Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исследовательская работа на тему:

«СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА И НАШИХ ДНЕЙ»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: УЧАЩАЯСЯ

ГРУППЫ 10 – 2

ИВАНОВА Т.В.

РУКОВОДИТЕЛЬ: ЧЕРНИЧКИНА Н. М.

МУРМАНСК

ЛИЦЕЙ № 1

1999

Содержание

1. Введение: обзор исторического развития судопроизводства

в России до 1864 г. 3

2. Александр II и его реформы 4

3. Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги 6

4. Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и развитие 17

5. Суд присяжных – центральный институт судебных реформ 1864 и 1993 г.

23

6. Заключение 25

7. Исторические термины 28

8. Историческая справка 29

9. Литература 30

Введение: обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года.

Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы

господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер

государственного принуждения с лицом нарушающим установленный правопорядок.

Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по

мере развития государственного механизма и образования специального

государственного аппарата.

В России суд входит со времени Киевской Руси, где суд творился князем, его

представителями-посадниками и тиунами. В Новгородской феодальной республике

судебную власть осуществляли вече (высшая судебная инстанция), князь,

посадники, архиепископ, староста, братчина. В Московской Руси в 15-17 веке

суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а

на местах помещиками, волостелями, вотчинниками. С упразднением системы

кормлений судебные полномочия были переданы губным избам. Первые попытки

отделить Суд от администрации были предприняты Петром I, при котором в 1713

году в губерниях была учреждена должность судьи (ландрихтера), а затем

(в1718 году) - оберландрихтера. Однако компетенция этих судей не была четко

определена и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в

юстиц-коллегию. Были также созданы военный Суд, духовный Суд. Высшей судебной

инстанцией был Сенат. При Екатерине II была создана система судебных

учреждений: в нее входили уездные и земские суды для дворян; губернские и

городские - для горожан; нижняя и верхняя расправа - для свободных крестьян.

В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного

судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой

суд, адвокатура.

В следующих разделах данного реферата будет более подробно рассмотрена,

именно судебная реформа 1864 года Александра II, ее положительные и

прогрессивные стороны, ее недостатки, а также судебная реформа наших дней,

которая явно имеет связь и похожие черты с реформой 1864 года.

Александр II и его реформы.

Правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных

преобразований российского общества. Реформы этой эпохи существенно изменили

государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны,

повлияли на эволюцию ее социальной структуры.

Под влиянием поражения в Крымской войне 1853-1856 года в условиях создавшейся

революционной ситуации Александр II вынужден провести ряд реформ.

Энтузиазм и доверие, единодушно выраженные всеми слоями общества, укрепляли

Александра Николаевича в его намерении при первых шагах царствования. Всем

было ясно, что необходим поворот от прежней николаевской политики,

необходимо жить и развиваться по-новому. Но как? Мнений на этот счет было

предостаточно и в громко заговорившем обществе, и в близких к новому

императору кругах. Вырабатывались планы, писались записки, начинались

нескончаемые громкие споры.

Споры пошли по всей стране, благо стало возможным спорить публично.

"Оттепель", "гласность" - тогда появились эти понятия.

В критический для страны час он смог переступить через многие привычные

взгляды и убеждения, пренебречь принципами и верностью своему классу ради

цели много большей. Вот почему не стоит пренебрежительно оценивать

преобразования Александра II только как "вынужденные".

За четверть вековое его правление в России было уничтожено крепостное право

(1861),проведены университетская(1863) и судебная(1864) реформы, до

радикализма которых до сих пор не дошло наше общество, введено местное

самоуправление в городах (1870) и сельской местности (1864),сняты варварские

цензурные ограничения в печати(1865);в эти же годы положено было основание

тяжелой и легкой промышленности; осуществлена финансовая реформа, создан

Государственный банк(1860);развитие железных дорог завершило создание новых

основ народного хозяйства страны; военные реформы(1860-1870-е годы) создали

новую русскую армию.

Александру II хватило дальновидности и мужества для проведения революции

"сверху". Частичные, казалось бы, социальные и экономические преобразования

благодаря объективным условиям и воле правителя страны переросли в реформу

феодальной системы, был совершен качественный скачок в развитии общества,

позволивший ему приблизиться к уровню передовых стран.

В то же время неполнота, известная ограниченность реформ были вызваны тем,

что власть учитывала огромную инертность человеческого сознания (да и сама не

могла ее преодолеть). Устойчивость имеющихся авторитетов и ценностей и тяга к

ним в условиях общего сдвига всех структур естественна, а попытка их

устранения, как правило, чревата взрывом недовольств. Один из законов

реформы, в полной мере проявившейся в ходе преобразований, состоит в том, что

уступка традиции в погоне за общественным прогрессом, как правило, облегчает

сохранение стабильности в обществе.

С другой стороны, чисто охранительная политика: курс царя и его

единомышленников на либеральные реформы постоянно наталкивался на

противодействие консервативных сил высшей бюрократии, сохранявшей

значительное политическое влияние при дворе. Несколько раз Александру II

предлагали ввести конституционные элементы в систему государственного

управления, но, умом понимая неизбежность этого, самодержец всероссийский

нутром своим не мог принять ограничение своей власти и пошел на это в самый

последний миг.

Среди сторонников преобразований видную роль играли великий князь Константин

Николаевич (младший брат царя), министр внутренних дел Г.А.Валуев, военный

министр Д.А.Милютин, министр народного просвещения А.В.Головин и другие.

Видную же роль в подготовке именно судебной реформы играл известный юрист

статс-секретарь Государственного совета С.И.Зарудный, под руководством

которого к 1862 году были выработаны основные начала нового судоустройства и

судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и

разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным

зарубежным юристам и легли в основу новых судебных уставов. А лагерь

противников реформ возглавили начальник III отделения Собственной канцелярии

граф П.А.Шувалов и министр юстиции граф В.Н.Панин.

Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги.

Широко распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября 1864

года, когда царь Александр II подписал Указ Правительствующему сенату,

утвердившей четыре законодательных акта:

- Учреждение судебных установлений;

- Устав уголовного судопроизводства;

- Устав гражданского судопроизводства;

- Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В последующем эти акты стали именоваться судебными уставами. На них

возлагались большие надежды. В упомянутом Указе наряду с прочим отмечалось:

"Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию

нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех

подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую

самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без

которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть

постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего".

Фактически же реформа началась задолго до указанной даты. Она коснулась не

только судов, но и других взаимодействующих с судами органов – прокуратуры и

следственного аппарата. Она также выразилась в крайне запоздалом учреждении

адвокатуры, которого серьезно побаивались предшественники Александра II.

Первым шагом в практическом проведении реформы принято считать изданный в мае

1860 года Закон о судебных следователях. Что же касается реформы в целом, то

подготовка к ней началась значительно раньше, еще в 30-х годах этого

столетия. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени.

На последних этапах во избежание случайных и непродуманных решений была

разработана концепция реформы, получившая наименование "Основные положения

преобразования судебной части в России» (апрель 1862г.). Опубликование по

высочайшему повелению этого документа и всестороннее его обсуждение

способствовали более тщательной доработке проектов законодательных актов,

утвержденных 20 ноября 1864 года.

Чтобы обеспечить организованное осуществление намеченных преобразований,19

октября 1865 года царь утвердил "Положение о введении в действие судебных

уставов", которое ориентировало на постепенное, планомерное распространение

по всей территории огромной страны предписаний новых законов. Официально

реформа шла в течение 35 лет, до того момента, когда царь Николай II издал

специальный указ о ее окончании(1 июня 1899 г.). На деле же идеи реформу

пытались реализовать вплоть до начала Первой мировой войны, то есть почти в

течение 50 лет, но далеко не во всем успешно.

Для того времени и на фоне существовавших тогда судебных систем в других

странах российскую реформу нужно считать безусловно прогрессивной. Она не

была слепым и бездумным подражанием порядкам, сложившихся в государствах

Европы и Северной Америки. Ее основные положения строились с учетом специфики

конкретных экономических, социальных, политических, демографических,

этнических, религиозных и иных условий, сложившихся в России. Возможно,

организаторы реформы не во всем были последовательны, но в любом случае

следует признать, что они стремились к сознанию совершенной судебной системы.

Важной частью этой реформы было кардинальное упрощение судоустройства. Вместо

множества судов, существовавших для "обслуживания" различных сословий,

учреждались единые для всех сословий общегражданские суды. В их число

включались две группы судов: общие судебные установления и местные судебные

установления(в те годы термину "установление" придавалось значение, весьма

сходное с современным термином "орган").

Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды, судебные

палаты и Правительствующий сенат.

Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом

численности населения и объема работы. Председатели и члены этих судов

назначались императором по представлению министра юстиции, который,

представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего

собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. К

претендентам на судейские должности по закону предъявлялись жесткие и

многочисленные требования (образование, стаж работы, наличие определенного

имущества, безупречность репутации и т.д.). Срок полномочий для судей этого

уровня не устанавливался.

В составе окружных судов образовывались, в зависимости от количества судей,

присутствия (в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, кое-

где шесть и более). Им было подсудно большинство дел, отнесенных к

компетенции общих судебных установлений (дела о преступлениях, которое не

могли рассматриваться местными судебными установлениями). К основному их

полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой

инстанции. Иногда окружные судам приходилось выступать в роли второй

инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять законность

выносившихся ими судебных решений.

В зависимости от особенностей конкретного дела, опасности и сложности

преступления закон предусматривал возможность образования коллегий в разных

составах. В одних установленных законом случаях дела рассматривались в

окружных судах коллегиями в составе трех профессиональных судей, в других -

профессиональными судьями с участием сословных представителей, а в третьих -

профессиональными судьями с участием присяжных заседателей.

Суд с участием сословных представителей - суд сословных представителей – был

одним из весьма наглядных проявлений непоследовательности судебной реформы

1864 года. "Замахнувшись" на множественность судов создавшихся для

"обслуживания" дворян, купцов, ремесленников, крестьян и других сословий,

власти не решились полностью изолировать суды от влияния сословных интересов.

Были выделены категории преступлений, рассмотрение дел, о которых ставилось

под контроль представителей основных сословий. К таким преступлениям

относились, например, дела о государственных преступлениях, о "преступлениях

по должности".

При их разбирательстве к профессиональным судьям присоединялись

предусмотренные законом четыре сословных представителя - губернский и уездный

предводители дворянства, городской голова и волостной старшина (допускалось

некоторое изменение такого состава сословных представителей: в рассмотрении

дела мог участвовать не сам губернский предводитель дворянства, а кто-то

другой, кому доверялось выполнить эту миссию от имени дворянского собрания).

Сословные представители участвовали в вынесении приговоров, пользуясь теме же

правами, что и профессиональные судьи: при постановлении приговоров они

заседали все вместе и все вместе решали вопрос как о том, виновен ли данный

подсудимый в совершении преступления, в котором его обвинили, так и о том,

подлежит ли он наказанию, а если подлежит, то какому.

Рассмотрение уголовных дел с участием сословных представителей осуществлялось

не только в окружных судах, но и в судах других инстанций общих судебных

установлений - в судебных палатах и Правительствующем сенате.

Суд с участием присяжных заседателей - суд присяжных - значительно более

прогрессивное явление для того времени, чем суд с участием сословных

представителей. К середине XIX века, когда велась подготовка российской

реформы 1864 года, суд присяжных пережил период своего наибольшего расцвета и

признания. Он считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал привлечение

к отправлению правосудия представителей народа. Его недостатки проявили себя

несколько позже.

Введение суда присяжных в России было встречено неоднозначно. Одни

восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного

устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой

довольно остро. Среди последних были не только консерваторы и реакционеры, но

и такие признанные всеми выдающиеся мыслители, как Ф.М. Достоевский и Л.Н.

Толстой.

При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей-профессионалов

и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные,

которые отвечали установленным законом требованиям (возраст, состояние

здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не

менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д.).

Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех,

кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных.

Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили

их к присяге (отсюда их наименование). Дав присягу, они начинали участвовать

в разбирательстве дела.

Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о

том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором

его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать

свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он

снисхождения при определении меры наказания. Другими словами, судьи-

профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в окружных

судах. В соответствии со ст.201 Устава уголовного судопроизводства к числу

таких дел относились дела "о преступлениях или проступках, за которые в

законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав

состояния".

Судебные палаты - вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции.

Создавались они, как правило, на территориях нескольких губерний.

Председатели и члены этих судов тоже назначались царем. Требования к тем, кто

хотел занимать такую должность, во многом совпадали с требованиями,

предъявлявшимися к кандидатам в окружные судьи.

К основным функциям судебных палат относились:

- принятие решений о предании суду, в том числе иногда и по делам,

рассматривавшимся в окружных судах с участием присяжных;

- разбирательство по первой инстанции дел о государственных

преступлениях и "преступлениях по должности" (обычно в эти суды попадали

чиновники так называемого среднего уровня);

- проверка в апелляционном порядке обоснованности и законности

решений окружных судов по гражданским делами их приговоров, вынесенных по

уголовным делам без участия присяжных заседателей или сословный

представителей.

По первой инстанции в судах этого уровня решения и приговоры выносились, как

правило, профессиональными судьями. Для некоторых случаев закон допускал или

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты