Курсовая: Меценаты на Орловщине

тысяч рублей на устройство больницы для престарелых.

Постоянные пожертвования от орловцев поступали в Дом трудолюбия —

благотворительное учреждение, оказывающее помощь бедным, немощным, а также

попавшим в беду людям.

При Доме трудолюбия были организованы приюты для мальчиков и девочек, женское

и мужское отделения, различные мастерские (чулочная, белошвейная, коробочная,

сапожная, столярная), пекарня, столовая, школа, посредническая контора для

трудоустройства обитателей дома.

Для расширения Дома трудолюбия почетный гражданин С.М. ГРАЧЕВ принес в дар

Дому приобретенное его покойным отцом соседнее с владением Дома трудолюбия

место,с находящимися на нем домами, оцененными в сумме до 6000 рублей; купцы

П.Ф. ФОМИН и Д.В. ЧЕБОТАРЕВ пожертвовали по 5 тыс. рублей. Значительную сумму

внес и крестьянин К.Н. ЕРМАКОВ, за что был удостоен звания личного почетного

гражданина. Бывший член Попечительного общества И.К. ЗИЛИТИНКЕВИЧ пожертвовал

в пользу Дома трудолюбия 1/3 часть суммы, вырученной от продажи его движимого

имущества, что составило 124 рубля.

Пожертвования Дому трудолюбия в сумме 500 рублей были сделаны А.П. КОРЕНЕВЫМ.

Помимо денег, орловские купцы жертвовали ежемесячно муку (И.П. ГУДИЛИН),

булки и калачи (И.В. ВАСИЛЬЕВ), мясо и сосиски (А.А. ФРОМЕЛЬТ), конфеты и

пряники (А.А. АППОЛОНОВ), рыбу (П.М. РОЧЕНОВ).

Производились пожертвования и вещами. В отчете за 1907 год указано около 200

жертвователей

Что же заставляло этих людей взваливать на себя бремя неимоверных работ и

ответственности, когда, казалось бы, они могли спокойно жить в свое

удовольствие? Ответ очевиден — гражданский и нравственный долг.

3. Спонсоры, их участие в финансовой поддержке и организации мероприятий.

Когда подводились итоги Всероссийского конкурса, учрежденного журналом

«Cовременная драматургия» с Фондом развития и поощрения драматургии, многие

специалисты заключали пари на будущего победителя. Более тридцати известных и

начинающих авторов за полтора года представили на суд компетентного жюри не

один десяток пьес, достойно соперничающих друг с другом. И вот наконец

недавно названы имена пяти лауреатов. Леонид Зорин, мэтр отечественной

драматургии, Владимир Малягин, Александр Пудин, Ксения Драгунская и Игорь

Шприц. Им вручены дипломы и денежные призы.

На церемонии награждения первый замминистра Константин Щербаков отметил:

«Люди сегодня делятся на две категории: те, кто говорит, что все рушится и

гибнет, и те, кто трудится, чтобы этого не случилось. Очень важно и то, что в

России существуют интеллигентные люди, готовые поддержать культуру не только

на словах, но и на деле».

Не случайно, что деятели культуры и искусства в своих выступлениях все чаще и

чаще говорят о том, что без поддержки меценатов невозможно поставить сегодня

спектакли, организовать гастроли, выставки, конкурсы — список можно

продолжать до бесконечности. И на фоне многих финансовых трудностей в России

вдруг (да вдруг ли?) организуется и претворяется в жизнь идея Всероссийского

конкурса драматургов! Да еще заключаются пари на звания лучших! Театралы и

писатели дивились, радовались и решили учредить еще один приз российских

драматургов: «Меценат года». И вот здесь сомнений не возникало ни у кого:

единодушно называлось имя Владимира Гусинского — Генерального директора

«Группы «МОСТ», президента «МОСТ-Банка». Кстати, лет десять назад он был в

числе инициативной группы, мечтающей создать литературно-театральное общество

«Драма», которое хотело, объединив драматургов, режиссеров и актеров,

создавать сценические произведения для малых сцен и помогать людям творческих

профессий. Бюрократы самых высоких рангов приветствовали инициативу

мечтателей, но, как только дело доходило до принятия конкретных решений, все

усилия уходили в песок.

За годы перестройки многие мечтатели превратились в бизнесменов, финансистов

и за суетой и трудностями сложного времени забыли о благих порывах. К счастью

для многих деятелей культуры и искусства, Владимир Гусинский последовательно

продолжает эстафету добрых дел, начатых российскими меценатами более ста лет

назад. Мы не будем сегодня вспоминать о специальных счетах, на которые

поступают средства «МОСТ-Банка» для вдов погибших сотрудников МВД, сирот,

больных, ветеранов ВОВ и труда — многие даже не подозревают, кто их

поддерживает. В бухгалтерии «МОСТ-Банка» к финансовым документам прикреплены

сотни писем самого разного содержания, но с одинаковой резолюцией: оказать

материальную поддержку. Среди адресатов школы, лицеи, больницы, храмы,

театры.

«МОСТ-Банк» — постоянный генеральный спонсор праздника москвичей — Дня

города. Только в этом году на торжества по случаю празднования Дня российской

столицы перечислена сумма в один миллиард рублей.

Конечно же, журнал «Современная драматургия» особое внимание обратил на

помощь, оказанную учреждениям искусства.

Вот несколько примеров: «Вивальди-оркестр» (руководитель ансамбля Светлана

Безродная) — современный аналог ансамбля, созданного Антонио Вивальди и

выступавшего под его руководством в приюте для сирот. «Группа МОСТ» постоянно

поддерживала музыкантов, а с прошлого года взяла его на полное обеспечение.

Среди десятков театров, получивших финансовую поддержку, — Театр эстрады,

драматический театр «Москва», «Театр на Юго-Западе», Театр оперетты, театр-

студия Олега Табакова, музыкальный театр юного актера, Фонд Наталии Сац.

Помощь получали Академический мужской хор участников Великой Отечественной

войны, Детский культурный центр, Фонд развития и поощрения драматургии и

Дягилев-центр (руководители последнего не один раз подчеркивали на пресс-

конференциях, что без поддержки «Группы «МОСТ» трудно было бы возродить

традиции объединения «Мир искусства» и восстановить знаменитый балет М.Фокина

«Жар-птица»).

Полностью профинансировано создание киноленты «Силуэт в окне напротив».

Режиссер Рейн Либлик по сценарию Николая Псурцева снял философскую притчу,

которая была включена Американской ассоциацией молодого кино в число 30

лучших фильмов года и показана на Каннском кинофестивале.

Восточная галерея, экспозиция которой была развернута в Центральном доме

художников, по признанию ее директора А. Трощенковой, не смогла бы

существовать без «МОСТ-Банка». «Банк выделил нам деньги на аренду помещения

для выставки, — говорит она, — и покупку картин, чем ощутимо материально

поддерживает художников в столь трудное время. Счастье, что находятся люди,

которые считают делом чести возрождать духовную культуру нации. «МОСТ-Банк»

практически помогает восстановить разорванные культурные связи и контакты

между народами бывшего Союза, а в нашем конкретном случае сближает искусство

России и Востока».

Многие москвичи до сих пор вспоминают имевшую крупный успех историческую

выставку «Последний император России», организация которой потребовала

значительных инвестиций. Однако, мало кто знает, что все расходы по ее

организации взял на себя «МОСТ-Банк». Естественно, что в год 50-летия победы

в Великой Отечественной войне банк особое внимание уделил помощи защитникам

нашей Родины (хотя, справедливости ради, отметим, что помощь ветеранам носит

целенаправленный и систематический характер).

«МОСТ-Банк» выступил генеральный спонсором большого цикла благотворительных

юбилейных концертов для ветеранов войны к 50-летию Победы в Театре эстрады,

Центральном Доме кинематографистов и концерта ансамбля скрипачей «Вивальди» в

Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Один из концертов посвящался женщинам-ветеранам. Мастера искусств Юрий

Никулин, Борис Брунов, Евгений Петросян, Лев Лещенко, Валентина Толкунова,

Анне Вески, Академический мужской хор участников Великой Отечественной войны

выступили перед 10 тысячами ветеранов. На этих концертах ветеранам было

подарено 10 тысяч часов с юбилейной символикой.

«МОСТ-Банк» спонсировал встречи однополчан партизанского соединения Героя

Советского Союза Д.Медведева, 1-го гвардейского орденов Ленина и Кутузова

Венского механизированного корпуса Героя Советского Союза И.Н. Русакова, 4-й

гвардейской танковой армии, ополченцев Москвы и Ленинграда, солдат 1-го

Гвардейского мехкорпуса, 46-го Гвардейского Таманского женского авиаполка,

10-й Гвардейской армии, ветеранов Ельни, Красноярска, Екатеринбурга.

Накануне 9 мая — Дня Победы вышел в свет сборник поэтов Великой Отечественной

войны, издание которого также финансировал «МОСТ-Банк».

Когда был учрежден специальный приз «Меценат года» — скульптурная композиция

под условным названием «Драматург и муза» (кстати, исполненная в одном

экземпляре), никто не предполагал, что на счету будущего лауреата такое

количество гуманных дел, что на площади нашего журнала не уместится простое

их перечисление. Лишь малая толика благотворительности «МОСТ-Банка»

освещается время от времени на страницах газет. Сам Владимир Гусинский

считает, что вовсе не следует так много говорить о благородных поступках —

они должны быть нормой каждого. Вот почему вместо планируемого интервью

лауреата «Меценат года» журнал был вынужден ограничиться беглым описанием

добрых дел, эстафету которых президент «МОСТ-Банка» подхватил у меценатов

России прошлого века...»

4. Участие современных меценатов, предпринимателей в финансовой поддержке

сферы культуры.

1. В. Головачев. Миллионер, который любит голодать

50 млн.руб. из личных средств внес В.Неверов, основатель «Гермеса» в Прощеное

Воскресенье на строительство Храма Христа Спасителя. (13 марта 1993 года)

2. «Победа певцов и... бизнесменов»

Благотворительный фонд культуры, созданный КРЕДОБАНКОМ, существует всего

полгода. Он активно поддерживает музыкантов, художников, актеров, ищет юные

таланты, восстанавливает храмы, стремится помочь тем, кто в этом больше всего

нуждается И этот подход оправдывает себя: четыре молодых вокалиста покорили

Барселону, где проходил международный вокальный конкурс имени Франсиско

Виньяса. Гран-при завоевала Ирина Чистякова из Москвы. Третью премию

завоевали Ирина Гордей (Екатеринбург) и Павел Данилюк (Нижний Новгород).

Путевку в большое искусство молодым певцам дали бизнесмены, сохраняющие

лучшие традиции Российского предпринимательства — благотворительность, заботу

о духовности. (30 ноября 1993 года)

3. «Шнитке-Центр»

«Шнитке-Центр» создан в Саратове при государственной консерватории.

Выдающийся композитор современности А.Шнитке, родившийся в г.Энгельсе близ

Саратова, считает его планы интересными: «Шнитке-Центр» станет организацией,

развивающей музыкальную культуру немцев Поволжья. (4 декабря 1993 года)

4. Б.Михайлов. «Триумф» называет лауреатов»

Белла Ахамадулина, Михаил Жванецкий, Отар Иоселиани, Святослав Рихтер и Инна

Чурикова стали лауреатами премии за высшие достижения в литературе и

искусстве, учрежденной независимым благотворительным фондом «Триумф-Логоваз»

в целях поддержки российской отечественной культуры. Премиальный фонд

составляет 100 тысяч долларов. (10 декабря 1993 года)

5. А.Петров. «Почти как Нобель»

Шесть ежегодных премий авторам лучших творческих, научных и практических

разработок учредил архангельский предприниматель С.Абрамчук. Первые лауреаты

станут известны в начале 1994 года. Премии учреждены, чтобы стимулировать

развитие научного и технического творчества в Архангельской области. (10

декабря 1993 года)

6. Поддержать талант

Международная благотворительная программа «Новые имена» провела гала-концерт

«Созвездие молодых талантов». Программа основана фондами культуры и мира и

ставит своей задачей поиск и поддержку молодых талантов. (29 декабря 1993

года)

7. С.Медведев. Пять лет на финансовом рынке России

Благотворительная деятельность банка «Столичный» выражается в помощи двум

детским домам, пенсионерам, школам. Банк также является крупным меценатом,

оказывающим финансовую поддержку Камерному оркестру Москвы, Коллегии

старинной музыки. Осуществляется программа возвращения в Россию

художественных ценностей. У него одна из крупнейших коллекций произведений

западноевропейского и отечественного искусства. (11 февраля 1994 года)

8. О.Золотов. Священные дары

Фонд «Сохранение» при материальной поддержке банка «Столичный» и «Мост-банка»

отреставрировали и подарили собору Казанской Божьей Матери 25 древних икон.

(16 февраля 1994 года)

9. Е.Вадимова. Наследники мастера

КРЕДО БАНК выделил 50 млн. рублей на проведение традиционного фестиваля

скрипичной музыки памяти профессора Московской государственной консерватории

Ю.Янкелевича. (3 марта 1994 года)

10. О.Золотов. Банк помогает издателям

Коммерческий банк издателей «Издат-Банк» осуществлял спонсорскую

деятельность, направленную на поддержку издателей. На эти цели было

ассигновано 5,7 млн. рублей. Выделенные средства пошли на проведение

Московской книжной ярмарки, учреждение премий победителям конкурса «Лучшие

книги 1992 года», организованного Ассоциацией книгоиздателей. (22 марта 1994

года)

11. Эти деньги — подписчикам

Группа «МОСТ» в 1993 г. перечислила 150 млн. рублей на расчетный счет газеты

«Труд», оплатив, как и ряд других банков, бесплатную подписку на газету для

российских студентов. И еще 100 млн. рублей перечислил «МОСТ», адресно

выделив их для малообеспеченных москвичей. (10 декабря 1994 года)

Приложение 1

Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных

организациях."

Принят Государственной Думой 7 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования

благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки

органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности

создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого

распространения и развития благотворительной деятельности в Российской

Федерации.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Благотворительная деятельность

Статья 2. Цели благотворительной деятельности

Статья 3. Законодательство о благотворительной деятельности

Статья 4. Право на осуществление благотворительной деятельности

Статья 5. Участники благотворительной деятельности

Статья 6. Благотворительные организации

Статья 7. Формы благотворительных организаций

Раздел II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 8. Учредители благотворительной организации

Статья 9. Государственная регистрация благотворительной организации

Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации

Раздел III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 12. Деятельность благотворительной организации

Статья 13. Филиалы и представительства благотворительной организации

Статья 14. Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций

Статья 15. Источники формирования имущества благотворительной организации

Статья 16. Имущество благотворительной организации

Статья 17 Благотворительная программа

Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 18. Поддержка благотворительной деятельности органами государственной

власти и органами местного самоуправления

Статья 19. Контроль за осуществлением благотворительной деятельности

Статья 20. Ответственность благотворительной организации

Статья 21. Осуществление международной благотворительной деятельности

Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 24. О перерегистрации благотворительных организаций, созданных до

вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 25. О приведении правовых норм актов в соответствие с настоящим

Федеральным законом

Президент Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

11 августа 1995 года

№ 135-ФЗ

(Из «Российской газеты» от 17 августа 1995 года.)

Заключение.

В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские

предприниматели материально подготовили расцвет национальной культуры в конце

XIX - начала XX века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те

функции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном

слое. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила

невыполнимые проекты. Предприниматель, жертвующий большие средства на

поддержку национальной культуры, дает понять, что он собирается вести свои

дела основательно, это некий знак солидности предприятия. В меценатстве

многие предприниматели видят также способ рекламы своей деятельности.

Искусство, культура, как "непроизводительные" сферы деятельности людей, не

могут существовать без поддержки, и чем больше будет меценатов, тем больше

талантов они смогут открыть и сохранить. Искусство всегда является продажным,

в смысле продажи и работы на заказ. Но чаще всего меценат или покупатель не

подавляют индивидуальность художника, а помогают ему лучше проявить себя

через более высокую оплату.

Меценатство, и в еще большей степени благотворительность, позволяют решить и

более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт России

подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть

период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то

же время и свои нравственные и другие проблемы. В России, при почти

невозможных для честного предпринимательства обстоятельствах, третье сословие

использует всякие возможности для создания своих предприятий, ведения своих

дел. В таких условиях в более ранние времена возникало желание как-то

искупить свои грехи, в более позднее время - желание как-то компенсировать

обществу потери. С одной стороны, необходимо создать условия и воспитывать

общественное уважение к самим предпринимателям, чтобы они избрали более

цивилизованный путь своей деятельности, честным, законным путем смогли

приобретать свои богатства; а с другой стороны - поддерживать их стремление

совершенствовать общество, в котором они сами живут, в частности, через

благотворительность и меценатство. Если поляризация общества - это присущее

ему состояние, то следует поддерживать стремление людей к сотрудничеству, а

не к противостоянию. В истории России накоплен определенный опыт

взаимодействия групп, слоев населения, и общество заинтересовано в его более

полном использовании.

Список использованной литературы:

1. Аксенов А. И. Генеалогия московского купечества XVIII в.. М„ 1988.

2. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М., МГУК, 1995.

3. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. М., 1980.

4. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л., 1991.

5. Боханов А. Н. Савва Морозов. Вопросы истории, 1989.

6. Нищереткий П. И. Исторические корни и традиции развития

благотворительности в России. М., 1993.

7. Меценатство и благотворительность на Орловщине: Библиографический список.

- Орел, 1995.

8. Голубев В. "В пользу бедных (о благотворительности в России)".

Родина, 1991. № 3. С. 79 - 90. Огонек, 1992. №3. С. 15-17.

9. Гатилова Л. "Спасем свое национальное достояние?" \\ Встреча -

1993. № 11-12 с. 2-5.

10. "Дело человеком становится". Наука и жизнь, 1990. № 7.С. 7 - 9.

11. Думова Н. Г. "Меценаты Рябушинские: "Золотое руно" и

"Голубая роза"". Кентавр, 1992.

12. Плотровский М. "Меценатство - это явление культуры:

благотворительность.

13. "О Морозовых-меценатах". Огонек, 1991. № 7.

14. "Чья копейка в кошелек культуры". \\ Клуб - 1993. № 10

с.10-12.

15. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях". Российской газеты от 17 августа 1995 года.

16. В Интернете: www.sbcorp.ru/krc/lgrs0202.html

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты