Контрольная: Государство и право Византии в период перехода от рабовладения к феодализму. Диагесты Юстиана

Контрольная: Государство и право Византии в период перехода от рабовладения к феодализму. Диагесты Юстиана

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Тема: «Государство и право Византии в период перехода от рабовладения к

феодализму. Диагесты Юстиана»

КУРГАН 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общественный строй

2. Государственный строй

3. Право Византии. Общие положения

4. Диагесты Юстиана.

5. Основные памятники византийского права VIII—XIV в.

Список использованной литературы

Введение

Византийское государство оформилось в результате отделения вос­точной части

Римской империи в конце IV в. н. э. Оно просуществова­ло свыше тысячи лет

вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Констан­тинополя в ходе турецкого

нашествия.

Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло

несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения

рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества

элементов раннефеодальных отношений. Госу­дарство этого периода представляло

централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с

некоторыми огра­ничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до

конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это вре­мя

государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной

монархии, отличной от деспотических монархий Восто­ка и монархий феодального

Запада: Императорская власть в Визан­тии достигает наивысшего уровня.

Наконец, на третьем этапе (в XIII— XV вв.) происходит углубление

политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса

его феодализации в услови­ях нарастания турецкой военной агрессии. Этот

период характеризует­ся резким ослаблением византийского государства и его

распадом в XIII—XIV вв., что в конечном счете привело его в XV в. к гибели.

Византия оказала значительное влияние на политическое развитие, народов Южной

и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и

проводником государственно-правового на­следия античности. Восприятие

феодальными государствами Болгарии,', Сербии, Киевской Руси и Грузии

обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их

прогрессивному раз­витию.

1. Общественный строй.

Специфические черты развития византийского средневекового общества

проявляются уже на первом этапе его раз­вития. Процесс разложения

рабовладельческих порядков носил в Ви­зантии замедленный характер.

Относительно высокий уровень разви­тия товарно-денежных отношений, длительное

сохранение сильных эко­номических и политических позиций многочисленных

византийских го­родов (Антиохии, Александрии, Дамаска, Константинополя и др.)

содей­ствовали политической стабильности Византии и сдерживали процесс

распада рабовладельческого строя.

Господствующий класс Византии IV—VII вв. был неоднороден. Ведущие

экономические и социальные позиции в Византии занимали

старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господ­ства

которых составляла крупная частная собственность на землю ра­бовладельческого

типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского

общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи,

особенно столицы Константино­поля.

Состав эксплуатируемой части византийского общества также отли­чался

значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились

рабы. Их правовое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко

отличалось от положения раз­личных категорий свободных. К последним относились

прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV—VI вв.

свобод­ного крестьянства — важная особенность общественного строя Ви­зантии.

Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом. частной

собственности на землю. Они эксплуатировались не­посредственно Византийским

государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые

имущественные и личные повин­ности. Широко использовалась в Византии этого

периода и позднерим-ская форма эксплуатации крестьян — колонат.

Византийское законо­дательство разделяло колонов на свободных и «приписных».

Вынужден­ные арендовать землю у крупных землевладельцев, колоны находились в

зависимом от своих господ положении. Особенно тяжелым было по­ложение

«приписных» колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и «приписные»

колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства.

Положение обеих категорий ви­зантийских колонов резко ухудшается в VI в.

Общественный строй Византии претерпевает серьезные изменения я ходе

острейшего политического и социального кризиса конца VI — первой половины VII

в. Арабское нашествие, вторжение варваров, со­провождаемые их массовым

оседанием на территории империи, разру­шение и упадок многих городов ускорили

ломку рабовладельческих и образование феодальных порядков в Византии. В

войнах и социаль­ных столкновениях погибла значительная часть представителей

тех со­циальных групп, которые господствовали в Византии в предшествую­щем

периоде. Вместе с тем сохранение государственных форм собствен­ности,

общинного землевладения и огромная распространенность неог­раниченной частной

собственности на землю и в последующие века серьезно замедляли формирование

новой феодальной собственности и кроме того развитие феодальной эксплуатации

византийского кресть­янства.

Только к Х в. возобладала тенденция к созданию феодально-сеньориальной системы,

основанной на труде зависимого от земельных магнатов крестьянства при

сохранении, однако, контроля со стороны государства. Основные же формы

феодального землевладения — услов­ные земельные пожалования в виде пронии,

арифмоса — утверждают­ся еще позже, в XI—XII вв. Так, наиболее известный

феодальный ин­ститут — прония, расцвет которого приходится на XII—XIII

вв., пред­ставлял собой различные виды земельных пожалований прониару от .

государства на условиях несения службы, обычно на время жизни про-ниара или

императора.

Замедленный характер развития феодальных отношений определил особенности

социального состава господствующего класса византийско­го общества на втором

этапе его развития. Господствующий класс в это время состоял из разнородных

социальных слоев: сановных светских и церковных чинов, местной военно-

служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства.

Все эти сила долгое время не были консолидированы и не складывались в

замкну­тые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система,

ха­рактерная для развитого феодального строя начинает складываться в Византии

только к XI—XII вв. Незавершенность развития феодально­го сеньориального

строя обусловила относительную слабость визан­тийской землевладельческой

знати. Ведущее место в структуре господ­ствующего класса Византии

принадлежало столичной знати и высше­му чиновничеству империи, остро

соперничающим с военно-землевла­дельческой провинциальной знатью.

И во втором периоде развития Византийского государства сохранились

многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового

населения. В Византии формирование класса феодально-за­висимого крестьянства

растянулось на длительное время. В империи по-прежнему сохранялась

значительная категория свободных кресть­ян-общинников, а также особая

прослойка государственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне

и императору. Обе эти категории крестьян эксплуатировались главным образом в

централи­зованной форме посредством государственной налоговой системы.

По­датные крестьяне, сидящие на государственных землях, фактически

ста­новятся в это время крепостными: приписываются к казне и теряют свободу

передвижения. Они должны были платить канон — поземель­ный налог, подушный

налог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Особенно разорительной

для крестьян-общинников стала обязан­ность уплачивать налоги за выморочные и

брошенные земли соседей.

С XI—XII вв. идет неуклонный, рост числа частновладельческих крестьян за счет

крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в

Византии землевладения феодального типа. Частновладельческие византийские

крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на

землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были

обязаны: выплачивать господину ренту в отработочной, натуральной, денежной ,

формах. В отличие от государственных крестьян они не были прикреп­лены к земле

вплоть до XIII—XIV вв.

Низшее положение в византийском обществе, как и ранее, занима­ли рабы.

Длительное сохранение рабовладения составляло характерную черту общественного

строя Византии. Рабский труд широко использовался в домашнем хозяйстве

византийской знати: слуги — рабы константинопольских вельмож исчислялись

сотнями. В Х—XI вв. социальное положение византийских рабов несколько

улучшается, они, например, получают право заключать церковный брак.

Пресекаете обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на

положе­ние париков. В XI—XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между

рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Ви­зантии.

|

2. Государственный строй

Византийское государство IV—VII вв. унаследовало, с теми или иными

особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи.

Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он

обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и

являл­ся верховным покровителем и защитником христианской церкви.

Ви­зантийская православная церковь играла огромную роль в укрепления

авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного

происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и

церкви, духовной и мирской власти (их сим­фонию). В отличие от католической

(западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и

политически зависела от им­ператора, так как существовала в условиях мощного

централизован­ного государства.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее

полновластно вмешивался в руководство делами церкви им­ператор Юстиниан I,

нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и

патриархами) как со своими чиновниками.

Власть византийского императора в IV—VII вв. не была, однако, произвольной.

При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать

«общим законам» империи и особенно от­сутствием принципа наследственности

престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом

Константинополя» и армией, роль которой в избрании императора Византии

неуклонно падала.

Важным фактором политической жизни Византийского государст­ва этого времени

было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». Еще в IV в.

императорским указом было предо­ставлено право выражать просьбы и предъявлять

императору требова­ния «народу Константинополя» — различным социальным слоям

и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинополь­ском

ипподроме. На этой основе в Византии возникли особые полити­ческие

организации — так называемые городские партии (димы). Со­циальную опору двух

наиболее крупных димов — они назывались «голубые» и «зеленые» — составляли

различные группировки господ­ствующего класса. Первых поддерживала

сенаторская и муниципала ная аристократия, вторых — торгово-финансовая

верхушка византий­ских городов. Димы имели определенную организацию и даже

воору­женные отряды. В V в. аналогичные организации, по типу столичных димов,

были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с

течением времени в своего рода общеимперские орга­низации, тесно связанные

друг с другом. В IV—VI вв. роль димов в политической жизни была весьма

значительной. Византийские импе­раторы должны были нередко делать ставку в

своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императоров, явля­лось наличие особого

государственного органа византийской аристокра­тии — константинопольского

сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние

обеспечивалось самим составом се­ната, включавшим практически всю правящую

верхушку господствую­щего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2

тыс. че­ловек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право

участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии

известную долю участия в руководстве делами империи.

Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного

Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость «согласия

великого сената и народа». Это свидетельст­вует об устойчивости некоторых

политических традиций, сохраняющих­ся со времен республиканской

государственности.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Визан­тии. Оно

надолго определило пути развития византийской государст­венности. Базой

централизации и широкой завоевательной политики

Византии в IX—Х вв. послужила стабилизация экономики на новой фео­дальной

основе. Византийское государство, достигшее наивысшего раз­вития во время

правления Македонской династии (867—1057 гг.), стремилось контролировать с

помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической,

политической и культурной жиз­ни страны. Жестко централизованный характер

империи резко отли­чал Византию от современных ей феодальных государств

Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдержи­вавшие

всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью

ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом

Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената,

упавшая еще в конце VII в., окон­чательно сводится на нет императорским

указом конца IX в., лишив­шим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском госу­дарстве остается

православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В

частности, возрастает роль главы церкви, кон­стантинопольского патриарха,

в общественно-политической жизни Ви­зантии. Патриархи нередко становятся

регентами малолетних импера­торов и непосредственно вмешиваются в политическую

борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей

«постав-ление на царство», становится с VII в. венчание императора патриар­хом

в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться

независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать

патриарха из трех кандидатов, рекомендован­ных церковными иерархами, и

низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской власти в VIII—IX вв. сопровож­далось

изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окон­чательно

утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автокра-тора (самодержца).

Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный

император считался владыкой вселен­ной (ойкумены). Его прерогативы были

неограниченными. Василеве издавал законы, назначал и смещал высших

чиновников, являлся вер­ховным судьей и командующим армией и флотом.

Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным.

Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти

насильственно. Система престолонаследия дли­тельное время у византийцев

отсутствовала: сын василевса не рассмат­ривался обычаем как обязательный

законный наследник. Императором делало не рождение, а «божественное

избрание». Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей,

выбирая, таким образом, еще при жизни наследника. Принцип законного

престолонаследия на­чинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчай­ших подробностей

и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их

реальная власть, по мнению ряда иссле­дователей, начинает неуклонно

ослабевать. Этому способствовали но­вые тенденции, порожденные воздействием

феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между

императорами и круп­ными феодальными землевладельцами (динатами) складываются

но­вые для византийской государственной практики сеньориально-вассаль­ные

отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вы­нужден заключать

феодальные договоры с некоторыми своими подданными — динатами, беря на себя

обязанности феодального сеньо­ра.

Для государственного строя Византии на основных этапах его раз­вития характерно

наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного.

В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество

было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в

византий­ской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких рангов. Центральное

управление империи сосредоточивалось в Государственном совете

(кон­систории, а позднее синклите). Это был высший орган при

императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко

определены и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный

совет состоял из высших государственных и дворцо­вых чинов, являющихся

ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта

претория, префект Константинополя, ма­гистр и квестор дворца, два комита

финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том

числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями

мест­ного государственного аппарата; префект Константинополя являлся

гражданским правителем столицы и председателем сената.

Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и

квестор — главный юрист и председатель конси­стория. Они осуществляли

непосредственное управление делами импе­рии с помощью разветвленного

бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это

время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты