Курсовая: Парламент Франции
Парламент франции
Содержание
Введение........................................ 3
Основная часть.................................. 6
Заключение..................................... 25
Литература..................................... 32
Введение
По своему государственному строю Франция является республикой. Это одна из
старейших (после Сан-Марино и Швейцарии) республик в Европе.
Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и
драматической борьбы. Первая попытка учреждения республики относится ко
временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г. королевская власть
была официально упразднена, и Франция провозглашена республикой. Но уже в мае
1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил наследственную монархию под названием
империи. Первую республику (по традиционной терминологии) сменила Первая
империя, продержавшаяся до 1815 г. Затем в течение тридцати с лишним лет
Франция снова была королевством. После революции в феврале 1848 г. во Франции
опять устанавливается республиканский строй (Вторая республика), которая, в
свою очередь, в декабре 1852 г. становится жертвой переворота, осуществленного
племянником Наполеона I Луи-Наполеоном, восстановившим империю (Вторая империя)
и правившим под именем Наполеона III. Его самого свергают в сентябре 1870 г.
после ряда поражении во франко-германской войне. На свет рождается Третья
республика. Республиканский строй закрепляется конституционными законами 1875
г. и утверждается окончательно. В 1884 г. принимается закон, гласящий, что
<республиканская форма правления не может быть предметом предложения о
пересмотре>. Третья республика оказалась долговечной: она продержалась до
поражения Франции во второй мировой войне и официально перестала существовать в
июле 1940 г. После четырех лет <режима Виши> (названного так по городу,
где находилось правительство, сотрудничавшее с гитлеровцами) в процессе
освобождения Франции возникла Четвертая республика, существовавшая с июня 1944
г. до октября 1958 г. (конституция была принята в 1946 г.).
В мае 1958 г. Франция оказалась в ситуации острого политического кризиса,
вызванного главным образом затяжной колониальной войной за удержание Алжира и
экономическими трудностями. Во французских войсках в Алжире вспыхнул мятеж,
возглавляемый представителями высшего командования. Одним из требований
мятежников было возвращение к власти генерала Шарля де Голля, в прошлом
популярного руководителя Движения Сопротивления. 1 июня 1958 г. Национальное
собрание избрало де Голля главой правительства. Он объявил о своем намерении
ввести новую конституцию. Работа над ней началась немедленно и закончилась к
сентябрю того же года. Проект конституции был рассмотрен высшими органами
власти и вынесен 28 сентября на референдум. За его одобрение проголосовало
79,2% участников референдума. 4 октября конституция вступила в силу. В
последующие месяцы прошли выборы в обе палаты парламента (Национальное
собрание и сенат), а также выборы президента республики. Так возникла Пятая
республика, существующая и по сей день.
Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат:
Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается по
мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555
членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена — в
заморских департаментах. Сенат избирается путем косвенного голосования по
мажоритарной системе сроком на 9 лет. Каждые 3 года состав Сената обновляется
на одну треть. Сенаторы избираются не всеобщим голосованием, а лишь голосами
выборщиков-депутатов, членов областных и генеральных советов департаментов, а
также муниципальных советов. Согласно конституции председателю Национального
собрания предоставлено право обращаться в Конституционный суд.
Основная часть
Итак, французский Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и
Сената.
Примечательно, что в ч. 1 ст. 24 Конституции, устанавливающей состав Парламента,
нижняя палата указана первой в отличие от многих других конституций, в том
числе нашей. Этому есть исторические причины: после Второй мировой войны левые
силы очень энергично выступали против верхней палаты, и к 1958 г. такие
настроения еще были сильны.[1]
Когда Конституция (французский оригинал, а не русский перевод) говорит о
палатах как собирательном понятии, то именует их собраниями.
Компетенция палат одинакова, точнее, одинаковы предметы ведения и почти
одинаковы полномочия. Различия имеются лишь в законодательном процессе, а
также в сфере парламентского контроля.
Компетенция французского Парламента — абсолютно ограниченная, что отличает
его от парламентов других демократических стран.
Конституция в ст. 34, установив, что законы принимаются Парламентом,
очертила при этом сферу его законодательной компетенции, за пределы которой
он выходить не должен, ибо там лежит сфера регламентарной власти,
принадлежащей Президенту и Правительству. В этой статье определены предметы
подробного законодательного регулирования (гражданские права и основные
гарантии, выборы в палаты Парламента и представительные органы местного
самоуправления и др.), а также такие, в отношении которых законом
устанавливаются лишь основные принципы (с тем, очевидно, что их
конкретизация осуществляется Правительством) — оборона, образование,
собственность и др. Здесь же предусмотрено, что финансовые законы определяют
доходы и расходы государства с учетом содержащихся в специальном
органическом законе условий и оговорок и что программные законы определяют
цели экономической и социальной деятельности государства. В то же время
посредством органического закона приведенный в статье перечень может быть
уточнен и дополнен. Таких органических законов не было.
В отличие от оценок указанных положений, приводившихся обычно в советской
литературе, французский профессор Филипп Ардан полагает, что ограничение
законодательной компетенции Парламента, равно как и различие между
законодательными нормами и принципами, практического значения не имеют,
поскольку Правительство опирается на парламентское большинство. Указанное
ограничение продиктовано, по его мнению, не систематическим стремлением
принизить роль Парламента, а поиском большей эффективности Правительства
[2]. Нельзя, однако, не отметить, что эта большая эффективность достигается
именно за счет полномочий Парламента, что имеет значение в тех случаях, когда
парламентская поддержка Правительства непрочна.
Из различных положений Конституции следует, что Парламент принимает три вида
законов — конституционные (изменяющие Конституцию), органические (по особо
указанным в Конституции вопросам) и обычные.
Французский Парламент применяет почти все известные формы контроля за
деятельностью Правительства, кроме интерпелляции. Хотя она и упомянута в
Регламенте Национального собрания 1959 г., процедура ее — та же, что и
процедура резолюции порицания, если не считать приоритета в получении слова
интерпеллянтом. Все формы парламентского контроля могут быть разделены на две
большие группы: не содержащие прямых санкций в отношении Правительства,
кроме публичной огласки; они осуществляются в обеих палатах; влекущие
политическую ответственность Правительства; осуществляются в Национальном
собрании. Следует, однако, подчеркнуть, что возможности реализации такой
ответственности, как мы увидим ниже, серьезно ограничены.
Министры обязаны отвечать на вопросы парламентариев. Ордонанс от 17 ноября
1958 г. о деятельности парламентских собраний, после своего издания
неоднократно новеллизованный, предусмотрел возможность создания
парламентских контрольных и следственных комиссий, имеющих временный
характер. Следственные комиссии собирают информацию об определенных фактах,
вопросах, событиях, однако не вправе дублировать деятельность судов и
правоохранительных органов, а контрольные — проверяют административную,
финансовую или техническую деятельность публичных служб или национальных
предприятии. О результатах своей деятельности комиссии информируют
соответствующую палату.
С контрольными полномочиями Парламента связано право петиций.
В сфере внешней политики, обороны и безопасности Парламент дает разрешение на
объявление войны (ст. 35 Конституции), на продление осадного положения свыше
12-дневного срока (ч. 2 ст. 36) и на ратификацию или одобрение определенных
категорий международных договоров — мирных договоров, торговых договоров,
договоров или соглашений, относящихся к международным организациям,
договоров, обременяющих государственные финансы, договоров, изменяющих
законоположения о статусе лиц, а также договоров, предусматривающих уступку,
обмен или присоединение территории с согласия заинтересованного населения
(ст. 53).
В сфере судебной Парламент обладает правом амнистии. Он создает судебные
органы для рассмотрения обвинений высших должностных лиц — Высокий суд
правосудия и Суд правосудия республики и может, как отмечалось, предавать
Президента Высокому суду правосудия по обвинению в государственной измене.
По вопросу о сроке полномочий и численном составе палат ст. 25 Конституции
отсылает к органическому закону. Соответствующие положения органического
законодательства включены в Избирательный кодекс. В нем определен пятилетний
срок полномочий Национального собрания и полное его обновление при каждых
выборах. Что касается Сената, то, согласно Избирательному кодексу, сенаторы
избираются на девять лет, и обновляется Сенат на 1/3 каждые три года. В
департаментах метрополии и заморских департаментах избираются 577 депутатов
и 305 сенаторов.
Организация палат. Для руководства работой каждая палата создает бюро.
Помимо председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и особенно
в верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и квесторы.
Председатели палат — не просто их должностные лица, они имеют некоторые
самостоятельные властные полномочия: назначение членов Конституционного совета,
замещение Президента республики председателем Сената, председательство в
Конгрессе председателя Национального собрания и др. Согласно ст. 32
Конституции, председатель Национального собрания избирается на срок
легислатуры, а председатель Сената избирается после каждого частичного
обновления этой палаты. В соответствии с Ордонансом № 58-1100 председатели
палат заботятся о внутренней и внешней безопасности палат, могут привлекать
для содействия Вооруженные силы и иные властные структуры, любой офицер или
служащий которых обязан им подчиниться по их требованию.
[3]Такое полномочие они могут делегировать квесторам или одному из них.
В палатах образуются совещания, председателей в составе председателя и вице-
председателей палаты, председателей постоянных комиссий, председателей
политических групп (парламентских партийных фракций), одного из министров. В
Национальном собрании в состав совещания входит также генеральный докладчик
финансовой комиссии. На совещаниях определяется организация обсуждения
вопросов повестки дня.
В каждой палате образуются, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции, по шесть
постоянных комиссий, рассматривающих внесенные в палату проекты и
предложения. Они осуществляют и некоторые контрольные функции в отношении
Правительства. Каждый парламентарий должен входить в состав какой-либо
постоянной комиссии.
По требованию Правительства или по решению соответствующей палаты для
рассмотрения определенных законопроектов и законопредложений могут
создаваться специальные комиссии (ч. 1 ст. 43 Конституции), однако вопреки
намерениям разработчиков Конституции
практ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
††††††††††††††††††††††††††††††
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;
ɸ
22;
63222;
;?
222;&
#63222;ᢲ
2;
3222;