Курсовая: Меценаты на Орловщине

Курсовая: Меценаты на Орловщине

Министерство культуры Российской Федерации

Орловский государственный институт искусств и культуры

Кафедра Экономики и управления СКС

Курсовая работа

по теме: "Орловские меценаты, их участие

в экономической поддержке культуры и искусства".

Выполнил:

студент 410 гр. ФСКД

Шубин А.Е.

Научный руководитель:

Гольцов Г.Г.

Орел-2001

Содержание:

Введение

1. История отечественного меценатства.

1.1. Из истории меценатства в России.

1.2. Меценатство на Орловщине.

2. Формы участия меценатов, их роль в управлении делами учреждения культуры

и искусства.

3. Спонсоры, их участие в финансовой поддержке и организации мероприятий.

4. Участие современных меценатов, предпринимателей в финансовой поддержке

сферы культуры.

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

Введение.

1. Актуальность исследования.

Традиции общественной благотворительности в России имеют дли­тельную историй

и получили свое развитие еще в домонгольский период именно поэтому

актуальность данного исследования опре­деляется тем, что профессиональная

подготовка менеджера в культуре в обязательном порядке предполагает как

глубокий анализ и изучение накопленного почти за тысячу лет богатого опыта

оказания помощи меценатами, так и использование данного опыта в

непосредственной практической деятельности.

С конца XVIII в. открываются проявления благотворительности в виде

меценатства- покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек,

коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д., то есть всего

того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена

оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла

полноценно существовать. Меценатство на Западе - это явление, которое, наряду

с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или

освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными,

нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Можно

рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда

девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других

слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной

жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением

обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.

Сначала молельни и домашние церкви русских купцов превращались в настоящие

музеи. Да и само музейное дело в России было поставлено купцами-

промышленниками. Благодаря им были созданы в течение XIX в. сотни музеев - в

краевых, губернских, уездных городах России.

В настоящее же время, когда культуре России уделяется очень мало внимания,

проблемы, поднимаемые в этой работе весьма актуальны. Государственное

финансирование культуры в бюджете занимает одно из последних мест, можно

сказать, что финансируется по остаточному принципу. Многие театры, музеи,

кинотеатры, галереи находятся в бедственном положении. На этом фоне вопрос о

меценатстве имеет огромное значение. За годы перестройки многие мечтатели

превратились в бизнесменов, финансистов и за суетой и трудностями сложного

времени не забыли о благих порывах.

2. Методическая основа работы.

Литературное обеспечение меценатство в России и на Орловщине освещено очень

слабо. Современная литература уделяет мало внимание этой проблеме.

Книги Аронова А.А. "Золотой век русского меценатства"; Нищерсткого

"Исторические корни и традиции развития благотворительности в России";

Аксеновой А. И. "Генеалогия московского купечества XVIII в."; Тенишевой М. К.

"Впечатления моей жизни"; Боханова А. Н. "Савва Морозов"; Голубева В. "В

пользу бедных (о благотворительности в России)"; Думовой Н. Г. "Меценаты

Рябушинские: "Золотое руно" и "Голубая роза""; Афонина Л. "Повесь об

Орловском театре"; Егорова Б. и Еремина В. "Город Орел"; Аниканова А.

"Княгиня- благотворительница"; Еремина И. "Орловские купцы" - это та

современная литература, которую мне удалось найти и ознакомиться.

Больше информации по этому вопросу можно найти в дореволюционной литературе:

Краткий исторический очерк Орловского - Бахтина кадетского корпуса (1843 -

1893); материалы для описания Орловской губернии (1905) здесь можно

почерпнуть информацию о известных меценатах Орла: Лавровой М.А., о Русанове

В.С., о Тенишевой А.Д.; Пясецкий Г. "Исторические очерки города Орла" (1874);

список жертвователей в Орловский музей (1899) содержит информацию о

Похвалинском Ф.Ф., Николаеве А.Н..

Есть и статьи по теме меценатства: Сизова П. "Орловские друзья композитора";

Старых В. "Меценат из Петровского"; Чернова Н. "Торговое село Покровское";

Свешниковой Е. "Купцы не только брали"; Сизов П. "Знаменитый тенор";

Плотровский М. "Меценатство - это явление культуры: благотворительность";

Гатиловой Л. "Спасем свое национальное достояние?".

3. Цель исследования.

Актуальность проблемы определила, и цель работы: изучить экономические и

культурологические условия возникновения меценатства.

4. Задачи исследования.

Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Проанализировать опыт меценатской деятельности в России как элемент

общегосударственной политики.

2. Проследить формы участия меценатов, их роль в управлении делами учреждения

культуры и искусства.

4. Гипотеза.

На Орловщине знают людей, без которых наша духовная жизнь была бы значительно

беднее. Богатые люди разных сословий вкладывали свои деньги в строительство

храмов, учебных заведений, приютов и больниц, театров, музеев и библиотек,

назначали стипендии талантливым студентам, жертвовали значительные суммы

бедным людям.

Имена их не затерялись среди многочисленных персонажей прошедших эпох.

Орловские меценаты — это сложные, часто противоречивые натуры. Но они видели

больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности

общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце.

5. Объект исследования.

Объектом исследования данной работы являются крупные меценаты России конца19-

начала20 века и не менее знаменитые меценаты Орловщины. Описать деятельность

каждого мецената в частности мне не хватило бы и книги.

Но отдать дань уважения этим людям все же нужно, поэтому перечислим их имена:

Морозовы, Харитоненко, Прохоровы, Найденовы, Щукины, Алексеевы, Солдатенковы,

Шереметьевы, Боткины, Шелапутины, Абрикосовы, Вишняковы, Ушковы, Бахтин,

Тенишева, Клушина, Лаврова, Горбов, Каменский, Николаев, Хлебников, Коньков,

Байковский и т.д.

Также работа будет затрагивать современных меценатов, предпринимателей,

которые обеспечивают финансовую поддержку учреждений культуры.

6. Предмет исследования.

Предметом исследования по данной проблеме являться изучение зарождения

отечественного меценатства, благотворительная деятельность меценатов в

Орловской области (губернии), плодотворное влияние их работы на культуру

Орловшины, а также работа раскроет участие современных спонсоров в культурной

жизни Орла.

7. Методы сбора информации..

Информация по данной теме собиралась в разных источниках. Большинство

материала удалось почерпнуть в Орловской публичной библиотеке им. Бунина,

Орловском краеведческом музее и в интернете.

9. Обоснование выбора литературных источников.

В данной работе наибольший акцент сделан на дореволюционную литературу, так

как в не наиболее полно описывается жизнь, деятельность меценатов, эта

информация наименее искажена. Новая литература подходит к вопросу работы с

критической точки зрения, она уже переработана автором.

10. Композиционные особенности работы.

Работа выстроена таким образом, что первой части пойдет рассказ о меценатах

России и Орловской области (губернии), следующим пунктом будет освещена их

деятельность и формы участия в культуре. Далее работа будет касаться

положения современного спонсорства в России.

1. История отечественного меценатства.

С конца XVIII в. открываются проявления благотворительности в виде

меценатства - покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек,

коллекций, создания художественных галерей, театров и т. д., то есть всего

того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена

оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла

полноценно существовать. Меценатство на Западе - это явление, которое, наряду

с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или

освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными,

нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Можно

рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда

девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других

слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной

жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением

обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.

Сначала молельни и домашние церкви русских купцов превращались в настоящие

музеи. Да и само музейное дело в России было поставлено купцами-

промышленниками. Благодаря им были созданы в течение XIX в. сотни музеев - в

краевых, губернских, уездных городах России.

Внуки крестьян и мещан - отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через

университет, а также деловые и увеселительные путешествия по Европе,

становились ценителями литературы и искусства.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской

торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский

музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей,

собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского,

собрания картин В. С. Гиршмана, Е. И. Лосевой и М. П. Рябушинского, Частная

опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С.

Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова. Связаны В. А. Морозов и "Русские

ведомости", М. К. Морозова и Московское философское общество, С. И. Щукин и

Философский институт при Московском университете, Найденовские собрания и

издания по истории Москвы, Московии и, в частности, московского купечества.

Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы главным образом семьей

Морозовых... Солдатенков - и его издательство, и "Щепкинская" библиотека...

Больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница, Бахрушинские,

Хлудовские, Мазуринские, Горбовские странноприимные дома и приюты; Арнольдо-

Третьяковское училище для глухонемых; Шелапутинская и Медвединская гимназии;

Александровское Коммерческое училище; Практическая академия коммерческих

наук; Коммерческий институт Московского общества распространения

коммерческого образования, где каждая аудитория, каждый кабинет или

лаборатория были сооружены либо какой-то семьей, либо в память какой-то

семьи... Много было и других, и можно ли вообще припомнить все те памятники

жертвенности представителей "темного царства", того "чумазого", который

неустанно шел вперед и не хотел только торговать миткалем, а интересовался

категорическим императивом, Штейнеровской антропософией и картинами Матисса

Ван Гога и Пикассо.

Но отдать дань уважения этим людям все же нужно , поэтому перечислим их

имена: Морозовы, Харитоненко, Прохоровы, Найденовы, Щукины, Алексеевы,

Солдатенковы, Шереметьевы, Боткины, Шелапутины, Абрикосовы, Вишняковы, Ушковы

и т.д. и т.д.

1.1. Из истории меценатства в России.

Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX

в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую

мощь, стала искать свое место в общественной жизни. Поскольку от политической

деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а

профессиональной деятельностью заслужить общественное признание было трудно,

учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась

уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем:

занятие благотворительностью и меценатством.

Поскольку меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но

и оставить память о себе среди людей, закрепляя в названиях свои имена,

необходимо назвать каждого поименно, вернуть в историю память об этих людях.

Одно из первых дошедших до нас сведений о купеческой благотворительности

находим в семейной хронике Крестовниковых. Пришедший в Москву из Переславля-

Залесского основатель династии Козьма Васильевич (1753 - 1814) был одним из

первых коммерческих деятелей в Москве. Он имел сахарорафинадный завод на

Шипке, завод для производства свинцовых белил, вел торговлю по всей России и

с заграничными фирмами, в том числе участвуя в Макарьевской, Ирбитской и

Лейп-цигской ярмарках. Внук его сообщал, что дед весьма горячо отозвался в

1812 году на воззвания к пожертвованию. Им и его детьми было пожертвовано на

Отечественную войну 50 тыс. руб., о чем было записано на стене храма Христа

Спасителя, на 28-й мраморной доске. Такие же суммы пожертвовали князь Н. Б.

Юсупов и три представителя московского купечества: городской голова Алексей

Куманин, коммерц-советник Семен Алексеев и Григорий Абрамович Кирьяков. В

1812 г. всего было пожертвовано москвичами на снаряжение армии 1 млн. руб.,

из них 500 тыс. руб. собрало богатое московское купечество.

Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели

занимались благотворительностью и меценатством.

Третьяковы. Павел и Сергей Третьяковы происходили от старого, но небогатого

купеческого рода. Павел с ранних лет помогал отцу торговать в лавке, бегал по

поручениям, выносил мусор и учился вести записи в торговых книгах, а после

смерти отца вел вместе с братом все торговые дела. Отец дал детям полное

домашнее образование.

Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно, им принадлежала

Новая Костромская мануфактура льняных изделий, но эта семья никогда не

считалась одной из самых богатых. Тем не менее при создании Третьяковской

галереи и на другие пожертвования Павел Михайлович тратят огромные по тому

времени деньги, может быть в ущерб семье. В частности, им было создано в

Москве Арнольдо-Третья-ковское училище для глухонемых. Сергей Михайлович

занимался общественной деятельностью, много работал по городскому

самоуправлению, был городским головой, собирал картины как любитель. Павел

Михайлович отдал себя целиком собиранию картин.

П. М. Третьяков (1832 - 1898) начал свою деятельность по собиранию картин

русских художников в 1856 г. и сразу решил, что подарит свою коллекцию

городу, сделает ее народным достоянием. В завещательном письме еще в 1860 г.

Третьяков пишет, что капитал он завещает "на устройство в Москве

художественного музеума или общественной картинной галереи", и добавлял, что

"желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских

художников".

Первой покупкой Третьякова было собрание картин старых голландцев. Картины

эти украшали комнаты в Толмачах, доме, который был приобретен по случаю в

1851 г. и стал первоосновой Третьяковской галереи. Дом стоял в глубине двора.

По обеим сторонам двора вдоль Лаврушинского переулка были подсобные флигели,

которые стоят и теперь. В одном из них помещалась кухня, кладовые. В другом -

каретный сарай, конюшни. За домом был тенистый сад с фруктовыми деревьями и

беседкой, в которой пили чай и варили варенье.

Когда Третьяков начал собирать картины русских художников, он их развешивал

сначала в своем кабинете. Со временем, когда там стало тесно, картины

развешивались в столовой, потом в гостиной, а картины старых голландцев Павел

Михайлович отправил в Ильинский переулок. В связи с увеличением количества

картин, в 1872 г. было принято решение о постройке галереи. Весной 1874 г.

произошло переселение картин в новое помещение. Картины в галерее размещались

хронологически, начиная с самых старых от входа. Галерея расширялась, новые

залы пристраивались до самой смерти ее основателя.

Первой картиной, которую заказал Третьяков русским художникам, было

"Искушение" Шилдера. По документальным же данным первой покупкой Павла

Михайловича является картина Худякова "Финляндские контрабандисты". Огромная

историческая заслуга Третьякова - это его вера в торжество русской школы

живописи. В одном из писем в феврале 1865 г. он писал: "Многие положительно

не хотят верить в хорошую будущность русского искусства... а я как-то

невольно верую в свою надежду, наша русская школа не последнею будет". В

наступившем в конце XIX в. триумфе русской живописи личная заслуга П. М.

Третьякова исключительно велика и неоценима.

В начале 1872 г. в собрание Третьякова поступили две замечательные картины,

получившие премии на конкурсе Общества поощрения художеств: "Мокрый луг"

Васильева и "Сосновый бор" Шишкина. Перед второй передвижной выставкой Павел

Михайлович приобрел "Христа в пустыне" Крамского, на самой выставке - "Устье

Невы" Боголюбова, "Ручей в лесу", "Полдень" Шишкина. Это теперь лучшие

картины. В ближайшие годы появляются картины Маковско-го, Куинджи, Ярошенко.

В 1869 -70 гг. у Третьякова возникает мысль о создании галереи портретов

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты