Курсовая: Исторический портрет Бориса Годунова

Курсовая: Исторический портрет Бориса Годунова

Российская экономическая академия имени

Г. В. Плеханова

Кафедра истории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Исторический портрет Бориса Годунова

Выполнила студентка гр. 1103

1 курса Института Менеджмента

Шоболова Анна Александровна

Научный руководитель: Магометов Р. М.

Москва 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Житейский путь Бориса

3. Предпосылки правления Бориса Годунова

· Устройство власти и внутренняя борьба во время

и после правления Ивана Грозного.

· Князья и бояре

· Местничество

· Княженецкие вотчины

· Опричнина

· Внутренние отношения в московском боярстве

в начале царствования Федора Ивановича

4. 3 ступени возвышения Бориса

· Боярская “пентархия”

· Кончина Н.Р. Юрьева. Устранение Мстиславского

· Ссылка Шуйских

5. Торжество Бориса

· Общее признание Бориса как соправителя государства

· Меры Бориса по официальному выражению верховенства

6. Таланты Бориса Годунова

7. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Личность Бориса Годунова всегда пользовалась вниманием историков и

беллетристов. В великой исторической Московской драме на рубеже XVI и XVII

столетий Борису была суждена роль и победителя, и жертвы. Личные свойства и

дела этого политического деятеля вызывали от его современников как похвалы,

выраставшие в панегирик, так и осуждение, переходившее в злую клевету.

Спокойным исследователям событий и лиц надлежало устранить и то и другое,

чтобы увидеть истинное лицо Бориса и дать ему справедливую оценку. Этот труд

исследования взял на себя впервые младший современник Бориса, автор

“Временника” ХVII века дьяк Иван Тимофеев. Однако составив любопытнейшую

характеристику “рабоцаря” (Бориса), он, в конце концов сознался, что не может

понять, что преобладало в Борисе: добро или зло. В самые первые годы XIX века

такой же загадкой явился Борис для знаменитого Карамзина. Над “палаткою”

(склепом) Годуновых в Троицкой лавре Карамзин риторически восклицал: «

Холодный пепел мертвых не имеет заступника, кроме нашей совести: все

безмолвствует вокруг древнего гроба!.. Что, если мы клевещем на сей пепел,

если несправедливо терзаем память человека, веря ложным мнениям, принятым в

летопись бессмыслием или враждою?» Тот же самый вопрос встает и перед

историком нашего времени: до сих пор исторический материал, касающийся личной

деятельности Бориса, настолько неясен, а политическая роль Бориса настолько

сложна, что нет возможности уверенно высказаться о мотивах и принципах его

деятельности и дать безошибочную оценку его моральных качеств. В этом находит

свое объяснение и доныне существующая литературная разноголосица относительно

Бориса. Если в драме и в исторической повести Борис является обычно с чертами

интригана и злодея, то в этом следует видеть не столько выражение

исторических убеждений авторов, сколько прием драматической концепции,

творческой мысли. Но и в ученой литературе, даже до последних десятилетий,

Борис у многих писателей выступает мрачным злодеем, идущим к трону через

интригу, обман, насилие и преступление (Н. И. Костомаров, И. Д. Беляев,

Казимир Валишевский). На этих писателей продолжает влиять та летописная и

“житийная” традиция, которая в XVII – ХVIII веках пользовалась силой

официально установленной «истины» и только в XIX веке стала уступать усилиям

свободной научной критики. Как глубоко эта традиция, невежественная и грубая,

может возмущать неподчиненный ей ум, свидетельствуют скорбные и полные

сарказма слова одного из новейших исследователей, посвященные “историографии”

Бориса. Коснувшись мимоходом эпохи Бориса, профессор А. Я. Шпаков был изумлен

обилием обвинений против Бориса и их легкомыслием: «История Бориса Годунова,

– говорит он, – описана в летописях и различных памятниках, а оттуда и у

многих историков, весьма просто. После смерти Ивана Грозного Борис Годунов

сослал царевича Дмитрия и Нагих в Углич, Богдана Бельского подговорил

устроить покушение на Федора Ивановича, потом сослал его в Нижний, а И. Ф.

Мстиславского в заточение, где повелел его удушить; призвал жену Магнуса,

“короля Ливонского”, дочь Старицкого князя Владимира Андреевича – Марью

Владимировну, чтоб насильно постричь ее в монастырь и убить дочь ее Евдокию.

Далее он велел перебить бояр и удушить всех князей Шуйских, оставив почему-то

Василия да Дмитрия Ивановичей; затем учредил патриаршество, чтобы на

патриаршем престоле сидел “доброхот” его Иов; убил Дмитрия, подделал

извещение об убийстве, подтасовал следствие и постановление собора об этом

деле, поджег Москву, призвал Крымского хана, чтобы отвлечь внимание народа от

убийства царевича Дмитрия и пожара Москвы; далее он убил племянницу свою

Феодосию, подверг опале Андрея Щелкалова, вероломно отплатив ему злом за

отеческое к нему отношение, отравил Федора Ивановича, чуть ли не силой

заставил посадить себя на царский трон, подтасовав земский собор и плетьми

сбивая народ кричать, что желают именно его на царство; ослепил Симеона

Бекбулатовича; после этого создал дело о заговоре “Никитичей”, Черкасских и

других, чтобы “извести царский корень”, всех их перебил и заточил; наконец,

убил сестру свою царицу Ирину за то, что она не хотела признать его царем;

был ненавистен всем “чиноначальникам земли” и вообще боярам за то, что

грабил, разорял и избивал их, народу – за то, что ввел крепостное право,

духовенству – за то, что отменил тарханы и потворствовал чужеземцам, лаская

их, приглашая на службу в Россию и предоставляя свободно исповедывать свою

религию, московским купцам и черни – за то, что обижал любимых ими Шуйских и

Романовых и пр. Затем он отравил жениха своей дочери, не смог вынести

самозванца и отравился сам. Вот и все”.

Подкрепленный точными ссылками, этот перечень обвинений на Годунова не

измылен и даже не преувеличен. Он только собирает вместе все то, чему верили

и чему не верили историки, что они излагали, как факт, что опускали по

несообразности и невероятности. Несчастье Бориса состояло в том, что в старые

времена писавшие о нем не выходили из круга преданий и клевет, внесенных в

летописи и мемуары. Дело стало меняться, когда, с изменением научных

интересов, внимание историков направилось от личности Бориса к изучению той

эпохи в ее целом. Серьезное и свободное исследование времени Бориса повело к

тому, что с достоверностью выяснился большой правительственный талант Бориса

и в его характеристику вошли новые, благоприятные для его оценки черты.

Правда, не всех историков новые материалы расположили в пользу Годунова; но

как только явилась возможность перейти от летописных повествований к

“документальным данным”, у Годунова стали множиться в науке защитники и

почитатели. Не говорим об “историографе” Миллере, который в XVIII веке прямо-

таки не смел, быть откровенным в отзывах о Годунове из боязни выговоров и

взысканий от начальства. Более свободный и смелый историк Николаевского

времени М. П. Погодин должен быть признан первым открытым апологетом

Годунова. По отзыву его университетского слушателя «голос его принимал живое,

сердечное выражение, когда он говорил о Борисе Годунове и с увлечением

доказывал нам (студентам), что Борис Годунов не был убийцей царевича Дмитрия

и не мог быть». С кафедры и в печать переносил Погодин свою симпатию к

Борису. За Погодиным следовал Н. С. Арцыбашев (1830) с его оправданием Бориса

от обвинения в покушении на царевича, А. А; Краевский (1836) с общей

панегирической характеристикой Бориса и П. В. Павлов (1850) с его указанием

на положительное значение всей деятельности Годунова как правителей и

политика. Позднее в пользу Бориса по разным поводам высказывались К. С.

Аксаков (1858), Е. А. Белов (1873), А. Я. Шпаков (1912) и некоторые другие

писатели. Нельзя, однако, скрыть, что если не враждебны, то, во всяком

случае, очень холодны к Борису остались такие авторитетные исследователи, как

С. М. Соловьев и В. 0. Ключевский.

Однако их историческая прозорливость позволила им рассмотреть в Борисе не

одни черты драматического злодея, но и качества истинно государственного

деятеля. Со времени именно “Истории” Соловьева Борис стал предметом не

столько обличения, сколько серьезного изучения. Быть может, дальнейшие успехи

историографии создадут Борису еще лучшую обстановку и дадут его

“многострадальной тени” возможность исторического оправдания.

2

НЕТРУДНО собрать данные для “послужного списка” Бориса Федоровича

Годунова; их сохранилось немного. Происходил он из рода “исконивечных”

московских служилых “вольных слуг”, которые гордились тем, что они

“исконивечные государские ни у кого не служивали кроме своих государей”. По

родословному преданию (которого никто не оспаривал), предком Годуновых был

ордынский мурза Чет, приехавший около 1330 года из Орды служить великому князю

Ивану Калите и крещенный с именем Захария. Кроме Годуновых, от Чета пошли столь

“честные семьи”, как Сабуровы и Вельяминовы. Если это не была самая вершина

московской знати, то во всяком случае это был слой, близкий к вершине,

попадавший в думные чины и служивший во дворце. Едва ли прав был с точки зрения

историка А. С. Пушкин, влагая в уста князя Шуйского (в “Борисе Годунове”)

пренебрежительные слова о Борисе: “Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять

палача и сам в душе палач”. Шуйские, конечно, могли свысока смотреть на

Годуновский род, не княжеский и до ласки Грозного не боярский; но никто не мог

бы в XVI веке назвать Годунова “вчерашним рабом” и “татарином”. Два с половиной

века род был православным и с 70-х годов XVI столетия решительно вошел в думу в

лице Дмитрия Ивановича, Ивана Васильевича и Бориса Федоровича Годуновых.

Личная карьера Бориса началась для него рано: лет 20 от роду, около 1570

года, он женился на дочери государева любимца Григория (Малюты) Лукьяновича

Бельского-Скуратова и стал придворным человеком. Приближенность его к

Грозному царю выразилась в том, что он занимал должности и исполнял поручения

“близкое от самого государя: бывал у него “рындою” (в ближайшей свите) и

“дружкою” на свадьбах царских. В тридцать лет Борис уже получил боярский сан,

будучи названым в бояре в 7089 (1580-1581) году “из крайчих” или “кравчих”

(должность важная: крайчий за государевым столом ставил кушания, приняв их от

стольников и сам отведав с каждого блюда). Все такого рода данные о Борисе

приводят к мысли, что он был личным любимцем Грозного и своими ранними

успехами был обязан не столько своей “породе”, сколько любви царя к его

семье, если не к нему самому. Таким же доказательством фавора Годуновых может

служить и женитьба царевича Федора Ивановича на сестре Бориса Ирине Федоровне

Годуновой (вероятно, в 1580 году). Выбрав для сына жену в семье Годуновых,

Иван Грозный ввел эту семью во дворец, в свою родню. В качестве царского

родственника Борис в ноябре 1581 года мог благовидно вмешаться в семейную

ссору Грозного царя. По летописному рассказу, вполне правдоподобному, он

получил тяжкие побои от царя за то, что дерзнул вмешаться во внутренние дела

государя и заступиться за царевича Ивана Ивановича, которого, как известно,

Грозный до смерти избил. Царь и Борису причинил много терзаний. Вследствие

такого “оскорбления” Борис расхворался и долго лечился. Посетивший его на

дому Грозный вернул ему свое расположение, и Борис до самой кончины Грозного

прибывал у него в близости. В час смерти царя Ивана (1584) Борис находился

уже в числе первейших государственных сановников и принял участие в

образовании правительства при преемнике Грозного царе Федоре Ивановиче,

неспособном ни к каким вообще делам. На втором году его царствования Борис

добивается уже правительственного первенства, а в 1588 (приблизительно) году

делается формально признанным регентом государства, “царского величества

шурином”, “и добрым правителем”, который “правил землю рукою великого

государя”. Целые десять лет (1588 – 1597) правительствовал Борис в Москве,

раньше чем бездетная кончина Федора открыла ему дорогу к трону. Наконец, в

1598 году “lord-protector of Russia” (как звали англичане Бориса) был земским

собором избран на царство и стал “великим государем царем и великим князем

всея России Борисом Федоровичем”. Таков был житейский путь Бориса,

исполненный успехов и блеска, необычайно удачный и, как увидим, полный

терний.

3

БОРИС вступил в правительственную среду и начал свою политическую

деятельность в очень тяжелое для Московского государства время. Государство

переживало сложный кризис. Последствия неудачных войн Грозного, внутренний

правительственный террор, называемый опричниной, и беспорядочное передвижение

народных масс от центра к окраинам страны – расшатали к концу XVI века

общественный порядок, внесли разруху и разорение в хозяйственную жизнь и

создали такую Смуту в умах, которая томила всех ожиданием грядущих бед.

Само правительство признавало великую нищету и изнурение”

землевладельцев и отменяло всякого рода податные льготы и изъятия, пока

ситуация не измениться. Борьба с кризисом становилась неотложной задачей в

глазах правительства, а в то же время и в самой правительственной среде

назревали осложнения и готовилась борьба за власть. Правительству необходимо

было внутреннее единство и сила, а в нем росла рознь и ему грозил распад.

Борису пришлось взять на себя тяжелую заботу устройства власти и успокоения

страны. К решению этих задач приложил он свои способности: в этом деле он

обнаружил свой бесспорный политический талант и в конце концов в нем же нашел

свое вековое осуждение и гибель своей семьи.

·

РАССКАЗ о деятельности Бориса необходимо начать с вопроса об устройстве

власти и о борьбе за обладание ею. Это был один из самых сложных и больных

вопросов московской жизни того времени. Страстность и жестокость Грозного

придали ему особенную остроту, вывели его из области теоретической и книжной в

действительную жизнь и обагрили напрасной кровью невинных жертв царской

мнительности и властолюбия.

Объединение великорусских областей под московской властью и сосредоточение

власти в едином лице московского великого князя совершились очень незадолго

до Ивана Грозного энергией его деда и отчасти отца. Принимая титул царя

(1547) и украшая свое “самодержавие” пышными фикциями родства (идейного и

физического) со вселенскими династиями “старого” и “нового” Рима, Иван

Грозный действовал в молодом, только что возникшем государстве. В нем еще не

сложился твердый порядок, все еще только подлежало закреплению и определению

и не было такой “старины” и “пошлины”, которая была бы для всех незыблемой и

бесспорной. Правда, власть “великого государя” на деле достигала чрезвычайной

полноты и выражалась в таких формах, которые вызывали изумление иностранцев.

Известны слова австрийца барона Герберштейна о том, что московский великий

князь “властью превосходит всех монархов всего мира” и что “он применяет свою

власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по

своей воле жизнью и имуществом всех”. Это был бесспорный и очевидный факт, но

в глазах русских людей XVI века он еще требовал правового и морального

оправдания. Московская публицистическая письменность XVI века охотно

обсуждала вопросы о пределах власти княжеской и царской, о возможности и

необходимости противодействия князю, преступившему богоустановленный предел

своей власти, о нечестивых и лукавых властителях, наконец, о том, что власть

царская ограничивается законом божиим и действует только над телом, а не над

душою подвластных ему людей. В основе подобных рассуждений лежали требования

христианской нравственности и религиозного долга; в них не было стремления к

внешнему ограничению княжеского и царского произвола. Напротив, вся церковная

письменность проникнута была мыслью о богоустановленности власти

благочестивого московского монарха и о необходимости повиноваться и служить

“истинному царю”, который есть “Божий слуга”, которого Бог “в себе место”

посадил и над которым суд не властен. Налагая на “самодержца” обязанность

быть “истинным”, “правым”, “благочестивым”, церковные писатели налагали на

подвластных такому царю людей обязанность служить ему верно и безропотно.

Мысль о необходимости “предела” самовластию великого государя, хотя бы и

законного и благочестивого, возникала в иной среде – именно в боярской. Здесь

руководились не столько благочестием, сколько практическими соображениями.

Давно признано историками, что Москва была обязана своими первыми

политическими успехами московскому боярству. В Москве с XIV столетия сложился

определенный круг боярских семей, связавших свою судьбу с судьбою московского

княжеского рода и успешно работавших на пользу Москвы и ее князей даже и

тогда, когда сами князья оказывались – по малолетству и иным причинам –

недееспособными. Династия признавала заслуги своих бояр; знало о них и

население. Союз династии и боярства представлялся крепким до середины XV

века, до тех пор, пока судьба не послала обеим сторонам своеобразное

испытание в виде появившейся в Москве толпы служилых князей или “княжат”, как

называл их Грозный.

Собирание великорусских земель под властью Москвы сопровождалось обычно тем,

что князья, владевшие этими землями, оказывались и сами в Москве. Если они не

убегали по своей доброй воле от великорусских государей в Литву и если их не

выгоняли сами государи, то им некуда было деться, кроме Москвы. Они приходили

туда, били челом великому государю в службу и “приказывались” ему со своими

княжествами; великий же государь их жаловал, в службу принимал, а потом,

получив от них их волости как политическое владение, жаловал князей их же

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты