Реферат: Григорий Распутин

Реферат: Григорий Распутин

Григории Распутин

“... нужно говорить и о Распутине. Какова его действительная роль? Всё надо

изучить, а это требует времени. Комиссии по канонизации, куда я вхожу, как раз

и поручено провести необходимую подготовительную работу.

Митрополит ИОАНН (Снычев)

“Одоление смуты”. Спб, 1995, С. 176

О Григории Распутине написано немало, но впервые русский учёный и публицист

Олег Платонов проанализировал эти “труды”, оказавшиеся обыкновенными

фальшивками. С документами в руках автор этой книги доказывает: образ

Распутина - всесильного временщика - создан в угоду силам, разрушавшим Россию

и Царский Престол. Между придуманным Распутиным и реальным человеком нет

ничего общего.

НАЧАЛО ПУТИ

Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда

Тобольской губернии.

Загадки жизни Григория Распутина начинаются с года его рождения. В Советской

исторической энциклопедии и в большинстве других советских изданий годом

рождения Распутина считается 1864-й или 1865-й. Ни один советский историк не

удосужился заглянуть в, где родился и провел большую часть своей жизни этот

человек. Правда, книги эти сохранились не все, но есть полная подборка

сведений о родившихся, умерших и вступивших в брак с 1862 по 1868 год.

Пролистаем метрические книги церкви села Покровского, ветхие, подпорченные

жучком и влагой, прежде всего, в 1862 году сталкиваемся с записью от 21

января о бракосочетании “Покровской слободы крестьянина Якова Васильева

Распутина сына Ефима Яковлевича, 20 лет, с девицей Анной Васильевной, дочерью

деревни Усалки крестьянина Василия Паршукова, 22 лет”. Это родители Григория

Ефимовича Распутина. Фамилия Распутиных встречается в книге многократно.

Всего в селе Покровском живет 7 семей, носящих фамилию Распутины. Кстати

говоря, фамилия эта встречается в Сибири довольно часто и обыкновенно имеет

происхождение от слова “распутье”, что, по словарю Даля: “разъездная дорога,

развилина, развилы пути, место, где сходятся или расходятся дороги,

перекресток”. Люди, жившие в подобных местах, нередко получали прозвище

Распутьины, впоследствии превратившееся в фамилию Распутины.

По церковным книгам, 11 февраля 1863 года у Ефима Яковлевича и Анны

Васильевны рождается дочь Евдокия, которая через несколько месяцев умирает. 2

августа 1864 года у них рождается еще дочь, которую они, как и умершую, снова

называют Евдокией, но и она прожила недолго. Следующее рождение в семье Ефима

Яковлевича Распутина занесено в книгу 8 мая 1866 года - родилась дочь

Гликерия, тоже умершая через 4 месяца “от поноса”. И наконец, 17 августа 1867

года у Распутиных родился сын Андрей, которому тоже не было суждено жить. В

1868 году в церковной книге нет записей о родившихся в семье Е.Я. Распутина.

Таким образом, согласно церковным книгам Григорий Распутин не мог родиться в

период с 1863 по 1868 год. Более поздние метрические книги в Покровской

церкви не сохранились, но зато остались заполненные бланки Всероссийской

переписи населения за 1897 год, согласно которым Григорию Ефимовичу Распутину

в этом году 28 лет. Перепись велась очень тщательно, и поэтому можно считать

установленным год рождения Распутина - 1869-й.

Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье, к тому же слабого здоровья.

Можно предположить, что в этих условиях, после смерти первых четырех детей,

родители Гриши уделяли ему больше внимания, чем это возможно в обыкновенной

крестьянской семье, где много детей, и, наверное, даже баловали. Но как

единственный помощник отца Григорий рано стал работать, сначала помогал пасти

скот, ходил с отцом в извоз, затем участвовал в земледельческих работах,

помогал убирать урожай, но и, конечно, ловил рыбу в Туре и окрестных озерах.

В Покровском школы не было, и Гриша вплоть до начала своего странничества,

как и его родители, был неграмотен. В общем, он ничем не выделялся среди

других крестьян, разве только своей болезненностью, которая в крестьянских

семьях понималась как ущербность и давала повод к насмешкам.

“Когда я жил сперва, - рассказывает он сам, - как говорится, в мире, до 28

лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был справедлив и

искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичил и

рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо для крестьянина!

Много скорбен было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе

ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а

все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются”.

Приблизительно в 1892 году в душе его начинает происходить перелом.

Происходит он не сразу, а постепенно. Григорий сначала посещает сравнительно

недалеко расположенные монастыри: абалакский, тюменский, тобольские:

перестает есть мясо (его он не употреблял вплоть до своей гибели), а через

пять лет бросает “курить табак и пить вино”. Начинается период далеких

странствий по монастырям и святым местам России.

Что побудило его на этот шаг? Ответ на вопрос - в его записках.

“Вся жизнь моя, - пишет он, - была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не

спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до 28 лет. Вот

что тем более толкнуло меня на новую жизнь. Медицина мне не помогала, со мною

ночами бывало как с маленьким, мочился в постели. Киевские сродники исцелили,

и Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать путь истины и уврачевал

болезнь бессонницы. Очень трудно это было все перенесть, а делать нужно было,

но все-таки Господь помогал работать, и никого не нанимал, трудился сам, ночи

с пашней мало спал”.

Кстати, внешний вид Григория Распутина не соответствовал тому образу, который

создавался леворадикальной прессой. Он был не только слабого здоровья, но и

невысокого роста, физически не очень силен. Жители села Покровского, когда в

1980-е годы показывали фильм о Распутине “Агония”, вначале “бежали” на него,

чтобы посмотреть на своего земляка, но старики, помнившие Григория Ефимовича,

как один сказали: “Совсем не похож”. “В фильме, - по мнению стариков, -

огромный, высокий и страшный, а мы его помним совсем другим, ну, может быть,

чуть-чуть выше среднего роста, даже тщедушный. И все манеры, и поведение

другие были. Лицо бледное, глаза впалые, вид, как правило, измученный. Ходил

с посохом”.

В полицейских бумагах сохранилось множество описаний Распутина. “Телосложения

- обыкновенного; цвет волос - светлый шатен; лицо продолговатое; нос -

умеренный; борода - кружком, темно-русая; тип - русский.”

По переписи 1897 года Григорий Ефимович Распутин числился в составе семьи

своего отца, а не считался самостоятельным хозяином.

Скупые строки бланка переписи, увенчанного двуглавым орлом, включали всех

тогдашних членов распутинского семейства: хозяина - Ефима Яковлевича, 55 лет;

жену хозяина - Анну Васильевну, 57 лет; сына хозяина - Григория Ефимовича, 28

лет; жену сына хозяина - Прасковью Федоровну, 30 лет; внука хозяина - Дмитрия

Григорьевича, 1 год (сына Григория Ефимовича).

Все члены семьи числились земледельцами из государственных крестьян, все были

неграмотными.

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ

Сегодня большинству из нас трудно понять, что вкладывалось в слова

“странник”, “странничество” русским человеком в XIX веке. Это были понятия, с

которыми жила Святая Русь, а обычай странничества носил народный характер.

Были в крестьянской среде люди, которые совершали странничество не раз и не

два в жизни, а регулярно, почти каждый год. У них были свои хозяйства, дома:

возвращаясь домой, они продолжали крестьянствовать. Таким регулярным,

опытным, по его собственным словам, странником и был Григорий Распутин. Он не

бросал своего крестьянского хозяйства вплоть до смерти и, где бы ни был, как

правило, на весенние работы и уборку урожая приезжал в Покровское.

Настоящих странников можно было узнать по внешнему виду - строгий, серьезный,

пронизывающий взгляд, одежда из грубого, крестьянского сукна, перепоясанная

ремнем или просто веревкой. Из-под одежды иногда выглядывала власяница или

даже вериги. В руках посох, ноги босы. Примерно так выглядел во времена своих

странствий и Григорий Распутин, три года он носил вериги.

В день странники проделывали десятки верст, несмотря на погоду. Ходоком

Распутин был хорошим, неустанным. Как сам он рассказывает: “Я шел по 40-50

верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя. Мне редко

приходилось кушать, по Тамбовской губернии - на одних картошках; не имея с

собой капитала и не собирал во век: придется - Бог пошлет, с ночлегом пустят

- тут и покушаю.

Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по полугоду

и не налагал руки до тела - это вериги тайные, то есть это делал для опыта и

испытания, нередко шел по три дня, вкушал только самую малость. В жаркие дни

налагал на себя пост: не пил квасу, а работал с поденщиками, как они; работал

и убегал в кусты молиться. Не один раз пахал пашню и убегал на отдохновение

на молитву”.

По-видимому, первым монастырем, где совершил свое богомолье Григорий

Распутин, был Абалакский мужской монастырь, находившийся в красивейшем месте

на берегу Иртыша. Историю этого монастыря Распутин часто рассказывал и в

Петербурге, и в Москве.

«Мне приходилось - рассказывает Григорий Распутин, - переносить нередко

всякие беды и напасти; так приходилось, что убийцы предпринимали против меня,

что разные были погони, но на все милость Божья! То скажут: “Одежда

неладная”, то в чем-нибудь да забудутся клеветники неправды. С ночлега уходил

с полночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет какого-нибудь

смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а за мной погоня,

и все это пережито мною! а виновник тот час же находится. Не один раз

нападали волки, но они разбегались. Не один раз нападали хищники, хотели

обобрать, я им сказывал: “Это не мое, а все Божье, вы возьмите у меня, я вам

помощник, с радостью отдаю”, - им что-то особенно скажет в сердцах их, они

подумают и скажут: “Откуда ты и что такое с тобой? “Я человек - посланный

брат вам и преданный Богу”.

Верхотурский Николаевский монастырь, располагавшийся в Пермской губернии,

Григорий Распутин обычно посещал не один, а собирал на паломничество крестьян

из окрестных сел. Шли пешком сотни верст старым сибирским трактом от Тюмени

на Туринск, а потом на город Верхотурье.

Странничество для Распутина - не самоцель и тем более не средство ухода от

жизни, а внесение в нее духовного начала, придание ей высшего смысла через

подвижническое служение. Григорий осуждает странников, для которых богомолье

стало своего рода профессией, которые избегают труда. Он этого не принимает.

В странствовании Григорий измождает свою плоть до того, что ему начинают

являться видения. “Злодей враг завидовал всему моему доброму делу, то он

являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в тумане. Я

успевал в то время крестным знамением себя осенять, и вдруг исчезал как прах.

То мне казал, что деревня еще более как 30 верст, смотришь из-за леску и

вышел на долинку - тут и село. Экой сатана!”

Григорий не лукавит, не обманывает, не стесняется признаваться в своих

человеческих слабостях. Порой его охватывают “помыслы нечестивые, усталость

неописанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная”. Но Григорий

понимает, что это искушение. Старается с ним бороться, хотя это дается

нелегко. Когда после дальней дороги приходит в село, возникает страстное

желание попить и поесть. Но это искушение, и его надо пересилить, пойти в

церковь, отстоять службу, а потом уже думать о еде и питье.

Самой далекой дорогой Григория в этот период стало паломничество в киевские

монастыри. От Покровского до Киева свыше 3000 верст. Какую-то часть этого

расстояния он преодолевал на пароходе, иногда подвозили крестьяне на своих

телегах, однако основной путь Григорий шел пешком. Вставая рано на рассвете,

выходил натощак. Шел от села к селу, от деревни к деревне, от монастыря к

монастырю, питался тем, что подавали крестьяне или что в пути зарабатывал

поденной работой. Ночевал где придется, куда положат: и в избе, и в сарае, и

на сеновале, а бывало, и в чистом поле на кочке: “березонька под боком и

зорьку не проспишь”.

Восхищение Киевом, и прежде всего Киево-Печерской Лаврой, Григорий сохранил

на всю жизнь. Когда после многих недель пути открылись перед ним купола

киевских святынь, Григорий встал на колени и заплакал.

Вернувшись из странствий, Григорий продолжает заниматься крестьянским трудом,

но никогда не забывает о молитве. В конюшне он выкопал себе небольшую пещерку

и в течение восьми лет уходил туда между обеднями и заутренями молиться. “Я

удалялся туда и там мне было вкусно, то есть приятно, что в тесном месте не

разбегается мысль, нередко и ночи все там проводил”.

Вначале 1900-х годов Григорий Распутин - совершенно очевидно духовно зрелый

человек, “опытный странник”, как он сам себя называет. Полтора десятка лет

странствий и духовных поисков превратили его в человека, умудренного опытом,

ориентирующегося в человеческой душе, способного дать полезный совет. И это

притягивало к нему людей. Сначала небольшое число крестьян из окрестных

деревень приходило к нему, позднее слава об опытном страннике

распространяется шире и шире! К нему приезжают люди издалека, он всех

принимает, устраивает на ночлег, выслушивает и дает советы.

Неграмотный еще в 1897 году, крестьянин Григорий Распутин начинает читать и

писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почти наизусть,

толкует его для всех желающих.

Надо заметить, что в этом общественном положении Григория Распутина пока нет

еще ничего необыкновенного. В те годы во многих местах России живут люди,

подобные Григорию, умудренные опытом странников и богомольцев, готовые дать

духовный совет. Григорий еще незнаком ни с кем из “сильных” мира сего, и те,

кому он помогает духовным советом, - свои братья-крестьяне или люди из

городских низов. Позднее, когда его многочисленные недоброжелатели стали

искать в этом периоде жизни Распутина криминал, им не удалось его найти и

пришлось придумывать заведомую ложь (но об этом в своем месте). Нет ни одного

убедительного свидетельства, чтобы в этот отрезок жизни Григорий совершил

какой-либо недостойный поступок. Напротив, именно в это время формируется

привлекательный образ мудрого крестьянина, духовного учителя, человека, слава

которого достигнет столицы.

ЗНАКОМСТВО С “ВЫСШИМИ СФЕРАМИ”

В 1903-1904 годах в душе Григория Распутина зрела мысль построить в родном

селе новый храм, ибо по словам апостола Павла, - “кто устроит храм, того

адовы врата не одолеют никогда”. Но откуда взять деньги? Сам Распутин живет

небогато, еле перебивается. Хотя и помогают ему его почитатели, но на эту

помощь церкви не построишь. И стал Григорий искать благодетелей, которые бы

дали денег на храм. В1904 году отправился он с одним рублем в кармане в

Петербург. По дороге голодал, даже на чай порой денег не хватало. Приехав в

столицу, усталый и голодный, отправился сразу же в Александро-Невскую лавру

поклониться мощам. На последние пять копеек, которые не тратил даже на еду,

заказал сиротский молебен за 3 копейки и 2 копейки отдал на свечку.

Отстояв молебен, воспрянув духом, отправился на прием к ректору духовной

академии епископу Сергию (ставшему в 1942 году патриархом Московским и всея

Руси). Однако полиция его к епископу не пропустила. Григорий задними дворами

с помощью привратника разыскал швейцара, который вначале его побил. Но когда

Григорий, встав на колени, объяснил цель приезда, швейцар все-таки доложил о

нем владыке. “Епископ, - пишет Распутин, - призвал меня, увидел, и вот мы

стали беседовать тогда. Рассказывая мне о Петербурге, знакомил с улицами и

прочим, а потом с Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который

оказал мне милость, понял меня и дал денег на храм”. Впрочем, с момента

разговора с епископом Сергием до знакомства с царской семьей пройдет еще

целый год. Но в этот год епископ Сергий познакомит Григория с

высокопоставленными архиереями и, в частности, епископами Феофаном и

Гермогеном. В это время о Распутине, из осторожности, наводятся подробные

справки, в том числе делается запрос в Тобольскую консисторию. Но ничего

плохого о Распутине тогда никто сказать не мог.

Епископ Феофан вводит Григория в дом Великих княгинь Милицы Николаевны и

Анастасии Николаевны, с которыми в то время в тесной дружбе находилась сама

царица. Именно в доме этих Великих княгинь Григорий Распутин в октябре 1905

года впервые познакомился с царской четой. На царицу сибирский странник с

самого начала произвел глубокое впечатление. А чуть позднее происходит

знакомство Распутина с подругой царицы Анной Вырубовой.

“За месяц до моей свадьбы (конец 1905 года), - пишет Вырубова, - Ее

Величество просила Великую княгиню Милицу Николаевну познакомить меня с

Распутиным. Приняла она меня в своем дворце на Английской набережной, была

ласкова и час или два говорила со мной на религиозные темы. Помню, что я

очень волновалась, когда доложили о приходе Распутина. “Не удивляйтесь, -

сказала она, - я с ним всегда христосуюсь”. Вошел Григорий Ефимович, худой, с

бледным, изможденным лицом, в черной сибирке, глаза его, необыкновенно

проницательные, сразу меня поразили и напомнили глаза О. Иоанна

Кронштадтского. “Попросите, чтобы он помолился о чем-нибудь в особенности”, -

сказала Великая княжна по-французски. Я просила его помолиться, чтобы я всю

жизнь могла положить на служение Их Величествам. “Так и будет”, - ответил он,

и я ушла домой. Через месяц я написала Великой княгине, прося ее спросить

Распутина о моей свадьбе. Она ответила мне, что Распутин сказал, что я выйду

замуж, но счастья в моей жизни не будет”. Так и произошло на самом деле. Муж

Вырубовой оказался очень недобрым человеком, мучил ее, к тому же был

неполноценен как мужчина. Следующая встреча Вырубовой с Распутиным состоялась

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты