Курсовая: Русская Православная Церковь

Православная Церковь празднует Рождество Богородицы. На поле Куликовском

встретились две всемирные исторические силы: русская созидательная,

исповедующая нравственные начала Православия, и разбойничья ордынская,

основаннная на насилии, на философии хищного зверя. Но « не в силе Бог , а в

правде «. Русские, крепкие верой и осознанной правдой Божией, посекли мамаеву

рать. Победа на Куликовом поле имела и общемировое значение. Она открывала путь

к возрождению Русского народ, возвращала Православную Русь, окрепшую в своем

сознании и назначении, в число великих самостоятельных держав, влиявших по

произволению Божьему, на ход всемирно-исторического процесса. Свержение

татаро-монгольского ига вызвало национальное и культурное возрождение Руси.

Русская Православная Церковь приняла в этом самое деятельное участие. В XIV-XV

веках на русский язык были переведены творения виднейших святых отцов и

учителей Восточной Христианской Церкви: Василия Великого, Григория Богослова,

Иоанна Лествичника, Иссаака Сирина, и других. Достигло расцвета и творчество

гениальных иконописцев: Даниила Черного, Феофана Грека, преподобного Андрея

Рублева. В древней Руси христианское отношение художника к творчеству создавало

особый тип иконописца, для которого иконопись была средством выражения личного

духовного опыта. Иконописание особенно широко было распостранено среди

монахов. Иконописец становился как бы проповедником воли Божией, которая

приобщает нас Горнему миру через красоту Святого Образа. Написание иконы есть

Богослужение, которое сопровождается строгим постом и непрестанной молитвой.

Когда в древнем монастыре писалась икона молилась вся братия монастыря. Только

так могли явиться миру Троица и Спас Звенигородский преподобного Андрея

Рублева. В середине XV века над Вселенской Православной Церковью навис

призрак римской унии. Под давлением обстоятельств восточные иерархи подписали

Флорентийскую унию на условиях продиктованных папским Римом. Русская церковь

свято храня чистоту своей Православной веры, отвергла ее 15 декабря 1448года.

Собор русских епископов впервые независимо от Констатинополя избрал

митрополитом Московским и всея Руси епископа Рязанского и Муромского Иону.

После падения Византийской империии после захвата ее турками Константинополя

Русская Православная Церковь, будучи самой большой и значительной среди

Православных Церквей, стала естественным оплотом Вселенского Православия.

Памятником самосознания стала вся русская культура того времени, с его

соборами, монастырями, палатами, соборной живописью. Символом Русской Церкви

становится в это времяУспенский Собор, заменивший в православном сознании

вселенскуюСвятую Софию. «То было в белокаменной Москве, на СвятойРуси...»

История Москвы, по слову старца Филофея,- « Третьего Рима « - история

Московского царства XV-XVI веков - это история уникальной христианской

цивилизации с уникальной православной культурой, сокрушенной в XVII веке

церковным расколом и реформами Петра I Духовная жизнь русского Православия

продолжела развиваться, прибавляя к собору русских святых новые лики. Конец XV

начало XVI веков ознаменовались явлением двух великих подвижников, почитаемых

Русской Павославной Церковью, преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нили

Сорского. Преподобный Иосиф начал свой иноческий путь, приняв постриг у

великого старца Пафнутия Боровского. Достигнув духовной зрелости, Иосиф основал

свою монашескую обитель недалеко от древного Волоколамска и ввел в ней

строжайший общежительный устав. Этот подвижник и ревнитель Православия вместе с

Новгородским епископом Геннадием решительно восстал против распостранившейся

тогда опасной ереси жидовствующих, породивших тогда великокняжеский двор.

На Соборе 1503 года был поднят вопрос о монастырских владениях. Преподобный

Иосиф был убежденным сторонником монастырских владений. На Соборе ему

противостоял преподобный Нил Сорский, Так по разному и продолжалось дело

преподобного Сергия в двух течениях монашеской жизни XVI века. В 1552 году царь

Иоанн IV (Грозный) покорил Казанское ханство. Бывшие правители Казанские

добровольно приняли Православие. В честь покорения Казанского ханства на

Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, увенчанный

мавританским, индийским, китайскими куполами. А над ними - купол русский. «Русь

должна обьединить разноплеменные народы и быть их водителем к небу» Русь того

времени поражала величием, многообразием жизни. Глава Русской Церкви -

митрополит Московский Макарий, был советником царя. В XVI веке в царствование

Иоанна Грозного началось промыслительное движение России на Восток. Начал этот

поход Ермак Тимофеевич со своим войском, но вслед за ними двинулись и другие

герои - русские иноки, православные миссионеры, умирая и просвещая местные

языческие племена. Слово Божие и Крест были единственным их оружием.

Эпоха Иоанна Грозного закончилась мученической кончиной его младшего сына -

юного царевича Дмитрия. « У тебя, государь, новое ожерельице?» - с этими

словами злодеи «заклаша ножем благородного и безгрешного младенца царевича

Дмитрия. Десятилетний царевич, по свидетельству современников, был одарен

острым умом и на него возлагали большие надежды. с его гибелью прервалась

династия Рюриковичей на Московсом престоле. Царевич - мученик был причислен к

лику святых. Духовное возрастание Русской Церкви и укрепление Московского

государства привели к идее зарождения патриаршества. Первым Московским

Патриархом стал митрополит Иов (1589) В 1989 году Русская Православная

Церковь торжественно отмечала это знаменательное событие. Зловещее убийство

царевича Дмитрия. потом внезапная смерть царя Бориса Годунова оставили много

неясного в той исторической драме. В тревогах начинался XVII век. Как

страшные знамения прошли по всей Руси голод и мор. В это смутное время

Патриархи стали единственной опорой в государстве, гибнувшем без твердой

власти. «Матерь Божия, спаси Православие!»- молился Патриарх Иов, когда

присягнувшие самозванцу требовали от Патриарха короновать Лжедмитрия.

Патриарх Иов с твердостью отверг домогательства изменников: «Ныне вижу

бедствия царства, торжество обмана и ереси.»В это время тринадцатитысячная

армия польско-литовских интервентов вместа с изменниками подступили к Троице-

Сергиевой Лавре. Затворившись в монастыре, защитники великой Русской святыни,

вместе с монахами отбивали шестнадцать месяцев приступы врагов. Уставшая от

долгой смуты и кровопролития, русская земля жаждала мира и созидания. В 1619

году Патриархом Московским и всея Руси был избран, вернувшийся из

десятилетнего пленения митрополит Филарет - отец первого царя из династии

Романовых Михаила, всенародно избранного на Земском Соборе в Москве. Много

святых и подвижников потрудились на христианской ниве, прежде чем возникли

замечательные и величественные памятники Пскова и Новгорода, Костромы и

Ярославля, Суздаля и Ростова Великого... Между тем римская Уния, темной тучей

взошедшая на Флорентийском соборе, в конце XVI века нависла над Православием

в южно-русских и западно-русских землях. Начались притеснения а потом и

гонения наиболее стойких епископов и православных людей. Гонения иезуитов и

униатов, соблазны протестантов кончились в середине XVII века при царе

Алексее Михайловиче, когда он принял под свою руку Малую а потом и Белую

Русь, бывшую в прошлом единой и разделенную трагическими обстоятельствами

Русскую землю.

Но именно в то время, когда русская Церковь, казалось, достигла наибольшего

величия и расцвета, в ней произошел великий раскол. Это печальное

событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона

во второй половине XVII столетия.

РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА

Патриарх Никон стал вводить в русскую Церковь новые обряды, новые

богослужебные книги и другие “улучшения” без одобрения собора, самовольно. Он

вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в

патриархи он сблизился с царем Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали

переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды,

книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую церковь, которая

давно уже перестала быть вполне благочестивой.

окружении патриарха Никона наибольшую роль стал играть международный

авантюрист Арсений Грек, человек, кроме всего прочего, весьма сомнительной

веры. Воспитание и образование он получил у иезуитов, по прибытии на Восток

принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в

католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь

как опасного еретика. Отсюда и взял его Никон к себе и сделал главным

помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского народа. Но

возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему неограниченные права в

делах церкви. Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной

реформе решительно и смело.

Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер жестокий и

упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского

папы, “крайним святителем”, титуловался “великим государем” и был одним из

самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их

называть своими братьями, страшно унижал и преследовал остальное духовенство.

Все страшились и трепетали перед Никоном. Историк Ключевский назвал Никона

церковным диктатором.

Реформа началась порчей книг. В старину не было типографий, книги

переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это

мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно

и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню.

Малейшая опись в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Вот

почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются

чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних

рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок,

чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные

погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать

Печатный Двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и

осмотрительностью.

Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено

исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на

самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным

в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки

отзывались как об искаженных и погрешительных.

За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее

заметными нововведениями были следующие:

–вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси

от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является

частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

–в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось

и выговаривалось имя Спасителя “Исус”, в новых книгах это имя было переделано

на грецизированное 'Иисус”.

–в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения

храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом.

В новых книгах введено обхождение против солнца.

–в старых книгах, в Символе Веры (8 член), читается: “И в Духа Святаго

Господа Истиннаго и Животворящаго”, после же исправлений слово “Истиннаго” было

исключено.

–вместо сугубой, т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь

с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуйя.

–божественную литургию в Византии, а потом и в Древней Руси совершали на

семи просфорах; новые “справщики” ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры

исключили.

Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений,

обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при

Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов

не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших

древние святые книги и предания. Кроме самой порчи книг и обычаев церковных,

резкое сопротивление в народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых

Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и

казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с

церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем

предать веру своих отцов и дедов.

Всего один пример того, как делалась церковная реформа.

Поскольку самым известным примером реформ Никона является перемена

перстосложения, остановимся немного на этом вопросе. Вся русская Церковь

творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два

последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и

великосрединий) во имя двух естеств во Христе – божеского и человеческого. Так

складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя

греческая Церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Его изображение

содержится на мозаиках 4 века. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос

благословлял учеников именно таким знамением. Никон же отменил его. Он сделал

это самовольно, без соборного решения, без согласия Церкви и даже без совета с

каким-либо епископом. Взамен он приказал знаменоваться троеперстием: складывать

первые три перста во имя св. Троицы, а два последние “иметь праздными”, то есть

ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.

Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у

греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний

собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его

принимать. Мало того, что троеперстие как символ было гораздо менее

выразительным и точным изображением того, во что мы верим, в нем содержалась

очевидная неточность исповедания, ибо когда мы накладываем на себя крестное

знамение, то выходит, будто это св. Троица была распята на кресте, а не Одно из

лиц Ее – Исус Христос по своему человечеству.

Но Никон ни с какими доводами не думал считаться. Он начал свои реформы

не с благословения Божьего, а с проклятий и анафем. Воспользовавшись прибытием

в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон

предложил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали

следующее:«Предание прияхом с начала веры от святых апостол и святых отец, и

святых седьми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами

десныя руки. И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию

восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и

подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа,

и проклята”.

Подобное страшное осуждение сначала было провозглашено в присутствии

множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном

книге “Скрижаль”. Как громом поразили русский народ эти безрассудные проклятия

и отлучения. Русский благочестивый народ, вся русская церковь не могли

согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и

его единомышленниками – греческими архиереями, тем более что они говорили явную

неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не

остановился и на этом. Ему потребовалось не только уничтожить, но и оплевать

древности православия.

В книге “Скрижаль” к только что приведенным он добавил новые осуждения.

Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие как якобы заключающее в себе

страшные “ереси и нечестие” древних еретиков, осужденных вселенскими соборами

(ариан и несториан). В “Скрижали” преданы проклятию и анафеме православные

христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого Истинным. В

сущности, Никон и его помощники прокляли русскую Церковь за совершенно

православное исповедание веры и за древние церковные предания.

Эти действия Никона и его единомышленников сделали их отступниками от

святой Церкви.

Деятельность Никона встретила сильное противодействие со стороны ряда

духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов

Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и

других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным уважением за

высокие личные качества. Они смели говорить правду в глаза сильным мира сего,

нисколько не заботились о своих личных выгодах, служили Церкви и Богу со всей

преданностью, искренней и пламенной любовью. В устных проповедях, в письмах они

смело обличали всех виновников церковных несчастий, не боясь называть первыми

имена патриарха и царя. Поражает в них готовность пойти на страдание и мучение

за дело Христово, за правду Божию.

Верные и стойкие поборники церковной старины вскоре подверглись жестоким

мучениям и казням. Первыми мучениками за правую веру были протопопы Иоанн

Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум и епископ Павел Коломенский. Они были высланы

из Москвы в первый же год реформаторской деятельности Никона (1653–1654 гг.).

На соборе 1654 года, созванном по вопросу о книжном исправлении, епископ

Павел Коломенский мужественно заявил Никону: “Мы новой веры не примем”, за что

без соборного суда был лишен кафедры. Прямо на соборе патриарх Никон

собственноручно избил епископа Павла, сорвал с него мантию и велел немедленно

отправить его в ссылку. В далеком северном монастыре епископ Павел был

подвергнут тяжелым мучениям и, наконец, тайно убит.

Народ говорил, что на первосвятительском престоле воссел палач и убийца.

Все трепетали перед ним, и никто из епископов уже не посмел выступить с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты