конкурентной борьбы, что положительно повлияло на накопление капитала и рост
производительности труда. Можно сказать что усиление конкуренции на основе
антимонопольного законодательства наряду с другими факторами привело к
повышению темпов роста и японскому чуду и до сих пор является одним из
стимулов развития предпринимательства на всех уровнях. Не менее важным для
ускоренного экономического развития было сохранение в неизменном виде основы
основ рыночного хозяйства – частной собственности, несмотря на все деформации
времен военной экономики.
- 16 -
Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью политического развития
Японии в 40-50 годах является то, что все главные достижения демократии, в
Западной Европе связанные с социал-демократической моделью развития, здесь
явились результатом важнейших реформ, проведенных консервативно
ориентированной политической элитой при непосредственном участии
оккупационных властей США. Для осуществления политики демократизации власти
достаточно широко использовали различные социальные слои и политические силы
рабочих, крестьян, пацифистов, либералов, социалистов, определенную часть
консерваторов, стремившихся к радикальным переменам. Усилиями всех
заинтересованных сторон в Японии была создана система представительной или
парламентской демократии.
В результате проведения реформ Япония сблизилась со странами Запада. Быстрая
замена после войны старых социально-экономических и политических структур
новыми, демократическими, оказались единственно правильным путем подъема
страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах. Послевоенные
реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом
дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации.
- 17 -
Глава II Образование ЛДП и складывание современной политической
системы.
Заключение мирного договора с США покончило с периодом оккупации.
Возвращение Японии суверенитета, хотя в значительной степени ограниченного
военными соглашениями с США, было важным рубежом в жизни страны. Япония
вступила в новый этап своего развития.
После вступления в действие 28 апреля 1952 г. Сан-Франциского мирного
договора, “договора безопасности” между Японией и США и японо-американского
Административного соглашения политический статус Японии изменился.
Правительство Японии обрело суверенитет, ограниченный, однако положениями
этих японо-американских договоров и соглашением.
Все законы оккупационного времени автоматически аннулировались.
Ликвидировался контроль оккупационных властей над политической и
экономической деятельностью японского правительства. Тем не менее, на базе
заключенных договоров политические и экономические связи Японии и США стали
еще теснее. Фактически были единственной страной, с которой Япония имела
такие взаимоотношения. Японо-американские отношения оказывали весьма
значительное воздействие на всю внутриполитическую обстановку в Японии.
После окончания оккупации состав кабинета и другие государственные органы
власти никаким изменениям не подверглись. По-прежнему правительство
возглавляла наиболее консервативная Либеральная партия, отражавшая интересы
крупнейших монополий, стремившихся ко всемерному развитию связей с США.
Были предприняты шаги с целью ослабления ограничений, установленных
антимонополистическим законодательством, а также введение новых законов,
которые содействовали бы укреплению монополий. С другой стороны широко
осуществлялись мероприятия государственно-монополистического характера по
укреплению экономики страны и по усилению мобилизации средств на
реконструкцию и развитие японской промышленности.
К 1952 г. наметился раскол в самой правящей Либеральной партии, образовались
две фракции во главе с Ёсида Сигэру – главы партии и премьера, и Хатояма
Итиро. Основной точкой разногласий между ними стал вопрос перевооружения.
Фракция Ёсида выступала за отказ от ремилитаризации и постепенное укрепления
сил самообороны. В то же время группа Хатояма требовала более быстрых темпов
и более широкой ремилитаризации Японии, что с их точки зрения открывало
большие перспективы для преодоления экономического спада, неизбежного после
окончания войны в Корее, а также скорейшего достижения относительной
самостоятельности Японии.
- 18 -
В ноябре 1954 г. в условиях острого соперничества фракция Хатояма и
Прогрессивная партия ( Кайсинто ) образовали новую Демократическую партию
Японии ( Нихон Минсюто ). Председателем стал Хатояма Итиро.
В программе Демократической партии Японии, сосотоявшей из пятнадцати пунктов,
подчеркивалось, что во внешней политике она станет придерживаться курса на
усиление независимости и самостоятельности японской политики и экономики.
Демократическая партия объявила о намерении пересмотреть японо-американский
“договор безопасности”, с тем, чтобы превратить его в двустороннее
соглашение, возлагающее равные обязанности на обе стороны. В области
внутренней политики ее основной целью, как Либеральной партии, было
сохранение и поддержание крупного капитала, возвращение страны к нормальной
экономической деятельности и ликвидации нездоровой зависимости от США. Также
высказывалось мнение о необходимости создания самостоятельных японских
вооруженных сил, причем более быстрыми темпами и в более широких масштабах и
рекомендовали в этих целях пересмотр конституции.
Сформированное в декабре 1954 г. под руководством председателя
Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое правительство в основном
продолжало политику укрепления капиталистического строя в Японии, но его
внешнеполитический курс, а также некоторые аспекты внутренней политики более
отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего кабинета.
В октябре 1955 г. произошло слияние Левой и Правой социалистических партий
Японии в единую Социалистическую партию Японии, председателем был избран
Судзуки Мосабуро. В общей программе на первое место были выдвинуты задачи
расширения и усиления повседневной массовой борьбы трудящихся за
экономические и политические требования. Отвергалось сотрудничество с КПЯ и
подчеркивалось, что осуществление социалистической революции возможно лишь
мирными средствами, путем завоевания большинства в парламенте.
В июле 1955 г. состоялась VI национальная конференция КПЯ, которая
ликвидировала раскол, повергла критике допущенные ошибки, наметила
политический курс партии дружбы с Советским Союзом и другими
социалистическими странами. Генеральным секретарем партии был избран Носака
Сандзо.
Консервативный лагерь Японии был потеснен объединением обеих социалистических
партий и сплочением КПЯ. В то же время разногласия и соперничество среди
консервативных партий и их лидеров “приобрели в 1954-1955 годах столь острый
характер, что стали рассматриваться монополиями как опасные помехи для их
политического господства”.¹
_______________________________________________________________
¹ История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978, с. 172
- 19 -
Политические позиции японских буржуазных партий стали недостаточно прочными.
Монополии решительнее и настойчивее вмешивались в политику.
В октябре 1955 г. состоялось внеочередное заседание Федерации
предпринимательских организаций Японии, на котором было принято решение об
объединении консервативных сил.
На учредительном съезде состоявшемся 19 ноября 1955 г. Демократическая и
Либеральная партия слились в единую Либерально-демократическую партию Японии
( ЛДП ). Новая партия представляла интересы японских монополий, защищала
существование капиталистического строя в Японии. На первый план программы
партии выносилась идея создания условий для обогащения всего народа,
превращение его в “средний класс”, а страны в “государство всеобщего
благосостояния”.
Объединенная Либерально-демократическая партия стала располагать 298
мандатами из 467 в палате представителей и 119 из 252 в палате советников
японского парламента. Власть консерваторов стала прочнее. Главный
оппозиционной партией надолго стала Социалистическая партия Японии ( СПЯ ).
Таким образом, сложился так называемый, “феномен ЛДП”, т.е. практически
уникальный факт непрерывного пребывания одной партии у власти, в то время как
в ведущих капиталистических странах преобладают двухпартийные системы, при
которых на политической арене стабильно доминируют две крупные партии,
попеременно сменяющие друг друга. Также некоторые другие особенности
внутренней организации японских консерваторов привлекают в правящей партии
Японии неослабевающий интерес.¹
Как политическую партию ЛДП характеризует наличие оформленной структуры
строящейся на кадровой основе, с централизованным бюрократическим аппаратом и
строгой внутренней субординацией.
Устав ЛДП предусматривает существование разветвленной сети региональных
организаций – “префектуральных организаций отделений партии”, и громоздкой
центральной организации, подразделяющиеся на исполнительные органы: аппарат
партии и так называемые постановляющие органы ( “Кэцуги кикан” ).
Председатель ЛДП осуществляет на высшем уровне контакты с финансовой
монополистической верхушкой, в ходе которых согласовываются наиболее важные
вопросы партийной политики, и определяются основные направления национальной
политики.
Важнейшим аспектом деятельности председателя ЛДП является также руководство
парламентской политики партии. Он лично занимается
¹ Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 78
- 20 -
подбором лиц, занимающихся ее разработкой и претворением в жизнь:
председателей обеих палат, председателе й важнейших парламентских
комиссий, руководство комитета парламентской политики а аппарате ЛДП.
Совет общих вопросов ( Сэмукай ) или как его часто называет, исполнительный
или административный совет ЛДП, согласно уставу, наделен большими
полномочиями. По своим функциям он напоминает центральный комитет других
политических партий Японии. В частности в нем составляются списки кандидатов,
выдвигаемых партией на парламентских выборах. Формально все вырабатываемые в
аппарате ЛДП решения должны получать одобрение Совета.
Главным звеном в списке принятия важнейших политических решения в аппарате
ЛДП является “мозговой трест” партии – совет по изучению политических
вопросов ( Сэйму тёсакай ). Согласно сложившейся в практике, все
законопроекты вносимые на рассмотрение парламента, от лица правительства, не
считаются действительными до рассмотрения и одобрения их Советом по изучению
политических вопросов.
Совет имеет очень сложную внутреннюю структуру. В его состав входят: секции (
букай ) – постоянно действующие подразделения, дублирующие систему
министерств и ведомств центральной администрации; исследовательские советы (
тёсакай ); социальные комитеты ( токубэцу иинкай ). Последние являются
подразделениями, созданными для рассматривания конкретных вопросов, например,
о малых и средних предприятиях, конституционного вопроса, трудовых вопросов и
т.п.
Совет играет значительную роль в формировании важнейшего законопроекта,
выдвижение которого входит в компетенцию правительства, законопроекта о
бюджете. Согласно сложившейся практике, ежегодно бюджетные заявки министерств
и ведомств, проходят предварительное слушание в соответствующих отделах
совета и лишь, потом поступают в министерство финансов ответственное за
состояние бюджета. Совет формирует основные направления бюджетной политики в
Совете общих вопросов ЛДП и на заседании кабинета министров, затем
согласовывается с проектом, подготовленным к этому времени министерством
финансов.¹
Совет по изучению политических вопросов ЛДП представляет собой арену сложного
хитросплетения различных нередко конфликтующих интересов отдельных фракций в
ЛДП, правительственного чиновничества, различных “групп давления”.
¹ Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 21
- 21 -
Одной из характерных особенностей ЛДП является наличие в ее парламентском
представительстве в значительной степени независимых от центрального
руководства группировок.
Высший элемент ЛДП представляет собой в высшей степени усложненную,
“многоярусную” структуру, в которой наряду с официально оформленной системой
центральных партийных органов сосуществуюет параллельный механизм, включающий
в себя несколько типов группировок ( “фракции”, “групп по изучению политики”,
“кланы” ). Эти группировки, внешне строящиеся по клубному принципу,
отличаются друг от друга, как по степени формализации, так и по выполняемым
функциям.
Стабильному пребыванию ЛДП у власти не в последнюю очередь способствует то,
что место привычной для Запада двухпартийных “качелей” в значительной степени
занимает модель соперничества фракций внутри ЛДП: “Преобладание одной партии
ЛДП – в течении длительного времени переносит поле практической конкуренции
из сферы межпартийной политики к внутрипартийной политике ЛДП. Поэтому
соперничество вокруг политической власти стало главным образом проблемой
компоновки фракционной коалиции внутри ЛДП”.¹
Система фракций во многом смогла уберечь ЛДП от идейного и кадрового застоя.
Таким образом, традиционная структура ЛДП представляет собой организационный
фундамент альтернативности во внутрипартийной политике.
Фракционная структура ЛДП, механизм внутри- и межфракционных отношений,
феномен достижения единства партийной воли остаются определенной загадкой для
наблюдателей. Возникновение и жизненность фракций объясняют в частности, тем,
что “для члена парламента от ЛДП принадлежность к одной из фракций важно по
двум основным причинам.
Во-первых, фракции представляют, входящим парламентариям денежные средства
для борьбы на выборах. Во-вторых, каждая фракция составляет лист старшинства
своих членов, на основании которого она договаривается с премьер-министром
перед той или иной перестановкой в кабинете о кандидатах в него”.¹
Таким образом, мотивы для вхождения во фракцию выглядят в достаточной степени
“политико-меркантильными”. Однако, да не прозвучит это цинично борьбы есть
борьба, она требует финансово-материального обеспечения ее конечной целью
является власть. По- видимому, фракция оправдывает свое существование как
“организационно-технологическое” формирование в системе политического
процесса.
¹ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -
М.: Наука, 1992, с. 99
- 22 -
В советской историографии Либерально-демократическую партию Японии называли
проводником интересов японских монополий и правящих кругов США, обвиняли в
проведении антинародной политики. Несомненно, в какой-то степени это было
так, особенно в послеоккупационный период, во время экономического спада и
разрухи в результате поражения во второй мировой войне. Но важным аспектом
функционирования ЛДП в политическом механизме является деятельность
определяемая ее партийными интересами. В условиях существования в стране
всеобщего избирательного права деятельности оппозиционных партий ЛДП,
заботясь о сохранении социальной базы, вынуждена в определенной степени
учитывать помимо интересов буржуазии интересы и других слоев населения и
осуществлять тактику социального маневрирования. И в действительности она
опирается на широкую социальную базу; особо примечательно расширение ее
мнения среди рабочих и молодежи. Естественно, что ЛДП, так или иначе,
откликается на нужды и чаяния всех поддерживающих ее групп населения. Иначе
электорат просто не потерпел бы ее. И это как никакая другая политическая
сила, улавливает ЛДП. Объективные потребности развития японского общества в
условиях современного витка НТР обусловили деятельность ЛДП направленную на
то, чтобы привнести в соответствие с этими потребностями экономические,
социальные политические характеристики общества.
Распространенные “обвинения” гласили, что ЛДП удерживает власть благодаря
“социальной демагогии”, “манипулированию общественным сознанием”, подавлению
демократических и т.д. Однако привлекательность ЛДП состоит в том, что за
годы пребывания ее у власти резко повысилось состояние широких масс,
улучшились условия их жизни и труда, укрепилась социальная защищенность
граждан. Бросая взгляд почти на сороколетний период пребывания у власти ЛДП,
прогнозисты авторитетного в Японии исследовательского института Митсубиси
подчеркивают: “За это время наша страна выросла в великую экономическую
державу и нельзя отрицать роль, которую сыграла в таком развитии экономики
непрерывность политики”.¹
Длительное пребывание ЛДП у власти создало возможности для более тесной
координации деятельности между государством и национальными буржуазными
кругами и на этой основе выработки долгосрочной стратегии в экономической и
других областях. Государственные пятилетние планы, программы развития тех или
иных приоритетных отраслей промышленности играют важную роль в развитии
экономики.
¹ Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. -
М.: Наука, 1992, с. 102
- 23 -
Правда, они не являются обязательными в обществе с рыночной экономикой. Но у
государства есть целый ряд прежде всего политических и финансовых рычагов для
конструктивного диалога с предпринимателями.¹
Руководство ЛДП рассматривает большой бизнес как наиболее важный фактор
динамизма Японии и поэтому политика всех консервативных кабинетов направлена,
прежде всего, на укрепление позиций японских монополий, как в стране, так и
за рубежом. В то же время заинтересованность политической и социальной
собственности в привлечении избирателей побуждает правящую партию учитывать в
той или иной степени интересы различных слоев населения.
Пребывание ЛДП у власти ведет иногда к недооценке роли оппозиционных партий,
их места в политической системе Японии, однако, в действительности, они
оказывают значительное влияние на положение дел в стране, и консервативные
круги вынуждены учитывать их позицию при реализации своей внутренней и
внешней политики.²
В начале 60-х годов на политическую арену Японии помимо ЛДП, СПЯ и КПЯ
выходят две новые партии – Партия Демократического Социализма ( ПДС ) и