Контрольная: Государство и право Византии в период перехода от рабовладения к феодализму. Диагесты Юстиана

менее 10 тыс. гражданских чиновников.

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX— XI вв.

Государственный бюрократический аппарат в эту пору контро­лировал все сферы

политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура

стала еще более сложной и .громозд­кой. Количество ведомств («секретов»)

увеличилось до 60. С IX в. усложняется дворцовая администрация, благодаря

росту император­ского хозяйства и двора. Различия между государственными

ведомст­вами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцо­вая

администрация все чаще вторгается в руководство общегосудар­ственными делами.

Другая черта, характерная для центрального уп­равления Византии этого времени

— распыление отдельных государст­венных функций между различными, нередко

дублирующими друг дру­га государственными ведомствами. Так, финансовое

управление было разделено с VII в. на несколько не подчиненных друг другу

«секретов». Судебные функции были разделены между различными учреждениями:

судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для

дворцовых служб императора и др.

Местное управление. Местный государственный аппарат им­перии в IV—VII

вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на

префектуры, диоцезы и провинции). Граж­данская власть была отделена от военной

и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного

управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские

чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В

непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов

и провинций. Правители провинций, основного зве­на местного управления, наряду

с обширными административными и

финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они явля­лись судьями

первой инстанции по всем значительным судебным де­лам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла но­вая, фемная

система Фемы возникли как военные округа и были пер­воначально гораздо крупнее

старых провинций. Во главе фемов стоя­ли стратиги, которые объединяли в

своих руках всю полноту военной и гражданской власти Военизация местного

управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и

социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с

усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного

управления начинает ослабевать и в XI в окончательно при­ходит в упадок.

Армия. В IVVII вв армия Византии была построена на позд-неримских

началах, с делением на пограничные и мобильные войска. С целью ослабления

угрозы захвата власти со стороны военных вож­дей, византийские императоры

практиковали раздробление высшего управления армией между пятью руководителями

(магистрами) Со­став византийской армии постепенно менялся В VI—VII вв все

боль­шую роль в армии играют контингента варваров

Основу армии с началом второго периода развития византийского государства

(конец VII—IX в) составляло стратиотское (крестьян­ское) ополчение. В это

время в Византии был создан и мощный воен­ный флот.

Дальнейшую трансформацию византийская армия испытала в по­следующих Х—XI вв.

С усилением процесса феодализации стратиот­ское ополчение распалось. Ядром

армии становится конница, состоя­щая из экономически и социально

обособившейся стратиотской верхуш­ки Это было уже профессиональное войско, не

обладающее, однако. высокой боеспособностью Поэтому византийские императоры

все ча­ще стали прибегать к помощи наемных иноземных отрядов (главным образом

из Западной Европы и Киевской Руси). В организационном отношении византийская

армия, как и ранее, подразделялась на две части столичные и местные (фемные)

контингента, причем роль и значение последних неуклонно падала

На рубеже XI—XII вв высокоцентрализованное Византийское го­сударство

становится объективно тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов,

входивших в состав Византии

Политический и социально-экономический кризис Византии в XIII в. и

последующая гибель Византийского государства стали поэто­му закономерным

историческим итогом.

6. Право Византии. Общие положения

Византийское право, история которого насчитывает бо­лее тысячи лет,

представляет собой уникальное явление для сред­невековой Европы. Оно

характеризуется относительно высокой сте­пенью стабильности, внутренней

цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-

экономическим и по­литическим условиям. Эти качества права в Византии

определя­лись рядом исторических факторов, среди которых особое значе­ние

имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое

наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали

интегрирующее влияние на право, прида­вали ему свойства системности.

Уже на ранних этапах развития государства в Византии сло­жилась своеобразная

правовая система, которая выросла непосред­ственно из римского права, но

испытала на себе влияние специфи­ческих переходных к феодализму отношений в

обществе, отличав­шемся большой социальной и этнической пестротой. Под

влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых

обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но

принципиальные основы римского права и пра­вовой культуры не были подорваны и

не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало

длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

Прямая преемственность римского и византийского права на­шла свое отражение в

использовании императорского законода­тельства в качестве основного источника

права. Относительная ста­бильность политической системы Византии

способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки

кодифика­ции императорских конституций, а затем и римского права в це-лом.

Так, первым официальным сводом римских законов был со­ставленный в 438 году

Кодекс византийского императора Феодо­сия (Codex Theodosianus), в который

вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312

года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское

законода­тельство, не включенное в этот сборник.

В IV—VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень разви­тия правовой мысли,

складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные — в

Бейруте и Константинополе). Сре­ди юристов бейрутской школы, которые

преподавательскую рабо­ту сочетали с участием в императорских кодификационных

рабо­тах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных

традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям

общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические

тексты рим­ских юристов. Таким образом подготавливалась почва для прове­дения

крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как

уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста

Трибониана была осуществле­на всеобъемлющая систематизация римского права,

итогом кото­рой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта

ко­дификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим ис­точником

действующего права Византии, но и была тем фундамен­том, на котором

окончательно сформировалась ее правовая система.

7. Диагесты Юстиана

Свод законов Юстиниана, являясь в своей основе переложе­нием римского права,

отразил и некоторые специфически визан­тийские черты. Они обнаруживаются в

ряде интерполяций в тек­сте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и

особенно в Новел­лах Юстиниана. Эта последняя часть свода, выполненная не на

латыни, а на греческом языке и включавшая около 160 конститу­ций (новелл)

самого Юстиниана, в значительной степени отражала своеобразные условия

византийского общества того времени. Хотя в кодификации Юстиниана наметился

известный поворот в сторо­ну классического римского права, в ней в полной

мере проявились тенденции, свойственные постклассическому периоду и

получив­шие дальнейшее развитие на последующих этапах истории визан­тийского

права. Эти тенденции нашли свое выражение прежде всего в известном упрощении

и "вульгаризации" римского права под влиянием позднеэллинистического (так

называемого греко-вос­точного) права.

Византийские юристы в отличие от своих классических пред­шественников,

избегавших дефиниций и использовавших казуи­стический стиль изложения,

стремились нередко к упрощениям, к прояснению терминов, к выработке простых и

понятных определе­ний. Так, в заключительной (50-й) книге Дигест введены

специаль­ные титулы (16 и 17), где дается толкование слов и основных

поня­тий. Определение терминов было особенно употребительным в

учебной литературе, в том числе в Институциях Юстиниана. Осо­бой

популярностью в это время пользовалась работа Кирилла Стар­шего "О

дефинициях".

На формирование византийской правовой системы значитель­ное влияние оказали и

правовые обычаи, особенно распространен­ные в восточных провинциях. Обычное

право с присущим ему при­митивизмом подрывало логическую стройность системы

римского права, искажало ряд его институтов, но внесло в него жизненно важную

струю, отразившую развитие новых общественных отно­шений: общинных и

феодальных. Из позднегреческого права в Свод законов Юстиниана перешел такой

институт, как эмфитевзис, но­вые формы усыновления и эмансипации подвластных

лиц и т.д. Под влиянием восточного права было введено письменное

дело­производство и судопроизводство, что повлекло за собой отмену старой

системы исков и утверждение экстраординарного (либел-лярного) процесса.

Ряд интерполяций, внесенных в Свод законов Юстиниана, про­истекал не из

юридической практики, а отражал распространен­ные в Византии идейные течения

(платонизм, стоицизм, христиан­ство). Особенно заметным в кодификации

Юстиниана было влия­ние христианства. Так, Институции и Кодекс

непосредственно от­крывались обращением императора к Христу, а в самих

законода­тельных актах содержались многочисленные ссылки на священные книги.

Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе,

так, брак уже рассматривается как "бо­жественная связь" (nexum divinum). Под

воздействием христианст­ва в рационалистическую схему римского права вносятся

и неко­торые этические конструкции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с

понятием права (jus) использует традиционное понятие "правосу­дие"

(justitia), но толкует последнее как "справедливость", причем в духе

христианской морали. Он включает в свод законов конст­рукцию естественного

права (jus naturale), но трактует ее не в том смысле, как ее понимали

классические юристы III в., а как право, установленное божественным

провидением. Основные направления переработки классического римского права,

нашедшие свое отра­жение в многочисленных интерполяциях, в кодификации

Юсти­ниана, получили более полное развитие в последующей истории

византийского права.

В византийских судах применение кодификации Юстиниана наталкивалось на

большие трудности. Ряд ее положений устаре­вал, но главное — она была слишком

сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI—VII вв. для

практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные

ком­ментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде парафраз

(пересказов), индексов (указателей), схолий (учеб­ных примечаний). Широкую

известность получили Парафразы Институций Юстиниана, составленные на

греческом языке для сту­дентов-юристов Феофаном, а также Схолии Стефана,

включавшие знаменитый Индекс к Дигестам Юстиниана. Византийские юристы на

основании извлечений из кодификации Юстиниана составлял» и практические

сборники, содержавшие перечни и образцы дого­воров, формуляры исков и т.п.

В это же время в Византии был принят ряд новых импера­торских законов, где

под влиянием развивающихся общинных по­рядков все чаще воспринимались нормы

обычного права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций

развития ви­зантийской правовой системы, а именно стремление император­ской

власти консолидировать все право в писаном законе.

8. Основные памятники византийского права VIII—XIV в.

На рубеже VII—VIII вв. правовая система Византии переживает серьезные

испытания, связанные с глубоким кризисом экономиче­ской системы, упадком

городов, расселением на государственных землях варваров, вторжением арабов и

т.д. Именно в это время постепенно завершается процесс превращения

византийского пра­ва из позднеантичного в средневековое. В VIII в. с общим

экономи­ческим и культурным подъемом вновь оживляется законодатель­ная

деятельность византийских императоров и юридических школ

На втором этапе истории византийского права законодатель­ство, поддерживаемое

не только римской правовой традицией и обычным правом, но и собственным

опытом византийских юристов, становится более гибким и жизнестойким. Именно

жизненные по­требности византийского общества сделали необходимыми новые

работы по систематизации законодательства и по переработке ко­дификации

Юстиниана, которая была выполнена на латыни и ко­торой владел лишь небольшой

круг лиц. Судебную практику не могло удовлетворить то, что в Дигестах

Юстиниана многие терми­ны и целые фрагменты из сочинений Модестина, Папиниана

и дру­гих юристов-классиков давались на греческом языке, фактическое

превращение Византии в греко-славянское государство настойчиво требовало и

изменения языка законодательных актов.

Потребности судебной практики делали необходимым пере­работку Свода законов

Юстиниана и его изложение в краткой и понятной форме. В 726 году (по

некоторым данным — в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва

Исаврийского была из­дана Эклога ("избранные законы"), явившаяся важнейшим

этапом в развитии византийского права.

Составители Эклоги сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть

правового материала, поэтому она состоя­ла из 18 небольших титулов, некоторые

из них включали только по одной статье. В самом подзаголовке к Эклоге

указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление "в духе

боль­шего человеколюбия" законодательства "великого Юстиниана".

Иконоборческая фразеология Эклоги- нашла свое отражение лишь в ее вводной

части, где говорилось о необходимости руководство­ваться "истинной

справедливостью", а не высказывать "на словах восхищение" ею и даже

предписывалось "на деле" отдавать пред­почтение малоимущим и бедным. В Эклоге

имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались

некоторые случаи превращения в рабов свободных людей (например, дезер­тиров),

но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов

(например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие

феодальных отношений.

В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и

ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений.

Особенно глубоко христи­анские идеи проникли в брачно-семейное право (титулы

I—VII). Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7

лет), которое требовало формально согласия самих обручаю­щихся, а фактически

в связи с их малолетством — родителей. Брачный возраст был установлен в 15

лет для мужчин и 13 — для женщин. Под воздействием христианской церкви было

сокращено число законных поводов к разводу. Женщина, согласно христиан­кой

морали, занимала подчиненное место в семье, но в отличие от классического

римского права Эклога отразила тенденцию к вы­равниванию имущественного

режима мужа и жены. Приданое и брачный дар, полученный женою, рассматривались

не как собст­венность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При

наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее

1/3 части наследства), определялись семь разря­дов наследников, к которым

последовательно переходило имуще­ство умершего при отсутствии завещания.

Титулы Эклоги, посвященные договорному праву (IX—XIII), из многочисленных

сделок, рассмотренных в Своде законов Юсти­ниана, упоминают лишь куплю-

продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи,

заключаемый как в уст­ной, так и в письменной форме, под влиянием греческого

права был введен задаток. В договоре займа, вероятно в качестве уступ­ки

церковным догматам, было опущено упоминание о процентах, известных римскому

праву. Кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и

аренду земли, которая могла предусматриваться на срок, не превышающий 29 лет.

Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила

рас­пространения. Зато характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду

государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом

арендатором наемной платы.

Широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося

феодализма институт — эмфитеиис. Послед­ний устанавливался как вечная или как

ограниченная аренда "на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по

завеща­нию или без завещания". Лицо (эмфитевт), получившее эмфитев-зис, как

правило землю, обязано было уплачивать собственнику "без уверток" ежегодный

взнос, а также заботиться о "сохранении н улучшении недвижимости". Если

эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен

предоставлен­ной ему недвижимости.

Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был ти­тул XVII, посвященный

преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных

противоречий в уголовное право было внесено иного новых положений, отразивших

усиление госу­дарственной репрессии. Не случайно именно данный титул Эклоги

получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих

законодательных сводах Византии.

В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников:

перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и та Особо была выделена статья, где

говорилось о лицах, поднимаю­щих восстание против императора или же

участвующих в "загово­ре против него или против государства христиан". Такие

лица рассматривались как намеревающиеся "все разрушить", а поэтому их "в тот

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты