Курсовая: Парламент Франции

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;позднее чем за один месяц до истечения срока

мандата депутат представляет новую декларацию, на основании которой бюро

палаты оценивает происшедшие изменения. При досрочном прекращении мандата

(кроме случая смерти) новая декларация представляется в течение 15 дней

после прекращения. Эти декларации направляются в Комиссию по финансовой

гласности политической жизни, которая производит сопоставление деклараций в

начале и в конце срока мандата парламентария. Комиссия, будучи

специализированным органом, состоит из членов высших судебных органов (вице-

председателя Государственного совета в качестве председателя, первого

председателя Кассационного суда и первого председателя Счетного суда). Каждые

три года она публикует в «Журналь офисьель» доклад о проводимой ею работе.

В зависимости от своей политической принадлежности парламентарии объединяются

во фракции, именуемые политическими группами. Политическая группа в

Национальном собрании должна насчитывать не менее 20 членов, в Сенате —

не менее 14. Она публикует политическую декларацию о своих целях. Бюро и

постоянные комиссии палаты формируются на основе пропорционального

представительства политических групп. На практике, несмотря на содержащееся

в регламентах палат запрещение, председатели групп имеют ключи от

электронного табло отсутствующих парламентариев и голосуют вместо них.

Парламентарий, не разделяющий в полной мере политику той или иной

политической группы, может по административным соображениям признать для себя

обязательной ее дисциплину и считается в этом случае присоединившимся к

группе. Оставшийся вне групп парламентарий именуется незаписавшимся.

Общая процедура. До 1995 г. ст. 28 Конституции предусматривала в году две

очередные сессии Парламента общей продолжительностью не более 170 дней.

Согласно действующей редакции этой статьи Парламент собирается по праву на

очередную сессию, которая начинается в первый рабочий день октября и

оканчивается в последний рабочий день июня. При этом каждая палата не может

заседать в течение очередной сессии более 120 дней. Она сама определяет

недели, когда заседает. Премьер-министр после консультации с председателем

или большинством членов соответствующей палаты может вынести решение о

дополнительных днях заседаний.

Внеочередная сессия проводится, согласно ст. 29 Конституции, по требованию

Премьер-министра или большинства депутатов Национального собрания для

рассмотрения определенной повестки дня. Если она была созвана по требованию

депутатов, то закрывается немедленно по исчерпании повестки дня и не

позднее, чем через 12 дней. До истечения месяца, следующего за закрытием

сессии, право требовать созыва новой сессии принадлежит только Премьер-

министру. Если Парламент не собирается по праву, внеочередные сессии

открываются и закрываются декретом Президента (ст. 30 Конституции).

Ордонанс № 58-1100 предусматривает, что обе палаты заседают в Париже, а если

в силу обстоятельств вынуждены собраться в другом городе, то Правительство по

согласованию с председателями палат принимает меры для установления места

этих заседаний вблизи местонахождения Президента и Правительства. Палаты

заседают раздельно. Резиденция Национального собрания находится в Бурбонском

дворце, резиденция Сената — в Люксембургском дворце, а для заседаний

Конгресса предоставляется Версальский дворец.

Конституция в ст. 33 установила, что заседания палат открытые и полные отчеты

о прениях публикуются в «Журналь офисьель». Закрытые заседания палата может

проводить по требованию Премьер-министра или 1/10. от числа своих членов

(по Регламенту соответствующие доли определяются от числа фактически

замещенных мандатов). Согласно вышеупомянутому ордонансу, палата при

заслушивании доклада следственной или контрольной комиссии может

преобразоваться в секретный. комитет и запретить публикацию всего или части

доклада. Члены Правительства имеют доступ на заседания обеих палат и

получают слово по своему требованию; им могут помогать комиссары

Правительства (ст. 31 Конституции).

Законодательный процесс. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции, законодательная

инициатива принадлежит Премьер-министру и парламентариям. Президент

формально таким правом не обладает. По конституционной терминологии,

Премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии — законопредложения.

Законопроекты рассматриваются сначала Государственным советом, который в

данном случае выступает как консультативный орган Правительства, затем

обсуждаются в Совете министров и потом вносятся в бюро одной из палат,

причем финансовые законопроекты направляются прежде всего в Национальное

собрание (ч. 2 ст. 39). Законопредложения вносятся в бюро той палаты, членами

которой состоят соответствующие парламентарии. Законопредложения, как и

поправки парламентариев, неприемлемы, если вследствие их принятия сокращаются

публичные ресурсы либо возникают или увеличиваются публичные расходы (ст.

40). Это положение препятствует парламентариям выступать с безответственными,

популистскими инициативами. В соответствии с регламентами палат Правительство

может отозвать свой законопроект в любое время до окончательного принятия

Парламентом, тогда как законопредложение может быть отозвано парламентарием

(если оно внесено группой парламентариев, то первым подписавшим) лишь до

принятия в первом чтении. Отклоненные палатой законопредложения могут быть

внесены повторно не ранее, чем через год.

О внесении законопроекта или законопредложения палата извещается на ее

публичном заседании. Они передаются в специальную или постоянную комиссию.

До начала обсуждения законопроекта или законодательного предложения в

Национальном собрании возможно внесение предварительного {преюдициального)

вопроса о целесообразности обсуждения представленного на рассмотрение акта.

При этом можно ссылаться на противоречие Конституции и вообще ставить под

сомнение своевременность обсуждения. Принятие соответствующих предложений

влечет отклонение акта, в отношении которого был внесен предварительный

вопрос. При обсуждении поставленного вопроса могут выступать только его

автор, один оратор, придерживающийся противоположного мнения, Правительство

или докладчик комиссии, рассматривавшей вопрос по существу. Порой депутаты,

внося предварительный вопрос, демонстрируют свое чувство юмора, иногда

хорошего, иногда не очень, как бы протестуя против повестки дня,

предложенной (навязанной) Правительством. Чаще всего, ссылаясь на

несвоевременность внесения проекта, депутаты проявляют политическое

несогласие с Правительством, но оно не юридическое, т. е. не опирается на

определенные правовые нормы, которые якобы нарушены внесением

правительственного проекта.

В 1994 г. в Национальном собрании вносился 21 предварительный вопрос, и все

они были отклонены при голосовании. Однако случается, что в Сенате

предварительный вопрос одобряется. Это, однако, чаще всего делается палатой,

чтобы оттянуть время или улучшить законопроект (так называемый позитивный

предварительный вопрос). Впрочем, предварительный вопрос — обычный элемент

законодательной процедуры, признаваемый зарубежным законодательством.

На первом чтении проводятся общая дискуссия по докладу комиссии, постатейное

обсуждение и голосование в целом, после чего одобренный в первом чтении акт

передается в другую палату. По возвращении из нее проводится второе чтение,

а при необходимости — третье, четвертое и т. д.

При постатейном обсуждении поправки обсуждаются после текста, к которому они

относятся, а голосуются до голосования по нему. Обсуждаются только поправки,

внесенные в бюро палаты. При конкуренции поправок сначала обсуждаются

поправки, предлагающие исключить текст, затем — наиболее отличающиеся от

текста и в зависимости от того, противоречат ли тексту или дополняют его.

Поправки Правительства или комиссии обсуждаются в приоритетном порядке. По

требованию любого из этих органов возможно упрощение процедуры (отказ от

обсуждения или ограничение дебатов}.

Число вносимых поправок обычно весьма значительно. Например, в период седьмой

легислатуры (1981 — 1986 гг.) в Национальном собрании было предложено 15 711

поправок на 524 принятых закона, или в среднем по 30 поправок на закон.

Такая же пропорция была и в период восьмой (в 1986 — 1988 гг. — 4334

поправки на 174 закона) и девятой легислатур (в 1988 — 1993 гг. — 12 273

поправки на 456 законов). Интересно, что 60% поправок вносилось самими же

постоянными комиссиями, рассматривавшими проекты, а 20% — Правительством.

Некоторые поправки, внесенные простыми парламентариями, фактически были

инициированы Правительством.

По требованию Правительства палата должна провести голосование по всему

обсуждаемому тексту или по его части в целом, включая поправки, предложенные

или принятые Правительством (ч. 3 ст. 44 Конституции). Эта процедура

называется блокированным голосованием и позволяет Правительству в любое время

прервать дискуссию.

Если другая палата, получив принятый в первом чтении первой палатой текст,

одобряет его без изменений, то этот текст передается Президенту. Если же в

текст другой палатой вносятся изменения, он возвращается в первую палату,

где, как отмечалось, проводится второе чтение, причем одобренные другой

палатой положения изменению больше не подлежат.

Поскольку текст будущего законодательного акта может очень долго ходить

между палатами («челнок»), ст. 45 Конституции предусмотрела возможность

прекращения этого процесса по инициативе Правительства. Если акт не принят

после двух чтений в любой палате или одного чтения в каждой из палат,

Правительство может заявить, что вопрос не терпит отлагательства, и Премьер-

министр созывает смешанную паритетную комиссию для выработки нового текста по

спорным вопросам. Этот текст предлагается палатам, и поправки к нему не

могут приниматься без согласия Правительства. Если же все это не удастся, то

после нового чтения в обеих палатах Правительство может потребовать от

Национального собрания принять окончательное решение. Национальное собрание

может вернуться к тексту смешанной комиссии или к своему последнему тексту с

возможным учетом поправок Сената.

Принятый Парламентом закон поступает для промульгации Президенту, который в

течение 15 дней после передачи закона Правительству может потребовать нового

обсуждения закона или его частей (ст. 10 Конституции).

Особенности прохождения проектов и предложений органических законов

определены ст. 46 Конституции. Обсуждение и голосование в палате проводятся в

течение 15 дней после внесения, а при отсутствии согласия между палатами

применяется процедура, предусмотренная ст. 45, которую мы только что

описали, с тем, однако, что в последнем чтении Национальное собрание

принимает закон абсолютным большинством голосов своих членов. Если

органический закон касается Сената, то без его согласия не может быть

принят. В любом случае Конституционный совет проверяет конституционность

органических законов до их промульгации.

Согласно ст. 47 Конституции, свои особенности имеет и прохождение финансовых

законопроектов. Проект вносится в Национальное собрание не позднее третьего

вторника октября, и оно должно провести первое чтение в 40-дневный срок.

Сенату дается на первое чтение 20 дней. Если Национальное собрание в

указанный срок не приняло проекта, Правительство с возможным учетом поправок

Национального собрания передает его в Сенат, который в этом случае должен

высказаться в течение 15 дней. Затем применяется процедура ст. 45

Конституции. Если Парламент не принял закон за 70 дней, положения проекта

могут быть введены в действие ордонансом Президента.

Если Правительство не внесло в Парламент проект бюджета своевременно, то оно

срочно испрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и открывает

декретом кредиты согласно принятым частям бюджета.

Заключение

Итак, резюмируя, Парламент Французской республики состоит из двух палат:

Национального собрания и сената. Обе заседают в Париже: Национальное собрание

- в Бурбонском дворце, сенат - в Люксембургском дворце. Для совместных

заседаний палат (конгресса) предоставляется Версальский дворец.

Мандат депутата несовместим с некоторыми государственными невыборными и

выборными должностями и с некоторыми видами частной предпринимательской

деятельности. Государственный чиновник, избранный депутатом, считается

откомандированным на период действия своего мандата.

Депутат пользуется правом неприкосновенности за высказанные им убеждения или

голосование при исполнении депутатских обязанностей. За преступления или

правонарушения он не может подвергаться аресту и мерам, связанным с лишением

или ограничением свободы, без разрешения бюро Национального собрания. Такого

разрешения не требуется в случае совершения им уголовно наказуемого

преступления или задержания на месте преступления или окончательного

осуждения.

Депутат получает жалование, равное средней величине между наименьшим и

наибольшим окладом государственных служащих, отнесенных к категории <вне

служебных классов>, и доплату (<служебное вознаграждение>), размер

которой, как правило, равен четвертой части жалования, но меняется в

зависимости от участия депутата в работе Национального собрания. Иногородним

депутатам оплачиваются жилищные расходы, предоставляются льготы при оплате

почтовых, телеграфных и транспортных расходов. Депутаты получают дотации на

зарплату их сотрудникам.

От вторника до пятницы депутаты работают в Национальном собрании, а с субботы

до понедельника - в своих департаментах.

Регламент Национального собрания устанавливается им самим.

Национальное собрание избирает бюро из 22 депутатов во главе с председателем

Национального собрания. В нем представлены все политические течения и партии

пропорционально числу полученных ими мандатов. Бюро собирается несколько раз

в год. Председатель избирается на весь срок работы Национального собрания

данного созыва, до следующих выборов.

Национальное собрание имеет свой аппарат, набираемый по конкурсу. Депутаты

нанимают своих помощников лично.

В соответствии со своими политическими воззрениями депутаты могут образовывать

фракции численностью не менее 20 человек. При своем оформлении фракция

представляет в канцелярию председателя Национального собрания политическую

декларацию, подписанную всеми ее членами. Эта декларация вместе со списком

членов фракции и с указанием фамилии избранного ими председателя публикуется в

<Официальном вестнике>. Один и тот же депутат может быть членом только

одной фракции. Для организации своей внутренней работы фракция может создавать

свой секретариат. Фракции выделяют представителей в бюро и депутатские

комиссии. Председатель фракции участвует в решении вопросов повестки дня и

организации прений. Запрещается образование фракций, защищающих частные,

местные или профессиональные интересы.

Национальное собрание образует на первой сессии каждого созыва шесть

постоянных комиссий'. 1) по делам культуры, семьи и социальным проблемам, 2)

по иностранным делам, 3) по делам национальной обороны и вооруженных сил, 4)

финансов, общих проблем экономики и плана, 5) конституционных законов,

законодательства и общего управления республикой, 6) производства и обмена.

Кроме этого, по решению Национального собрания могут создаваться специальные

комиссии для рассмотрения законопроектов и законодательных предложений, а

также комиссии по расследованию и контролю.

Функция Национального собрания, как и сената, - принятие законов. Конституция

особой статьей (ст.34) определяет конкретно круг вопросов, подлежащих

регулированию законодательным путем. Парламент может разрешить правительству

в течение определенного срока издавать так называемые ордонансы по вопросам,

относящимся к сфере законодательства. Они должны быть по окончании

установленного срока утверждены парламентом. Законы, принимаемые парламентом,

делятся на обычные (или простые), органические (касающиеся порядка

деятельности органов, указанных в конституции) и конституционные (изменяющие

конституцию).

Законодательной инициативой обладают премьер-министр и члены парламента.

Премьер-министр вносит на рассмотрение законопроекты, члены парламента -

законодательные предложения. Законопроект предварительно проверяется

Государственным советом, затем обсуждается в Совете министров и вносится в

одну из палат (финансовые законопроекты обязательно вносятся сначала в

Национальное собрание).

Законопроекты и законодательные предложения направляются в одну из постоянных

комиссий или в специальную комиссию, создаваемую для их рассмотрения. После

принятия одной из палат законопроект (законодательное предложение) направляется

в другую палату. Закон должен быть одобрен в идентичной форме обеими палатами

парламента. Поэтому в случае расхождений между ними начинается процедура

согласования - при необходимости с помощью смешанной паритетной комиссии. Если

эта процедура затягивается, правительство имеет право потребовать от

Национального собрания принять окончательное решение и утвердить закон без

согласия сената. На принятие финансового законопроекта конституция отводит

самое большее семьдесят дней. Если в течение этого срока закон не принят,

правительство может ввести его положения в действие путем издания ордонанса.

Принятый закон передается президенту республики для его промульгации через 15

дней после получения. Президент может потребовать повторного рассмотрения

закона или передать его Конституционному совету для проверки его

конституционности. Органические законы направляются в Конституционный совет

перед промульгацией в обязательном порядке. После промульгации законы

публикуются в <Официальном вестнике>.

Парламент и правительство контролируют исполнение финансовых законов при

содействии Счетной палаты.

Парламенту принадлежит исключительное право объявления войны. Совет министров

может вводить осадное положение, но только парламент имеет право разрешить

продлить его на срок более двенадцати дней.

Как уже говорилось, президент может распустить Национальное собрание и

назначить новые выборы. Но между выборами должно пройти не менее года.

Вторая палата французского парламента - сенат, состоящий из 321 сенатора. Он

избирается сроком на 9 лет по департаментам выборной коллегией в составе

депутатов Национального собрания, региональных советников, генеральных

советников, делегатов муниципальных советов и обновляется на треть каждые три

года.

Положения конституции о несовместимости мандата с другими функциями, о

парламентской неприкосновенности, о жаловании и т. п. распространяются как на

депутатов Национального собрания, так и на сенаторов.

В сенате, как и в Национальном собрании, существуют бюро, фракции, постоянные

и другие комиссии, проводятся совещания председателей постоянных комиссий и

фракций. Председатель сената избирается после каждого частичного обновления

этой палаты, т. е. каждые 3 года.

Сенаторы пользуются правом законодательной инициативы. Хотя правительство

предпочитает обычно передавать законопроекты в Национальное собрание, закон

допускает внесение их (за исключением финансовых) первоначально в сенат.

Процедура обсуждения законопроектов и законодательных предложений та же, что

и в Национальном собрании. Чтобы быть принятым, закон требует одобрения обеих

палат.

В отличие от Национального собрания, сенат не имеет права и возможности

<свергнуть> правительство посредством вотума недоверия или отказа в

одобрении правительственной программы. Однако премьер-министр имеет право

просить сенат одобрить декларацию об общей политике правительства.

Сенат не может быть распущен президентом.

Литература

Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 1994.

Керимов А.Д. Парламентские представительства как средство контроля за

исполнительной властью (Пятая Французская Республика)// Государство и право,

1992, № 7.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран В 4 тт: Т. 3

(под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна Б. А. ) Москва, Изд. БЕК 1998

Керимов А.Д. Парламентские группы в Национальном собрании современной

Франции//Государство и право, 1993, № 12.

Керимов А.Д. Французские политические деятели, юристы — за расширение

полномочий парламента//Государство и право, 1995, № 6.

Керимов А.Д. Бюро палат французского парламента// Государство и право, 1996,

№ 10.

Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания,

Франция. Германия, Италия, Япония, Канада. М.:БЕК, 1997.

Круглоголов М.А Парламент Французской Республики. М.: Наука, 1988.

Маклаков В.В. Парламент Франции//Парламенты мира. М.: ВШ — Интерпракс, 1991.

[1] Конституционное (государственное) право

зарубежных стран В 4 тт: Т. 3 (под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна

Б. А. ) Москва, Изд. БЕК 1998 с. 139

[2] .: Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 1994, с. 113— 114

[3] Конституционное (государственное) право

зарубежных стран В 4 тт: Т. 3 (под ред. док. юр. наук, проф. Страшуна

Б. А. ) Москва, Изд. БЕК 1998 с. 142

[4] Керимов А.Д. Парламентские группы в

Национальном собрании современной Франции//Государство и право, 1993, № 12.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты