Курсовая: Социальные отношения и правовая система в Древних Афинах

основании археологических данных, и в первую очередь тех, которые были добыты

раскопками в районе афинского Керамика. Приблизительно с 1050 года наблюдается

волна перемен: в погребальных церемониях ингумация сменилась кремацией, все

чаще встречается железное оружие, распространяется новый тип керамики с более

пропорциональной формой сосудов, рисунки характеризуются все более сложной

композицией, при этом видно стремление к наибольшей пропорциональности частей и

симметрии.

Все эти процессы, перемены, как в материальной, так и в духовной культуре

говорят о том, что общество возобновляет развитие, стремиться достичь более

высокой стадии развития, несмотря на то, что это движение пришлось начинать

практически с нуля.

Фукидид в своих работах отмечает две эпохи в жизни полиса. В древности поселения

не были укрепленными, были лишены стен, и являлись скорее группой соседствующих

де26ревень, чем городом в собственном смысле. Поскольку в те времена в связи с

небывалыми успехами в мореплавании широко развилось пиратство, которое не было

делом предосудительным, а скорее наоборот, древнейшие города располагались чаще

всего в глубине материка, подальше от побережья

*.

Наоборот, в новейшее время, в эпоху более развитого мореплавания, пришедшего на

смену пиратству, торговли и возросшего материального достатка города стали

основываться на самом побережье, на перешейках, которые жители укрепляли

стенами ради торговли и защиты от соседей*

* .

Точно определить временные рамки описанных Фукидидом событий историкам и

археологам не удалось. Но все же, они сопоставили эпоху древних поселений со

временем изначальных эгейских поселений типа гомеровской Трои, а эпоху новых

городов со временем становления центров того типа, который прослеживается в

описанном Гомером городе феаков. Это сопоставление можно сделать и на

основании данных археологии, которые говорят о разрастании и укреплении

Старой Смирны (IX - VIII в.в. до н.э.) и развитии новых, перенесенных ближе к

морю, поселений в Загоре, Эмпорио и Эретрии (VIII - VII в.в. до н.э.).

Что же повлияло на становление, что послужило причиной становления города -

государства в Аттике? Разные историки выдвигают множество теорий о причинах

появления полиса с центром в Афинах. Некоторые даже говорили о “греческом

чуде”, о том, что события в Греции на протяжении всей ее истории были

уникальными и часто происходили без видимых причин. Но все же очевидно, что

существовали вполне естественные обстоятельства, приведшие к рождению полиса.

Наиболее существенными можно считать следующие. Во-первых, природные условия,

а именно ландшафт, который сначала благоприятствовал изолированному

существованию общин, но затем вследствие экономического развития и роста

населения, привел к усилению борьбы за условия жизни, а главное - за землю,

что и привело к объединению племен вокруг укрепленного центра. Из основной

массы выделилось одно, более других укрепленное поселение - Афины - которое

затем стало убежищем для племени и его центром. Во-вторых, экономический

прогресс. Этот фактор был замечен и Фукидидом, который подчеркивал связь

между развитием мореплавания, ростом благосостояния и рождением полиса:

города стали основываться на побережьях, перешейках, и именно эти города

наиболее втянулись в торговлю, становились более богатыми и, следовательно,

стали прочнее укреплять свои границы. Отсюда можно выделить еще один

немаловажный фактор - защита от внешних посягательств. Хотя афинянам и

удалось отстоять независимость во время дорийского завоевания, существовала

постоянная угроза их нового вторжения. И, наконец, четвертым фактором можно

назвать крушение крито-микенских дворцов, которое избавило от своего гнета

сельские общины и параллельные перемещения и стычки племен на Переднем

Востоке (притязания на власть хеттов, ассирийцев, мидян), которые надолго

отдалили вмешательство восточной деспотии в греческие дела. Таким образом,

отсутствие всяких помех положительно сказалось на жизни всей Греции и,

конечно, на становлении полиса.

Исходя из сказанного, я хочу опровергнуть вывод Ю.В. Андреева о том, что

рождение греческого полиса было событием исключительным, так как произошло

преждевременно и было обусловлено демографическим взрывом и межплеменными

военными столкновениями*. Появление

полиса было событием, к которому народ шел в процессе долгого развития, и

событием вполне своевременным и закономерным, обусловленным вполне

естественными причинами.

Теперь рассмотрим сам процесс объединения отдельных общин в полис с центром в

Афинах.

Синойкизм (объединение) племен вокруг Афин традиция приписывает легендарному

царю Тесею. Конечно, нельзя утверждать, что именно он создал афинский полис,

что полис при нем сразу и окончательно сформировался. Но, несомненно, то, что

с его именем связано первоначальное объединение, а сам процесс его

становления занял несколько веков.

По преданию, до Тесея афинского государства, да и самих Афин еще не было. Как

сообщает Фукидид, “при Некроне и при первых царях - базилевсах население Аттики

жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи

* и правителей. Когда не чувствовалось никакой опасности, жители не

сходились на общие совещания к царю, но управлялись и совещались отдельно, сами

по себе. Некоторые города по временам даже воевали между собой, например,

Элевсин с Эвмолпом во главе против Эрехтея...”

** . Среди этих небольших, но самостоятельных городов, Афины выделялись

только своим срединным положением и большей укрепленностью. “Но, - говорит

Фукидид - после того, как царскую власть получил Тесей, соединявший в себе силу

с умом он и вообще привел в порядок страну, и, в частности упразднил булевтерии

*** и власть прочих городов, объединил путем синойкизма всех жителей вокруг

нынешнего города, утвердив один булевтерий и один пританей. Жителей отдельных

селений... Тесей принудил иметь один этот город, который, поскольку все уже

принадлежали к нему одному, стал велик, и таким передан был Тесеем его

потомкам”**** .

Таким образом, Тесей является объединителем Аттики и создателем афинского

государства, он закрепил за Афинами роль единого политического центра и этим

способствовал их росту как города. Археологические данные подтверждают, что в

Аттике произошли крупные преобразования и указывают их предположительную дату

- ХI в. до н.э.

Вот так начался ввиду отсутствия помех непредотвратимый процесс становления

полиса с центром в Афинах. Произошедшие перемены до основания потрясли

главную ячейку общества - общину. Это привело к большей интенсивности

земледельческого хозяйства, все большей его ориентации на городской рынок, а

с началом колонизации и появлением денег, все к большей возможности

накопления и обогащения, открывшейся для наиболее предприимчивых людей.

§4. Великая греческая колонизация.

К VIII в. до н.э. население Аттики стало таким многочисленным, что территорий,

на которых оно могло бы разместиться, и средств пропитания стало не хватать. К

этому времени общий культурный уровень афинян стал достаточно высоким, чтобы

они перестали убивать детей, которых нельзя было обеспечить клером, или

продавать их в кабалу. Теперь проблема перенаселения стала решаться путем

выселения на другие территории. Цитата из Фукидида подтверждает это. Приток

населения из Пелопоннеса в XI в. до н.э. “... сделали государство еще большим

по количеству населения, так что впоследствии, когда в Аттике не оказалось

достаточно земли, афиняне отправили колонии...”

*. Часто за море отправлялись люди, не получившие земельного надела, так как

в Афинах запрещалось дробить клеры. В основном это были представители, какого -

либо побежденного рода, опасающиеся кровной мести.

Первые колонии носили чисто земледельческий характер. Афиняне были наслышаны об

обширных плодородных свободных землях в различных местностях, и, прежде всего

на Востоке. Переселенцы сначала совсем не учитывали того огромного торгового

значения колоний, которое они в скором будущем приобретут. Торговля до этого

времени еще не играла большой роли, афиняне неохотно ею занимались. Нужные им

чужеземные вещи они предпочитали добывать силой, а иногда обменивались с

соседями. Таким образом, целью первых колониальных поселений была земля.

Известно, что мегарцы, переселившись со своих территорий, заняли, было

Византий, но затем переселились в Халкедон, так как почва там была плодороднее

*.

Однако уже через самое короткое время переселенцы поняли насколько выгодно

торговать с местным населением. Вывезенные из дома глиняные горшки, которые

не представляли для афинян особой ценности, оказались для местного населения

вершиной художественного искусства и продавались им по очень высокой цене.

Такой же успех имело оливковое масло и вино.

Колонисты, осознавшие выгодность таких предприятий, уезжали на родину и

привозили уже специально товары, которые пользовались наибольшим спросом у их

новых соседей, получали прибыль и возвращались домой уже состоятельными

людьми, становились всеми уважаемыми, хотя еще недавно были бедняками и не

имели никакого влияния.

Таким образом, целый ряд бывших земельных колоний получает торговый характер.

Позже основанные колонии уже стали преимущественно торговыми.

Скоро торговцы перестали довольствоваться вывозом случайных изделий, так как

спрос, например на вазы, был очень велик. Поэтому появляются мастерские,

которые работают специально на вывоз. Одни из наиболее значительных таких

мастерских находились в Афинах.

Важнейшим показателем силы обмена в эпоху колонизации может служить появление

и распространение в Аттике монеты. В гомеровскую эпоху люди пользовались

различными способами для определения цены: большую роль играли здесь металлы,

но в их основе не было системы веса. Поэтому греки воспользовались

изобретением восточных стран. В Египте употреблялись медные деньги в виде

колец, и хотя им придавался определенный вес, при обмене ради осторожности их

все - таки взвешивали. Это вносило много затруднений и поэтому наряду с

денежной торговлей широко применялась старая меновая.

В Ассирии и Вавилоне вместо меди ходило золото и серебро, но монета еще не

чеканилась.

Впервые чеканная монета появилась в небольшом, но очень развитом государстве -

соседней с ионийскими греками Лидии*.

Геродот отмечает, что именно лидийцы впервые занялись мелкой розничной

торговлей и именно это обстоятельство, видимо, он видит причиной появления у

них чеканной монеты. Лидийцы имели еще одно очень выгодное условие - залежи

белого золота или электра, то есть натуральной смеси золота и серебра, из

которого затем и чеканились монеты, начиная примерно со второй половины VII в.

до н.э.** . Вскоре чеканить монету,

стали в соседних Милете и на острове Самос, затем в европейской Греции и,

конечно, в Аттике.

К высшей мере отнесли талант, его шестидесятая доля обозначалась словом мина

(часть), далее мина делилась на пятьдесят статеров по двенадцать оболов или

на сто драхм по шесть оболов.

Таким образом, Аттика стала развивать товарно-денежные отношения, а не просто

меновые, и торговля приобрела тот смысл, который заложен в самом ее понятии.

Вновь основанные колонии стали находиться уже на территориях, выгодных для

торговли.

Главными исходными пунктами колонизационного движения уже ради торговли стали

Коринф с его замечательным положением на перекрестке двух дорог: сухопутной

через перешейки водной, образованной двумя близко подступающими друг к другу

глубокими заливами, Халкида на Эвбее и Милет в Ионии на выходе реки Меалдры.

Колонизация идет сначала в VIII в. до н.э.**

* к западу на остров Сицилию и южный край Италии. Позднее, в VII в. до н.э.

**** колонисты начали расходиться на север и юг от старого греческого мира у

Эгейского моря.

В результате этого крупного перемещения берега Средиземноморья на две трети

были заняты греками. Крайними пунктами греческих поселений были на западе

Переней, на востоке - устья Дона и Кавказ. Только юго-западный угол

Средиземного моря - Испания и Африка - занятый финикийскими колониями,

остался нетронутым греками.

Нигде колонии не захватывали большие внутренние области; колонисты занимали

береговые полосы, основывали рядом поселения в горизонтальную полосу, не

углубляясь внутрь, опять же для удобства торговли.

Колонизация позволила получить огромные рынки сбыта товара, чем

способствовала росту благосостояния народа, господству частной собственности

и формированию рыночной экономики на основе свободной конкуренции.

Создание Афинского морского союза помогло афинянам стать господствующими на

море. Этот союз стал мощным каналом для получения доходов за счет взносов

союзников. Наибольшего торгового расцвета Афины достигли при Перикле, который

заботился об укреплении господства афинян на море и тем самым пополнял казну

государства и повышал благосостояние народа. Афины сбывали свой товар почти во

все концы света. Тот факт, что афинский товар пользовался огромным спросом, что

его быстро скупали во многих странах говорит о том, что он был превосходного

качества. Аттика с тех самых пор и по сей день считается эталоном во всех

отношениях благодаря тому, что овладела в совершенстве искусством мореплавания,

ремесла, торговли, и во многом благодаря тем умным и дальновидным людям,

стоявшим у власти и заботившимся о процветании своего государства и народа. Но

все-таки, изначальным фактором, определившим дальнейшее развитие Афинского

государства стала колонизация. И здесь, я думаю, можно согласиться с Р. Ю.

Виппером, который сказал, что “не будь колонизации Греция не имела бы истории”

*. И действительно, сухопутных каналов Греция не имела, а даже если бы и

имела, то они не смогли бы развиться настолько, чтобы она стала передовой

торговой державой, она не смогла бы выйти в колонии, а значит не нашла бы

такого огромного рынка сбыта своего товара. В таком случае не сформировалась бы

рыночная экономика, Греция не стала бы на более высокую ступень развития, а

неразвитая материальная культура никогда бы не привела к расцвету духовной

культуры. Благодаря тому, что грекам не нужно уже стало отдавать все свои силы

на добычу средств к существованию, они получили возможность духовного развития.

Глава II

Социальные отношения:

на пути к социальному равенству

§1. Первые сословия и социальные реформы.

С древнейших времен территорию Аттики заселяли четыре крупных племени.

Согласно преданию, такое деление было произведено царем Ионом. Каждая община

была изолированной и производила самое необходимое сама: продукты земледелия

и скотоводства, простейшую утварь, одежду, орудия труда, элементарное оружие.

Все общество делилось на роды, фратрии и филы (племена). Каждая фила Аттики

делилась на три фратрии, которые в свою очередь делились на тридцать родов, в

каждом роде тоже было тридцать семей. Таким образом, население древней Аттики

было представлено 10 800 семей. Такое деление имело большое значение и

сохранялось на протяжении многих веков: это было основой и политической и

военной организации общины. По фратриям и филам строилось общинное ополчение

во времена походов, по ним же народ собирался на сходки для обсуждения

какого-либо важного вопроса.

Главой филы являлся базилевс - верховный военачальник, верховный судья и жрец

общины. Во главе фратрии стоял фратриарх. Вопрос о преемственности власти

базилевса на основании найденных источников не совсем ясен. Предположительно,

после смерти базилевса или в случае неспособности им выполнять свои

обязанности власть переходила к его сыну или другим родственникам, но иногда

она могла перейти к другому роду. При этом существенную роль играли личные

достоинства кандидата. Судя по данным эпоса преемственность власти базилевса

еще не установилась окончательно.

В своей деятельности базилевс опирался на Совет старейшин, который включал в

себя представителей знатных и богатых родов. Его членов называли геронтами.

Базилевс постоянно с ними советуется и без их одобрения не принимает ни

одного решения.

Все свободные общинники, то есть боеспособные мужчины каждого племени,

входили в состав Народного собрания, где обсуждались разного рода текущие

дела общины.

Каждый свободный человек, связанный кровным родством с родовыми общинными

организациями, пользуется всеми правами на территории своего племени. Он по

жребию получает клер, обрабатывает его, имеет свою долю урожая. Потеря им

земельного участка была в то время равносильна изгнанию из рода.

Отдельные общины находились в состоянии постоянной войны между собой. Усобица

в то время была самым обычным явлением. Достаточно было малейшего повода,

чтобы разразилась война. Часто конфликт возникал даже из-за пресной воды. Но

самой распространенной причиной была жадность, а именно угоны скота из

соседнего поселка, внезапные высадки на чужом берегу и похищение людей с

целью получения выкупа или привода домой в качестве раба. Но возможно и иное,

экономическое объяснение набегам и усобицам. Были такие местности, где

население стало расти несоразмерно со средствами пропитания и поэтому

“избытку” населения приходилось либо выселяться на другие территории, либо

жить грабежом.

Иногда племена все же объединялись между собой, но единственная причина этого

- необходимость обороняться от внешнего врага. При этом главы общин очень

ревниво охраняли свою независимость и пресекают любые попытки покушения на

причитающуюся им часть добычи. Эта военная добыча сразу же после похода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты