Курсовая: Иван Федоров и начало книгопечатания

скорого выполнения и дешевой цены; и ради своей славы так же бы устроить и по

всей России, как у греков и в Немецких землях, в Венеции и в Италии и в Белой

Руси, в Литовской земле и прочих тамошних странах, чтобы всякому православному

христианину возможно было правильно и ясно прочитывать святыя книги и говорить

по ним; и повелеть бы распространять их по всей Русской земле по святым божиим

церквам ради прославления имени божия и пречистой богородицы и всей святых.

2

В послесловии к Апостолу 1564 г. - в одном из основных источников по истории

начального московского книгопечатания - указываются две причины, побудившие

Ивана Грозного ввести книгопечатание в Москве: потребность в большом

количестве церковных книг для вновь строящихся церквей в Москве и других

городах, особенно в городе Казани «и в пределах его», и необходимость

исправления «растленных» книг.

В завоеванной в 1552 г. Казани правительство Ивана IV насильственно вводило

христианство среди татар и всячески поощряло тех, кто принимал крещение. Чтобы

удовлетворить возросший спрос на церковную литературу, Иван Грозный повелел

покупать святые книги на торгу «и в святых церквах полагати».

1

<...> И тако благоверный царь и великий князь Иван Васильевичи всея Русии

повеле святая книги на торжищих куповати и в святых церквах полагати псалтыри,

и евангелии, и апостолы, и прочая святыя книги. В них же мали обретошася

потребни, прочий же вси растлени от преписующих ненаученых сущих и неискусных в

разуме, овоже и неисправлением пищущих. И сие доиде и царю в слух, он же начат

помышляти, како бы изложити печатныя книги, якоже в грекех, и в Венецыи, и во

Фригии, и в прочих языцех, дабы впредь святыя книги изложилися праведно.

2 Но тогда возникло еще одно затруднение - большинство книг оказалось

непригодными, было искажено «несведущими и неразумными» переписчиками,

содержало различные ошибки. «Порча» книг порождала ереси, вела к религиозному

вольнодумству. В условиях обострения классовой борьбы в XVI в. неисправные

церковно-служебные книги использовались в политических интересах противниками

господствующих порядков. Ко времени начала «поисков» печатного мастерства

относится «ересь» сына боярского Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена

Троицкого монастыря. На церковном соборе, созванном для разоблачения еретиков,

Матвей Башкин, используя разночтения в рукописном тексте Апостола, толковал его

по-своему, «развратно». Вольнодумно толковал церковные тексты и другой

«еретик», Феодосий Косой, призывавший к неповиновению властям и проповедовавший

равенство всех народов.

Вопрос об исправлении церковных книг был доставлен на Стоглавом соборе высших

духовных и светских сановников, созванном Иваном IV и митрополитом Макарием в

1551 г. для обсуждения необходимых реформ в государственном и церковном

управлении. В постановлении Собора «О божественных книгах» было сказано:

«Божественные книги писцы пишут с направленных переводов, а написав, не

правят же, опись к описи прибывает и недописи и точки не прямые. И по тем

книгам в церквах божиих чтут и поют, и учатся, и пишут с них». Собор

постановил ввести строгую духовную цензуру, конфисковать неисправные

рукописи. Однако осуществить контроль над переписыванием книг, которое велось

во многих местах Русского государства, было трудно. Этот контроль можно было

обеспечить лишь при централизованном способе размножения книг. Книгопечатание

вызвало функциональное размежевание между печатной и рукописной книгой:

С середины XVI в. правительство Ивана IV приступило к изысканию средств и людей

для освоения типографского искусства. Попытки завести в Москве книгопечатание с

помощью иностранцев не увенчались успехом. Это не значит, что осваивая трудное

искусство книгопечатания, разрабатывая самобытную, оригинальную технологию

набора, русские первопечатники не были знакомы с существовавшим во многих

странах Европы, в том числе и в славянских странах, искусством книгопечатания.

И в области полиграфической техники, и в художественном оформлении первых

русских печатных книг заметно иноземное влияние. По словам Ивана Федорова,

великий князь Иван Васильевич «начат помышляти, как бы изложить печатные книги,

якоже в грекех, в Венеции, и во Фригии и в прочих языцех». С опытом

издательского дела за границей мог познакомить наших книгопечатников

просвещенный писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV – начале XVI

в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В

1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов

церковных книг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда.

Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги,

созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески,

с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству,

переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати.

1

§3. Начало книгопечатания в России

ПОСЛЕСЛОВИЕ К "АПОСТОЛУ", 1564 г.

Изволением отца и помощью сына и свершением святого духа, по повелению

благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея великия России

самодержца и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Русии

многие церкви воздвигались в царствующем граде Москве и по окрестным местам и

по всем городам царства его, особенно же в новокрещенном месте, в городе

Казани и в пределах ее. И все эти святые храмы благоверный царь украшал

чтимыми иконами и святыми книгами, и сосудами и ризами и прочими церковными

вещами, по преданию и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по

постановлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших, -

великого Константина и Юстиниана и Михаила и Феодоры и прочих благочестивых

царей, в свое время бывших. И поэтому благочестивый царь и великий князь Иван

Васильевич всея Русии повелел покупать святые книги на торгу и полагать их во

святых церквах - псалтыри, евангелия, апостолы и прочие святые книги. Но из

них мало оказалось годных, остальные же все искажены несведущими и

неразумными переписчиками, а иные оттого, что пишущие оставляли их без

исправления. И это стало известно царю, и он начал размышлять, как бы издать

печатные книги, как у Греков, и в Венеции, и в Италии, и у прочих народов,

чтобы впредь святые книги излагались правильно. И так возвещает мысль свою

преосвященному Макарию митрополиту всея Русии.

Святитель же, услыхав, весьма обрадовался и, воздав благодарение богу, сказал

царю, что мысль эта ниспослана богом и есть дар, нисходящий свыше. И так, по

повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и

по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать

мастерство печатных книг в год 61-й восьмой тысячи (1553); в 30-й же год

(1563) царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей

царской казны дом, где производить печатное дело.

И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви

Николы чудотворца Гостунскому Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на

устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не

пришло к завершению. И начали печатать впервые эту святую киигу, Деяния

апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания в год 7070

первый (1563), апреля 19-го. На память преподобного отца Иоанна Палеврета, т.е.

из древней Лавры. Окончены же были в год 7070 второй (1564), марта в 1 день при

архиепископе Афанасии, митрополите всея Русии, в первый год святительства его,

во славу всемогущей живоначальной Троицы отца и сына и святого духа. Аминь.

Введение книгопечатания в России стало возможно и благодаря тому уровню

знаний русских людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать

"неведомый до того" печатный стан.

Одной из самых загадочных страниц в истории отечественного книгопечатания

является вопрос об Анонимной типографии и безвыходных изданиях, получивших

такое наименование в связи с отсутствием в них выходных сведений.

В настоящее время известны следующие издания, датируемые по бумаге, вкладным

и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк:

Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь

Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559),

Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-

1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено

их московское происхождение.

Таким образом, очевидна деятельность особой типографии в Москве в 1550 -

начале 1560-х годов. Судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на

царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их

производства. Тематика книг, например, выпуск Четвероевангелия,

истолковывается некоторыми авторами как свидетельство принадлежности

Анонимной типографии к кругам, близким к нестяжателям. Некоторые исследования

показывают связь Анонимной типографии с Избранной радой Ивана IV - Адашевым,

попом Сильвестром (замечательным писателем, автором Домостроя, духовником

царя).

Сложным является вопрос и о работниках Анонимной типографии. В письме Ивана

Грозного в Новгород называется Маруша Нефедьев – "мастер печатных дел", и

другой мастер Васюк Никифоров. Исследование типографской техники печати, а

также косвенные свидетельства более поздних источников говорят о работе в

Анонимной типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца.

Значение анонимных изданий различно оценивается учеными. Одни видят в них

пробные издания перед выпуском "Апостола" 1564 г., другие - продукцию частной

типографии. Как бы то ни было, безвыходные издания подготовили появление

"Апостола" - шедевра полиграфического искусства.

1 марта 1564 г. повелением Ивана Васильевича IV и благословением митрополита

всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга "Апостол", и

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники.

Исследователями установлено, что, хотя Иван Федоров и Петр Мстиславец

использовали технику набора, верстки, печати, аналогичную анонимным изданиям,

они трудились в самостоятельной типографии. Очевидно, что заведение новой

"друкарни" требовало долгого времени. Из послесловия к "Апостолу" известно,

что работа над ним велась в течение года с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564

г. Для напечатания "Апостола" необходимо было отлить шрифты, сделать

оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста "Апостола". Он

был отредактирован при участии митрополита Макария.

Судя по тому, что в "Апостоле" указаны имена царя и митрополита как

непосредственных заказчиков книги, типография Ивана Федорова могла носить

государственный характер, и потому вопрос о ее организации должен был

решаться непосредственно царем. По мнению ученых, решение было принято в 1562

г., так как до 1561 г. успешно работала мастерская Сильвестра и потребности в

типографии не было, а в мае 1562 г. царь ушел из Москвы в военные походы.

Таким образом, подготовка "Апостола" 1564 г. заняла несколько лет, если

считать и обустройство типографии, которая была размещена в Москве в палатах

на Никольской улице.

Выбор " Апостола" для первого издания государственной типографии, несмотря на

то, что эта книга не являлась первой необходимостью для вновь освященного

храма (освящение и служба в храме невозможны без Напрестольного Евангелия),

оправдан тем, что "Апостол" в Древней Руси использовался для обучения

духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Св.

Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей,

причиной которых называлось неправильное толкование Св. Писания. В этом

отношении издание "Апостола" еще раз показывает его государственно-

национальное значение в борьбе со "смутой" путем церковного просвещения.

Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга

стала образцом для последующих изданий.

В 1565 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издают Часовник (двумя

изданиями), книгу богослужебную по своему характеру, но, как и "Апостол" в

Древней Руси, служащую для обучения, но не духовенства, а только

приобщающихся к грамоте детей.

Часовник по своему полиграфическому исполнению ниже "Апостола", что может

быть объяснено не только спешкой типографов, но и назначением книги, ее

использованием. "Апостол" украшает фронтисписная гравюра с изображением

апостола и евангелиста Луки, по преданию автора Деяний апостольских. Он

изображен сидящим на низкой скамейке в плаще-гиматии, перед пюпитром, его

фигура заключена в декоративную рамку, по предположению исследователей

повторяющую гравюру немецкого мастера Эргарда Шена (ок. 1491-1542),

помещенную в Библиях 1524 и 1540 гг., но значительно переработанную русским

мастером. Орнаментика федоровских изданий отличается изяществом и во многом

восходит к образцам орнаментальных украшений в рукописях и гравюрах Феодосия

Изографа, но у Федорова, например, в Часовнике есть заставки, не

встречающиеся в рукописях, образцы которых он, возможно, вывез из Польши.

Исследователями доказано символическое значение орнаментальных украшений в

книгах Ивана Федорова, где текст и орнамент неразделимы и истолковывают друг

друга.

После издания Часовника деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца в

Москве вскоре прекращается, и они покидают пределы Московского государства.

Отъезд первопечатников (вместе с шрифтами и оборудованием) из Москвы,

конечно, не был тайным, но назвать его причины однозначно невозможно.

Говорили о преследованиях властей, о специальном отправлении Ивана Федорова в

Литву по просьбе гетмана Г.А. Ходкевича для поддержания православия. Сам Иван

Федоров в послесловии к львовскому "Апостолу" (1574 г.) пишет о людях,

которые "зависти ради многие ериси умышляти", суть которых, по Федорову,

заключалась в невежественном толковании их работы, возможно, по

редактированию текста "Апостола". Но это мог быть лишь повод для отъезда.

Считается, что Иван Федоров относился к числу людей определенного

политического, религиозного направления и в период изменения внутренней

политики самодержца (в 1565 г. Иван Грозный объявляет об оставлении царства,

вскоре вводится опричнина) считает за благо покинуть Москву. Однако это

здравое рассуждение не может быть окончательно принято, ибо, оставляя

столицу, первопечатник увозит с собой оборудование, то есть государственную

собственность, что без ведома власти сделать было невозможно. Как видим,

причины отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца из Москвы по-прежнему

остаются загадкой.

В XVI в. в Москве было отпечатано всего восемнадцать наименований книг, при

этом тираж в несколько сотен экземпляров считался большим. Читать в Древней

Руси учились обычно по Псалтыри, книге церковных псалмов. Но были и специальные

буквари или «азбуки». Первый букварь напечатал еще в 1574 г. сам Иван Федоров.

Книгопечатание в Москве развивалось и после Ивана Федорова. В столице

первопечатник оставил своих учеников Никифора Тарасиева и Андроника Тимофеева

Невежу. В 1567-1568 гг. они возродили московскую типографию, из которой в 1568

г. вышло первое послефедоровское издание - Псалтырь. В 1571 г. пожар уничтожил

Печатный двор. В 1577 г. по поручению Ивана Грозного была организована

типография в Александровской слободе, где также выпустили Псалтырь. После

долгого перерыва в 1589 г. в Москве вновь начинает работать Печатный двор, на

котором Андроник Невежа издает Триодь постную. Всего в XVI веке на территории

Московского государства было выпущено 19 изданий, средний тираж которых

составлял 1000-1200 экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия

заключается в организации крупной типографии европейского типа на

государственной основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г,

руководил мастер Андроник Невежа.

§4. Жизнь

Ивана Федорова после отъезда в Литву

Уже в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в Москве

появилось несколько новых типографий. Еще больше их стало в XVIII в. в эпоху

так называемого русского Просвещения. А в XIX в. книга уже занимала очень

большое место в жизни москвичей, причем не только состоятельных. Наряду с

ведомственными и специализированными издательствами, вроде университетского,

синодального, в городе работали частные книгоиздательские фирмы, имена

основателей которых и сегодня с уважением произносит всякий образованный

москвич.

ИВАН ФЕДОРОВ (ок. 1510—5.XII. 1583)—выдающийся деятель русской культуры,

первый известный по имени русский типограф, гравер, литейных дел мастер, В

1532 г. получил степень бакалавра Краковского университета. В 50-е гг.—

дьякон церкви Николы в Московском Кремле. Возможно, работал еще в первой

типографии в Москве, анонимно выпустившей 7 изданий в 50-е гг. С апреля 1563

по март 4564 г. И. Ф. совместно с Петром Мстиславцем работал над подготовкой

текста, литьем шрифта и изготовлением гравюр для издания Апостола.

Совокупность художественных приемов оформления текста, разработанная И. Ф.,

повлияла на все последующее русское, а также и украинское книгопечатание. В

послесловии к Апостолу 1564 г. непосредственным инициатором создания

типографии назван царь Иван Грозный. До 1565 г. И. Ф. и Петром Мстиславцем

были напечатаны еще 2 Часовника. Через некоторое время по не вполне ясным

причинам оба типографа покинули Москву и обосновались в Заблудове, имении

литовского гетмана Ходкевича, впоследствии сторонника Ивана Грозного как

претендента на польский престол. Существует предположение, что типографы

бежали из Москвы от преследования бояр. Н. А. Мещерский выдвинул гипотезу,

что они отправились в Западную Русь для проповеди православия. Этим можно

было объяснить то, что И. Ф. сумел вывезти шрифт и граверные доски.

В Заблудове были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь с Часословцем.

Обе книги украшены заставками и инициалами. Евангелие — геральдической

композицией, а Псалтырь — двумя гравюрами. Предисловия написаны И. Ф. и Г. А.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты