Контрольная: Государство и право Византии в период перехода от рабовладения к феодализму. Диагесты Юстиана

же час должно предать смерти". Много внимания законо­датель уделил также

преступлениям против христианской рели­гии. Суровым наказаниям подлежали

лица, дающие ложную клят­ву на "божественных евангелиях", поднимающие руку на

священ­ника во время молитвы, отрекшиеся в плену от "непорочной хри­стианской

веры", колдуны, знахари, изготовители амулетов, при­верженцы враждебных

христианству религий, участники языческих или еретических движений (в

частности, манихеи и монтанисты).

Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения,

нанесенные в драке, причем наказание дифференци­ровалось в зависимости от

того, были эти преступления преду­мышленными или непредумышленными. Так,

"если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не

осуждается господин его как убийца". Ответственность хозяина возникала толы»

в случае предумышленного убийства раба ("неумеренно его истя­зал, или отравил

его ядом, или его сжег").

В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступ­лений: кража, грабеж,

уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но

большинство ее статей было посвя­щено преступлениям, посягающим на

установленный государством и освященный церковью строй семейных и

нравственных отноше­ний. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование,

пре­любодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой,

скотоложство, вытравление плода и т.д.

Разработанной и более жестокой (даже по сравнению с зако­нодательством

Юстиниана) была система наказаний. Достаточно часто в Эклоге

предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система

членовредительских и телесных наказа­ний, которые в классическом римском

праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на

свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки,

ослеп­ление, оскопление и т.п. Были известны позорящие наказания (например,

острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

По некоторым преступлениям характер наказания в Экмп определялся в

зависимости от социального положения виновного. Так, по ст. 22 для сановных

лиц за связь с чужой рабыней полагал­ся крупный штраф. За это же преступление

«простой человек» подлежал не только штрафу, но и сечению плетьми.

Дифференцировались также наказания за связь с девушкой "без ведома ее

родителей" для лиц "состоятельных", лиц "среднего благосостоя­ния", а также

для "бедных и неимущих". Если первые должны были выплатить соблазненной

компенсацию, размер которой зави­сел от их положения, то последние

подвергались порке, острижению и высылке (титул XVII, ст. 29). Однако в

подавляющем боль­шинстве других статей уголовная ответственность не ставилась

в зависимость от социального положения виновного лица. По мнению ряда

исследователей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги несколько

смягчить социальные контрасты.

Социальное неравенство закрепляется в Эклоге и в тех ее положениях, которые

посвящены доказательствам (титул XIV). Здесь прямо указывается, что

"свидетели, имеющие звание, или долж­ность, или занятие (или благосостояние),

наперед считаются приемлемыми". Что же касается "свидетелей неизвестных",

т.е. лиц низшего социального положения, то они, если данные ими показания

оспаривались в суде, подвергались допросу под плетьми. Чрезмерная сжатость

Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и

потери права собственности, давность и др., приводили к тому, что несмотря на

ее большую практическую значимость, судам по целому ряду дел в последующем

приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.

В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим. Морским и Военным

законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по

своему содержанию напоминал западноевропейские "варварские правды". Он

восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в

сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни

византийского общества. Различаются две основные версии (редакции)

Земледельческого закона: ранняя (наиболее ценная как источник обычного права

и поздняя, отразившая уже более высокую ступень социальной дифференциации.

Время и место составления ранней редакции яв­ляются спорными. Некоторые

исследователи относят ее к концу VII в. (к Юстиниану II), другие настаивают

на ее южноиталийском происхождении. Однако господствующей является точка

зрения. согласно которой Земледельческий закон был составлен в

Кон­стантинополе при императорах исаврийской династии в 20-х годах VIII в.,

т.е. примерно в одно время с Эклогой, в качестве приложе­ния к которой он

обычно и переписывался.

Земледельческий закон представлял собой частную компиляцию, но затем получил

официальное признание, возможно, одно­временно с Эклогой. Ранняя редакция

Земледельческого закона на­считывала 85 статей и, как это свойственно

памятникам обычного права, не имела четко выраженной внутренней структуры.

Земледельческий закон действовал в Византийской империи на протя­жении всей

ее истории, но более поздние редакции, относящиеся, вчастности, к XIV в.,

насчитывали уже 103 статьи, сгруппированные в 10 титулов.

Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на

урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских

общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков,

последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об

общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует ст. 8,

предусматривающая распределение земельных участков по жре­бию. Важное

значение придается аренде земли и виноградников. В Земледельческом законе

особо оговариваются интересы государст­венной казны, взимающей с владельцев

земельных участков пода­ти, а также экстраординарные налоги (ст. 18, 19).

В казуистической манере сформулированы многочисленные статьи Земледельческого

закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота,

сельскохозяйственного инвентаря, за по­рубку чужого леса и т.п. В большинстве

случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные

санк­ции, которые имели своей целью прежде всего возмещение при­чиненного

вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значите­лен и тем самым

угрожал развивающимся частнособственническим порядкам, применялись

членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя

чужого сарая и т.п.) и даже смертная казнь (за сожжение из мести чужого

гумна, за большин­ство краж, совершенных рабами).

Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон, который

в Западной Европе получил известность как Роаосский морской закон.

Составление этого сборника отно­сится к VII—VIII вв. В нем были собраны

правовые обычаи, сло­жившиеся в практике античной и средневековой морской

торговли и частично обработанные еще римскими юристами. Морской закон

содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке гру­зов и пассажиров,

фрахтованию судов, выбрасыванию груза в слу­чае опасности на море (так

называемая авария), дележу прибылей и убытков между судовладельцем и

собственником груза и т.п. Отдельные нормы этого сборника применялись в

международной торговле вплоть до XV в.

Дальнейшее развитие византийского права связано с законо-творческой

деятельностью императоров Македонской династии (ико-нопочитателей) Василия I

и Льва VI. Отменив Эклогу, составлен­ную его политическими противниками

(иконоборцами), Василий I предписал вновь переработать Свод законов

Юстиниана, исклю­чить из него устаревшие положения, разъяснить трудные

юриди­ческие термины и перевести их на греческий язык. Результатом

законодательных работ было издание в 879 году Прохирона, кото­рый в

последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии

и оставил заметный след в истории права соседних славянских государств.

Прохирон по сравнению с Эклогой представлял собой более полный сборник

законов (дополнительно было включено 17 титу-

лов), но по юридической технике (по четкости расположения пра­вового

материала, его редакции) он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону

Эклога именуется не "избранными", а "извращенными" законами, Василий I

позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.

Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Ви­зантии, не были

существенными, а по некоторым вопросам частно­го права был сделан крен в

сторону юстиниановского (или даже доюстиниановского) законодательства, как,

например, в дарениях между мужем и женой, в режиме приданого, в завещаниях

вольно­отпущенников и т.п. Но Прохирон в некоторой степени отразил и новые

условия византийского общества IX века. В нем более под­робно излагается

договорное право (разрабатывается договор то­варищества, устанавливается

прямой запрет на проценты по зай­му и т.д.), вносятся некоторые изменения в

семейное право (вво­дится предбрачный дар и т.п.).

Вскоре после составления Прохирона (между 884 и 886 гг.) от имени императора

Василия I и его сыновей-соправителей было издано новое руководство по праву,

которое также имело целью "очищение старых законов" и облегчение пользования

правом, из­ложенным в кодификации Юстиниана. Это руководство получило

название Эпанагога (т.е. переработанное повторение). По своей струк­туре она

следовала за Дигестами Юстиниана, воспроизводила мно­гие положения Прохирона,

а также Эклоги. При всей ее компиля­тивности она более подробно, а в

некоторых деталях и по-новому излагала ряд вопросов частного права. Но

наиболее существенны­ми были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу

публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о

патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах ду­ховенства. Эти

положения определяли взаимоотношения право­славной церкви и государства и

были широко использованы впо­следствии в церковном праве.

Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить

потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена

обращаться ко все более устаревающе­му Своду законов Юстиниана. При

императоре Льве VI (Мудром), правление которого (886—912 гг.) ознаменовалось

подъемом юри­дической науки, были завершены крупные кодификационные ра­боты,

начатые еще при Василии I, по новой переработке законода­тельства Юстиниана.

Составленные таяям образом около 890 г. под руководством видного юриста

Симбация "Василики" ("Базилики"), т.е. "царские законы", призваны были

заменить собой становив­шиеся все более труднодоступными для понимания (в том

числе из-за языкового барьера) сборники права Юстиниана.

Использованный в "Василиках" огромный правовой материал расположен более

компактно и последовательно, чем в Своде за­конов Юстиниана, состоявшем из

нескольких самостоятельных час­тей (книг). "Василики" — единый

законодательный памятник, вклю­чающий 60 книг, разделенных на титулы и

фрагменты. Каждыйтитул "Василии" начинался с фрагмента текста одного из

римских юристов, цитируемых в Дигестах (остальные мнения, как менее

авторитетные, опускались), затем следовали соответствующие до­полнения из

Кодекса, Институций и Новелл. Юстинианово право в "Василиках" использовалось

не непосредственно, а через грече­ские переводы и комментарии (эпитомы,

парафразы) византий­ских юристов VI в. — Анонима, Феофила, Дорофея и других.

В "Василики" не вошли те положения из кодификации Юсти­ниана, которые, по

мнению составителей, не имели практического значения (большая часть

Институций, титулы Дигест (1 и 2) о правосудии и происхождении права и т.д.).

Из Кодекса и Новелл Юстиниана был исключен также ряд конституций, которые

были пересмотрены последующим законодательством. Но переработка и сокращение

предшествующего права в "Василиках" проведена не­достаточно тщательно и

поспешно. В них сохранилось значитель­ное число устаревших или вышедших из

употребления норм, упо­минающих, например, давно исчезнувшие должности

(римских кон­сулов, императорских легатов и т.п.) или области, которые не

вхо­дили в состав Византии (Египет, Скифия и др.).

"Василики" включают в себя обширный правовой материал, относящийся прежде

всего к публичному и церковному праву (кн. 1, 3—5 — о церкви, кн. 6 — о

государственных должностях, кн. 7—9 — о судебном процессе, кн. 60 — о

преступлениях и т.д.). Однако большая часть "Василик" посвящена вопросам

частного права, в том числе правовому положению лиц (кн. 46 — о статусе

свобод­ных людей, кн. 48 — о рабах, кн. 55 — о крестьянах и т.д.), хотя в

этой сфере, так же как и в наследственном праве (кн. 45), в связи с развитием

феодальных отношений многие положения римского права утратили свое былое

значение. Чаще всего в судебной прак­тике использовались нормы "Василик",

регулирующие обязатель­ственные отношения (кн. 19 о купле-продаже, кн. 23 и

25, посвя­щенные закладным операциям, кн. 26 о поручительстве и уплате-

долге). -

Составление "Василик" не означало отмены законодательства Юстиниана, которое,

однако, все более выходило из употребления. С конца XII в. "Василики" стали

единственным действующим сво­дом византийского права.

Василики не дошли до нас в полном виде, ряд книг (в том числе кн. 50 о праве

собственности и владении) сохранился лишь в отрывках. В большинство рукописей

наряду с текстом "Василик" включены пояснения к ним (схолии) византийских

юристов VI в., а также XI—XII вв. (так называемые "древние" и "поздние"

схолии). Схолии не имели официального значения, но принимались во вни­мание в

византийских судах. Они имеют особую ценность, когда отсутствует

соответствующий текст самих "Василик".

После составления "Василик" византийское право развива­лось посредством

законодательных актов императоров — новелл, хрисовул (императорских грамот).

Существенные изменения были, например, внесены Новеллами Льва Мудрого. Он

разрешил государственным сановникам безконтрольно приобретать земли в

под­ведомственных им округах, вновь снял запрет с взимания процен­тов,

окончательно отменил конкубинат, запретил браки, не полу­чившие церковного

признания и т.п.

Заметное влияние на развитие поздневизантийского права ока­зали некоторые

частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось

"Руководство к законам, или Шестикнижье" Константина Арменопуло (около 1345

года). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее

падения про­должало действовать на территории Греции, Валахии и Молда­вии.

"Шестикнижье" Арменопуло признавалось действующим пра­вом Бессарабии в XIX

веке после ее присоединения к России.

Составной частью правовой системы Византии было церков­ное право, которое

складывалось в основном из постановлений все­ленских соборов и патриархов.

Важное место здесь принадлежит решениям Вселенского Трульского собора в конце

VII в., который утвердил официальный корпус канонов и запретил использовать

"ложные каноны", или каноны, не санкционированные каким-либо другим

Вселенским собором. На основе признанных норм церков­ного права, а также

частично и императорского права составля­лись особые сборники — Номоканоны

(наибольшую известность имел Номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком),

содержание которых периодически обновлялось. Так, например, Номоканон в

редакции XI века включал важное положение, согласно которому отменялось

законодательство Юстиниана, а "Василики" тем самым становились единственным

действующим правом Византии. Номо­каноны оказали прямое воздействие на

русское право, их перево­ды включались в "Кормчие книги".

Сисок использованной литературы

1. Ливанцев К. Е. Сборник документов по всеобщей истории

государства и права. Ленингр. институт.

1977г.

2. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных

стран. Часть 2, книга 1. М., 1994г.

3. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных

стран. Часть 2, книга 2. М., 1994г.

Учебники:

1. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных

стран. Часть 1. МГУ 1991г.

2. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных

стран. Часть 2. МГУ 1991г.

3. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных

стран. Часть 1. М., 1993г.

4.Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.

М. 1995г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты