Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

считал обязательным участие сословных представителей. Участие присяжных не

предусматривалось.

Правительствующий сенат венчал вершину пирамиды общегражданских судов. В его

составе было два кассационных департамента – по гражданским и уголовным

делам. Они и выполняли судебные функции:

- рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по первой

инстанции с участием или без участия представителей;

- проверку в апелляционном порядке обоснованности и законности

приговоров, вынесение без участия сословных представителей судебными палатами

или судьями самого Сената (сенаторами);

- проверку в кассационном порядке законности решений и приговоров

всех указанных выше судебных инстанций, в том числе приговоров, вынесенных с

участием присяжных заседателей или сословных представителей (в таком порядке

не могли проверяться лишь приговоры сенаторов, поставленные без участия

сословных представителей).

Последняя из названных функций считалась основной. В 1877 году на Сенат была

возложена функция высшей дисциплинарной инстанции для всех судей и

предусмотрено образование дисциплинарного присутствия в составе шести

сенаторов. Иногда Сенат выступал и в качестве инстанции, решавшей вопрос о

предании суду.

Указами 1872 и 1878 годов была предусмотрена возможность образования особых

присутствий Правительствующего Сената. Состав такого присутствия ежегодно

утверждался царем; функции председателя обычно возлагались на одного из

первоприсутствующих (председателей кассационных департаментов), а члены – на

назначавшихся персонально пять сенаторов и четыре сословных представителя

(губернский представитель дворянства, городской голова какого-то из

губернских городов, предводитель уездного дворянства и волостной старшина из

Санкт-петербургской губернии). Они рассматривали дела о политических

преступлениях и преступлениях, совершенных судьями, прокурорами и другими

работниками учреждений судебной власти.

Обособленное место среди общих судебных установлений занимал Верховный суд.

Он образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел

чрезвычайной важности (о преступлениях, совершенных министрами или лицами,

приравненными к ним, членами Государственного совета, а также о

посягательствах на царя или персон царской фамилии). В качестве его членов

назначались руководители департаментов Государственного совета и основных

подразделений Сената. Председательствовал в нем председатель Государственного

совета. Приговоры этого суда обжалованию не подлежали. Они могли быть

изменены или отменены только царскими актами помилования.

Местными судебными установлениями организаторы реформы отводили весьма важную

роль. Эти суды были ближе всего к населению и его проблемам. Именно они

должны были способствовать, как отмечалось в Указе от 10 ноября 1864 года

водворению суда скорого, правого, милостивого и равного «для всех подданных».

В соответствии с Учреждением судебных установлений (на современном языке –

законом о судоустройстве) повсеместно должны были быть образованы мировые

суды, которые действовали бы на территории судебных участков (по несколько в

уезде). В каждом из таких судов должен был работать как минимум один мировой

судья, избиравшийся на три года земским собранием (органом местного

самоуправления того времени). Одновременно допускалась избрание добавочных

мировых судей (заместителей или помощников мировых судей) и почетных мировых

судей, которые выполняли некоторые судебные функции безвозмездно.

К ведению. Этих судов относились незначительные споры имущественного

характера и дела о малозначительных преступлениях либо о проступках

(например, неприставление подпор к ветхим заборам, появление в безобразном от

опьянения виде, травля собаками, неохранение пьяного хозяином питейного

заведения). Самым строгим наказанием, которое мог полагать мировой судья,

было лишение свободы в тюрьме сроком до 1 года.

Проверку законности и обоснованности приговоров и решений мировых судей

должны были осуществлять съезды мировых судей. В состав этих съездов

намечалось включать всех мировых судей (участковых, добавочных и почетных),

работавших на территории конкретного уезда. Им предписывалось, что время от

времени они должны собраться и рассматривать жалобы на решения мировых судей.

Законность решений съездов мировых судей при определенных в законе условиях

могла быть проведена окружным судом.

Судьба системы мировых судов сложилась весьма трудно. Процесс их внедрения

натолкнулся на многочисленные непредвиденные препятствия. Не везде можно

предъявлявшимся к ним требованиям, не всегда земские собрания достаточно

серьезно относились и избранию этих идей, нередко местные власти саботировали

формирование мировых судов, поскольку видели в них угрозу своим привилегиям и

полномочиям и т.д. Кое-где (в Киевской, Подольской, Волынской и других

губерниях, варшавском округе, Прибалтийском крае, а также в ряде других

регионов) пришлось отказаться от выборности судей этого уровня. Их стал

назначать министр юстиции. В 1889 году их вообще упразднили почти на всей

территории России (кроме Московской и Санкт-Петербургской губерний). Их

полномочия были переданы земским начальникам, уездным съездам под

председательством уездного предводителя дворянства, назначавшимся городским

судьям и губернским присутсвиям (губернатору, губернскому предводителю

дворянства, вице губернатору, председателю или члену окружного суда,

прокурору окружного суда или члену окружного суда, прокурору окружного суда

или его товарищу и еще двум «непременным членам»). Это был существенный шаг

назад, ибо функция правосудия передавалась в руки преимущественно

административной власти. Под давлением ряда обстоятельств в 1912 году система

мировой юстиции была восстановлена. Но было уже поздно: в 1914 году началась

Первая мировая война, а потом наступил 1917 год со всеми его событиями.

Довольно распространенными судебными учреждениями были сельские суды), и

назывались также крестьянскими или волостными судами). Их образование

предусматривалось принятым 19 февраля 1861 года Общим положением о

крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

К этим судам относились, прежде всего, волостные суды, состоявшие из

председателя и не менее чем двух членов, которые избирались из числа

грамотных домохозяев, достигших 30 лет и соответствовавшие многочисленным

требования (в частности, не были судимы, не подвергались порке по решению

волостного суда, имели российское подданство и др.). Избирались они по

многоступенчатой системе: сначала сельские сходы избирались по одному

выборщику из ста жителей, а затем эти на своем собрании избирали (из числа

самих выборщиков) председателя и нужное количество членов волостного суда.

Срок их полномочий – три года.

Волостные суды рассматривали мелкие имущественные споры и дела о проступках

членов сельских общин. Они могли приговорить к штрафу, обязанности загладить

вред, причиненный противоправным деянием, аресту до трех суток и розгам

(порке).

Их приговоры и решения проверялись верхними сельскими судами, состоявшими из

председателей всех волостных судов. Эти суды контролировались мировыми

судьями (где они были), земскими начальниками, уездными съездами и

губернскими присутствиями. Например, приговор, предусматривавший применение

розг, мог быть приведен в исполнение лишь с разрешения от земского

начальника, который давал согласие на исполнение после проверки законности

приговора и состояния здоровья осужденного.

Военные суды были обособлены от гражданских судов (общих и местных). Их

система строилась в соответствии с предписаниями Временного судебного устава

1867 года.

Основным звеном этих судов считались полковые суды, которые рассматривали

дела о преступлениях, не представлявших большой опасности и совершенных

нижними членами. Председатель и члены такого суда назначались из числа

офицеров командиров полка или воинским начальником, приравненным к нему.

Разбирательство дел осуществлялось в условиях ограниченной гласности, без

состязательности сторон (не допускались ни адвокаты, ни представители

прокуратуры). Приговоры не приводились в исполнение без согласия командира

полка. Он же решал вопрос, следует или не следует передавать конкретное дело

с поступившей жалобой на приговор в вышестоящую инстанцию.

Вышестоящими инстанциями по отношению к полковым судам были военно-окружные

суды. Их состав утверждался главными начальниками (командующими) военных

округов. В каждом военном округе было по одному такому суду. Состояли они из

председателя, двух постоянных членов и назначавшихся на четыре месяца

временных членов из числа офицеров, проходивших службу в данном военном

округе. К их ведению были отнесены все уголовные дела, кроме тех, что

рассматривались полковыми судами. Они также проверяли обоснованность

апелляционных жалоб на приговоры последних.

Высшим военным судом был Главный военный суд. Он действовал в составе

председателя и постоянных членов (из числа военных юристов), а также

временных членов. Все они назначались по представлению военного министра «с

Высочайшего изволения». Временными членами этого суда могли быть по меньшей

мере два генерала, проходивших службу в Санкт-Петербурге. На Главный военный

суд возлагались в основном те же функции, что и на Правительствующий сенат в

его взаимоотношениях с общегражданскими судами.

В конце XIX – начале XX столетия в России начинали получать широкое

распространение чрезвычайные суды. Самыми известными были военно-полевые

суды, образованные Указом от 19 августа 1906 года. Формировались эти суды по

решениям генерал-губернаторов для рассмотрения конкретных дел, связанных с

посягательством на основы государственного строя. В их состав включались

офицеры, служившие в армии. Судопроизводство в них не было главным и

состязательным, приговоры обжалованию не подлежали и исполнялись не позже чем

через трое суток.

В апреле 1907 года эти суды были упразднены, но сохранилась введенная еще в

1881 году возможность «в местностях, объявленных на положении усиленной или

чрезвычайной охраны», передавать дела о преступлениях гражданских лиц на

рассмотрение военных судов.Решение о передачи могло быть принято

соответствующим генерал-губернатором или министром внутренних дел, когда,

«они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и

спокойствия».По приведенным данным видно, что судебную реформу 1864 года и ее

основные результаты нельзя оценивать односторонне, изображать все только в

розовых или черных тонах. Было и то и другое.Что-то удалось реализовать, а

что-то полностью или в значительной мере осталось лишь добрым намерением. Как

отмечено выше, это случилось с мировой юстицией.Не повезло и суду присяжных.К

началу Первой мировой войны он более или менее прочно «обосновался» лишь в

центральных губерниях. Его не могли внедрить на большей части территории

Российской империи (в Прибалтике, Варшавском округе, на Северном Кавказе и в

Закавказье, Среднеазиатском регионе, Восточной и Западной Сибири и других

местностях).Судебные уставы 1864 года обеспечивали целостность судебной

системы России. Принципы и институты судебной реформы действовали как единый

механизм, дополняли друг друга. Отказавшись от хаотичной системы сословных

судов, судебные уставы ввели стройную систему судебных органов со строго

ограниченной компетенцией: параллельно действовали система мировых судов и

гражданских дел, замыкавшихся на уровне уезда, и система общих судебных

установлений (окружные суды, охватывающие территориально несколько уездов, и

судебные палаты, юрисдикция которых распространялась на несколько губерний);

венчал систему судебных органов Сенат – единственная в империи кассационная

инстанция. Были провозглашены: равенство всех перед судом, независимость суда

от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность, право

обвиняемого на защиту, презумция невиновности, оценка доказательств по

внутреннему убеждению судьи. Учреждались: институт судебных следователей,

адвокатура, суд присяжных, реорганизовывалась прокуратура. Только

независимый, несменяемый судья мог реально обеспечить процедуру

судопроизводства на началах гласности, состязательности,права подсудимого на

защиту при участии присяжных заседателей. И наоборот,

гласность,состязательность сторон, право на защиту более полно воплощались в

жизнь перед призванными в суд представителями общества, выносившими вердикт о

виновности(невиновности) подсудимого,при участии независимого,несменяемого

судьи в процессе.Проблемы судебной реформы 1864 года во многом созвучны с

современным.Сегодняшний ход реформ вполне традиционен для России –

поэтапность введения суда присяжных и других новых элементов организации

правосудия.

Министр

Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

Министерство юстиции

Правительствующий сенат

(кассационная инстанция)

Прокурор Председатель

судебной палаты

Судебная палата

Председатель

Председатель

Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

Окружной суд Прокурор

Уездный съезд

окружного суда мировых судей

Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

Городской суд

Мировой суд

° - прокурор и председатель

подчинение

апелляция

кассация

надзор

рис 1. Структура судебных учреждений по судебным уставам 1864 г.

Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

Главный

военный суд

Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

Военно-окружной

Суд

Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

Полевой суд

рис 2. Структура Военных судов.

Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и развитие.

Для того чтобы осветить проблемы становления судебной власти и судебной

системы в России, необходимо обратиться к недавнему прошлому, к началу работы

над судебной реформой, определить ее составляющие и пути реализации, а также

роль судов в решении этой достаточно сложной как теоретически так и

практически задачи реформирования российского правосудия.

Глубокие экономические и социальные преобразования, обозначившиеся с середины

80-х годов, потребовали новых подходов к проблемам законности, правопорядка,

охраны прав и свобод граждан. В связи с этим состоявшаяся в июне-июле 1988

года XIX Всесоюзная партконференция специальное внимание уделила наряду с

прочим совершенствованию судоустройства. В принятой ею резолюции «О правовой

реформе» привлекалось внимание к необходимости повышения авторитета суда и

намечались некоторые шаги по обеспечению его независимости.

Первым шагом по реализации установок этой резолюции стало принятие в декабре

того же года закона, внесшего в Конституцию СССР ряд изменений и дополнений.

Среди них были и положения об изменении порядка избрания большинства судей в

стране и увеличении срока их полномочий. Народные судьи стали избираться не

населением, как это было до сих тех пор, а Советами среднего звена на десять,

а не на пять лет. В течении 1989-1991 годов состоялось принятие ряда

законодательных актов, которые предусматривали принципиально новые положения,

касавшиеся организации судов и их системы, - о статусе судей, об

ответственности за неуважение к суду, об организации и полномочиях

конференций судей и квалифицированных коллегий, преобразовании

государственного арбитража в систему арбитражных судов и т.д. Тогда же (в

ноябре 1988 года) были приняты новые Основы законодательства о судоустройстве

Союза ССР и союзных республик, послужившие юридической базой для принятия

ряда законодательных новелл как на союзном, так и на республиканском уровне,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты