Курсовая: Политическое развитие Японии во второй половине XX века

Партия Читой Политики ( Комэйто ).

В середине 70-х годов от правящей партии откололся и вскоре получил статус

самостоятельной партии Новой либеральный клуб (НЛК), а группа вышедших из

СПЯ, правореформистских деятелей основала Социал-демократический союз (СДС).

Трем партиям центра – ПДС, Комэйто с СДС – свойственна близость

теоретических основ, политического курса, характера политической

деятельности. Также этим трем партиям свойственна общность программ:

представление себя защитниками интересов всего народа, идея сотрудничества

труда и капитала, отрицание революционных методов преобразования общества,

представление о реальном социализме, отличного от марксистско-ленинского.

26 июня 1976 г. шесть депутатов парламента от ЛДП заявили о разрыве со своей

партией, мотивируя этот шаг тем, что невозможно остановить, по их выражению,

упадок и одряхление ЛДП. Эти депутаты создали Новый либеральный клуб ( НЛК ),

провозгласивший своей целью разработать “новую консервативную политику”, но

не затрагивать основ существующего строя.

Таким образом, в Японии стало функционировать семь политических партий,

которые можно схематически сгруппировать следующим образом:

¹ Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI в. - М.: Знание, 1988, с. 13

² Там же, с. 20

- 24 -

ЛДП и НЛК – партии консервативного лагеря, ПДС, Комэйто и СДС – партии центра

и СПЯ и КПЯ – партии левой ориентации. Говоря о Коммунистической партии

Японии, которая изначально была слаба, и никогда не имела активной поддержки

среди японского общества, то с распадом СССР в 1991 г. и общим крахом

мирового социалистического лагеря, позиции КПЯ в Японии сошли на нет.

В послевоенное время произошла значительная эволюция японской партийной

системы. В 50-60 годах происходила острая политическая конфронтация между

Социалистической и Коммунистической партиями Японии с одной стороны, и ЛДП –

с другой, почти по всем значительным внутриполитическим и международным

проблемам. Однако уже в 60-х годах начинает формироваться многопартийная

система, отражающая интересы и взгляды различных слоев японского общества.

Несмотря на единоличное пребывание у власти ЛДП, оппозиция имеет значительные

возможности для воздействия на политику правящей партии благодаря организации

массовых действий, деятельности в парламенте, участию в различных

совещательных органах, выступлениям через средства массовой информации.

Большое влияние оказывает она на формирование политического климата,

общественного мнения в стране.¹

Именно на рубеже 50-60 годов в результате завершения послевоенных реформ и

реорганизации партийной системы, в Японии сформировался современный механизм

политической власти, который с определенными модификациями функционирует

вплоть до настоящего времени.²

По мнению Еремина В.Н. – власть в современной Японии носит демократический

характер, в том смысле, что возможности для участия в осуществлении власти,

предоставлены широким слоям общества и используются ими. Демократия в Японии

является главным образом представительной, и участие народа в осуществлении

власти выражается в основном в электоральном поведении, в контроле за властью

и воздействии на нее в период между выборами.³

Утверждения о сосредоточении власти в руках узкой части общества, о

фиктивности демократии в вопросах власти, об игнорировании политических

потенций широких масс - ошибочны.

Власть в современной Японии носит также плюралистический характер. Это

означает, что в осуществлении власти участвуют – через политические партии

и иные общественно-политические объединения –

¹ Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI в. - М.: Знание, 1988, с. 20

² Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 165

³ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -

М.: Наука, 1992, с. 12

- 25 -

все социальные группы, причем не одна из них не может игнорировать интересы

других. Плюралистичность власти заключается в свободном соревновании

политических программ на пути к воплощению их во властных предписаниях, в

синтезировании этих предписаний властью, в гарантиях учета мнений

политического меньшинства. Существуют и функционируют необходимые механизмы

для обеспечения такого характера политической власти.¹

Органическое сочетание демократии и плюрализма в осуществлении политической

власти придает ей комплексное качество плюралистической демократии: участие

широких масс в реализации власти происходит под лозунгами тех или иных

партий, состязание политических сил осуществляется на демократических началах

и т.п.

Изложенная позиция совершенно не означает идеализации политической власти в

Японии. Конечно, оценки степени демократичности и плюралистичности не могут

быть совершенно объективны, ибо нет единого критерия, общепризнанной точки

отсчета. Доводится слышать, что уровень демократии можно определить путем

сравнения с американским обществом. В то же время какое-то относительное

понимание этого уровня существует. Словом, есть основания для того чтобы

охарактеризовать политическую власть в Японии как воплощение высокоразвитой

плюралистической демократии.²

Осуществление на практике плюралистической концепции политической власти,

включение механизмов обратной связи, наличие “момента оппонирования” не

только не ослабляет господство ЛДП, но, напротив, способствует его усилению.

Переходя к характеристике исполнительной власти, хотелось бы отметить

изменение роли государства в японском обществе, усиление его функций как

вершителя “общих дел”, арбитра между классами и социальными слоями, хранителя

целостности общества, контролера за если не вполне справедливым, но не

удовлетворительным распределением материальных и духовных благ.³

Рассматривая кабинет министров, уже упоминалось о консультативных комитетах и

советах при органах исполнительной власти и о выполняемой ими роли посредника

между государственной администрацией и общественностью. В Японии

существует большое

¹ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества.-

М.: Наука, 1992, с. 124-125

² Там же, с. 125

³ Там же, с. 133

- 26 -

количество небольших частных, государственных и полугосударственных

исследовательских институтов и мощных “мозговых трестов”, созданных крупными

концернами, которые представляют различные экономические и социальные

программы, краткосрочные и среднесрочные прогнозы японской и мировой

экономики, обзоры положения в различных отраслях промышленности. Эти

исследования издаются крупными тиражами, об содержании средства массовой

информации информируют широкую общественность, давая ей таким образом

возможность высказать свое отношение к той или иной важной программе, до того

как она будет одобрена министерствами или кабинетом министров.

Существует вероятно жизнеспособный баланс законодательной и исполнительной

властей. Этот баланс покоится на эффективной институциональной основе

“сдержек и противовесов”.¹

Отличительной чертой японской экономической структуры 50-60 годов являлись

высокие темпы производства. Бурное развитие получали так называемые отрасли

японской промышленности – черная и цветная металлургия, производство цветных

материалов, нефтехимия, судостроение и автомобилестроение. Успехи Японии в

этот пеирод были обусловлены целым рядом факторов: ростом производительности

труда, опиравшимся на передовую зарубежную технологию, дешевизной зарубежного

сырья. Важную роль в финансировании базовых отраслей промышленности играли

государственные инвестиции и отсутствие военных расходов.

Первый “нефтянной шок” 1973 г. и экономический кризис 1974-1975 годов

обнаружили слабые стороны “модели высоких темпов развития” японской экономики

– чрезвычайно сильную экономическую уязвимость Японии, не обладающей

собственным сырьем, и продемонстрировали, что “высокие темпы” в значительной

степени были достигнуты за счет нерешенных социальных, экологических и других

проблем, ставших особенно заметными в условиях спада производства и инфляции.

В ходе экономического кризиса и его преодоления начала складываться новая

модель экономического развития Японии, где основное внимание обращалось на

создание противозатратного, энергоэкономичного производства. Эта модель

предусматривала также значительное сокращение требующих большого количества

энергии сырья и базовых отраслей промышленности – тех самых, которые

обеспечили высокие темпы экономического развития Японии. Были приняты

долгосрочные программы, направленные на экономию энергетических ресурсов

поиск альтернативных источников солнечной геотермальной и других видов

энергии. Благодаря всем этим мерам Японии удалось

¹ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -

М.: Наука, 1992, с. 13

- 27 -

добиться значительного, среди ведущих развитых стран, снижения энергоемкости

производства. Это привело к тому, что следующее резкое повышение цен на нефть

в конце 70-х годов не оказало значительного влияния на экономику Японии.

Вторая половина 70-х и 80-х годов – это переход к модели умеренных темпов

экономического развития, наиболее важными чертами которого, явилось создание

наукоемкого производства. Основное внимание стало уделяться отраслям

промышленности, работающим на экспорт, - автомобилестроению, станкостроению,

производству бытовой техники.

На рубеже 80-х 90-х годов ВНП Японии составлял около 60 % ВНП США, в 1995 г.

уже 73,9 %, а по размерам ВНП на душу населения Япония далеко оставила США

позади. По размерам национального дохода на душу населения к 1995 г. Япония

занимает третье место среди развитых стран.

Немаловажную роль в этом сыграло создание современной системы трудовых

отношений, в чем Япония значительно опередила другие страны, поскольку

руководители крупного бизнеса признавали доминантой развития экономики страны

стабильность мирный характер трудовых отношений. В значительной степени

благодаря такой системе трудовых отношений, основанных на консенсусе и

компромиссе, характеру связей пофирменных профсоюзов с предпринимателями,

складывавшихся под влиянием специфических социокультурных факторов, в стране,

достаточно безболезненно, шел процесс модернизации и демократизации. Трудовые

отношения в Японии обладают, как правило, высокой адаптивной способностью,

гибкостью, эластичностью. Именно здесь, они оказались наиболее

приспособленными к условиям, когда постоянно возрастает роль бизнеса, и

осуществляется “демократия собственника”¹.

На сегодняшний день Япония является не только второй по экономической мощи

державой, но крупнейшим кредитором, а также одним из основных доноров

международных организаций и программ. Так, в середине 90-х годов она вышла на

первое место среди развитых стран по размерам официальной помощи развитию и

вторым после США донором ООН, обеспечивая в последние годы около 15 %

годового бюджета этой организации.²

Столь высокие экономические показатели с огромной научно-технической мощью

повсеместно рождают представления о Японии как об одной из наиболее богатых

стран мира, граждане которой живут в высшей степени комфортно и наслаждаются

всеми мыслимыми и немыслимыми благами современной цивилизации.

¹ Молодякова Э.В. Неординарная демократия в Японии // Япония: мифы и

реальность - М.: Восточная литература РАН, 1999, с. 166-167

² Лебедева И.П. Экономические достижения и уровень жизни японцев //

Япония: мифы и реальность. - М.: Восточная литература РАН, 1999, с. 29

- 28 -

Таким образом, в японской парламентской демократии работает модель

доминантной партии ЛДП. Она практически срослась с административным

аппаратом, стабильно получает достаточное число голосов для формирования

однопартийного правительства. Несмотря на единоличное правление ЛДП, общество

в целом выглядит плюралистичным, поскольку в нем свободно действую различные

политические партии и объединения и каждая политическая сила занимает свою

нишу. Однако, стоит заметить, что в стране никогда не было оппозиции,

равновеликой правящей партии. Несмотря на большинство мест в парламенте, ЛДП

старается избегать лобовых столкновений с оппозицией и предпочитает достигать

консенсуса, что лежит в русле японской политической культуры.

Сложившаяся в 1955 г. после возникновения ЛДП политическая система не

превратилась в известную по западным примерам конструкцию, в которой две

примерно равные по силе партии попеременно оказываются у власти. Возникшая

система, где доминировала ЛДП, получила название “полуторапартийной”, чем

подчеркивалось ее отличие от двух партийной. Если партийная система Японии

50-х годов интерпретировалась как “полуторапартийная”, аналогичная система

70-х и первой половины 80-х годов могла быть названа системой однопартийного

правительства и многопартийной оппозиции.

В условиях практического отсутствия межпартийного соперничества вокруг власти

Япония является одним из наиболее ярких в сегодняшнем мире примеров системы,

в которой преобладает одна партия. Встречается и такая формулировка:

Многопартийность при преобладании одной партии.

В стране существует система разделения властей, в основу которой положен

американский принцип “сдержек и противовесов”. Его соблюдение помогло

покончить с диктатом исполнительной власти и с полной зависимостью от нее

судебной. Система “сдержек и противовесов” наиболее ярко проявляется в

характере взаимоотношений правительства и парламента как высших органов двух

ветвей власти. Естественно, как и в каждой стране, система разделения властей

действует в Японии с учетом политических реалий, в данном случае – с учетом

системы доминантной партии.

- 29 -

Заключение

Итак, главной тенденцией политического развития Японии во второй половине XX

в. Являлась все большая и большая демократизация ее политической системы,

сформировавшейся в течении 40-60 годов и успешно функционирующей вплоть до

настоящего времени.

После разгрома японского милитаризма был ликвидирован целый ряд

полуфеодальных институтов императорской власти, распущены всесильные концерны

“дзайбацу”, восстановлены демократические партии, стали создаваться профсоюзы

и другие массовые организации. Различные факторы корректируют государственную

власть так, что в ней реализуются далеко не только крупного капитала,

господство политически лидирующей части общества ограничивается, практика

осуществления власти в основном заключается в демократические рамки.

Понадобилось поражение в войне, оккупация и силовой прием американской

администрации, чтобы Япония в 1947 г. обрела действительно демократическую

конституцию, которая содержит целый ряд прогрессивных статей, направленных на

защиту интересов народа и отказ от права ведения войны, создания армии и

использования ее для достижения внешнеполитических целей.

В Японии создалось общественно-политическая атмосфера в которой политическое

ядро, отстаивая интересы наиболее близкой к нему части общества, в то же

время учитывает социальные запросы и широких народных масс. Так, ЛДП,

электорат которой постоянно составляет большинство и эта партия уже более

сорока лет находится у власти, ей приходится учитывать потребности почти всех

слоев общества. Политическая система, носящая все типичные признаки

современной развитой демократии Западного типа в специфической японской

модификации, представляет полные возможности политической деятельности

консерваторам и их союзникам, однако таких возможностей ничуть не лишена и

оппозиция. Особенность политического климата Японии состоит в том, что

господство монополистической буржуазии осуществляется в условиях широкого

развития буржуазно-демократических институтов.

Органическое сочетание демократии и плюрализма в осуществлении политической

власти придает ей комплексное качество плюралистической демократии: участия

широких масс в реализации власти происходит под лозунгами тех ил иных партий,

состязание политических сил осуществляется на демократических началах.

- 30 -

Послевоенное политическое развитие Японии свидетельствует о значительных

адаптационных возможностях японского общества, его способности относительно

быстро приспосабливаться к новым общественным отношениям, где еще следует

отметить, что при осуществлении демократизирующих преобразований,

американская администрация точно определила объективные потребности японского

общества и разумно выбрала такую методику, которая обеспечила благоприятную

реакцию японского общества.

Следует отметить бурное послевоенное экономическое развитие Японии, во время

которого отчетливо проявились возможности японской экономической системы к

научно-техническому прогрессу, ее вовлечение в мирохозяйственные связи и

превращение в экономическую супердержаву.

В итоге рисуется, образ крепко сколоченного, хорошо отлаженного и эффективно

работающего механизма политической власти, функционеры которой держат руки на

пульсе событий, контролируют положение в стране и имеют авторитет в массах и

умеют пользоваться им.

- 31 -

Список использованной литературы:

I Источники:

1. Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,

том 3 – М.: издательство социально-экономической литературы,

1960, с. 689-709

II Исследования:

1. Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. - М.: Знание, 1988

2. Еремин В.Н. Политическая система современного японского

общества. - М.: Наука, 1992

3. Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988

4. Япония: мифы и реальность. Коллективная монография - М.:

Восточная литература РАН, 1999

III Учебники и учебные пособия:

1. История стран Азии и Африки в новейшее время, 2 часть - М.:

Московский университет, 1979

2. История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978

3. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии -

М.: Высшая школа, 1988

4. Япония наших дней. - М.: Наука, 1983

Отзывы о работе присылайте на

Был рад помочь вам !

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты