Курсовая: Политическое развитие Японии во второй половине XX века

конкурентной борьбы, что положительно повлияло на накопление капитала и рост

производительности труда. Можно сказать что усиление конкуренции на основе

антимонопольного законодательства наряду с другими факторами привело к

повышению темпов роста и японскому чуду и до сих пор является одним из

стимулов развития предпринимательства на всех уровнях. Не менее важным для

ускоренного экономического развития было сохранение в неизменном виде основы

основ рыночного хозяйства – частной собственности, несмотря на все деформации

времен военной экономики.

- 16 -

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью политического развития

Японии в 40-50 годах является то, что все главные достижения демократии, в

Западной Европе связанные с социал-демократической моделью развития, здесь

явились результатом важнейших реформ, проведенных консервативно

ориентированной политической элитой при непосредственном участии

оккупационных властей США. Для осуществления политики демократизации власти

достаточно широко использовали различные социальные слои и политические силы

рабочих, крестьян, пацифистов, либералов, социалистов, определенную часть

консерваторов, стремившихся к радикальным переменам. Усилиями всех

заинтересованных сторон в Японии была создана система представительной или

парламентской демократии.

В результате проведения реформ Япония сблизилась со странами Запада. Быстрая

замена после войны старых социально-экономических и политических структур

новыми, демократическими, оказались единственно правильным путем подъема

страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах. Послевоенные

реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом

дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации.

- 17 -

Глава II Образование ЛДП и складывание современной политической

системы.

Заключение мирного договора с США покончило с периодом оккупации.

Возвращение Японии суверенитета, хотя в значительной степени ограниченного

военными соглашениями с США, было важным рубежом в жизни страны. Япония

вступила в новый этап своего развития.

После вступления в действие 28 апреля 1952 г. Сан-Франциского мирного

договора, “договора безопасности” между Японией и США и японо-американского

Административного соглашения политический статус Японии изменился.

Правительство Японии обрело суверенитет, ограниченный, однако положениями

этих японо-американских договоров и соглашением.

Все законы оккупационного времени автоматически аннулировались.

Ликвидировался контроль оккупационных властей над политической и

экономической деятельностью японского правительства. Тем не менее, на базе

заключенных договоров политические и экономические связи Японии и США стали

еще теснее. Фактически были единственной страной, с которой Япония имела

такие взаимоотношения. Японо-американские отношения оказывали весьма

значительное воздействие на всю внутриполитическую обстановку в Японии.

После окончания оккупации состав кабинета и другие государственные органы

власти никаким изменениям не подверглись. По-прежнему правительство

возглавляла наиболее консервативная Либеральная партия, отражавшая интересы

крупнейших монополий, стремившихся ко всемерному развитию связей с США.

Были предприняты шаги с целью ослабления ограничений, установленных

антимонополистическим законодательством, а также введение новых законов,

которые содействовали бы укреплению монополий. С другой стороны широко

осуществлялись мероприятия государственно-монополистического характера по

укреплению экономики страны и по усилению мобилизации средств на

реконструкцию и развитие японской промышленности.

К 1952 г. наметился раскол в самой правящей Либеральной партии, образовались

две фракции во главе с Ёсида Сигэру – главы партии и премьера, и Хатояма

Итиро. Основной точкой разногласий между ними стал вопрос перевооружения.

Фракция Ёсида выступала за отказ от ремилитаризации и постепенное укрепления

сил самообороны. В то же время группа Хатояма требовала более быстрых темпов

и более широкой ремилитаризации Японии, что с их точки зрения открывало

большие перспективы для преодоления экономического спада, неизбежного после

окончания войны в Корее, а также скорейшего достижения относительной

самостоятельности Японии.

- 18 -

В ноябре 1954 г. в условиях острого соперничества фракция Хатояма и

Прогрессивная партия ( Кайсинто ) образовали новую Демократическую партию

Японии ( Нихон Минсюто ). Председателем стал Хатояма Итиро.

В программе Демократической партии Японии, сосотоявшей из пятнадцати пунктов,

подчеркивалось, что во внешней политике она станет придерживаться курса на

усиление независимости и самостоятельности японской политики и экономики.

Демократическая партия объявила о намерении пересмотреть японо-американский

“договор безопасности”, с тем, чтобы превратить его в двустороннее

соглашение, возлагающее равные обязанности на обе стороны. В области

внутренней политики ее основной целью, как Либеральной партии, было

сохранение и поддержание крупного капитала, возвращение страны к нормальной

экономической деятельности и ликвидации нездоровой зависимости от США. Также

высказывалось мнение о необходимости создания самостоятельных японских

вооруженных сил, причем более быстрыми темпами и в более широких масштабах и

рекомендовали в этих целях пересмотр конституции.

Сформированное в декабре 1954 г. под руководством председателя

Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое правительство в основном

продолжало политику укрепления капиталистического строя в Японии, но его

внешнеполитический курс, а также некоторые аспекты внутренней политики более

отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего кабинета.

В октябре 1955 г. произошло слияние Левой и Правой социалистических партий

Японии в единую Социалистическую партию Японии, председателем был избран

Судзуки Мосабуро. В общей программе на первое место были выдвинуты задачи

расширения и усиления повседневной массовой борьбы трудящихся за

экономические и политические требования. Отвергалось сотрудничество с КПЯ и

подчеркивалось, что осуществление социалистической революции возможно лишь

мирными средствами, путем завоевания большинства в парламенте.

В июле 1955 г. состоялась VI национальная конференция КПЯ, которая

ликвидировала раскол, повергла критике допущенные ошибки, наметила

политический курс партии дружбы с Советским Союзом и другими

социалистическими странами. Генеральным секретарем партии был избран Носака

Сандзо.

Консервативный лагерь Японии был потеснен объединением обеих социалистических

партий и сплочением КПЯ. В то же время разногласия и соперничество среди

консервативных партий и их лидеров “приобрели в 1954-1955 годах столь острый

характер, что стали рассматриваться монополиями как опасные помехи для их

политического господства”.¹

_______________________________________________________________

¹ История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978, с. 172

- 19 -

Политические позиции японских буржуазных партий стали недостаточно прочными.

Монополии решительнее и настойчивее вмешивались в политику.

В октябре 1955 г. состоялось внеочередное заседание Федерации

предпринимательских организаций Японии, на котором было принято решение об

объединении консервативных сил.

На учредительном съезде состоявшемся 19 ноября 1955 г. Демократическая и

Либеральная партия слились в единую Либерально-демократическую партию Японии

( ЛДП ). Новая партия представляла интересы японских монополий, защищала

существование капиталистического строя в Японии. На первый план программы

партии выносилась идея создания условий для обогащения всего народа,

превращение его в “средний класс”, а страны в “государство всеобщего

благосостояния”.

Объединенная Либерально-демократическая партия стала располагать 298

мандатами из 467 в палате представителей и 119 из 252 в палате советников

японского парламента. Власть консерваторов стала прочнее. Главный

оппозиционной партией надолго стала Социалистическая партия Японии ( СПЯ ).

Таким образом, сложился так называемый, “феномен ЛДП”, т.е. практически

уникальный факт непрерывного пребывания одной партии у власти, в то время как

в ведущих капиталистических странах преобладают двухпартийные системы, при

которых на политической арене стабильно доминируют две крупные партии,

попеременно сменяющие друг друга. Также некоторые другие особенности

внутренней организации японских консерваторов привлекают в правящей партии

Японии неослабевающий интерес.¹

Как политическую партию ЛДП характеризует наличие оформленной структуры

строящейся на кадровой основе, с централизованным бюрократическим аппаратом и

строгой внутренней субординацией.

Устав ЛДП предусматривает существование разветвленной сети региональных

организаций – “префектуральных организаций отделений партии”, и громоздкой

центральной организации, подразделяющиеся на исполнительные органы: аппарат

партии и так называемые постановляющие органы ( “Кэцуги кикан” ).

Председатель ЛДП осуществляет на высшем уровне контакты с финансовой

монополистической верхушкой, в ходе которых согласовываются наиболее важные

вопросы партийной политики, и определяются основные направления национальной

политики.

Важнейшим аспектом деятельности председателя ЛДП является также руководство

парламентской политики партии. Он лично занимается

¹ Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 78

- 20 -

подбором лиц, занимающихся ее разработкой и претворением в жизнь:

председателей обеих палат, председателе й важнейших парламентских

комиссий, руководство комитета парламентской политики а аппарате ЛДП.

Совет общих вопросов ( Сэмукай ) или как его часто называет, исполнительный

или административный совет ЛДП, согласно уставу, наделен большими

полномочиями. По своим функциям он напоминает центральный комитет других

политических партий Японии. В частности в нем составляются списки кандидатов,

выдвигаемых партией на парламентских выборах. Формально все вырабатываемые в

аппарате ЛДП решения должны получать одобрение Совета.

Главным звеном в списке принятия важнейших политических решения в аппарате

ЛДП является “мозговой трест” партии – совет по изучению политических

вопросов ( Сэйму тёсакай ). Согласно сложившейся в практике, все

законопроекты вносимые на рассмотрение парламента, от лица правительства, не

считаются действительными до рассмотрения и одобрения их Советом по изучению

политических вопросов.

Совет имеет очень сложную внутреннюю структуру. В его состав входят: секции (

букай ) – постоянно действующие подразделения, дублирующие систему

министерств и ведомств центральной администрации; исследовательские советы (

тёсакай ); социальные комитеты ( токубэцу иинкай ). Последние являются

подразделениями, созданными для рассматривания конкретных вопросов, например,

о малых и средних предприятиях, конституционного вопроса, трудовых вопросов и

т.п.

Совет играет значительную роль в формировании важнейшего законопроекта,

выдвижение которого входит в компетенцию правительства, законопроекта о

бюджете. Согласно сложившейся практике, ежегодно бюджетные заявки министерств

и ведомств, проходят предварительное слушание в соответствующих отделах

совета и лишь, потом поступают в министерство финансов ответственное за

состояние бюджета. Совет формирует основные направления бюджетной политики в

Совете общих вопросов ЛДП и на заседании кабинета министров, затем

согласовывается с проектом, подготовленным к этому времени министерством

финансов.¹

Совет по изучению политических вопросов ЛДП представляет собой арену сложного

хитросплетения различных нередко конфликтующих интересов отдельных фракций в

ЛДП, правительственного чиновничества, различных “групп давления”.

¹ Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 21

- 21 -

Одной из характерных особенностей ЛДП является наличие в ее парламентском

представительстве в значительной степени независимых от центрального

руководства группировок.

Высший элемент ЛДП представляет собой в высшей степени усложненную,

“многоярусную” структуру, в которой наряду с официально оформленной системой

центральных партийных органов сосуществуюет параллельный механизм, включающий

в себя несколько типов группировок ( “фракции”, “групп по изучению политики”,

“кланы” ). Эти группировки, внешне строящиеся по клубному принципу,

отличаются друг от друга, как по степени формализации, так и по выполняемым

функциям.

Стабильному пребыванию ЛДП у власти не в последнюю очередь способствует то,

что место привычной для Запада двухпартийных “качелей” в значительной степени

занимает модель соперничества фракций внутри ЛДП: “Преобладание одной партии

ЛДП – в течении длительного времени переносит поле практической конкуренции

из сферы межпартийной политики к внутрипартийной политике ЛДП. Поэтому

соперничество вокруг политической власти стало главным образом проблемой

компоновки фракционной коалиции внутри ЛДП”.¹

Система фракций во многом смогла уберечь ЛДП от идейного и кадрового застоя.

Таким образом, традиционная структура ЛДП представляет собой организационный

фундамент альтернативности во внутрипартийной политике.

Фракционная структура ЛДП, механизм внутри- и межфракционных отношений,

феномен достижения единства партийной воли остаются определенной загадкой для

наблюдателей. Возникновение и жизненность фракций объясняют в частности, тем,

что “для члена парламента от ЛДП принадлежность к одной из фракций важно по

двум основным причинам.

Во-первых, фракции представляют, входящим парламентариям денежные средства

для борьбы на выборах. Во-вторых, каждая фракция составляет лист старшинства

своих членов, на основании которого она договаривается с премьер-министром

перед той или иной перестановкой в кабинете о кандидатах в него”.¹

Таким образом, мотивы для вхождения во фракцию выглядят в достаточной степени

“политико-меркантильными”. Однако, да не прозвучит это цинично борьбы есть

борьба, она требует финансово-материального обеспечения ее конечной целью

является власть. По- видимому, фракция оправдывает свое существование как

“организационно-технологическое” формирование в системе политического

процесса.

¹ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -

М.: Наука, 1992, с. 99

- 22 -

В советской историографии Либерально-демократическую партию Японии называли

проводником интересов японских монополий и правящих кругов США, обвиняли в

проведении антинародной политики. Несомненно, в какой-то степени это было

так, особенно в послеоккупационный период, во время экономического спада и

разрухи в результате поражения во второй мировой войне. Но важным аспектом

функционирования ЛДП в политическом механизме является деятельность

определяемая ее партийными интересами. В условиях существования в стране

всеобщего избирательного права деятельности оппозиционных партий ЛДП,

заботясь о сохранении социальной базы, вынуждена в определенной степени

учитывать помимо интересов буржуазии интересы и других слоев населения и

осуществлять тактику социального маневрирования. И в действительности она

опирается на широкую социальную базу; особо примечательно расширение ее

мнения среди рабочих и молодежи. Естественно, что ЛДП, так или иначе,

откликается на нужды и чаяния всех поддерживающих ее групп населения. Иначе

электорат просто не потерпел бы ее. И это как никакая другая политическая

сила, улавливает ЛДП. Объективные потребности развития японского общества в

условиях современного витка НТР обусловили деятельность ЛДП направленную на

то, чтобы привнести в соответствие с этими потребностями экономические,

социальные политические характеристики общества.

Распространенные “обвинения” гласили, что ЛДП удерживает власть благодаря

“социальной демагогии”, “манипулированию общественным сознанием”, подавлению

демократических и т.д. Однако привлекательность ЛДП состоит в том, что за

годы пребывания ее у власти резко повысилось состояние широких масс,

улучшились условия их жизни и труда, укрепилась социальная защищенность

граждан. Бросая взгляд почти на сороколетний период пребывания у власти ЛДП,

прогнозисты авторитетного в Японии исследовательского института Митсубиси

подчеркивают: “За это время наша страна выросла в великую экономическую

державу и нельзя отрицать роль, которую сыграла в таком развитии экономики

непрерывность политики”.¹

Длительное пребывание ЛДП у власти создало возможности для более тесной

координации деятельности между государством и национальными буржуазными

кругами и на этой основе выработки долгосрочной стратегии в экономической и

других областях. Государственные пятилетние планы, программы развития тех или

иных приоритетных отраслей промышленности играют важную роль в развитии

экономики.

¹ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -

М.: Наука, 1992, с. 102

- 23 -

Правда, они не являются обязательными в обществе с рыночной экономикой. Но у

государства есть целый ряд прежде всего политических и финансовых рычагов для

конструктивного диалога с предпринимателями.¹

Руководство ЛДП рассматривает большой бизнес как наиболее важный фактор

динамизма Японии и поэтому политика всех консервативных кабинетов направлена,

прежде всего, на укрепление позиций японских монополий, как в стране, так и

за рубежом. В то же время заинтересованность политической и социальной

собственности в привлечении избирателей побуждает правящую партию учитывать в

той или иной степени интересы различных слоев населения.

Пребывание ЛДП у власти ведет иногда к недооценке роли оппозиционных партий,

их места в политической системе Японии, однако, в действительности, они

оказывают значительное влияние на положение дел в стране, и консервативные

круги вынуждены учитывать их позицию при реализации своей внутренней и

внешней политики.²

В начале 60-х годов на политическую арену Японии помимо ЛДП, СПЯ и КПЯ

выходят две новые партии – Партия Демократического Социализма ( ПДС ) и

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты