Курсовая: Парламент Франции

Курсовая: Парламент Франции

Парламент франции

Содержание

Введение........................................ 3

Основная часть.................................. 6

Заключение..................................... 25

Литература..................................... 32

Введение

По своему государственному строю Франция является республикой. Это одна из

старейших (после Сан-Марино и Швейцарии) республик в Европе.

Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и

драматической борьбы. Первая попытка учреждения республики относится ко

временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г. королевская власть

была официально упразднена, и Франция провозглашена республикой. Но уже в мае

1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил наследственную монархию под названием

империи. Первую республику (по традиционной терминологии) сменила Первая

империя, продержавшаяся до 1815 г. Затем в течение тридцати с лишним лет

Франция снова была королевством. После революции в феврале 1848 г. во Франции

опять устанавливается республиканский строй (Вторая республика), которая, в

свою очередь, в декабре 1852 г. становится жертвой переворота, осуществленного

племянником Наполеона I Луи-Наполеоном, восстановившим империю (Вторая империя)

и правившим под именем Наполеона III. Его самого свергают в сентябре 1870 г.

после ряда поражении во франко-германской войне. На свет рождается Третья

республика. Республиканский строй закрепляется конституционными законами 1875

г. и утверждается окончательно. В 1884 г. принимается закон, гласящий, что

<республиканская форма правления не может быть предметом предложения о

пересмотре>. Третья республика оказалась долговечной: она продержалась до

поражения Франции во второй мировой войне и официально перестала существовать в

июле 1940 г. После четырех лет <режима Виши> (названного так по городу,

где находилось правительство, сотрудничавшее с гитлеровцами) в процессе

освобождения Франции возникла Четвертая республика, существовавшая с июня 1944

г. до октября 1958 г. (конституция была принята в 1946 г.).

В мае 1958 г. Франция оказалась в ситуации острого политического кризиса,

вызванного главным образом затяжной колониальной войной за удержание Алжира и

экономическими трудностями. Во французских войсках в Алжире вспыхнул мятеж,

возглавляемый представителями высшего командования. Одним из требований

мятежников было возвращение к власти генерала Шарля де Голля, в прошлом

популярного руководителя Движения Сопротивления. 1 июня 1958 г. Национальное

собрание избрало де Голля главой правительства. Он объявил о своем намерении

ввести новую конституцию. Работа над ней началась немедленно и закончилась к

сентябрю того же года. Проект конституции был рассмотрен высшими органами

власти и вынесен 28 сентября на референдум. За его одобрение проголосовало

79,2% участников референдума. 4 октября конституция вступила в силу. В

последующие месяцы прошли выборы в обе палаты парламента (Национальное

собрание и сенат), а также выборы президента республики. Так возникла Пятая

республика, существующая и по сей день.

Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат:

Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается по

мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555

членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена — в

заморских департаментах. Сенат избирается путем косвенного голосования по

мажоритарной системе сроком на 9 лет. Каждые 3 года состав Сената обновляется

на одну треть. Сенаторы избираются не всеобщим голосованием, а лишь голосами

выборщиков-депутатов, членов областных и генеральных советов департаментов, а

также муниципальных советов. Согласно конституции председателю Национального

собрания предоставлено право обращаться в Конституционный суд.

Основная часть

Итак, французский Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и

Сената.

Примечательно, что в ч. 1 ст. 24 Конституции, устанавливающей состав Парламента,

нижняя палата указана первой в отличие от многих других конституций, в том

числе нашей. Этому есть исторические причины: после Второй мировой войны левые

силы очень энергично выступали против верхней палаты, и к 1958 г. такие

настроения еще были сильны.[1]

Когда Конституция (французский оригинал, а не русский перевод) говорит о

палатах как собирательном понятии, то именует их собраниями.

Компетенция палат одинакова, точнее, одинаковы предметы ведения и почти

одинаковы полномочия. Различия имеются лишь в законодательном процессе, а

также в сфере парламентского контроля.

Компетенция французского Парламента — абсолютно ограниченная, что отличает

его от парламентов других демократических стран.

Конституция в ст. 34, установив, что законы принимаются Парламентом,

очертила при этом сферу его законодательной компетенции, за пределы которой

он выходить не должен, ибо там лежит сфера регламентарной власти,

принадлежащей Президенту и Правительству. В этой статье определены предметы

подробного законодательного регулирования (гражданские права и основные

гарантии, выборы в палаты Парламента и представительные органы местного

самоуправления и др.), а также такие, в отношении которых законом

устанавливаются лишь основные принципы (с тем, очевидно, что их

конкретизация осуществляется Правительством) — оборона, образование,

собственность и др. Здесь же предусмотрено, что финансовые законы определяют

доходы и расходы государства с учетом содержащихся в специальном

органическом законе условий и оговорок и что программные законы определяют

цели экономической и социальной деятельности государства. В то же время

посредством органического закона приведенный в статье перечень может быть

уточнен и дополнен. Таких органических законов не было.

В отличие от оценок указанных положений, приводившихся обычно в советской

литературе, французский профессор Филипп Ардан полагает, что ограничение

законодательной компетенции Парламента, равно как и различие между

законодательными нормами и принципами, практического значения не имеют,

поскольку Правительство опирается на парламентское большинство. Указанное

ограничение продиктовано, по его мнению, не систематическим стремлением

принизить роль Парламента, а поиском большей эффективности Правительства

[2]. Нельзя, однако, не отметить, что эта большая эффективность достигается

именно за счет полномочий Парламента, что имеет значение в тех случаях, когда

парламентская поддержка Правительства непрочна.

Из различных положений Конституции следует, что Парламент принимает три вида

законов — конституционные (изменяющие Конституцию), органические (по особо

указанным в Конституции вопросам) и обычные.

Французский Парламент применяет почти все известные формы контроля за

деятельностью Правительства, кроме интерпелляции. Хотя она и упомянута в

Регламенте Национального собрания 1959 г., процедура ее — та же, что и

процедура резолюции порицания, если не считать приоритета в получении слова

интерпеллянтом. Все формы парламентского контроля могут быть разделены на две

большие группы: не содержащие прямых санкций в отношении Правительства,

кроме публичной огласки; они осуществляются в обеих палатах; влекущие

политическую ответственность Правительства; осуществляются в Национальном

собрании. Следует, однако, подчеркнуть, что возможности реализации такой

ответственности, как мы увидим ниже, серьезно ограничены.

Министры обязаны отвечать на вопросы парламентариев. Ордонанс от 17 ноября

1958 г. о деятельности парламентских собраний, после своего издания

неоднократно новеллизованный, предусмотрел возможность создания

парламентских контрольных и следственных комиссий, имеющих временный

характер. Следственные комиссии собирают информацию об определенных фактах,

вопросах, событиях, однако не вправе дублировать деятельность судов и

правоохранительных органов, а контрольные — проверяют административную,

финансовую или техническую деятельность публичных служб или национальных

предприятии. О результатах своей деятельности комиссии информируют

соответствующую палату.

С контрольными полномочиями Парламента связано право петиций.

В сфере внешней политики, обороны и безопасности Парламент дает разрешение на

объявление войны (ст. 35 Конституции), на продление осадного положения свыше

12-дневного срока (ч. 2 ст. 36) и на ратификацию или одобрение определенных

категорий международных договоров — мирных договоров, торговых договоров,

договоров или соглашений, относящихся к международным организациям,

договоров, обременяющих государственные финансы, договоров, изменяющих

законоположения о статусе лиц, а также договоров, предусматривающих уступку,

обмен или присоединение территории с согласия заинтересованного населения

(ст. 53).

В сфере судебной Парламент обладает правом амнистии. Он создает судебные

органы для рассмотрения обвинений высших должностных лиц — Высокий суд

правосудия и Суд правосудия республики и может, как отмечалось, предавать

Президента Высокому суду правосудия по обвинению в государственной измене.

По вопросу о сроке полномочий и численном составе палат ст. 25 Конституции

отсылает к органическому закону. Соответствующие положения органического

законодательства включены в Избирательный кодекс. В нем определен пятилетний

срок полномочий Национального собрания и полное его обновление при каждых

выборах. Что касается Сената, то, согласно Избирательному кодексу, сенаторы

избираются на девять лет, и обновляется Сенат на 1/3 каждые три года. В

департаментах метрополии и заморских департаментах избираются 577 депутатов

и 305 сенаторов.

Организация палат. Для руководства работой каждая палата создает бюро.

Помимо председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и особенно

в верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и квесторы.

Председатели палат — не просто их должностные лица, они имеют некоторые

самостоятельные властные полномочия: назначение членов Конституционного совета,

замещение Президента республики председателем Сената, председательство в

Конгрессе председателя Национального собрания и др. Согласно ст. 32

Конституции, председатель Национального собрания избирается на срок

легислатуры, а председатель Сената избирается после каждого частичного

обновления этой палаты. В соответствии с Ордонансом № 58-1100 председатели

палат заботятся о внутренней и внешней безопасности палат, могут привлекать

для содействия Вооруженные силы и иные властные структуры, любой офицер или

служащий которых обязан им подчиниться по их требованию.

[3]Такое полномочие они могут делегировать квесторам или одному из них.

В палатах образуются совещания, председателей в составе председателя и вице-

председателей палаты, председателей постоянных комиссий, председателей

политических групп (парламентских партийных фракций), одного из министров. В

Национальном собрании в состав совещания входит также генеральный докладчик

финансовой комиссии. На совещаниях определяется организация обсуждения

вопросов повестки дня.

В каждой палате образуются, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции, по шесть

постоянных комиссий, рассматривающих внесенные в палату проекты и

предложения. Они осуществляют и некоторые контрольные функции в отношении

Правительства. Каждый парламентарий должен входить в состав какой-либо

постоянной комиссии.

По требованию Правительства или по решению соответствующей палаты для

рассмотрения определенных законопроектов и законопредложений могут

создаваться специальные комиссии (ч. 1 ст. 43 Конституции), однако вопреки

намерениям разработчиков Конституции

практ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††

††††††††††††††††††††††††††††††

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

ɸ

22;&#

63222;

;?

222;&

#63222;ᢲ

2;

3222;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты