Курсовая: Иван Федоров и начало книгопечатания

Курсовая: Иван Федоров и начало книгопечатания

Министерство образования Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет

им. И.Н. Ульянова»

Кафедра всеобщей истории

Курсовая работа

«Иван Федоров и

начало книгопечатания»

Выполнила: студентка

ЗИФ-12-01 Михайлова А.Л.

Научный руководитель:

Сидорова А.Н.

Чебоксары 2002

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

§1. Иван Федоров и формирование личности

1.1. Годы и место рождения. Происхождение

1.2. Годы учения

§2. Предпосылки и условия для книгопечатания в России

§3. Возникновение книгопечатания в Москве

§4. Жизнь Ивана Федорова после отъезда в Литву

4.1. Типография Ивана Федорова в Заблудове

4.2. Иван Федоров во Львове

4.3. Иван Федоров в городе Остроге

4.4. В конце жизненного пути

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Тема данной курсовой работы «Иван Федоров и начало книгопечатания». Мой выбор

остановился на данной теме, потому что меня заинтересовала история первой

печатной книги.

Передо мной стоит такая цель: показать историю книгопечатания.

Также мне предстоит ответить на такие вопросы: когда, где, кем, при каких

обстоятельствах оно изобретено. Этот вопрос принадлежит к числу наиболее

сложных и спорных исторических вопросов. Книгопечатание имело обычную судьбу

великих новых явлений, открытий и изобретений. Для раскрытия поставленных

вопросов мной будут использованы несколько источников, а также печатных

изданий.

Источником моей работы является «Хрестоматия по истории русской книги»

послесловия к «Псалтыри» Никифора Тарасиева и Невежи Тимофеева (1568 год),

послесловие «Апостола» 1564 года.

Основной литературой была «400 лет русского книгопечатания». В этой книге

дается обзор книгопечатания в многонациональной стране. Показывает историю

книг от времени возникновения в Москве до наших дней.

В книге «История письменности и книги», автором которой является Е.И.

Кацпржак, я нашла ответы на очень важные вопросы: где началось,

распространялось книгопечатание, кто был первопечатником.

Книга Е.Л. Нимеровского «Начало славянского книгопечатания» помогла мне

дополнить информацию, в каких странах и когда появилось книгопечатание. В

книге Л.И. Владимирова «Всеобщая история книги» прослеживается происхождение

книжного дела с самого зарождения письменности до XVII в., когда складываются

многие традиции книжной культуры общества, привычное уже и для нашего

времени.

Остальная литература помогла мне дополнить и расширить информацию о

книгопечатании.

Большое значение изобретению книгопечатания предавали ученые разных эпох.

В России книгопечатание началось в середине XVI века, тогда как в Европе оно

утвердилось уже в 40-50 годы XV века.

В первой главе речь пойдет о начале книгопечатания, а именно о зарождении в

Китае и Европе. До или после Гутенберга изобрели китайцы книгопечатание? Мы

остановимся на любопытных фактах из истории жизни первого печатника

Гутенберга. Он изобрел печатный станок, в основу которого была положена

конструкция пресса, применяющегося в виноделии и в производстве бумаги. Кроме

того, одним из главных его изобретений явилось удобное и практическое

устройство для отливки литер, т.е. букв.

Во второй главе мы рассмотрим эпоху инкунабул и палеотипов; а также первые

кириллические издания.

В третьей главе мы проследим причины зарождения книгопечатания в России. В

Московском государстве книгопечатание было правительственным мероприятием. В

Кремле в году стали выходить первые русские книги - безвыходные или анонимные

издания, как принято их называть. Мы рассмотрим освоение московского

типографского искусства.

§1. Иван Федоров и формирование личности

1.1. Год и место рождения. Происхождение

Мы не знаем, где и когда родился мальчик, которому при крещении дали хорошее

русское имя Иван. Какие-либо документальные свидетельства об этом событии не

сохрани­лись. Однако мнений — сколько угодно. И. Галактионов с ссылкой на

«одно предание» утверждает, что первопечатник «родился около 1520 г. в

Лихвинском уезде Калужской губернии». В. Е. Румянцев предлагал дату

«1520—1523 гг.», П. И. Березов — «20-е гг. XVI в.», И. Бас — «около 1525 г.».

Известен один документ 1582 г., в котором идет речь о побоях и ранах,

нанесенных «друкарем» некоему Якову Суконнику с львовского Подзамчья. Исходя

из того соображения, что Иван Федоров, будучи 60 с лишним лет от роду, не мог

бы вступить в драку, М. Н. Тихомиров предлагает перенести дату его рождения

на 30-е гг. — около 1533 г.

Все эти точки зрения достаточно субъективны, поэтому мы не счи­таем возможным

присоединиться к какой-либо из них. Указать абсолютно достоверную дату

невозможно. Остается принять что-либо расплывчатое и неопределенное: «20—30-е

гг. XVI в.».

Лихвинский уезд Калужской губернии, как место рождения Ивана Федорова,

совершенно апокрифичен. Об этом пойдет речь ниже. Пока же отметим, что за

пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя «Москвитином»,

«печатником з Москвы».

Выводы о происхождении Ивана Федорова могут быть только косвен­ными. С полным

убеждением можно сказать, что первопечатник не имел никакого отношения к

высшим слоям господствующих классов, где в то время были обычными родовые

прозвища и фамилии, а также отчества, оканчивающиеся на «ич». Последнее

строго выдерживалось и было при­вилегией. В Юго-Западной Руси была совершенно

иная практика. Попав туда, многие москвичи тотчас же обзаводились отчествами

на «ич». Так поступили и первопечатники, которые уже в первой напечатанной за

пре­делами Московской Руси книге — Учительном Евангелии 1569 г.— име­нуют

себя «Иван Федорович Москвитин» и «Петр Тимофеевич Мстиславец».

«Федоров», таким образом, не фамилия и не родовое прозвище. По­этому сведения

о нашем первопечатнике в энциклопедиях и словарях правильнее было бы помещать

не на букву «Ф», а под именем «Иван». Отчество «Федоров», не бывшее фамилией,

не могло перейти к детям первопечатника. Сын его впоследствии именовался

Иваном Ивановичем или Иваном Друкаревичем. Приписывать сыну Ивана Федорова

отчество первопечатника неверно. Это приводит к таким нелепым утверждениям,

как мнение И. Огиенко о том, что Иван Иванович напечатал в 1604 г. в Дермани

Октоих, подписанный инициалами «ГОД».

Делались попытки установить происхождение Ивана Федорова, исходя из

геральдической трактовки его типографского знака. Знак впервые появился в

Апостоле 1574 г., а затем был повторен (с графическими ва­риантами) на

страницах Букваря 1574 г., Нового завета 1580 г. и Библии 1580—1581 гг.

Впоследствии он был изображен и на надгробной плите первопечатника. Знак

представляет собой гербовый щит, на котором изоб­ражена изогнутая ленточка

(«река»), увенчанная сверху стрелкой. По обе стороны ленточки — буквы, из

которых составляется имя «ШАН» (в Апо­столе и Букваре) или инициалы «IQ» (в

Новом завете, Библии и на над­гробной плите).

Еще П. Кеппен и Е. Бандтке указывали на сходство типографского знака Ивана

Федорова с польскими дворянскими гербами «Сренява» и «Дружина». Однако в

последующие годы в литературе преобладали все­возможные символические

толкования. В. Е. Румянцев, верный своей итальянской теории, связывал знак

первопечатника с типографской маркой Альда Мануция. И. Токмаков, а

впоследствии Ф. Булгаков и А. И. Некра­сов сочли изображенную на знаке

стрелочку типографским угольником, который «служит здесь эмблемой

типографского искусства». М. Н. Куфаев посчитал «реку» символом известного

крылатого выражения древне­русского книжника «книги суть реки напояющие

вселенную», а помещен­ную над «рекой» стрелу—указанием на «функциональную

роль» книг— распространение просвещения. К этому курьезному мнению в

последнее время вернулся Г. И. Коляда.

В. К. Лукомский в помянутой выше статье вернулся к указанию Е. Бандтке.

Произведя подробные и тщательные геральдические изыска­ния, он сопоставил

типографский знак Ивана Федорова с гербом дворянского рода Рагозиных. Отсюда

следует предположение о происхождении Ивана Федорова «из русской ветви

белорусского рода Рагоз». Предполо­жение это компрометирует сам В. К.

Лукомский, отмечая «непонятное отсутствие» упоминания Федоровым о своем

родовом прозвании на всем протяжении его жизни, равно как и отсутствие в

родовых росписях этих фамилий упоминания о «славном их сородиче».

Второе предположение Лукомского состоит в том, что Рагозины в бытность Ивана

Федорова в Литовской Руси «приписали» первопечат­ника к своему гербу. Это

мнение опровергается тем, что жизненный путь первопечатника, известный нам

достаточно хорошо по многочисленным упоминаниям в актовой документации, ни

разу не пересекался ни с одним из Рагозиных.

Мы считаем, что типографский знак «изобрел» сам Иван Федоров во Львове по

примеру многочисленных краковских печатников, обяза­тельно имевших

собственные марки. С печатниками этими Федоров всту­пил в контакт тотчас же

по приезде. Образцом ему могли послужить водяные знаки французской бумаги.

Очень близкий по рисунку водяной знак мы нашли в рукописном Четвероевангелии

(собрание Московской Синодальной типографии), в котором имеются оттиски

гравированных заставок из безвыходных изданий.

1.2. Годы учения

Каких-либо документальных материалов о жизни и дея­тельности Ивана Федорова в

Москве у нас нет. Единственным памятни­ком ему остались напечатанные им

книги. Отсутствие точною знания сплошь и рядом восполняется гипотезами.

Недостатка в предположениях нет. По мнению одних авторов, дьякон Иван Федоров

«приблизительно в тридцатилетнем возрасте» овдовел. «По закону он должен был

по­стричься в монахи... Но Федоров не желал стать монахом-затворником.

Оставалось заняться мирской, светской работой». Таким образом, основной

побудительной причиной к возникновению книгопечатания на Руси объявляется

раннее вдовство Ивана Федорова.

Когда такими утверждениями пестрит популярная литература, это еще можно

понять. К сожалению, голословные утверждения встречаются и в работах Г. И.

Коляды, который, например, категорически утверждает:

«Стремление к ученым занятиям продиктовало (Ивану Федорову) реше­ние принять

сан диакона. Как «Николы чюдотворца Гостунского диякон» он в соответствии с

постановлением Стоглава, несомненно, был «избран» учителем. Начавшаяся

подготовка к устройству типографии раскрывала перед ним гораздо большие

просторы для деятельности просветителя. И его потянуло туда. Сначала Иван

Федоров был справщиком...» и т. д. и т. п.

Исследователь должен чувствовать ответственность перед современ­никами, а еще

больше — перед грядущими поколениями. Неосторожно брошенное слово,

документально не подкрепленное предположение, будучи преданы печати,

приобретают значение документа. На него начинают ссы­латься, его цитируют.

Так создается традиция, ошибка возводится в норму, становится фактом истории.

Где учился Иван Федоров типографскому ремеслу? Ответов на этот вопрос

предлагалось немало. В учителях ходили Ганс Мейссенгейм Бог-биндер, Максим

Грек, неизвестные итальянцы... В. В. Стасов даже отправ­лял Ивана Федорова и

Петра Мстиславца в Германию учиться книгопе­чатанию. Все эти, с позволения

сказать, гипотезы не имеют решительно никаких оснований.

Документальных материалов и по этому вопросу нет. Здесь, однако, ничто не

помешает нам высказать категорическое убеждение — Иван Фе­доров работал и

учился своему мастерству в типографии, которой вышли безвыходные издания.

В свое время был подробно рассмотрен вопрос об иностранных учите­лях наших

первопечатников. Мы выяснили, что таких учителей не су­ществовало. Московские

типографы самостоятельно осваивали основы полиграфической техники. Издания их

постепенно улучшаются, техника совершенствуется. Они ищут — и это хорошо

видно по делам рук их.

Был ли среди этих первых мастеров Иван Федоров? А. С. Зернова отвечает

категорическим нет. По ее мнению, «анализ анонимных изданий со стороны

шрифтов и орнамента в целом, манеры печатания, манеры нумерации тетрадей

указывает на других мастеров». Как мы знаем, безвыходные издания не

составляют единой группы по всем этим при­знакам. Как шрифты и орнаментика,

так и «манера» печатания и нумера­ции тетрадей в первопечатных книгах

различны. Если быть последова­тельным, точку зрения А. С. Зерновой следовало

бы довести до крайности и утверждать, что безвыходные издания вышли по

крайней мере из трех различных типографий. Выше было показано, почему такое

предположе­ние неправильно.

Веские доказательства в пользу того, что Иван Федоров работал в первой

московской типографии, дает анализ полиграфической техники. Наши

первопечатники изобрели ряд типографских приемов, подобных которым история

книгопечатания не знала. Иван Федоров заимствует некоторые из этих приемов.

Он широко применяет метод набора с «пере­крещиванием» строк. Освоить его он

мог только в первой московской типографии. Отсюда же заимствован метод

орнаментального слепого тиснения.

Техника набора и верстки (прием «перекрещивания» строк) Апо­стола 1564 г. и

Часовника 1565 г. полностью совпадает с техникой шести (из семи) безвыходных

изданий. Техника двухкрасочной печати та же, что и в широкошрифтных изданиях.

Еще раз подчеркнем, что изучить все эти методы и приемы где-ни­будь в другом

месте Иван Федоров не мог — ни в одной типографии мира, например, набор с

«перекрещиванием» строк никогда ранее не приме­нялся. Вывод может быть лишь

один — Иван Федоров принимал участие в выпуске безвыходных изданий. Именно в

первой московской типографии вместе с другими мастерами ее он осваивал

полиграфическую технику, шел от незнания к знанию, от неумения к мастерству.

Вывод этот логически вытекает из предпринятого ранее изучения первопечатной

техники. Мы могли бы пойти дальше и высказать предпо­ложение, что Иван

Федоров был из тех воспитанников Сильвестра, кото­рых благовещенский поп «на

свободу попущах», «зде на Москве вскормих и вспоих, до совершена возраста,

изучих, хто чево достоин, многих гра­моте, п писати и пети, иных иконного

писма, инех книжного рукоде­лия». Но это предположение увело бы нас на стезю

бездоказательных гипотез, против которых мы только что возражали.

§2. Причины введения книгопечатания в Московском государстве

Невозможно представить современное общество без книг. Однако люди прожили

большую часть своей истории. Накопленные знания одно поколение передавало

другому устно, или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя

пищей, жильём, одеждой. Когда люди перестали жить большими группами, когда

сложились первые государства, объем, и разнообразие знаний стали слишком

велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие

сведения должны были уже не только сородичам или ближайшим соседям. Нужно

было изобрести письменность и размножать написанное. Уже в Древнем мире

появилась письменность.

В середине XVI в. в эпоху царствования Ивана Грозного книгопечатание

проникает в Московское государство. Введение книгопечатания в Москве –

результат социально-экономического развития феодального общества Руси XVI в.

Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки

для учреждения в Москве типографии и перехода от рукописного способа

размножения книг к более совершенному и производительному – книгопечатанию.

Эпоха книгопечатания – напряженная борьбы за укрепле­ние централизованного

государства и глубоких изменений во всем укладе русской жизни. Центральная

государственная власть укрепилась, крупные завоевания Московского государства

не только расширили территорию государства, но и усилили его в борьбе с

бывшими захватчиками-монголами. Московское госу­дарство в этот период

присоединило обширные царства Казанское и Астраханское. Одновременно с

расширением го­сударственных границ шло расширение деятельности церкви. Во

вновь завоеванные области посылали многочисленных православных проповедников-

миссионеров, строили церкви и монастыри. Естественно, что для новых церквей

понадобились бого­служебные книги в большем количестве, чем их могло дать

руко­писное производство. Кроме того, рукописные книги всегда страдали

недостатком, связанным со способом их изготовления, — обилием ошибок и

неточностей. На это обстоятельство уже давно обращали внимание образованные

люди. Ученый монах Максим Грек, вызванный из Греции в Москву при Василии III

в качестве переводчика, обнаружил в рукописных книгах множество ошибок и

пытался внести исправления в переводы. На церковном соборе 1551 года,

получившем название Стоглавого, царь Иван IV гово­рил: «Божественные книги

писцы пишут с неправленных пере­водов, а написав, не правят же; опись к описи

прибывает, и недописи, и точки непрямые».

Единственный способ устранения этих недостатков состоял в том, чтобы перейти

от ручного производства книг к механическому; так зародилась мысль о

заведении в Москве типографии.

В политическом плане введение книгопечатания в Москве было одним из тех

государственных мероприятий, которые проводил Иван Грозный в 50-60-х гг. XVI в.

с целью укрепления самодержавия (реформа суда, создание стрелецкого войска,

губные и земские учреждения и т.д.).1

В первом столетии восьмой тысячи лет, когда над Россией царствовал царь и

великий князь Иоанн Васильевич всея Руссии, вложил ему бог в ум благую мысль,

как лучше устроить в Русской земле и вечную память по себе сотворить:

произвести от письменных книг печатные, ради полного исправления и утверждения,

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты