Курсовая: История русской православной церкви

формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим

самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала

дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали

сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период феодальной

раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части

Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях

древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности.

Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим

складывание единой древнерусской народности из восточнославянских

племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации

древнерусского сознания —как этнического, так и государственного. Заметим

также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не

усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности.

Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим

самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности.

По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск... А

словеньскый язык и рускый одно есть»(4).

В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные

негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси

дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что

значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная

вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и,

как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская

письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до

конца Х в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным

образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская

литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних

древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с

Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно

послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой.

Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и

влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего

Востока.

Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут,

конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до

крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие

миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали

выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на

славянский язык. Таким образом. Киевская Русь получила тотчас по крещении

письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка

организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной

чади», т.е. из верхних слоев дворни.

Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальная наука

Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль,

толкала к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные

с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской

литературы. Это собственную, туземную литературу создают представители самой

образованной части населения —духовенства, воспитанного на византийских

литературных образцах. Священник княжеского села Берестова Илларион выступает

со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики словом

«о благодати», заканчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным

панегириком в честь «блаженного»князя Владимира и его сына Ярослава.

В период, определяемый концом Х и XI веков, когда в Приднестровье

складывались феодальные отношения, христианство явилось большой социальной

силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было

проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и

содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими

государствами.

Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на

развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В

земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества.

Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое

стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими

аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в

значительной мере культура многих овощей занесена была из Византии вместе со

студийским уставом показывает происхождение названий многих из них.

Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной

техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей,

которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали

технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий,

использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ

кладки древнейших киевских и новгородских церквей —греческий. Не случайно

названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от

греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного

терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили

церкви, и что древнейшая постройка такого типа приписывалась легендой первой

христианской княгине—Ольге. Другим образцом светской постройки могут служить

«Золотые ворота», воздвигнутые Ярославом, от которых сохранились только

развалины, не дающие представления об их былом великолепии.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника

резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского

собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле

древнехристианских саркофаков, заимствована из Византии для церковных целей.

Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может

быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области

мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от

греческих мастеров, то «в некоторых видах художественной промышленности

ученики-русские,- отмечает И. Грабарь, - сравнялись со своими учителями-

греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских

образцов». Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань). Тем не менее

русские работы показывают «хорошо усвоенный стиль византийских образцов,а их

тематика в большинстве случаев церковная»(4).

Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной

области. До нас сохранились поразительные по своей художественной ценности

образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства,

навеянные лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета.

Источники, откуда черпались греческими архитекторами (а что именно греческие

архитекторы строили первые храмы, об этом мы имеем совершенно точные указания

в современной литературе) творческие мотивы их построек в Киеве, Новгороде,

Чернигове, служат такие шедевры мирового искусства, как собор св. Софии и так

называемая Кахриэ-Джами с ее галереями, залитыми мозаикой, к Константинополе,

собор св. Софии в Солуни, собор в Дафни, близ Афин.

Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских

славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их

культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие

исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно

культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но

вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное

сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи,

стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее Владимир,

креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других

христианских народов мира, «яко же увидеша страны хрестьяньския»(4).

2. Раскол 17 века.

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение

от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название

старообрядцев, или раскольников. Это разделение началось в царствование

Алексея Михайловича вследствие церковных реформ патриарха Никона и

продолжается до сих пор. Раскольники считают себя такими же православными,

как и мы. Старообрядцы не расходятся с нами ни в одном догмате веры, ни в

одном основании вероучения, но они откололись от нашей церкви, перестали

признавать авторитетом наше церковное правительство во имя «старой веры»,

будто бы покинутой этим правительством. Поэтому мы теперь и не считаем их

еретиками, а только раскольниками, а они нас называют церковниками или

никонианами. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он

являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут,

завершившихся в начале XX века разгромом русской православной

государственности.

О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему - толковали его причины

и разъясняли последствия (большей частью весьма неудовлетворительно и

поверхностно).

До патриарха Никона русское церковное общество было единым церковным складом

с единым высшим пастырем, но в нем в разное время и из разных источников

возникали и утверждались некоторые местные разночтения, обычаи и обряды,

отличавшиеся от принятых в греческой церкви, от которой Русь приняла

христианство. Таковы были: двуперстное крестное знамение, 6-ти конечный

крест, образ написания и произнесения имени «Исус», служение на пяти

просфорах, хождение по-солонь, т.е. по солнцу (от левой руки к правой,

обратившись лицом к алтарю), двойная (сугубая) аллилуйя, строительство

одноглавых церквей.

Со второй половины XVI века, когда в Москве началось книгопечатание, эти

обряды и разночтения стали проникать из рукописных богослужебных книг в

печатные издания и таким образом распространялись по всей России.

За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение

разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению

общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей

благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно

путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум,

Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее

благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские

богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к

которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным

образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского

патриарха православных церквей Украины и России и укрепление их связей с

восточными православными церквями.

При поддержке Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских

богослужебных книг по современным греческим образцам и изменил некоторые

обряды (двоеперстие было заменено троеперстием; во время служб «аллилуйя»

стали произносить не дважды, а трижды; стал почитаться восьмиконечный крест;

во время богослужения стали ходить против солнца; писать и произносить стали

«Иисус»; церкви стали строить о 5-ти главах, и т. д.). Нововведения были

одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на

Печатном дворе шел выпуск исправленных или вновь переведенных богослужебных

книг.

Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти

изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление

Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти

патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых

Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру»

выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия»: Аввакум, Даниил,

Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры»

приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи Раскола подверглись

жестоким преследованиям.

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях

русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом.

Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган

эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета

со стороны церковной верхушки.

К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная

централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая

свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр и

другие). Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде

высшей светской знати. Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли

крестьяне. Они не признали новопечатных книг, не найдя в них старых обрядов,

уже освященных временем; усмотрели в этих новых изданиях новую веру и

прокляли их как еретические, продолжая совершать богослужение и молиться по

старым книгам.

Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала

противоречивая идеология Раскола. Раскол защищал старину, отрицал

нововведения, проповедовал принятие мученического венца во имя «старой веры»,

во имя спасения души, и в то же время резко обличал в религиозной форме

феодально-крепостническую действительность. Различным слоям общества были

выгодны различные стороны этой идеологии. В народной массе живой отклик

находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о

воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти

поклонились ему и выполняют его волю.

Раскол стал одновременно и знамением консервативной антиправительственной

оппозиции церковных и светских феодалов, и знамением антифеодальной

оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим

свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью.

Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-

1667 гг., на котором присутствовали 2 восточных патриарха, предавшего

старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их отлучении от

церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать отлучившую их

иерархию своей церковной властью. С тех пор и раскололось русское церковное

общество, и этот раскол продолжается до сих пор.

3. Церковь и государство при Петре I.

Учреждение в России в конце XVI в. патриархии означало существенное

укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем мире. Однако

внутри страны церковь все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь

продолжает обладать громадными богатствами, в том числе землями и

крестьянами, но государство принимает меры к ограничению роста церковного

землевладения. Делаются попытки ограничить церковь в ее судебных правах, что

имело и политическое, и экономическое значение. Попытки патриарха Никона

поставить вопрос о равенстве церковной власти со светской и даже о приоритете

церкви над государством привели к его низвержению. Цари и до этого ставили на

патриарший престол нужных им лиц, хозяйничали на церковных соборах и т. д.

С именем Никона связано и такое важное событие в русской православной церкви,

как ее раскол. Деятельность патриарха Никона по реформе церкви

соответствовала интересам государства. Переписка церковных книг в

соответствии с греческими канонами означала централизацию культовой сферы,

введение единства и единообразия в порядок богослужения и вообще в церковный

порядок. До этого в разных русских землях накопились свои местные искажения

церковных книг и порядков, которые сохранялись как пережиток феодальной

раздробленности. Инициаторами раскола явились рядовые священники, в большой

массе полуграмотные, которым переучиваться по исправленным книгам было просто

не по силам. Но к расколу примкнули и самые разнородные силы: древние

боярские роды, теснимые дворянством, посадское население, положение которого

ухудшалось преимущественно по причине конкуренции иностранных купцов, а

главное, крестьянство, закрепощение которого завершилось и положение которого

продолжало ухудшаться. Именно участие в расколе широких народных масс сделало

его серьезной и опасной силой, с которой государству пришлось активно

бороться.

Подчинение церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I, воспользовавшись

смертью патриарха Адриана, решил вообще не избирать нового патриарха, а

учредил лишь должность местоблюстителя патриаршего престола, назначив на этот

пост верного ему человека — молодого рязанского епископа Стефана Яворского.

Вслед за тем был вновь учрежден Монастырский приказ, созданный, а затем

упраздненный еще Алексеем Михайловичем. Но теперь Монастырский приказ получил

более широкие полномочия. Он стал управлять всем хозяйством русской

православной церкви, причем часть доходов от громадных церковных имуществ шла

на содержание церкви, а остальное — на государственные нужды. Больше того,

церковь была обложена разного рода государственными повинностями и податями.

При Петре I была создана и духовная коллегия, названная затем Синодом и

подчиненная Сенату. Она стала государственным органом управления церковью.

При преемниках Петра Великого статус и экономическое положение церкви

неоднократно менялись в ту и другую сторону, но при Екатерине Π церковь

была полностью поставлена под контроль государства, стала по существу

государственным органом, а ее имущество было отобрано в пользу казны.

В эпоху абсолютизма церковь сделала следующий шаг и в признании

богопомазанности монархов. Теперь царь признавался наместником бога на земле

и главой православной церкви.

4. Православная церковь в России в 19 веке.

Положение православной церкви.

На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты