Курсовая: Англо-германские отношения в межвоенный период

разрушению Германии как государства. Кроме территориального вопроса был очень

важен вопрос о контрибуции и репарациях. И здесь английская делегация выступала

против чрезмерных требований. По их мнению, размер репараций должен был

сообразовываться с платежеспособностью Германии. Полученные от Германии суммы

Англия предлагала распределить в следующей пропорции: 50 % - Франции, 30%-

Великобритании, 20% - остальным державам.2

Предложения английского комитета в составе австралийского премьера Юза, Вальтера

Лонга, директора Английского банка лорда Кенлифа и других видных британских

деятелей сводились к следующему: 1) контрибуция, которую следует взыскать с

Германии, долхна покрывать всю стоимость войны, все расходы союзников; 2) общие

расходы союзников составляют 24 миллиарда фунтов стерлингов (около 480 млрд.

золотых марок). Германия должна в качестве возмещения этих расходов платить

ежегодно 1200 млн. фунтов стерлингов; 3) не следует опасаться вредных

экономических последствий этих требований; 4) суровая контрибуция будет служить

гарантией против восстановления военной и экономической мощи Германии. Следует

отметить, что Франция требовала общей суммы германских репараций в размере 200

млд. долларов, что было на 40 % больше английской суммы

3. Очевидно, что не смотря на белее умеренные требования, по сравнению с

французскими, Англия не собиралась в 1919году идти на уступки Германии в

вопросе о репарациях. Здесь показательны инструкции, данные британским

делегатом в Париже имперским военным комитетом: «Стараться получить от Германии

наибольшее возмещение, какое она может платить последовательно, не причиняя

ущерба экономическому состоянию Британской империи, не нарушая всеобщего мира,

и взыскание которого не потребовало бы содержания оккупационной армии»

1, и заявление Д. Ллойда Джорджа о том, что «Германия должна платить до

последнего предела своих возможностей. Вопрос в том, что бы установить этот

предел».2 Надо отметить, что если

Франция рассматривала германские репарации как орудие экономического ослабления

Германии, то Англия подходила к репарационному вопросу с точки зрения

перспектив экономического оздоровления Европы. Английская промышленность

нуждалась в европейских рынках, а возрождение европейской торговли Англия не

мыслила без восстановления Германии. Интересно, что предложения английской

делегации и аргументы, которые она выдвигала в их защиту, почти полностью

совпадали с пожеланиями германской делегации на Парижской мирной конференции.

Так 7 мая 1919 года граф Брокдорф-Рандау, глава немецкой делегации, заявил, что

«разорение и гибель Германии лишили бы государства, имеющие право на

компенсации, тех выгод, на которые они претендуют, и повлекли бы за собой

невообразимый хаос во всей экономической жизни Европы»

3. Таким образом, хотя подписанный 28 июня 1919 года в Весале мирный договор

очень больно ударил по экономическому, военному и политическому положению

Германии, была довольно четко видна заинтересованность Великобритании в в

сохранении Германии как государства – части проводимой Англией в Европе

политики «баланса сил», государства – противовеса возможной французской

гегемонии на континенте, государства – торгового, экономического и

политического партнера Англии в Европе, в интересах самой Англии.

В результате, после Версаля в Европе завязался сложный узел англо – франко –

германских противоречий. Франция чувствовала непрочность своей победы над

Германией. Англия переоценивала опасность французской гегемонии в Европе и

недооценивала угрозу восстановления мощи Германии. Французская политика в

отношении Германии в после версальской Европе заключалась в стремлении к

предельному ослаблению Германии, как военному так и экономическому. Подобная

политика не отвечала интересам Англии. В противовес французской политике,

полтика английского правительства диктовалась задачей не допустить

чрезмерного ослабления Германии. Но в задачу английской военной политики не

входило и чрезвычайное усиление Германии, ибо это означало появление нового

конкурента в Европе взамен Франции. Поэтому английская военная политика имела

немаловажной целью углубление и расширение германо-французских противоречий.

«Германский вопрос» в английской внешней политике и антисоветскую

направленность. В интересах Англии было не допустить «броска Германии в

русские объятия» и создать в лице Германии достаточно сильный противовес

Франции на западе, а Советской России на востоке, гарантировав тем самым

«баланс сил» в Европе, как залог нормальной политической и экономической

жизни континента.

Политику правительства Великобритании по отношению к Веймарской республике ярко

демонстрирует разговор между министром иностранных дел Великобритании в

1919-1924 годах лордом Керзоном и назначенным в середине 1920 года британским

послом в Берлине лордом Д^ Аберноном, записанный в воспоминаниях последнего.

Перед отъездом в Берлин летом 1920 года Д^ Абернон имел следующий разговор с

Керзоном: «Д Абернон: Следует ли понимать полтику правительства в том смысле,

что надо быть непреклонным в вопросах высшей безопасности, но в то же время

пойти на широкие экономические уступки при условии, если требования обеспечения

военной безопасности будут полностью удовлетворены? Лорд Керзон: Да, это

безошибочно выражает политику правительства»

1. После Версальского мира, англо-германские отношения концентрировались

вокруг проблем, связанных с выполнением условий этого мира. Не территориальные

проблемы были разрешены на Парижской мирной конференции. В целом ряде мест –

Клагенфургия, Бургенланде, Верхней Селезия – происходили плебесциты. Вопрос об

оккупации Рейнской области вызывал непримиримые трения. Одновременно стоял

вопрос о разоружении Германии до уровня, предусмотренного Версальским

договором. Наконец, над всем этим доминировал сложнейший репарационный узел,

вокруг которого в первую очередь кристаллизировались основные противоречия в

Западной Европе. Именно репарационный вопрос явился основным вопросом в

англо-германских и в англо-франко-германских отношениях в 20-30 годы. Главным

бременем войны для Великобритании была потеря заграничных рынков, что привело к

безработице. Возрождение торговли стало основным принципом британской политики

в Европе. Англия в ходе войны и мирным договором с Германией добилась удаления

немецких товаров с мировых рынков. Это была многолетняя мечта Англии, однако,

когда эта мечта стала явью, обнаружилось, что одновременно была уничтожена

особенность Германии приобретать английские товары и что английская экономика

от этого весьма сильно страдает. Англия считала, что взыскание рапараций в

соответствии с «аппетитами» Франции еще больше дезорганизует германскую и

европейскую экономику. Поэтому Англия считала необходимым способствовать

финансовому и экономическому восстановлению Германии. Но экономическое

возрождение зависело от прекращения военной лихорадки, которая угрожала стать

войной из-за склонности Франции к применению санкций.

Между январем 1920 года и декабрем 1922 года состаялись 24 союзные конференции,

подавляющее большинство из которых было посвящено репарационному вопросу. Не

смотря на разногласия, Англия и Франция выступали зачастую единым фронтом в

ренарационном вопросе, потаму как германское правительство не выполняло своих

обязательств по ренарационным выплатам. Так на конференции в Булони 21-22 июня

1920 года союзники направили Германии ноту, требовавшую уплаты в течении 12 лет

260 млр. золотых марок ренараций и отвергавшую заранее какие либо просьбы о

ревизии этой суммы1. На союзнической

конференции в Спа, 5-6 июля 1920 года, на которую впервые были приглашены

германские представители, Германии снова было указано на невыполнение ей

военных и финансовых условий Версальского мира. Союзники, и прежде всего

Франция, грозили применением санкций-окупацией Рура. В Спа стороны договорились

о распределении ренарационных сумм между союзниками: Британская империя

получала -22%, Франция - 52%, Италия – 10%, Бельгия – 8%, остальные страны – 8%

2. Общая сумма германских ренарационных платежей все еще не была

окончательно установлена. Жесткую первоначальную позицию Великобритании в

вопросе о германских ренарациях демонстрирует реакция английского правительства

в ответ на заявление министра иностранных дел Германии Симонса на Лондонской

конференции, 21 февраля – 14 марта 1921 года, о готовности Германии заплатить

лишь 50 млр. марок, из которых 20 уже было уплачено, и то, лишь в том случае,

если будут сняты ограничения для германской торговли, Германия получит заем, а

Верхняя Сенезия войдет в состав Германии.3

Глава английской делегации Д.Ллойд Джордж назвал предложения Симонса

«издевательством над Версальским миром» и объявил о возможном применении

санкций – занятия рурских городов в случае, если германские делегаты будут

упорствовать, что и было сделано французскими войсками, оккупировавшими

Дуйсбург, Рурорт и Дюссельдорф.4Не

смотря на это германская сторона и впредь выказывала явное нежелание выполнять

как экономические так и военные условия Версальского договора. Поэтому союзники

реально оценивая ситуацию, были вынуждены постоянно снижать общую сумму

ренараций. Так на Парижской мирной конференции англичане предлагали 480 млр.

марок, на конференции в Булони – 269 млр. марок, на Лондонской конференции –

226, а позже- и вовсе 132 млр.марок. Но Германия упорствовала в невыполнении

мирного договора. Правительство Франции видело единственный выход из положения

в оказании действительного нажима на Германию путем оккупации Рурской области.

Англия боялась, что оккупация Рура вызовет социальные потрясения в Германии в

Европе. Поэтому английская дипломатия и противилась французской оккупации Рура.

Тогдашний премьер министр Великобритании Бонар-Лоу назвал оккупацию Рура

«Несчастьем для экономической жизни всей Европы

1». 11января 1923 года французские войска вступили в Рурскую область.

Англичане не принимали участия в оккупации Рура, негласно поддержав германскую

политику «пассивного сопротивления». Сначала политика Англии была крайне

осмотрительной и носила выжидательный характер. Она не хотела порывать нитей

связывающих ее с Францией, точно так же как и с Германией. Когда к лету 1923

года стало очевидно, что оккупация Рура не оправдала себя ни с политической, ни

с экономической точки зрения, Правительство Англии решает взять инициативу в

свои руки, вновь выступить в роли европейского арбитра. 12 октября 1923 года

премьер-министр Великобритании Стэнли Болдуин обратился к государственному

секретарю США Юзу с предложением принять участие в работе по изучению

платежеспособности Германии и изысканию путей к оздоровлению германского

хозяйства2. 30 ноября 1923 года было

образовано 2 комитета экспертов – один для изыскания средств уравновешивания

германского бюджета и стабилизации валюты, второй – для изыскания средств к

учету и обратному водворению утекших из Германии капиталов. В обоих комитетах

Англия принимала активное участие. В первом, над председательством директора

чикагского банка Чарльза Дауэса, от Англии работали член правления английского

банка Киндерслей и начальник департамента государственных сборов Стемп. Второй

комитет возглавлялся директором английского «Мидленд-банка» Мак-Кенна

3. В январе 1924 английский посол в Берлине Д Аберион представлял Киндерслею

меморандум по репарационному вопросу в котором намечались следующие

мероприятия: 1) эвакуация Рура; 2) восстановление германской марки; 3)

унификация репарационных платежей; 4) резкое сокращение расходов на

оккупационную армию. По этой приблизительной линии и шла работа комитетов

экспертов.1Активность английской

дипломатии подтверждает заинтересованность Великобритании в экономическом

восстановлении Германии для нормализации экономического, финансового и

политического положения в Европе, для восстановления необходимого Англии

«баланса сил». Подтверждением этих слов служит письмо премьер-министра

Великобритании Рамсея Макдональда премьер-министру Франции Раймону Луанкаре от

28 февраля 1924 года, в котором он пишет: «Английский народ с тревогой

наблюдает за тем как Франция решила разрушить Германию и господствовать на

континенте, не считаясь с нашими разумными интересами и с будущими

последствиями для европейского согласия».2

Лондонская конференция (16 июля-16 августа 1924 г.), принявшая рекомендации

комитета Дауэса, получившие название «плана Дауэса», дававшие Германии

некоторые льготы в репарационном вопросе и привлекавшие в Веймарскую республику

иностранный капитал, увенчала успехом действия английского внешнеполитического

ведомства по стабилизации в Европе и по предотвращению французской гегемонии на

континенте. В этом же направлении велась английская политика в отношении

Германии и в дальнейшем. Так 2 декабря 1924 года был подписан англо-германский

договор о торговле и мореплавании, переговоры о котором велись с сентября 1924

года1. Договор устанавливал принцип

наибольшего благоприятствования в торговых отношениях между Англией и

Германией. Следует отметить, что в английских правящих кругах не было единства

в вопросе об отношении к Франции и Германии. Во-первых, существовало явно

антигерманское профрацузское направления, сторонники которого боялись

возрождения Германии, как опаснейшего соперника Англии и настаивали на оказании

полной поддержки Франции. Эти тенденции были сильны во влиятельных кругах

консервативной партии и среди имперско-колониальных деятелей. Во вторых,

существовало явно антифранцузское и прогерманское течение. Оно сильно было в

лейбористской и либеральной партиях, а лидером его являлся Рамсэй Макдональд.

Третье, наиболее влиятельной направление выдвигало программу лавирования,

установления некого «нового равновесия» сил в Европе. Его представители

считали, что надо оказывать огромную поддержку побежденной Германии,

противопоставляя ее Франции, и в то же время не порывать с Францией, давая ей

некоторые гарантии против германского реванша. Надо добиваться, что бы Англия

заняла положение арбитра в европейских делах.

2 К этому направлению примыкали наиболее влиятельные круги консервативной

партии. Именно это направление определяло в конечном счете внешнеполитический

курс британской дипломатии.

Дауэса» был мерой, направленной на стабилизацию экономики Европы, то заключение

пакта о безопасности должно было стабилизировать межгосударственные

политические отношения. Рейхсканцлер Лютер 30 января 1925 года заявил: «В

требовании обеспечить безопасность выражается необходимость того, чтобы отныне

за экономическим взаимопониманием с Лондоном последовало также обсуждение еще

не решенных проблем. Коль скоро будет найдено решение вопроса о безопасности,

почти само собой последует разрешение большинства остальных вопросов».

1 Однако германский меморандум встретил в Лондоне отнюдь не безоговорочное

одобрение. Министр иностранных дел О.Чемберлен увидел в нем «неуклюжую попытку

Германии вбить клин между Великобританией и Францией».

2 24 марта 1925 года в палате общин Остин Чемберлен заявил, что

«неприкосновенность Франции и Бельгии - это неприкосновенность Британских

островов».3 Таким образом, британское

правительство было готово стать гарантом франко-германской границы, но не

желало гарантировать восточные границы Германии. В Англии хотел ценой некоторых

возможных уступок Германии в области ревизии восточных границ включить Германию

«в семью европейских народов». «На западе английские интересы были велики и

риск гарантий мал. На востоке интересы казались незначительными, а риск был

несомненно велик».4 Вынужденные, однако,

учитывать неодобрительное отношение к отказу гарантировать границы на востоке

Германии со стороны Франции и ее союзников - Польши и Чехословакии, английские

правящие

круги заверили, что гарантия Англией франко-германской границы обусловит

стабилизацию существовавшего положения на восточных границах Веймарской

республики.

На совещании юристов в Лондоне, проходившем с 31 августа по 1 сентября 1925

года, был выработан предворительный проект Рейнского гарантийного пакта и

арбитражных договоров с соседями Германии на востоке. После окончания

лондонского совещания, 15 сентября 1925 года германское правительство получило

официальное приглашение на конференцию для заключения гарантийного пакта.

1

Конференция проходила с 5 по 16 октября 1925 года в швейцарском городе Локарно.

В ней участвовали представители Великобритании, чью делегацию возглавлял Остин

Чемберлен, Франции, Германии, делегацию которой возглавлял рейхсканцлер Лютер,

Италии, Бельгии, Чехословакии и Польши. В общей сложности на Локарнской

конференции было 8 заседаний и 2 официальных встречи между главами делегаций

Англии, Франции и Германии».2 Основными

вопросами при обсуждении проекта соглашений стали, как и ожидалось, вопросы о

гарантиях западных и восточных границ Германии и о вступлении Веймарской

республики в Лигу наций. И если в вопросе о гарантиях франко-германской границы

особых споров не возникло, то по двум другим вопросам на конференции шла острая

дипломатическая борьба. Германская делегация, в связи с территориальными

претензиями Германии к Чехословакии и Польше, имела предписание: «Ни при каких

обстоятельствах не соглашаться на гарантии Западом границ восточноевропейских

государств».3 В этом вопросе Германии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты