Контрольная: Судебная реформа 1864 года и наших дней
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исследовательская работа на тему:
«СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА И НАШИХ ДНЕЙ»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: УЧАЩАЯСЯ
ГРУППЫ 10 – 2
ИВАНОВА Т.В.
РУКОВОДИТЕЛЬ: ЧЕРНИЧКИНА Н. М.
МУРМАНСК
ЛИЦЕЙ № 1
1999
Содержание
1. Введение: обзор исторического развития судопроизводства
в России до 1864 г. 3
2. Александр II и его реформы 4
3. Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги 6
4. Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и развитие 17
5. Суд присяжных – центральный институт судебных реформ 1864 и 1993 г.
23
6. Заключение 25
7. Исторические термины 28
8. Историческая справка 29
9. Литература 30
Введение: обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года.
Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы
господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер
государственного принуждения с лицом нарушающим установленный правопорядок.
Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по
мере развития государственного механизма и образования специального
государственного аппарата.
В России суд входит со времени Киевской Руси, где суд творился князем, его
представителями-посадниками и тиунами. В Новгородской феодальной республике
судебную власть осуществляли вече (высшая судебная инстанция), князь,
посадники, архиепископ, староста, братчина. В Московской Руси в 15-17 веке
суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а
на местах помещиками, волостелями, вотчинниками. С упразднением системы
кормлений судебные полномочия были переданы губным избам. Первые попытки
отделить Суд от администрации были предприняты Петром I, при котором в 1713
году в губерниях была учреждена должность судьи (ландрихтера), а затем
(в1718 году) - оберландрихтера. Однако компетенция этих судей не была четко
определена и для решения наиболее сложных дел они должны были обращаться в
юстиц-коллегию. Были также созданы военный Суд, духовный Суд. Высшей судебной
инстанцией был Сенат. При Екатерине II была создана система судебных
учреждений: в нее входили уездные и земские суды для дворян; губернские и
городские - для горожан; нижняя и верхняя расправа - для свободных крестьян.
В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного
судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой
суд, адвокатура.
В следующих разделах данного реферата будет более подробно рассмотрена,
именно судебная реформа 1864 года Александра II, ее положительные и
прогрессивные стороны, ее недостатки, а также судебная реформа наших дней,
которая явно имеет связь и похожие черты с реформой 1864 года.
Александр II и его реформы.
Правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных
преобразований российского общества. Реформы этой эпохи существенно изменили
государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны,
повлияли на эволюцию ее социальной структуры.
Под влиянием поражения в Крымской войне 1853-1856 года в условиях создавшейся
революционной ситуации Александр II вынужден провести ряд реформ.
Энтузиазм и доверие, единодушно выраженные всеми слоями общества, укрепляли
Александра Николаевича в его намерении при первых шагах царствования. Всем
было ясно, что необходим поворот от прежней николаевской политики,
необходимо жить и развиваться по-новому. Но как? Мнений на этот счет было
предостаточно и в громко заговорившем обществе, и в близких к новому
императору кругах. Вырабатывались планы, писались записки, начинались
нескончаемые громкие споры.
Споры пошли по всей стране, благо стало возможным спорить публично.
"Оттепель", "гласность" - тогда появились эти понятия.
В критический для страны час он смог переступить через многие привычные
взгляды и убеждения, пренебречь принципами и верностью своему классу ради
цели много большей. Вот почему не стоит пренебрежительно оценивать
преобразования Александра II только как "вынужденные".
За четверть вековое его правление в России было уничтожено крепостное право
(1861),проведены университетская(1863) и судебная(1864) реформы, до
радикализма которых до сих пор не дошло наше общество, введено местное
самоуправление в городах (1870) и сельской местности (1864),сняты варварские
цензурные ограничения в печати(1865);в эти же годы положено было основание
тяжелой и легкой промышленности; осуществлена финансовая реформа, создан
Государственный банк(1860);развитие железных дорог завершило создание новых
основ народного хозяйства страны; военные реформы(1860-1870-е годы) создали
новую русскую армию.
Александру II хватило дальновидности и мужества для проведения революции
"сверху". Частичные, казалось бы, социальные и экономические преобразования
благодаря объективным условиям и воле правителя страны переросли в реформу
феодальной системы, был совершен качественный скачок в развитии общества,
позволивший ему приблизиться к уровню передовых стран.
В то же время неполнота, известная ограниченность реформ были вызваны тем,
что власть учитывала огромную инертность человеческого сознания (да и сама не
могла ее преодолеть). Устойчивость имеющихся авторитетов и ценностей и тяга к
ним в условиях общего сдвига всех структур естественна, а попытка их
устранения, как правило, чревата взрывом недовольств. Один из законов
реформы, в полной мере проявившейся в ходе преобразований, состоит в том, что
уступка традиции в погоне за общественным прогрессом, как правило, облегчает
сохранение стабильности в обществе.
С другой стороны, чисто охранительная политика: курс царя и его
единомышленников на либеральные реформы постоянно наталкивался на
противодействие консервативных сил высшей бюрократии, сохранявшей
значительное политическое влияние при дворе. Несколько раз Александру II
предлагали ввести конституционные элементы в систему государственного
управления, но, умом понимая неизбежность этого, самодержец всероссийский
нутром своим не мог принять ограничение своей власти и пошел на это в самый
последний миг.
Среди сторонников преобразований видную роль играли великий князь Константин
Николаевич (младший брат царя), министр внутренних дел Г.А.Валуев, военный
министр Д.А.Милютин, министр народного просвещения А.В.Головин и другие.
Видную же роль в подготовке именно судебной реформы играл известный юрист
статс-секретарь Государственного совета С.И.Зарудный, под руководством
которого к 1862 году были выработаны основные начала нового судоустройства и
судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и
разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным
зарубежным юристам и легли в основу новых судебных уставов. А лагерь
противников реформ возглавили начальник III отделения Собственной канцелярии
граф П.А.Шувалов и министр юстиции граф В.Н.Панин.
Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги.
Широко распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября 1864
года, когда царь Александр II подписал Указ Правительствующему сенату,
утвердившей четыре законодательных акта:
- Учреждение судебных установлений;
- Устав уголовного судопроизводства;
- Устав гражданского судопроизводства;
- Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
В последующем эти акты стали именоваться судебными уставами. На них
возлагались большие надежды. В упомянутом Указе наряду с прочим отмечалось:
"Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию
нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех
подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую
самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без
которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть
постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего".
Фактически же реформа началась задолго до указанной даты. Она коснулась не
только судов, но и других взаимодействующих с судами органов – прокуратуры и
следственного аппарата. Она также выразилась в крайне запоздалом учреждении
адвокатуры, которого серьезно побаивались предшественники Александра II.
Первым шагом в практическом проведении реформы принято считать изданный в мае
1860 года Закон о судебных следователях. Что же касается реформы в целом, то
подготовка к ней началась значительно раньше, еще в 30-х годах этого
столетия. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени.
На последних этапах во избежание случайных и непродуманных решений была
разработана концепция реформы, получившая наименование "Основные положения
преобразования судебной части в России» (апрель 1862г.). Опубликование по
высочайшему повелению этого документа и всестороннее его обсуждение
способствовали более тщательной доработке проектов законодательных актов,
утвержденных 20 ноября 1864 года.
Чтобы обеспечить организованное осуществление намеченных преобразований,19
октября 1865 года царь утвердил "Положение о введении в действие судебных
уставов", которое ориентировало на постепенное, планомерное распространение
по всей территории огромной страны предписаний новых законов. Официально
реформа шла в течение 35 лет, до того момента, когда царь Николай II издал
специальный указ о ее окончании(1 июня 1899 г.). На деле же идеи реформу
пытались реализовать вплоть до начала Первой мировой войны, то есть почти в
течение 50 лет, но далеко не во всем успешно.
Для того времени и на фоне существовавших тогда судебных систем в других
странах российскую реформу нужно считать безусловно прогрессивной. Она не
была слепым и бездумным подражанием порядкам, сложившихся в государствах
Европы и Северной Америки. Ее основные положения строились с учетом специфики
конкретных экономических, социальных, политических, демографических,
этнических, религиозных и иных условий, сложившихся в России. Возможно,
организаторы реформы не во всем были последовательны, но в любом случае
следует признать, что они стремились к сознанию совершенной судебной системы.
Важной частью этой реформы было кардинальное упрощение судоустройства. Вместо
множества судов, существовавших для "обслуживания" различных сословий,
учреждались единые для всех сословий общегражданские суды. В их число
включались две группы судов: общие судебные установления и местные судебные
установления(в те годы термину "установление" придавалось значение, весьма
сходное с современным термином "орган").
Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды, судебные
палаты и Правительствующий сенат.
Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом
численности населения и объема работы. Председатели и члены этих судов
назначались императором по представлению министра юстиции, который,
представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего
собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. К
претендентам на судейские должности по закону предъявлялись жесткие и
многочисленные требования (образование, стаж работы, наличие определенного
имущества, безупречность репутации и т.д.). Срок полномочий для судей этого
уровня не устанавливался.
В составе окружных судов образовывались, в зависимости от количества судей,
присутствия (в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, кое-
где шесть и более). Им было подсудно большинство дел, отнесенных к
компетенции общих судебных установлений (дела о преступлениях, которое не
могли рассматриваться местными судебными установлениями). К основному их
полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой
инстанции. Иногда окружные судам приходилось выступать в роли второй
инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять законность
выносившихся ими судебных решений.
В зависимости от особенностей конкретного дела, опасности и сложности
преступления закон предусматривал возможность образования коллегий в разных
составах. В одних установленных законом случаях дела рассматривались в
окружных судах коллегиями в составе трех профессиональных судей, в других -
профессиональными судьями с участием сословных представителей, а в третьих -
профессиональными судьями с участием присяжных заседателей.
Суд с участием сословных представителей - суд сословных представителей – был
одним из весьма наглядных проявлений непоследовательности судебной реформы
1864 года. "Замахнувшись" на множественность судов создавшихся для
"обслуживания" дворян, купцов, ремесленников, крестьян и других сословий,
власти не решились полностью изолировать суды от влияния сословных интересов.
Были выделены категории преступлений, рассмотрение дел, о которых ставилось
под контроль представителей основных сословий. К таким преступлениям
относились, например, дела о государственных преступлениях, о "преступлениях
по должности".
При их разбирательстве к профессиональным судьям присоединялись
предусмотренные законом четыре сословных представителя - губернский и уездный
предводители дворянства, городской голова и волостной старшина (допускалось
некоторое изменение такого состава сословных представителей: в рассмотрении
дела мог участвовать не сам губернский предводитель дворянства, а кто-то
другой, кому доверялось выполнить эту миссию от имени дворянского собрания).
Сословные представители участвовали в вынесении приговоров, пользуясь теме же
правами, что и профессиональные судьи: при постановлении приговоров они
заседали все вместе и все вместе решали вопрос как о том, виновен ли данный
подсудимый в совершении преступления, в котором его обвинили, так и о том,
подлежит ли он наказанию, а если подлежит, то какому.
Рассмотрение уголовных дел с участием сословных представителей осуществлялось
не только в окружных судах, но и в судах других инстанций общих судебных
установлений - в судебных палатах и Правительствующем сенате.
Суд с участием присяжных заседателей - суд присяжных - значительно более
прогрессивное явление для того времени, чем суд с участием сословных
представителей. К середине XIX века, когда велась подготовка российской
реформы 1864 года, суд присяжных пережил период своего наибольшего расцвета и
признания. Он считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал привлечение
к отправлению правосудия представителей народа. Его недостатки проявили себя
несколько позже.
Введение суда присяжных в России было встречено неоднозначно. Одни
восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного
устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой
довольно остро. Среди последних были не только консерваторы и реакционеры, но
и такие признанные всеми выдающиеся мыслители, как Ф.М. Достоевский и Л.Н.
Толстой.
При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей-профессионалов
и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные,
которые отвечали установленным законом требованиям (возраст, состояние
здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не
менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т.д.).
Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех,
кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных.
Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили
их к присяге (отсюда их наименование). Дав присягу, они начинали участвовать
в разбирательстве дела.
Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о
том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором
его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли высказать
свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает он
снисхождения при определении меры наказания. Другими словами, судьи-
профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно.
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в окружных
судах. В соответствии со ст.201 Устава уголовного судопроизводства к числу
таких дел относились дела "о преступлениях или проступках, за которые в
законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав
состояния".
Судебные палаты - вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции.
Создавались они, как правило, на территориях нескольких губерний.
Председатели и члены этих судов тоже назначались царем. Требования к тем, кто
хотел занимать такую должность, во многом совпадали с требованиями,
предъявлявшимися к кандидатам в окружные судьи.
К основным функциям судебных палат относились:
- принятие решений о предании суду, в том числе иногда и по делам,
рассматривавшимся в окружных судах с участием присяжных;
- разбирательство по первой инстанции дел о государственных
преступлениях и "преступлениях по должности" (обычно в эти суды попадали
чиновники так называемого среднего уровня);
- проверка в апелляционном порядке обоснованности и законности
решений окружных судов по гражданским делами их приговоров, вынесенных по
уголовным делам без участия присяжных заседателей или сословный
представителей.
По первой инстанции в судах этого уровня решения и приговоры выносились, как
правило, профессиональными судьями. Для некоторых случаев закон допускал или