристократам -

землевладельцам, но зато было выгодно торговцам и ремесленникам.

Как видно из этих мероприятий, Солон действительно стал “первым простатом

народа” (так говорил о нем Аристотель). Он многое сделал для того, чтобы

облегчить его положение, но не оставил без внимания и торгово-ремесленные

слои.

С развитием Афин как морской торговой державы старое деление общества на

евпатридов, геоморов и демиургов стало тормозить развитие экономики. У людей,

принадлежавших к низшим сословиям, не было стимула наращивать свое

благосостояние, так как это ничего в его правах не изменило бы. Будучи

богатым, он оставался незнатным и бесправным. Люди преуспевающие, но не

имеющие знатного происхождения часто становились жертвами произвола со

стороны менее состоятельных, но более высоко стоящих по социальному

положению. При господствующей социальной структуре невозможна была свободная

конкуренция, а значит и рыночная модель развития экономики.

Поэтому дальновидный Солон “на основании оценки имущества ввел разделение на

четыре разряда, которые существовали и раньше: пентакосиомедимнов, всадников,

зевгитов и фетов. Все вообще должности он предоставил исполнять гражданам из

пентакосиомедимнов, всадников и зевгитов... Каждому разряду предоставил

должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые

принадлежат к разряду фетов дал участие только в Народном собрании и судах”.

Раздел населения по имущественному цензу был очень важным для развития

рыночных отношений. Теперь любой человек независимо от происхождения мог

повышать свой социальный статус, повышая уровень своего благосостояния.

Соответственно афиняне получили мощный стимул для более качественной и

объемной работы. Свободная конкуренция привела к более интенсивному товарно-

денежному обороту, что повысило не только уровень жизни отдельных граждан, но

и уровень благосостояния государства в целом.

Таким образом, Солон, пребывая у власти, спас государство от кровавого

переворота. Он удовлетворил пусть минимум требований враждующих лагерей. И

хотя пришлось ему пуститься на обман обеих сторон, бесспорно, главная заслуга

Солона перед отечеством в том, что он дал возможность экономического роста

Афинам, позволив развиваться рынку.

На долю Солона выпала огромная и очень сложная работа. Если где-то он

допустил промах, то не стоит его слишком строго за это судить, он и так

проделал коренные преобразования, что поставило Афины на более высокую

ступень развития.

В действительности, борьба, начавшаяся еще до Солона, не прекращалась и после

594 г. и уже через 33 года, и привела к тому, чего, по мнению Солона, ему

удалось избежать - тирании.

§3. Тирания Писистрата. Писистратиды.

После 594 г. В Афинах борются уже три группы: педиэи, жители наиболее

плодородной равнины Афин, паралии, жители полуострова, расположенного южнее

Афин, преимущественно моряки и торговцы и диакрии, жители гористой местности

в северо-восточной части Аттики. Педиэи выражали интересы реакционных

землевладельцев, паралии - торговой аристократии и зажиточных горожан, а

диакрии - мелкого крестьянства, освобожденного Солоном от кабалы и городской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты