Курсовая: Меценаты на Орловщине

рабочих, некоторые старики за стаж получили значительные суммы. После смерти

Александр Ачексеевич Бахрушин половину имущества завещал на благо-

-творительные цели. Церкви. Оставил также завет: "жить в мире и согласии,

помогать бедным, жить по правде".

Третье поколение Бахрушиных - Владимир, Алексей и Сергей стали больше

интересоваться искусством, чем их отец (Александр). По воле случая (поспорив

с приятелем) Алексей, получивший по сравнению с братьями неважное

образование, о чем потом жалел, стал собирателем Музея театра, что стало

главным делом всей его жизни.

Алексей Бахрушин (1865 - 1929) в поисках экспонатов для своего собрания

постоянно обращается к букинистам, антикварам, на Сухаревский рынок. В Москве

в то время было очень много старины, которая продавалась в лавках в

Никольском тупике, у Варварских ворот на книжном развале вдоль Китайской

стены. Часами рылись в сухаревских развалинах антиквары и коллекционеры

(среди них богачи - Перлов, Фирсанов, Иванов), за гроши покупая шедевры.

Первой покупкой Алексея Бахрушина за 50 рублей стали запыленные маленькие

портреты крепостных актеров графа Шереметьева (как оказалось потом).

Начинание Бахрушина поддержал режиссер Малого театра А. М. Кондратьев,

который помогал в сборе реликвий; они подружились. Постепенно Алексей

сближается с театральным миром, коллекционирование превращается в страсть.

30 октября 1894 года Бахрушин организовал в родительском доме в Кожевниках

выставку коллекции для желающих - этот день считается официальной датой

открытия Музея.

Занятие Алексея Бахрушина встретило понимание у его жены, которая тоже

увлеклась коллекционированием. Она была дочерью известного миллионера-

суконщика В. Д. Носова. В биографиях их семей многое похоже - дед Веры

Васильевны был простым ткачом, начал с маленькой фабрики.

Молодые жили в доме разорившегося купца Королева на Лужковской. Несколько

комнат в этом доме было посвящено музею, но он постепенно разрастался. В

коллекции музея были старинные музыкальные инструменты и ноты, автографы и

рукописи актеров, писателей, драматургов; портреты, картины и театральные

эскизы Кипренского, Тропинина, Головина, братьев Васнецовых, Репина, Врубеля,

Добужинского, Коровина, Кустодиева, собрания театральных биноклей, вееров,

личные вещи актеров, предметы театрального быта. Под экспонаты музея

постепенно занимались все комнаты. Как всякий истинный коллекционер, Алексей

Бахрушин жалел деньги даже на хозяйство, стремясь все потратить на коллекцию.

Глубоко религиозный, как все Бахрушины, Алексей Александрович утро начинал с

долгой молитвы. В 10 часов уходил на завод, возвращался в 13.00. После обеда

он ехал по другим делам: в 1897 г. Бахрушин был избран членом Совета

Российского театрального общества, возглавил Московское театральное бюро.

Вечером с женой посещал театр.

С 1913 г. у Бахрушиных созрело решение - передать музей Российской академии

наук. 22 ноября 1913 г. состоялась передача музея. Собрался весь цвет

театральной Москвы: М. Н. Ермолова, А, М. Сумбатов-Южин, А. А. Яблочкина, К.

К. Станиславский, В. Н. Немирович-Данченко. Приехали И. А. Бунин, известный

меценат князь С. А. Щербатов, В. А. Рышков, С, И. Мамонтов. Все они вошли в

состав Театрального музея, председателем которого был А. А. Бахрушин,

именовавшийся "почетным попечителем". Бахрушину был пожалован орден Владимира

4 степени. Академия выделила средства на содержание музея, а также трех его

служащих.

После революции из Бахрушиных мало кто эмигрировал. Приобрел известность

Сергей Владимирович Бахрушин (1882 -1950 гг.), русский, а затем советский

историк, ученик В. С. Ключевского.

В 1994 г. Театральному музею минуло 100 лет, он пополняется, ведет

исследовательскую работу. Музей и улица Лужковская названы именем Бахрушина.

1.2. Меценатство на Орловщине.

Общественная благотворительности в Орловской губернии характеризовалась

общими для России тенденциями и определялась конкретными для определенного

времени политическими и экономическими условиями в государстве. Так, первые

закрытые заведения, где оформляются индивидуальные подходы к нуждам

обездоленных, создаются в период становле­ния московской государственности.

Частью же государственной внутрен­ней политики общественное призрение

становится в период правления

Петра I, Именно в это время государство не только предоставляет по­мощь, но и

осуществляет мероприятия по ликвидации профессионального нищенства, как

явления социальной патологии. А систематическая рабо­та по общественное

призрению начинает проводиться с 1775 года, когда вопросы защиты и помощи

переходят в ведомство Приказа общественного призрения.

В XIX веке общественное призрение осуществляется со стороны не только

государственных организаций, но и общественного попечения, складываются

территориальные учреждения общественного попечения зем­ские, крестьянские,

городские, церковно-приходского и т.д. Наряду с этим развивается и частная

благотворительность.

Именно в XIX веке деятельность благотворительных обществ и уч­реждений в

Орловской губернии приобрела особый размах: открывается городское

благотворительное общество /1862/, Орловское благотвори-с призреть - это

значит отнестись к кому-либо с участием тельное общество /Т865/, Орловское

общество вспомоществования бед­ным ученикам Александровского Орловского

реального училища /1876/, Дом трудолюбия и попечительное при нем общество

/1891/ и т.д. Всего в Орловской губернии к концу века насчитывалось 29

обществ.

На рубеже веков оформляется тенденция перехода от добровольно:'' помощи к

профессионально"?. Этому способствовали как социально-экономической причины,

так и наличие сложившейся системы помощи различ­ным слоям населения»

Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются

международные связи.

Важной вехой в развитии социальной помощи этого периода явился съезд деятелей

по общественному и частному презрению. Он поставил важнейшие вопросы в

области законодательства, теории и практики об­щественной

благотворительности, позволил увидеть проблемы различная регионов России,

призвал к единению частные и общественные благотво­рительные организации в

профессиональный союз,

2. Формы участия меценатов, их роль в управлении делами учреждения культуры

и искусства.

В Орловском областном архиве можно найти некоторые сведения об открытии и о

деятельности обществ и учреждений благотворительного характера: городское

благотворительное общество (1862), Орловское благотворительное общество

(1866), Орловское общество вспомоществования бедным ученикам Александровского

Орловского реального училища (1876), Общество вспомоществования нуждающимся

ученицам Орловской Николаевской женской гимназии (1882), Дом трудолюбия и

попечительное при нем общество, г. Орел (1891), Орловское общество

вспомоществования недостаточным учащимся высших учебных заведений (1893),

общество вспомоществования бедным учащимся учебных заведений г. Орла (1896),

благотворительное общество при Римско - Католическом костеле в Орле

(1897), французское благотворительное общество в Орле (1898), Попечительство

нуждающимся учащимся бесплатных воскресных школ

(1898).

Благотворительные общества были в Ливнах, Мценске, Ельце, Дмитровске,

Волхове, Брянске, Карачеве, Кромах. Всего в губернии насчитывалось 29

обществ.

В годы русско-японской войны, 1 мировой войны повсюду создавались специальные

благотворительные комитеты.

На Орловщине знают людей, без которых наша духовная жизнь была бы значительно

беднее. Богатые люди разных сословий вкладывали свои деньги в строительство

храмов, учебных заведений, приютов и больниц, театров, музеев и библиотек,

назначали стипендии талантливым студентам, жертвовали значительные суммы

бедным людям.

Имена их не затерялись среди многочисленных персонажей прошедших эпох.

Орловские меценаты — это сложные, часто противоречивые натуры. Но они видели

больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности

общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце.

Одним из представителей дворянства, который внес значительный вклад в развитие

просвещения на Орловщине, был орловский помещик отставной полковник Михаил

Петрович Бахтин. В 1835 году он пожертвовал на устройство кадетского

корпуса в Орле капитал в 1500000 рублей и имение в 2700 душ. Император был

очень признателен Бахтину за его поступок: полковник Бахтин был произведен в

генерал-майоры и пожалован кавалером ордена святого Владимира 2-й степени. В

честь его была выбита большая золотая медаль, а признательное дворянство

губернии преподнесло Бахтину письменный адрес. Царским указом имя Бахтина было

присвоено корпусу. В 1836 году Бахтин к сделанному пожертвованию присоединил и

родовое имение в 1469 душ со всей хозяйственной недвижимостью.

В 1838 году он представил военному министру билет сохранной казны еще на

140126 руб. 35 коп.

Практически Бахтин пожертвовал все свое состояние стоимостью свыше 3-х

миллионов рублей на строительство в Орловском крае кадетского корпуса. Из 28

кадетских корпусов России только один носил имя его основателя.

В 1834 г. было закончено строительство здания корпуса, и 6 декабря 1843 г. он

был открыт.

Корпус содержался в основном на индивидуальные пожертвования орловцев.

Например, для сыновей беднейших дворян были установлены специальные стипендии

от дворян Орловской губернии, от Мценского уездного предводителя дворянства

ТИМИРЯЗЕВА, ротмистра князя СЕРГЕЯ ГОЛИЦЫНА, вдовы генерал-майора КОРОВКИНОЙ

и др.

В стенах корпуса учились многие видные люди России: революционер Степняк-

Кравчинский, народники братья Рогачевы, конструктор оружия академик Стечкин,

музыкант Затаевич и др.

В советское время в здании корпуса располагалось Орловское бронетанковое

училище им. М.В. Фрунзе. В 1943 году оно было взорвано немецкими оккупантами.

О конце 19-го века в селе Старенково Мценского уезда поселилась либеральная

помещица княгиня Антонина Дмитриевна Тенишева. С прибытием в уезд она

развернула благотворительную деятельность: обращала часть своих средств на

улучшение жизни крестьян, на поднятие уровня образования и культуры. Она

построила и содержала на свои средства земские школы в деревнях Карандаково,

Брагино, Старенково и Сторожевое. С 1899 г. Тенишева содержала во Мценске школу

кружевниц. В доме княгини тоже занимались рукоделием. Женщины близлежащих

деревень получали у Тенишевой полотно, нитки и образцы для вышивания "по

заказу".

В Новый год княгиня раздавала школьникам праздничные подарки, конфеты,

пряники, игрушки. Сельским ученицам из крестьян на обучение она выдавала 500

рублей в год. В 1904 г. Тенишева в с. Старенково, в своей усадьбе, открыла

врачебный участок, обеспечила еженедельный прием больных с бесплатным

отпуском лекарства. Роженице она всегда посылала пеленки, распашонки,

полотенца, платочки, сладости.

Она вошла с ходатайством в земское собрание об устройстве в уезде больницы,

взяв на себя обязательство ежегодно вносить по 600 рублей, а в случае своей

смерти, обеспечить это учреждение внесением в банк 15000 рублей.

Благотворительными деяниями, внимательным отношением к простому человеку

Тенишева заслужила уважение и оставила добрые воспоминания у крестьян

близлежащих деревень.

Добрую память о себе оставила Пиама Михайловна Клушина,

проживавшая в Малоархангельском уезде. Она воспитывалась в глубокорелигиозной

дворянской семье.

Всю жизнь она посвятила идее добра. Отказавшись от личной жизни, Клушина

целиком отдает себя школе, открытой на собственные средства для обучения

грамоте детей своих бывших крестьян.

Двенадцать лет она сама проработала в этой школе. А когда ее сестры основали

второклассную школу, взяла на себя звание попечительницы и этой школы. Сироты

Ярищенского прихода и дети бедных крестьян всегда были одеты на средства Пиамы

Михайловны. Имея достаточные средства, сестры Клушины получили разрешение на

строительство в сельце Ярище второклассной женской церкви-школы во имя

Покрова Пресвятой Богородицы. Они пожертвовали на это 10 тысяч рублей и девять

десятин земли.

Впоследствии, в 1905 г., когда школа была открыта, Клушины еще пожертвовали

17 тысяч рублей. Чтобы расширить школьное помещение, они на свои средства

построили отдельное здание для образцовой школы, выделив дополнительно еще

2100 рублей.

Много энергии и сил для развития просвещения отдала землевладелица Волховского

уезда Мария Александровна Лаврова. После смерти мужа, героя

русско-турецкой войны генерала Лаврова, она поселилась в селе Кривцово и,

занявшись просветительской и благотворительной деятельностью, открыла

там школу. Субсидируя ее, Мария Александровна одновременно в одном из флигелей

своей усадьбы открывает вторую одноклассную земскую школу. Затем в 1900 г. ею

же в селе Фатнево была открыта третья школа, прекрасно организованная и

обставленная необходимыми учебными пособиями.

Не довольствуясь этим, Мария Александровна ежегодно содержит на свои средства

несколько стипендиатов в различных школах, в ремесленном училище, в школах

садоводства и учительских семинариях.

В 1879 г. началась ее плодотворная деятельность в области народной медицины.

Сначала в селе Кривцово был открыт фельдшерский пункт, преобразованный в 1885

г. в медицинский. Этот пункт содержался на средства Марии Александровны с

небольшой субсидией от земства.

12 тысяч больных ежегодно посещали больницу, а попасть в больничный покой,

содержащийся всецело на средства покровительницы, считалось счастьем для

больного. При всяком бедствии, каком-нибудь затруднении все окружающее

население находило в усадьбе М.А. Лавровой помощь, совет и утешение.

14 сентября 1903 г. в селе Кривцово местное население во главе с

представителями земства и администрации торжественно чествовали 25-летнюю

просветительную и благотворительную деятельность Марии Александровны.

Примерно в 30-ти километрах от Мценска в последней трети XIX века владельцем

имения Петровское Мценского уезда стал Николай Михайлович Горбов.

Выходец из семьи богатых елецких купцов, человек широко образованный, он был

известен своей просветительской и благотворительной деятельностью.

"Цивилизованный купец" — так характеризовал Горбова Л.Н. Толстой, с которым

они были друзьями.

В Петровском Горбовым для крестьян были построены больница и богадельня. В

1879 г. им была построена на свои средства школа, которая продолжала работать

и после революции. В ней в две смены училось около 800 учащихся. Здесь же в

селе Петровском Горбов построил здание для своей прекрасной библиотеки. В

1908-1913 гг. в селе Елизаветинка Горбов сооружает целый учебный комбинат.

Были выстроены: двухэтажное кирпичное здание, где размещались учебные классы,

общежитие для 40 учеников, квартиры для учителей, надворные постройки.

Меценат выделял по 10 рублей для каждого ученика на учебный год. Крестьяне

платили за обучение ребенка по 3 рубля в год. Если родители не могли

заплатить за обучение, Горбов вносил за него плату. Училище работало до 1918

года. Следы самого мецената из Петровского затерялись в Германии.

В 1918 году он выехал за границу, где и умер в 20-е годы.

В определенной мере к меценатам можно отнести и графа Сергея Михайловича

Каменского.

В Орле он построил театральное здание на 500 мест ив 1815 году открыл первый

в Орле общедоступный крепостной театр. Все свое громадное состояние, 7 тыс.

крепостных крестьян, Каменский вложил в театр.

Театр просуществовал в Орле два десятилетия с 1815 по 1835 гг., привлекая к

себе посетителей не только из уездов Орловской губернии, но и из городов

окрестных губерний, не имевших собственных театров.

Каменский содержал оперную, балетную и драматическую труппу, два хора,

оркестр, театральную школу, имел своих живописцев, декораторов, остюмеров,

парикмахеров. Репертуар театра Каменского мало чем отличался от репертуара

столичной сцены. Здесь ставились пьесы Княжнина, Коцебу, Сумарокова,

Фонвизина, Крылова, Шекспира, Шиллера. Театр способствовал и развитию

культурных сил — появились местные авторы Парашич и Вертер, чьи пьесы

ставились на сцене театра, стал выходить журнал "Друг россиян" (позднее

"Отечественный памятник"). Благодаря театру Каменского город Орел становится

одним из культурнейших городов России начала XIX века.

Ряд учреждений культуры нашего города обязаны своим возникновением и

дальнейшим существованием меценатам. К ним относится уроженец Орловской

губернии А.Н. Николаев.

Окончив Московский артистический кружок, он поступил в императорский театр.

Николаев имел огромный успех в Москве и был приглашен на сцену Мариинского

театра в Санкт-Петербурге. Во время гастролей он неоднократно бывал на

родине, принимал деятельное участие в культурной жизни, в художественном

просвещении земляков.

Им было передано в конце прошлого века в дар только что созданному музею

Орловской ученой архивной комиссии личное собрание художественных

произведений в количестве 205 предметов. Это картины, в том числе

полотна Айвазовского и Маковского, художественное литье, скульптура, вышивка,

чеканка и т.д. Эти произведения легли в основу художественного музея в Орле.

Последние годы жизни Николаев провел на Орловщине. Умер в 1904г., похоронен в

Карачеве.

Заметный след в Орловской истории оставил купец А.И.Хлебников. В 80-е

годы XIX столетия он приобретает дом для Преображенской церкви города Орла с

тем, чтобы в нем открыть училище для девочек.

В 1884 году открылось хлебниковское двухклассное училище, где ежегодно

занимались до 100 учениц. Содержание этого училища осуществлялось на проценты

с капитала, внесенного Хлебниковым в банк. На эти проценты содержалась и

богадельня при Преображенской церкви. Училище просуществовало до 1917 года. В

1883 году Хлебников пожертвовал Введенскому женскому монастырю 6 десятин

земли. На этой земле в 1887 году было устроено кладбище монастыря, ныне

Афанасьевское кладбище. Известно также пожертвование А.И. Хлебникова 15-ти

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты