Курсовая: Опозиционные движения петровских реформ

полками на столицу. На такой шаг стрельцов воодушевляла не только поддержка их

замыслов Софьей, но и слухи о том, что Петр за границей погиб, а его сына

Алексея бояре хотят удушить. Этот прием, как мы помним, принес Софья желаемые

результаты в 1682 г.2

В конце мая 1698 г. четыре стрелецких полка были переведены из Великих Лук в

Торопец. Стрельцы надеялись, что наконец отзовут в Москву, но 2 июня Разряд

вызвал в столицу лишь боярина и воевода князя М.И. Ромодановского, а стрельцы

должны были остаться до указа в городах Вязьме, Белой, Ржеве Владимировой и

Дорогобуже; бежавших в Москву стрельцов велено было сослать в Малороссийские

города – Чернигов, Переславль, Новобогородицкой на вечное житье с женами и

детьми.3

Стрельцы не подчинились указу Разряда. Князь М.Г. Ромодановский во главе

Новгородского стрелецкого полка вышел из Тропца, расположился лагерем и велел

выдать организаторов бунта. Стрельцы не повиновались. Боярин вновь приказал

стрельцам, не подлежавшим ссылке, отправиться во главе со своими полковниками

в увазанные им места. На этот раз они поддались уговорам командиров и

двинулись в путь, правда ими медленно, совершая переходы верст по пять в

день. Во время продолжительных остановок пред ними выступали Тума,

Проскуряков, Зорин и другие стрельцы.

На Дфине полки вновь соединились, и брожжением вспызнуло с новой силой.

Полковники, подполковники и капитаны были отставлены. Их обязанности восставшие

возложили на выборах, по четыре человека в каждом полку, и решили идти на

Москву: «Умрем друг за друга; бояр перебъем, Кокуй вырубили, а как будем на

Москве нас и чернь не выдаст».1

Сам факт, что представления о хорошем царе ассоциировались у стрельцов с именем

Софьи, свидетельствуют не только об их царистской идеологии, но и об

авторитетности Софьи на стрельцов проявилось и в эволюции их среде. Влияние

Софьи на стрельцов проявилось и в эволюции характера выдвигаемых ими

требований. Представители 175 стрельцов, появившихся в Москве в марте 1698 г.,

требовали удовлетворения жалоб, вызванных тяготами службы и испытаниями,

выпавшими на их долю в связи с повышением цены на хлеб, для приобретения

которого жалованья не доставало. После возвращения 175 стрельцов в полки их

сослуживцы настолько «прозрели», что стали домогаться смены правительства.

Ясно, что такое «прозрение» наступило не без постороннего влияния. Известие о

бунте в Москве получили 10 июня. Боярская дума решила отправить против

взбунтовавшихся стрельцов боярина и воеводу Алексея Семеновича Шеина, поручив

ему не пропускать стрельцов в Москву и добиться их возвращения в «указные

места». В помощники к Шеину Дума определила генерал — поручика Петра Ивановича

Гордона и князя Ивана Михайловича Кольцова-Мосольского.

2

17 июня царское войско встретило стрельцов под Воскресенским монастырем при

переправке через реку Истру. Стрельцы прислали к Шеину письмо, в котором

жаловались, что в Азове терпели всякую нужду, зимою и летом трудились над

городовыми крепостями, потом из Азова перешли в полк к князю Ромодановскому,

голод, холод и всякую нужду терпели: человек по полтораста их стояло на одном

дворе, месячных кормовых денег не ставало и на две недели. Из Торопца

Ромодановский велел вывесть их на разные дороги по полку, отобрать ружье,

знамена и велел коннице, обступил их вокруг, рубить. Испугавшись этого, они

идут к Москве, чтоб напрасно не умереть, а не для бунта; пусть дадут им хотя

немножко повидаться с женами и детьми, а там, как представиться случай, и они

опять рады идти на службу.1

Сражение 18 июня под Воскресенским монастырем еще одно свидетельство

архаичности стрелецкого войска и полной неспособности решать стоявшие перед

страной внешнеполитические задачи. Итак, стрельцы «знамена преклонили, и

ружье покинули, и били челом государю виною своего». Шеин распорядился взять

под стражу активных участников бунта «до его, великого государя, указу». Указ

последовал через два дня: выборных в полках «казнить смертью при всех

стрельцах».

Шеин в течение недели, с 22 по 28 июня, провел следствие и сразу же велел

казнить 122 человека и 140 бить кнутом.2

И после того были великие и пытки им, стрельцом жестокия. И по тем розыскам

много казнены и повешены.3

Когда в Москве появился Петр, розыск давно закончился. Царь не удовлетворился

рассказами о бунте и сам изучал материалы розыска. Петр считал, что

следователи до конца не выяснили целей выступления стрельцов и степени

причастности к нему сил, которых он называл «семенем Милославского». А

стрельцы понесли чрезмерно мягкое наказание.

Петр решил возобновить розыск, причем все руководство им он взял в свои руки.

Судьба всех стрельцов была предрешена царем еще до завершения следствия: «А

смерти они достойны и за одну противность, что забунтовали и бились против

Большого полка».1

И по розыску та стрельцы казнены розными казньми. И по всем договорам те

стрельцы кладены на колесы тела их по десяти человек. А ныне повышены были по

всему Земляному городу у всех ворот по обе стороны. А ныне вешены на Девичьем

поле перед монастырем и в руки воткнуты им челобитная, где написано против их

новинки. А пущие из них воры и заводчики, – и у них, за их воровство, ломаны

руки и ноги колесами.2

В истории со стрельцами Петр предстает перед нами неистово жестокими. Но

таков был век. Новое прибивало себе дорогу так же свирепо и беспощадно, как

цеплялось за жизнь отжившее старое. Стрелецкий бунт 1698 г. был третьей

попыткой стрельцов преградить Петру путь к власти. Ясно, что у него были свои

основания ненавидеть их и вкладывать в борьбу с ними весь свой темперамент.

Астраханское восстание

Восстание произошло в наиболее сложный период правления Петра I. Хотя перелом в

войне со Швецией уже начался, военные успехи России осуществлялись при

максимальном напряжении сил страны. Война, постройка заводов, реформа армии и

другие мероприятия Петра тербовали огромных средств и большого количества

рабочих рук. Рост бюджета порождал новые налоги, реформа армии сопровождалась

не только наборами рекрутов, но и сложной перестройкой военного аппарата,

приводившей к изменениям в условиях службы стрельцов и солдат жилых полков. По

всей стране резко ухудшилось положение народных масс. Оно усугубилось ростом

помещичьей эксплуатации в деревне и типично феодальным произволом администрации

в городах.3

Вспыхнув в Астрахани, восстание 1705-1706 гг. быстро распространилось на

соседние города: Черный и Красный Яры, Гурьев, Терки и их округу с пестрым

как по социальному, так и по национальному составу населением. Оно

продолжалось более 6 месяцев и вызвало сильнейшую тревогу правительства.

Обстановка, сложившаяся в начале 18 века в Австрахани и ближайших к ней городах,

вызвала сильнейшее недовольство всех слоев местного населения. Особенно сильно

оно охватывало служилых людей, стрельцов и солдат, которые ощущая тяжесть

общего роста налогов и повинностей не меньше, чем посадские люди, кроме того,

остро реагировали на изменения в своем положении, а также на произвол полкового

начальства и городовых воевод.1 Но

положение стрельцов и солдат определилось не столько выполнением работ в пользу

воеводы, сколько общим увеличением их повинностей: помимо караульной и

гарнизонной службы они выполняли многочисленные казенные работы в качестве

гребцов, кормильцев, грузчиков и т. д.

Самым обременительными работами считались сооружение селитряного завода, варка

селитры и особенно заготовка дров, на которой одновременно работало по 600-700

человек.2

В начале 1705 г. был дан указ о снижении хлебного жалованья стрельцам. Поскольку

спекулируя хлебом, Ржевский систематически затягивал выдачу хлеба служилым

людям и приписным ремесленникам, указ правительства был воспринят как новая

«обида» воеводы. В городе и за его пределами стал упорно передаваться слух, что

«воевода хотел у них убивать и денежного жалования». Ему приписывали также

инициативу введения некоторых новых налогов, в частности больно задевшего

астраханцев указа о взыскании причальных и отвальных пошлин. «Худо де в

Астрахани делается от воеводы и начальных людей стали велики обиды, завели де

причальные да отвальные, хотя де хворосту на 6 денег в лотке привези, а

привального дай гривну. Быть де тамошне, а даром не пройдет!» – возмущался

один из стрельцов Конного полка.1

«А воевода Ржевский велел брать крепостных дел подьячим сверх указу лишних

денег, и те деньги брал себе, и о тех поборах к Москве и в Казань посылали

челобитчиков, а указу о том не учинено, а о вышеписанных всех обидах хотели они

для челобитья из Астрахании послать, и их не пустили».

2 Волнующие слухи ходили по городу всю весну и особенно усилились в начале

лета, когда Ржевский начал проводить в жизнь указы о немецком платье и

брадобритии, которые из-за его тактики оказались последней каплей,

переполнившей чашу терпения населения Астрахани.

3 «Воевода не дал срока в деле немецком платья для своей корысти, посылал по

многие праздники и воскресные дни капитана Глазунова да астраханца Евреинова к

церквам и по большим улицам и у мужика и у женска полу русское платье

обрезывали не по подобию и обнажали перед народом, и усы и бороды, ругаючи

обрезывали с мясом.4

Не отставали от воевода стрелецкие и солдатские полковники. Рассуждали они так:

«Воевода – де сидит в городе, хочет с города сыт быть, а я – де полку

полковник, завсегда хочу с полка сыть быть и напредки, покуда поживу в полку,

буду сыт и стану брать».5 Так,

«Чижевский у стрельцов ружья обобрал, хлебного жалованья давать им не велел, с

бань брал по рублю и по 5 алтын, с погребов по гривне, подымных по 2 деньги с

дыму, ., от точенья топоров по 4, с варенья пив и браг с конных по 5 алтын, с

солдат и пеших стрельцов по гривне, с малолетних, со вдов и которые в Свейском

походе, и женам их и детям платить было нечем, и тех сажал на караул и бил на

правеже, и многие дворишки продавали и детей закладывали.»

6

Итак, причин для недовольства разных слоев населения Астрахани было больше чем

достаточно. Инициаторами движения было больше чем достаточно. Инициаторами

движения в четвертый раз выступили стрельцы.

1 Одним из первых ста думать о восстании стрелец «Московского» полка г.

Артемьев, признавшийся на следствии, что «учал умышлять до зачину бунта за

месяц, собою». Те же мысли появились у стрельца полка Д. Галачалова, И.

Шелудяка, который «учал умышлять до бунта недели за две, собою», и «перед

Ильиным днем незадолго» у пушкаря Тысячного полка Г. Агеева. Они начали искать

единомышленников и повели среди однополчан и знакомых разговоры о тяжелой

жизни, бесправии, возмутительном поведении воеводы. Жестокости полковников,

ненужных новшествах и «своего братью к бунту призывали».

2

Заговор стрельцов в Астрахани закончился полным успехом. 30 июля было казнено

свыше 300 человек, среди них командиры полков и офицеры, иноземцы

представители царской администрации. Стрельцы долго разыскивали укрывшегося

воеводу, наконец обнаружили его в курятнике, приволокли на круг и здесь же

предали смерти.

Перед восставшими сразу же встали две неотложные задачи, при решении которых они

достигли далеко не равнозначных результатов: первая из них касалась организации

внутренней жизни города; вторая относилась к установлению контактов

восставшего города с внешним миром и попыткам расширить регион восстания и

привлечь на свою сторону новые силы. Если в первом случае астраханцы добились

успехов, то во втором – их постигла серьезная неудача.

3

Петр I получил депешу об Астраханском восстании от Б.Я. Голицына 9 или 10

сентября. Новость оказалась настолько неожиданной и ошеломляющей, учитывая, что

восставшие могли продвинуться далеко вперед, Петр со свойственной ему

оперативностью послал распоряжение фельдмаршалу Б.П. Шереметьеву взять полки из

действующей армии и двинуться на подавление восстания. Назначение Б.П.

Шереметьева – одного из лучших полководцев русской армии, показывает, что

восстание вызвало у Петра серьезную тревогу. Он опасался, что оно не только

отвлечет значительных военные силы, но и нарушит нормальную хозяйственную и

финансовую деятельность страны, распространиться по Волге, Дону и станет

опаснейшей угрозой существованию правительства. Петр допускал даже возможность

взятия восставшими Москвы. В тот же день он отправил письмо в Воронеж к Ф.М.

Апраксину, где писал; «Извольте охранять Азов, также и Таганрог и донских

казаков ведать, как вас бог вразумит».1

Вместе с тем Петр параллельно предпринимал попытки уладить конфликт мирным

путем. Делегация астраханцев во главе с конным стрельцом И.Г. Кисельниковым

встретилась с царем в Гродно 24 ноября. Царь вручал Кисельникову грамоту.

Вместе с рассказом Кисельникова и встрече и разговоре с царем грамота произвела

на астраханцев сильное впечатление, и те решили отправить в Москву повинную.

13 января 1706 г. астраханцы отслужили торжественный мобилен и «целовали крест,

что им служить ему, великому государю, верно, по-прежнему, и положили, что,

буде от кого впредь с того числа какая будет шаткость, и их, имая приводить в

приказ и чинить им указ по его, государеву указу и по Соборному уложению».

Повинная, доставленная в Москву 12 февраля, содержала самый полный перечень

обид и притеснений астраханцев со стороны воевода и полковых командиров. Петр

выдал выборным от астраханцев грамоту с отпуском вин и велел отправить их в

Астрахань «в почтении», не как колодников, правда лишив их возможности общаться

с населением.2

Однако фельдмаршал Б.П. Шереметьев предпринял штурм Астрахани. Под следствием

оказалось более 500 человек, в том числе 227 астраханских стрельцов, 174-из

других городов Нижневолжья и 120 солдат. Казнено было 314 человек, а 45 умерли

под пытками. Значение, которое придавало правительство подавлению восстания,

лучше всего выразил сам Петр, который еще в феврале 1706 г., узнав о принесении

повинной и отмечая это событие салютом, писал: «Сие дело лутчей виктории

равнятися может».3

Астраханское восстание свидетельствует о большой остроте классовых

противоречий: ожесточенном сопротивлении народных масс наступлению

эксплуатации и насилия, а также упорной и жестокой борьбе государства за

сохранение существующих порядков.

Глава III. Восстание Кондратия Булавина

В конце XVII и начале XVIII столетия продолжались одновременно два процесса

в России: с одной стороны – усиливалось крепостное право, укреплялось

феодальное государство, превращаясь в абсолютную монархию, росла хищническая

феодальная эксплуатация крестьянского населения, увеличивались

государственные налоги и повышенности и все нетерпимее становился безудержный

произвол царской администрации. С другой стороны, в социально-экономической

жизни стороны намечаются признаки новых буржуазных отношений, вызванных

увеличением производительных сил, развитием товарного производства,

возникновением мануфактурной промышленности, складыванием всероссийского

рынка.

Оба процесса в разной степени коснулись Дона и прилегающих к нему районов.

Усиление крепостного гнета вызвало массовое бегство крестьян и представителей

других угнетенных слоев населения на донские земли. Беглые искали здесь

облегчения своей участи и свободы. По пятам беглецов или помощники за новыми

землями для своих вотчин и предприниматели – за разработкой природных богатств

края. В это время на Дону из казацкой старины формировались свои помещики,

предприниматели и торговцы. Всем им нужны были рабочие руки. Получился сложный

клубок противоречий.1

Социальная природа казачества позволяет выделить его в особую категорию

населения феодальной России. Казаки были близки к крестьянам, ибо в

хозяйственной деятельности тех и других определенное место занимал

производительный труд. Однако, для крестьянина хозяйство было единственным

источником существования, оно обеспечивало благополучие его семьи, а у казака

имелись и иные источники пополнения его экономических ресурсов. Крестьяне

являлись земледельцами, основными занятиями казаков были скотоводство и

рыбные промыслы (до XVIII века). Главное отличие казака от крестьянина

состояло в том, что последний является объектом эксплуатации помещиком и

государством, в то время как в районах расселения казаков феодальное

землевладение отсутствовало, как отсутствовали и постоянные представители

правительственной администрации.

Крестьяне платили налог, в то время как казаки получали из казны хлебное и

денежное жалованье, а также порох и прочие воинские припасы. У казаков был

еще один источник существования – разбои. Походы за «зипунами», ежегодно

совершаемые под Азов, в Крым и на города Южного побережья Черного моря, равно

как на Волгу и Каспий, приносили его участником немалые доходы.

Донское казачество пользовались существенными привилегиями, придавшими

Донской земле черты автономии. Одна из привилегий состояла в праве не

выдавать беглых крестьян помещикам, выразительно и лаконично сформулированном

фразой: «С Дона выдачи нет». Но правительство мирилось с этим нарушением

феодального правопорядка, ибо того требовали нужды обороны южных границ

государства. По этой же причине правительство терпело и вторую привилегию

донских казаков наступил после Азовских походов Петра Великого. С овладением

Азовом, расположенным южнее Донской земли, эта крепость превращалась в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты