же час должно предать смерти". Много внимания законодатель уделил также
преступлениям против христианской религии. Суровым наказаниям подлежали
лица, дающие ложную клятву на "божественных евангелиях", поднимающие руку на
священника во время молитвы, отрекшиеся в плену от "непорочной христианской
веры", колдуны, знахари, изготовители амулетов, приверженцы враждебных
христианству религий, участники языческих или еретических движений (в
частности, манихеи и монтанисты).
Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения,
нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от
того, были эти преступления предумышленными или непредумышленными. Так,
"если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не
осуждается господин его как убийца". Ответственность хозяина возникала толы»
в случае предумышленного убийства раба ("неумеренно его истязал, или отравил
его ядом, или его сжег").
В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж,
уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но
большинство ее статей было посвящено преступлениям, посягающим на
установленный государством и освященный церковью строй семейных и
нравственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование,
прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой,
скотоложство, вытравление плода и т.д.
Разработанной и более жестокой (даже по сравнению с законодательством
Юстиниана) была система наказаний. Достаточно часто в Эклоге
предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система
членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском
праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на
свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки,
ослепление, оскопление и т.п. Были известны позорящие наказания (например,
острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.
По некоторым преступлениям характер наказания в Экмп определялся в
зависимости от социального положения виновного. Так, по ст. 22 для сановных
лиц за связь с чужой рабыней полагался крупный штраф. За это же преступление
«простой человек» подлежал не только штрафу, но и сечению плетьми.
Дифференцировались также наказания за связь с девушкой "без ведома ее
родителей" для лиц "состоятельных", лиц "среднего благосостояния", а также
для "бедных и неимущих". Если первые должны были выплатить соблазненной
компенсацию, размер которой зависел от их положения, то последние
подвергались порке, острижению и высылке (титул XVII, ст. 29). Однако в
подавляющем большинстве других статей уголовная ответственность не ставилась
в зависимость от социального положения виновного лица. По мнению ряда
исследователей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги несколько
смягчить социальные контрасты.
Социальное неравенство закрепляется в Эклоге и в тех ее положениях, которые
посвящены доказательствам (титул XIV). Здесь прямо указывается, что
"свидетели, имеющие звание, или должность, или занятие (или благосостояние),
наперед считаются приемлемыми". Что же касается "свидетелей неизвестных",
т.е. лиц низшего социального положения, то они, если данные ими показания
оспаривались в суде, подвергались допросу под плетьми. Чрезмерная сжатость
Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и
потери права собственности, давность и др., приводили к тому, что несмотря на
ее большую практическую значимость, судам по целому ряду дел в последующем
приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.
В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим. Морским и Военным
законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по
своему содержанию напоминал западноевропейские "варварские правды". Он
восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в
сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни
византийского общества. Различаются две основные версии (редакции)
Земледельческого закона: ранняя (наиболее ценная как источник обычного права
и поздняя, отразившая уже более высокую ступень социальной дифференциации.
Время и место составления ранней редакции являются спорными. Некоторые
исследователи относят ее к концу VII в. (к Юстиниану II), другие настаивают
на ее южноиталийском происхождении. Однако господствующей является точка
зрения. согласно которой Земледельческий закон был составлен в
Константинополе при императорах исаврийской династии в 20-х годах VIII в.,
т.е. примерно в одно время с Эклогой, в качестве приложения к которой он
обычно и переписывался.
Земледельческий закон представлял собой частную компиляцию, но затем получил
официальное признание, возможно, одновременно с Эклогой. Ранняя редакция
Земледельческого закона насчитывала 85 статей и, как это свойственно
памятникам обычного права, не имела четко выраженной внутренней структуры.
Земледельческий закон действовал в Византийской империи на протяжении всей
ее истории, но более поздние редакции, относящиеся, вчастности, к XIV в.,
насчитывали уже 103 статьи, сгруппированные в 10 титулов.
Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на
урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских
общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков,
последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об
общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует ст. 8,
предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное
значение придается аренде земли и виноградников. В Земледельческом законе
особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев
земельных участков подати, а также экстраординарные налоги (ст. 18, 19).
В казуистической манере сформулированы многочисленные статьи Земледельческого
закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота,
сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т.п. В большинстве
случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные
санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного
вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым
угрожал развивающимся частнособственническим порядкам, применялись
членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя
чужого сарая и т.п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого
гумна, за большинство краж, совершенных рабами).
Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон, который
в Западной Европе получил известность как Роаосский морской закон.
Составление этого сборника относится к VII—VIII вв. В нем были собраны
правовые обычаи, сложившиеся в практике античной и средневековой морской
торговли и частично обработанные еще римскими юристами. Морской закон
содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров,
фрахтованию судов, выбрасыванию груза в случае опасности на море (так
называемая авария), дележу прибылей и убытков между судовладельцем и
собственником груза и т.п. Отдельные нормы этого сборника применялись в
международной торговле вплоть до XV в.
Дальнейшее развитие византийского права связано с законо-творческой
деятельностью императоров Македонской династии (ико-нопочитателей) Василия I
и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками
(иконоборцами), Василий I предписал вновь переработать Свод законов
Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные
юридические термины и перевести их на греческий язык. Результатом
законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, который в
последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии
и оставил заметный след в истории права соседних славянских государств.
Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник
законов (дополнительно было включено 17 титу-
лов), но по юридической технике (по четкости расположения правового
материала, его редакции) он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону
Эклога именуется не "избранными", а "извращенными" законами, Василий I
позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.
Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Византии, не были
существенными, а по некоторым вопросам частного права был сделан крен в
сторону юстиниановского (или даже доюстиниановского) законодательства, как,
например, в дарениях между мужем и женой, в режиме приданого, в завещаниях
вольноотпущенников и т.п. Но Прохирон в некоторой степени отразил и новые
условия византийского общества IX века. В нем более подробно излагается
договорное право (разрабатывается договор товарищества, устанавливается
прямой запрет на проценты по займу и т.д.), вносятся некоторые изменения в
семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).
Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора
Василия I и его сыновей-соправителей было издано новое руководство по праву,
которое также имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования
правом, изложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило
название Эпанагога (т.е. переработанное повторение). По своей структуре она
следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила многие положения Прохирона,
а также Эклоги. При всей ее компилятивности она более подробно, а в
некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но
наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу
публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о
патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти
положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и
были широко использованы впоследствии в церковном праве.
Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить
потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена
обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При
императоре Льве VI (Мудром), правление которого (886—912 гг.) ознаменовалось
подъемом юридической науки, были завершены крупные кодификационные работы,
начатые еще при Василии I, по новой переработке законодательства Юстиниана.
Составленные таяям образом около 890 г. под руководством видного юриста
Симбация "Василики" ("Базилики"), т.е. "царские законы", призваны были
заменить собой становившиеся все более труднодоступными для понимания (в том
числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.
Использованный в "Василиках" огромный правовой материал расположен более
компактно и последовательно, чем в Своде законов Юстиниана, состоявшем из
нескольких самостоятельных частей (книг). "Василики" — единый
законодательный памятник, включающий 60 книг, разделенных на титулы и
фрагменты. Каждыйтитул "Василии" начинался с фрагмента текста одного из
римских юристов, цитируемых в Дигестах (остальные мнения, как менее
авторитетные, опускались), затем следовали соответствующие дополнения из
Кодекса, Институций и Новелл. Юстинианово право в "Василиках" использовалось
не непосредственно, а через греческие переводы и комментарии (эпитомы,
парафразы) византийских юристов VI в. — Анонима, Феофила, Дорофея и других.
В "Василики" не вошли те положения из кодификации Юстиниана, которые, по
мнению составителей, не имели практического значения (большая часть
Институций, титулы Дигест (1 и 2) о правосудии и происхождении права и т.д.).
Из Кодекса и Новелл Юстиниана был исключен также ряд конституций, которые
были пересмотрены последующим законодательством. Но переработка и сокращение
предшествующего права в "Василиках" проведена недостаточно тщательно и
поспешно. В них сохранилось значительное число устаревших или вышедших из
употребления норм, упоминающих, например, давно исчезнувшие должности
(римских консулов, императорских легатов и т.п.) или области, которые не
входили в состав Византии (Египет, Скифия и др.).
"Василики" включают в себя обширный правовой материал, относящийся прежде
всего к публичному и церковному праву (кн. 1, 3—5 — о церкви, кн. 6 — о
государственных должностях, кн. 7—9 — о судебном процессе, кн. 60 — о
преступлениях и т.д.). Однако большая часть "Василик" посвящена вопросам
частного права, в том числе правовому положению лиц (кн. 46 — о статусе
свободных людей, кн. 48 — о рабах, кн. 55 — о крестьянах и т.д.), хотя в
этой сфере, так же как и в наследственном праве (кн. 45), в связи с развитием
феодальных отношений многие положения римского права утратили свое былое
значение. Чаще всего в судебной практике использовались нормы "Василик",
регулирующие обязательственные отношения (кн. 19 о купле-продаже, кн. 23 и
25, посвященные закладным операциям, кн. 26 о поручительстве и уплате-
долге). -
Составление "Василик" не означало отмены законодательства Юстиниана, которое,
однако, все более выходило из употребления. С конца XII в. "Василики" стали
единственным действующим сводом византийского права.
Василики не дошли до нас в полном виде, ряд книг (в том числе кн. 50 о праве
собственности и владении) сохранился лишь в отрывках. В большинство рукописей
наряду с текстом "Василик" включены пояснения к ним (схолии) византийских
юристов VI в., а также XI—XII вв. (так называемые "древние" и "поздние"
схолии). Схолии не имели официального значения, но принимались во внимание в
византийских судах. Они имеют особую ценность, когда отсутствует
соответствующий текст самих "Василик".
После составления "Василик" византийское право развивалось посредством
законодательных актов императоров — новелл, хрисовул (императорских грамот).
Существенные изменения были, например, внесены Новеллами Льва Мудрого. Он
разрешил государственным сановникам безконтрольно приобретать земли в
подведомственных им округах, вновь снял запрет с взимания процентов,
окончательно отменил конкубинат, запретил браки, не получившие церковного
признания и т.п.
Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые
частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось
"Руководство к законам, или Шестикнижье" Константина Арменопуло (около 1345
года). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее
падения продолжало действовать на территории Греции, Валахии и Молдавии.
"Шестикнижье" Арменопуло признавалось действующим правом Бессарабии в XIX
веке после ее присоединения к России.
Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое
складывалось в основном из постановлений вселенских соборов и патриархов.
Важное место здесь принадлежит решениям Вселенского Трульского собора в конце
VII в., который утвердил официальный корпус канонов и запретил использовать
"ложные каноны", или каноны, не санкционированные каким-либо другим
Вселенским собором. На основе признанных норм церковного права, а также
частично и императорского права составлялись особые сборники — Номоканоны
(наибольшую известность имел Номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком),
содержание которых периодически обновлялось. Так, например, Номоканон в
редакции XI века включал важное положение, согласно которому отменялось
законодательство Юстиниана, а "Василики" тем самым становились единственным
действующим правом Византии. Номоканоны оказали прямое воздействие на
русское право, их переводы включались в "Кормчие книги".
Сисок использованной литературы
1. Ливанцев К. Е. Сборник документов по всеобщей истории
государства и права. Ленингр. институт.
1977г.
2. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных
стран. Часть 2, книга 1. М., 1994г.
3. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных
стран. Часть 2, книга 2. М., 1994г.
Учебники:
1. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных
стран. Часть 1. МГУ 1991г.
2. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных
стран. Часть 2. МГУ 1991г.
3. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных
стран. Часть 1. М., 1993г.
4.Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.
М. 1995г.