Партия Читой Политики ( Комэйто ).
В середине 70-х годов от правящей партии откололся и вскоре получил статус
самостоятельной партии Новой либеральный клуб (НЛК), а группа вышедших из
СПЯ, правореформистских деятелей основала Социал-демократический союз (СДС).
Трем партиям центра – ПДС, Комэйто с СДС – свойственна близость
теоретических основ, политического курса, характера политической
деятельности. Также этим трем партиям свойственна общность программ:
представление себя защитниками интересов всего народа, идея сотрудничества
труда и капитала, отрицание революционных методов преобразования общества,
представление о реальном социализме, отличного от марксистско-ленинского.
26 июня 1976 г. шесть депутатов парламента от ЛДП заявили о разрыве со своей
партией, мотивируя этот шаг тем, что невозможно остановить, по их выражению,
упадок и одряхление ЛДП. Эти депутаты создали Новый либеральный клуб ( НЛК ),
провозгласивший своей целью разработать “новую консервативную политику”, но
не затрагивать основ существующего строя.
Таким образом, в Японии стало функционировать семь политических партий,
которые можно схематически сгруппировать следующим образом:
¹ Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI в. - М.: Знание, 1988, с. 13
² Там же, с. 20
- 24 -
ЛДП и НЛК – партии консервативного лагеря, ПДС, Комэйто и СДС – партии центра
и СПЯ и КПЯ – партии левой ориентации. Говоря о Коммунистической партии
Японии, которая изначально была слаба, и никогда не имела активной поддержки
среди японского общества, то с распадом СССР в 1991 г. и общим крахом
мирового социалистического лагеря, позиции КПЯ в Японии сошли на нет.
В послевоенное время произошла значительная эволюция японской партийной
системы. В 50-60 годах происходила острая политическая конфронтация между
Социалистической и Коммунистической партиями Японии с одной стороны, и ЛДП –
с другой, почти по всем значительным внутриполитическим и международным
проблемам. Однако уже в 60-х годах начинает формироваться многопартийная
система, отражающая интересы и взгляды различных слоев японского общества.
Несмотря на единоличное пребывание у власти ЛДП, оппозиция имеет значительные
возможности для воздействия на политику правящей партии благодаря организации
массовых действий, деятельности в парламенте, участию в различных
совещательных органах, выступлениям через средства массовой информации.
Большое влияние оказывает она на формирование политического климата,
общественного мнения в стране.¹
Именно на рубеже 50-60 годов в результате завершения послевоенных реформ и
реорганизации партийной системы, в Японии сформировался современный механизм
политической власти, который с определенными модификациями функционирует
вплоть до настоящего времени.²
По мнению Еремина В.Н. – власть в современной Японии носит демократический
характер, в том смысле, что возможности для участия в осуществлении власти,
предоставлены широким слоям общества и используются ими. Демократия в Японии
является главным образом представительной, и участие народа в осуществлении
власти выражается в основном в электоральном поведении, в контроле за властью
и воздействии на нее в период между выборами.³
Утверждения о сосредоточении власти в руках узкой части общества, о
фиктивности демократии в вопросах власти, об игнорировании политических
потенций широких масс - ошибочны.
Власть в современной Японии носит также плюралистический характер. Это
означает, что в осуществлении власти участвуют – через политические партии
и иные общественно-политические объединения –
¹ Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI в. - М.: Знание, 1988, с. 20
² Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 165
³ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -
М.: Наука, 1992, с. 12
- 25 -
все социальные группы, причем не одна из них не может игнорировать интересы
других. Плюралистичность власти заключается в свободном соревновании
политических программ на пути к воплощению их во властных предписаниях, в
синтезировании этих предписаний властью, в гарантиях учета мнений
политического меньшинства. Существуют и функционируют необходимые механизмы
для обеспечения такого характера политической власти.¹
Органическое сочетание демократии и плюрализма в осуществлении политической
власти придает ей комплексное качество плюралистической демократии: участие
широких масс в реализации власти происходит под лозунгами тех или иных
партий, состязание политических сил осуществляется на демократических началах
и т.п.
Изложенная позиция совершенно не означает идеализации политической власти в
Японии. Конечно, оценки степени демократичности и плюралистичности не могут
быть совершенно объективны, ибо нет единого критерия, общепризнанной точки
отсчета. Доводится слышать, что уровень демократии можно определить путем
сравнения с американским обществом. В то же время какое-то относительное
понимание этого уровня существует. Словом, есть основания для того чтобы
охарактеризовать политическую власть в Японии как воплощение высокоразвитой
плюралистической демократии.²
Осуществление на практике плюралистической концепции политической власти,
включение механизмов обратной связи, наличие “момента оппонирования” не
только не ослабляет господство ЛДП, но, напротив, способствует его усилению.
Переходя к характеристике исполнительной власти, хотелось бы отметить
изменение роли государства в японском обществе, усиление его функций как
вершителя “общих дел”, арбитра между классами и социальными слоями, хранителя
целостности общества, контролера за если не вполне справедливым, но не
удовлетворительным распределением материальных и духовных благ.³
Рассматривая кабинет министров, уже упоминалось о консультативных комитетах и
советах при органах исполнительной власти и о выполняемой ими роли посредника
между государственной администрацией и общественностью. В Японии
существует большое
¹ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества.-
М.: Наука, 1992, с. 124-125
² Там же, с. 125
³ Там же, с. 133
- 26 -
количество небольших частных, государственных и полугосударственных
исследовательских институтов и мощных “мозговых трестов”, созданных крупными
концернами, которые представляют различные экономические и социальные
программы, краткосрочные и среднесрочные прогнозы японской и мировой
экономики, обзоры положения в различных отраслях промышленности. Эти
исследования издаются крупными тиражами, об содержании средства массовой
информации информируют широкую общественность, давая ей таким образом
возможность высказать свое отношение к той или иной важной программе, до того
как она будет одобрена министерствами или кабинетом министров.
Существует вероятно жизнеспособный баланс законодательной и исполнительной
властей. Этот баланс покоится на эффективной институциональной основе
“сдержек и противовесов”.¹
Отличительной чертой японской экономической структуры 50-60 годов являлись
высокие темпы производства. Бурное развитие получали так называемые отрасли
японской промышленности – черная и цветная металлургия, производство цветных
материалов, нефтехимия, судостроение и автомобилестроение. Успехи Японии в
этот пеирод были обусловлены целым рядом факторов: ростом производительности
труда, опиравшимся на передовую зарубежную технологию, дешевизной зарубежного
сырья. Важную роль в финансировании базовых отраслей промышленности играли
государственные инвестиции и отсутствие военных расходов.
Первый “нефтянной шок” 1973 г. и экономический кризис 1974-1975 годов
обнаружили слабые стороны “модели высоких темпов развития” японской экономики
– чрезвычайно сильную экономическую уязвимость Японии, не обладающей
собственным сырьем, и продемонстрировали, что “высокие темпы” в значительной
степени были достигнуты за счет нерешенных социальных, экологических и других
проблем, ставших особенно заметными в условиях спада производства и инфляции.
В ходе экономического кризиса и его преодоления начала складываться новая
модель экономического развития Японии, где основное внимание обращалось на
создание противозатратного, энергоэкономичного производства. Эта модель
предусматривала также значительное сокращение требующих большого количества
энергии сырья и базовых отраслей промышленности – тех самых, которые
обеспечили высокие темпы экономического развития Японии. Были приняты
долгосрочные программы, направленные на экономию энергетических ресурсов
поиск альтернативных источников солнечной геотермальной и других видов
энергии. Благодаря всем этим мерам Японии удалось
¹ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -
М.: Наука, 1992, с. 13
- 27 -
добиться значительного, среди ведущих развитых стран, снижения энергоемкости
производства. Это привело к тому, что следующее резкое повышение цен на нефть
в конце 70-х годов не оказало значительного влияния на экономику Японии.
Вторая половина 70-х и 80-х годов – это переход к модели умеренных темпов
экономического развития, наиболее важными чертами которого, явилось создание
наукоемкого производства. Основное внимание стало уделяться отраслям
промышленности, работающим на экспорт, - автомобилестроению, станкостроению,
производству бытовой техники.
На рубеже 80-х 90-х годов ВНП Японии составлял около 60 % ВНП США, в 1995 г.
уже 73,9 %, а по размерам ВНП на душу населения Япония далеко оставила США
позади. По размерам национального дохода на душу населения к 1995 г. Япония
занимает третье место среди развитых стран.
Немаловажную роль в этом сыграло создание современной системы трудовых
отношений, в чем Япония значительно опередила другие страны, поскольку
руководители крупного бизнеса признавали доминантой развития экономики страны
стабильность мирный характер трудовых отношений. В значительной степени
благодаря такой системе трудовых отношений, основанных на консенсусе и
компромиссе, характеру связей пофирменных профсоюзов с предпринимателями,
складывавшихся под влиянием специфических социокультурных факторов, в стране,
достаточно безболезненно, шел процесс модернизации и демократизации. Трудовые
отношения в Японии обладают, как правило, высокой адаптивной способностью,
гибкостью, эластичностью. Именно здесь, они оказались наиболее
приспособленными к условиям, когда постоянно возрастает роль бизнеса, и
осуществляется “демократия собственника”¹.
На сегодняшний день Япония является не только второй по экономической мощи
державой, но крупнейшим кредитором, а также одним из основных доноров
международных организаций и программ. Так, в середине 90-х годов она вышла на
первое место среди развитых стран по размерам официальной помощи развитию и
вторым после США донором ООН, обеспечивая в последние годы около 15 %
годового бюджета этой организации.²
Столь высокие экономические показатели с огромной научно-технической мощью
повсеместно рождают представления о Японии как об одной из наиболее богатых
стран мира, граждане которой живут в высшей степени комфортно и наслаждаются
всеми мыслимыми и немыслимыми благами современной цивилизации.
¹ Молодякова Э.В. Неординарная демократия в Японии // Япония: мифы и
реальность - М.: Восточная литература РАН, 1999, с. 166-167
² Лебедева И.П. Экономические достижения и уровень жизни японцев //
Япония: мифы и реальность. - М.: Восточная литература РАН, 1999, с. 29
- 28 -
Таким образом, в японской парламентской демократии работает модель
доминантной партии ЛДП. Она практически срослась с административным
аппаратом, стабильно получает достаточное число голосов для формирования
однопартийного правительства. Несмотря на единоличное правление ЛДП, общество
в целом выглядит плюралистичным, поскольку в нем свободно действую различные
политические партии и объединения и каждая политическая сила занимает свою
нишу. Однако, стоит заметить, что в стране никогда не было оппозиции,
равновеликой правящей партии. Несмотря на большинство мест в парламенте, ЛДП
старается избегать лобовых столкновений с оппозицией и предпочитает достигать
консенсуса, что лежит в русле японской политической культуры.
Сложившаяся в 1955 г. после возникновения ЛДП политическая система не
превратилась в известную по западным примерам конструкцию, в которой две
примерно равные по силе партии попеременно оказываются у власти. Возникшая
система, где доминировала ЛДП, получила название “полуторапартийной”, чем
подчеркивалось ее отличие от двух партийной. Если партийная система Японии
50-х годов интерпретировалась как “полуторапартийная”, аналогичная система
70-х и первой половины 80-х годов могла быть названа системой однопартийного
правительства и многопартийной оппозиции.
В условиях практического отсутствия межпартийного соперничества вокруг власти
Япония является одним из наиболее ярких в сегодняшнем мире примеров системы,
в которой преобладает одна партия. Встречается и такая формулировка:
Многопартийность при преобладании одной партии.
В стране существует система разделения властей, в основу которой положен
американский принцип “сдержек и противовесов”. Его соблюдение помогло
покончить с диктатом исполнительной власти и с полной зависимостью от нее
судебной. Система “сдержек и противовесов” наиболее ярко проявляется в
характере взаимоотношений правительства и парламента как высших органов двух
ветвей власти. Естественно, как и в каждой стране, система разделения властей
действует в Японии с учетом политических реалий, в данном случае – с учетом
системы доминантной партии.
- 29 -
Заключение
Итак, главной тенденцией политического развития Японии во второй половине XX
в. Являлась все большая и большая демократизация ее политической системы,
сформировавшейся в течении 40-60 годов и успешно функционирующей вплоть до
настоящего времени.
После разгрома японского милитаризма был ликвидирован целый ряд
полуфеодальных институтов императорской власти, распущены всесильные концерны
“дзайбацу”, восстановлены демократические партии, стали создаваться профсоюзы
и другие массовые организации. Различные факторы корректируют государственную
власть так, что в ней реализуются далеко не только крупного капитала,
господство политически лидирующей части общества ограничивается, практика
осуществления власти в основном заключается в демократические рамки.
Понадобилось поражение в войне, оккупация и силовой прием американской
администрации, чтобы Япония в 1947 г. обрела действительно демократическую
конституцию, которая содержит целый ряд прогрессивных статей, направленных на
защиту интересов народа и отказ от права ведения войны, создания армии и
использования ее для достижения внешнеполитических целей.
В Японии создалось общественно-политическая атмосфера в которой политическое
ядро, отстаивая интересы наиболее близкой к нему части общества, в то же
время учитывает социальные запросы и широких народных масс. Так, ЛДП,
электорат которой постоянно составляет большинство и эта партия уже более
сорока лет находится у власти, ей приходится учитывать потребности почти всех
слоев общества. Политическая система, носящая все типичные признаки
современной развитой демократии Западного типа в специфической японской
модификации, представляет полные возможности политической деятельности
консерваторам и их союзникам, однако таких возможностей ничуть не лишена и
оппозиция. Особенность политического климата Японии состоит в том, что
господство монополистической буржуазии осуществляется в условиях широкого
развития буржуазно-демократических институтов.
Органическое сочетание демократии и плюрализма в осуществлении политической
власти придает ей комплексное качество плюралистической демократии: участия
широких масс в реализации власти происходит под лозунгами тех ил иных партий,
состязание политических сил осуществляется на демократических началах.
- 30 -
Послевоенное политическое развитие Японии свидетельствует о значительных
адаптационных возможностях японского общества, его способности относительно
быстро приспосабливаться к новым общественным отношениям, где еще следует
отметить, что при осуществлении демократизирующих преобразований,
американская администрация точно определила объективные потребности японского
общества и разумно выбрала такую методику, которая обеспечила благоприятную
реакцию японского общества.
Следует отметить бурное послевоенное экономическое развитие Японии, во время
которого отчетливо проявились возможности японской экономической системы к
научно-техническому прогрессу, ее вовлечение в мирохозяйственные связи и
превращение в экономическую супердержаву.
В итоге рисуется, образ крепко сколоченного, хорошо отлаженного и эффективно
работающего механизма политической власти, функционеры которой держат руки на
пульсе событий, контролируют положение в стране и имеют авторитет в массах и
умеют пользоваться им.
- 31 -
Список использованной литературы:
I Источники:
1. Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,
том 3 – М.: издательство социально-экономической литературы,
1960, с. 689-709
II Исследования:
1. Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. - М.: Знание, 1988
2. Еремин В.Н. Политическая система современного японского
общества. - М.: Наука, 1992
3. Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988
4. Япония: мифы и реальность. Коллективная монография - М.:
Восточная литература РАН, 1999
III Учебники и учебные пособия:
1. История стран Азии и Африки в новейшее время, 2 часть - М.:
Московский университет, 1979
2. История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978
3. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии -
М.: Высшая школа, 1988
4. Япония наших дней. - М.: Наука, 1983
Отзывы о работе присылайте на
Был рад помочь вам !