Реферат: Григорий Распутин
Григории Распутин
“... нужно говорить и о Распутине. Какова его действительная роль? Всё надо
изучить, а это требует времени. Комиссии по канонизации, куда я вхожу, как раз
и поручено провести необходимую подготовительную работу.”
Митрополит ИОАНН (Снычев)
“Одоление смуты”. Спб, 1995, С. 176
О Григории Распутине написано немало, но впервые русский учёный и публицист
Олег Платонов проанализировал эти “труды”, оказавшиеся обыкновенными
фальшивками. С документами в руках автор этой книги доказывает: образ
Распутина - всесильного временщика - создан в угоду силам, разрушавшим Россию
и Царский Престол. Между придуманным Распутиным и реальным человеком нет
ничего общего.
НАЧАЛО ПУТИ
Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда
Тобольской губернии.
Загадки жизни Григория Распутина начинаются с года его рождения. В Советской
исторической энциклопедии и в большинстве других советских изданий годом
рождения Распутина считается 1864-й или 1865-й. Ни один советский историк не
удосужился заглянуть в, где родился и провел большую часть своей жизни этот
человек. Правда, книги эти сохранились не все, но есть полная подборка
сведений о родившихся, умерших и вступивших в брак с 1862 по 1868 год.
Пролистаем метрические книги церкви села Покровского, ветхие, подпорченные
жучком и влагой, прежде всего, в 1862 году сталкиваемся с записью от 21
января о бракосочетании “Покровской слободы крестьянина Якова Васильева
Распутина сына Ефима Яковлевича, 20 лет, с девицей Анной Васильевной, дочерью
деревни Усалки крестьянина Василия Паршукова, 22 лет”. Это родители Григория
Ефимовича Распутина. Фамилия Распутиных встречается в книге многократно.
Всего в селе Покровском живет 7 семей, носящих фамилию Распутины. Кстати
говоря, фамилия эта встречается в Сибири довольно часто и обыкновенно имеет
происхождение от слова “распутье”, что, по словарю Даля: “разъездная дорога,
развилина, развилы пути, место, где сходятся или расходятся дороги,
перекресток”. Люди, жившие в подобных местах, нередко получали прозвище
Распутьины, впоследствии превратившееся в фамилию Распутины.
По церковным книгам, 11 февраля 1863 года у Ефима Яковлевича и Анны
Васильевны рождается дочь Евдокия, которая через несколько месяцев умирает. 2
августа 1864 года у них рождается еще дочь, которую они, как и умершую, снова
называют Евдокией, но и она прожила недолго. Следующее рождение в семье Ефима
Яковлевича Распутина занесено в книгу 8 мая 1866 года - родилась дочь
Гликерия, тоже умершая через 4 месяца “от поноса”. И наконец, 17 августа 1867
года у Распутиных родился сын Андрей, которому тоже не было суждено жить. В
1868 году в церковной книге нет записей о родившихся в семье Е.Я. Распутина.
Таким образом, согласно церковным книгам Григорий Распутин не мог родиться в
период с 1863 по 1868 год. Более поздние метрические книги в Покровской
церкви не сохранились, но зато остались заполненные бланки Всероссийской
переписи населения за 1897 год, согласно которым Григорию Ефимовичу Распутину
в этом году 28 лет. Перепись велась очень тщательно, и поэтому можно считать
установленным год рождения Распутина - 1869-й.
Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье, к тому же слабого здоровья.
Можно предположить, что в этих условиях, после смерти первых четырех детей,
родители Гриши уделяли ему больше внимания, чем это возможно в обыкновенной
крестьянской семье, где много детей, и, наверное, даже баловали. Но как
единственный помощник отца Григорий рано стал работать, сначала помогал пасти
скот, ходил с отцом в извоз, затем участвовал в земледельческих работах,
помогал убирать урожай, но и, конечно, ловил рыбу в Туре и окрестных озерах.
В Покровском школы не было, и Гриша вплоть до начала своего странничества,
как и его родители, был неграмотен. В общем, он ничем не выделялся среди
других крестьян, разве только своей болезненностью, которая в крестьянских
семьях понималась как ущербность и давала повод к насмешкам.
“Когда я жил сперва, - рассказывает он сам, - как говорится, в мире, до 28
лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был справедлив и
искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичил и
рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо для крестьянина!
Много скорбен было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе
ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а
все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются”.
Приблизительно в 1892 году в душе его начинает происходить перелом.
Происходит он не сразу, а постепенно. Григорий сначала посещает сравнительно
недалеко расположенные монастыри: абалакский, тюменский, тобольские:
перестает есть мясо (его он не употреблял вплоть до своей гибели), а через
пять лет бросает “курить табак и пить вино”. Начинается период далеких
странствий по монастырям и святым местам России.
Что побудило его на этот шаг? Ответ на вопрос - в его записках.
“Вся жизнь моя, - пишет он, - была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не
спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до 28 лет. Вот
что тем более толкнуло меня на новую жизнь. Медицина мне не помогала, со мною
ночами бывало как с маленьким, мочился в постели. Киевские сродники исцелили,
и Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать путь истины и уврачевал
болезнь бессонницы. Очень трудно это было все перенесть, а делать нужно было,
но все-таки Господь помогал работать, и никого не нанимал, трудился сам, ночи
с пашней мало спал”.
Кстати, внешний вид Григория Распутина не соответствовал тому образу, который
создавался леворадикальной прессой. Он был не только слабого здоровья, но и
невысокого роста, физически не очень силен. Жители села Покровского, когда в
1980-е годы показывали фильм о Распутине “Агония”, вначале “бежали” на него,
чтобы посмотреть на своего земляка, но старики, помнившие Григория Ефимовича,
как один сказали: “Совсем не похож”. “В фильме, - по мнению стариков, -
огромный, высокий и страшный, а мы его помним совсем другим, ну, может быть,
чуть-чуть выше среднего роста, даже тщедушный. И все манеры, и поведение
другие были. Лицо бледное, глаза впалые, вид, как правило, измученный. Ходил
с посохом”.
В полицейских бумагах сохранилось множество описаний Распутина. “Телосложения
- обыкновенного; цвет волос - светлый шатен; лицо продолговатое; нос -
умеренный; борода - кружком, темно-русая; тип - русский.”
По переписи 1897 года Григорий Ефимович Распутин числился в составе семьи
своего отца, а не считался самостоятельным хозяином.
Скупые строки бланка переписи, увенчанного двуглавым орлом, включали всех
тогдашних членов распутинского семейства: хозяина - Ефима Яковлевича, 55 лет;
жену хозяина - Анну Васильевну, 57 лет; сына хозяина - Григория Ефимовича, 28
лет; жену сына хозяина - Прасковью Федоровну, 30 лет; внука хозяина - Дмитрия
Григорьевича, 1 год (сына Григория Ефимовича).
Все члены семьи числились земледельцами из государственных крестьян, все были
неграмотными.
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
Сегодня большинству из нас трудно понять, что вкладывалось в слова
“странник”, “странничество” русским человеком в XIX веке. Это были понятия, с
которыми жила Святая Русь, а обычай странничества носил народный характер.
Были в крестьянской среде люди, которые совершали странничество не раз и не
два в жизни, а регулярно, почти каждый год. У них были свои хозяйства, дома:
возвращаясь домой, они продолжали крестьянствовать. Таким регулярным,
опытным, по его собственным словам, странником и был Григорий Распутин. Он не
бросал своего крестьянского хозяйства вплоть до смерти и, где бы ни был, как
правило, на весенние работы и уборку урожая приезжал в Покровское.
Настоящих странников можно было узнать по внешнему виду - строгий, серьезный,
пронизывающий взгляд, одежда из грубого, крестьянского сукна, перепоясанная
ремнем или просто веревкой. Из-под одежды иногда выглядывала власяница или
даже вериги. В руках посох, ноги босы. Примерно так выглядел во времена своих
странствий и Григорий Распутин, три года он носил вериги.
В день странники проделывали десятки верст, несмотря на погоду. Ходоком
Распутин был хорошим, неустанным. Как сам он рассказывает: “Я шел по 40-50
верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя. Мне редко
приходилось кушать, по Тамбовской губернии - на одних картошках; не имея с
собой капитала и не собирал во век: придется - Бог пошлет, с ночлегом пустят
- тут и покушаю.
Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по полугоду
и не налагал руки до тела - это вериги тайные, то есть это делал для опыта и
испытания, нередко шел по три дня, вкушал только самую малость. В жаркие дни
налагал на себя пост: не пил квасу, а работал с поденщиками, как они; работал
и убегал в кусты молиться. Не один раз пахал пашню и убегал на отдохновение
на молитву”.
По-видимому, первым монастырем, где совершил свое богомолье Григорий
Распутин, был Абалакский мужской монастырь, находившийся в красивейшем месте
на берегу Иртыша. Историю этого монастыря Распутин часто рассказывал и в
Петербурге, и в Москве.
«Мне приходилось - рассказывает Григорий Распутин, - переносить нередко
всякие беды и напасти; так приходилось, что убийцы предпринимали против меня,
что разные были погони, но на все милость Божья! То скажут: “Одежда
неладная”, то в чем-нибудь да забудутся клеветники неправды. С ночлега уходил
с полночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет какого-нибудь
смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а за мной погоня,
и все это пережито мною! а виновник тот час же находится. Не один раз
нападали волки, но они разбегались. Не один раз нападали хищники, хотели
обобрать, я им сказывал: “Это не мое, а все Божье, вы возьмите у меня, я вам
помощник, с радостью отдаю”, - им что-то особенно скажет в сердцах их, они
подумают и скажут: “Откуда ты и что такое с тобой? “Я человек - посланный
брат вам и преданный Богу”.
Верхотурский Николаевский монастырь, располагавшийся в Пермской губернии,
Григорий Распутин обычно посещал не один, а собирал на паломничество крестьян
из окрестных сел. Шли пешком сотни верст старым сибирским трактом от Тюмени
на Туринск, а потом на город Верхотурье.
Странничество для Распутина - не самоцель и тем более не средство ухода от
жизни, а внесение в нее духовного начала, придание ей высшего смысла через
подвижническое служение. Григорий осуждает странников, для которых богомолье
стало своего рода профессией, которые избегают труда. Он этого не принимает.
В странствовании Григорий измождает свою плоть до того, что ему начинают
являться видения. “Злодей враг завидовал всему моему доброму делу, то он
являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в тумане. Я
успевал в то время крестным знамением себя осенять, и вдруг исчезал как прах.
То мне казал, что деревня еще более как 30 верст, смотришь из-за леску и
вышел на долинку - тут и село. Экой сатана!”
Григорий не лукавит, не обманывает, не стесняется признаваться в своих
человеческих слабостях. Порой его охватывают “помыслы нечестивые, усталость
неописанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная”. Но Григорий
понимает, что это искушение. Старается с ним бороться, хотя это дается
нелегко. Когда после дальней дороги приходит в село, возникает страстное
желание попить и поесть. Но это искушение, и его надо пересилить, пойти в
церковь, отстоять службу, а потом уже думать о еде и питье.
Самой далекой дорогой Григория в этот период стало паломничество в киевские
монастыри. От Покровского до Киева свыше 3000 верст. Какую-то часть этого
расстояния он преодолевал на пароходе, иногда подвозили крестьяне на своих
телегах, однако основной путь Григорий шел пешком. Вставая рано на рассвете,
выходил натощак. Шел от села к селу, от деревни к деревне, от монастыря к
монастырю, питался тем, что подавали крестьяне или что в пути зарабатывал
поденной работой. Ночевал где придется, куда положат: и в избе, и в сарае, и
на сеновале, а бывало, и в чистом поле на кочке: “березонька под боком и
зорьку не проспишь”.
Восхищение Киевом, и прежде всего Киево-Печерской Лаврой, Григорий сохранил
на всю жизнь. Когда после многих недель пути открылись перед ним купола
киевских святынь, Григорий встал на колени и заплакал.
Вернувшись из странствий, Григорий продолжает заниматься крестьянским трудом,
но никогда не забывает о молитве. В конюшне он выкопал себе небольшую пещерку
и в течение восьми лет уходил туда между обеднями и заутренями молиться. “Я
удалялся туда и там мне было вкусно, то есть приятно, что в тесном месте не
разбегается мысль, нередко и ночи все там проводил”.
Вначале 1900-х годов Григорий Распутин - совершенно очевидно духовно зрелый
человек, “опытный странник”, как он сам себя называет. Полтора десятка лет
странствий и духовных поисков превратили его в человека, умудренного опытом,
ориентирующегося в человеческой душе, способного дать полезный совет. И это
притягивало к нему людей. Сначала небольшое число крестьян из окрестных
деревень приходило к нему, позднее слава об опытном страннике
распространяется шире и шире! К нему приезжают люди издалека, он всех
принимает, устраивает на ночлег, выслушивает и дает советы.
Неграмотный еще в 1897 году, крестьянин Григорий Распутин начинает читать и
писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почти наизусть,
толкует его для всех желающих.
Надо заметить, что в этом общественном положении Григория Распутина пока нет
еще ничего необыкновенного. В те годы во многих местах России живут люди,
подобные Григорию, умудренные опытом странников и богомольцев, готовые дать
духовный совет. Григорий еще незнаком ни с кем из “сильных” мира сего, и те,
кому он помогает духовным советом, - свои братья-крестьяне или люди из
городских низов. Позднее, когда его многочисленные недоброжелатели стали
искать в этом периоде жизни Распутина криминал, им не удалось его найти и
пришлось придумывать заведомую ложь (но об этом в своем месте). Нет ни одного
убедительного свидетельства, чтобы в этот отрезок жизни Григорий совершил
какой-либо недостойный поступок. Напротив, именно в это время формируется
привлекательный образ мудрого крестьянина, духовного учителя, человека, слава
которого достигнет столицы.
ЗНАКОМСТВО С “ВЫСШИМИ СФЕРАМИ”
В 1903-1904 годах в душе Григория Распутина зрела мысль построить в родном
селе новый храм, ибо по словам апостола Павла, - “кто устроит храм, того
адовы врата не одолеют никогда”. Но откуда взять деньги? Сам Распутин живет
небогато, еле перебивается. Хотя и помогают ему его почитатели, но на эту
помощь церкви не построишь. И стал Григорий искать благодетелей, которые бы
дали денег на храм. В1904 году отправился он с одним рублем в кармане в
Петербург. По дороге голодал, даже на чай порой денег не хватало. Приехав в
столицу, усталый и голодный, отправился сразу же в Александро-Невскую лавру
поклониться мощам. На последние пять копеек, которые не тратил даже на еду,
заказал сиротский молебен за 3 копейки и 2 копейки отдал на свечку.
Отстояв молебен, воспрянув духом, отправился на прием к ректору духовной
академии епископу Сергию (ставшему в 1942 году патриархом Московским и всея
Руси). Однако полиция его к епископу не пропустила. Григорий задними дворами
с помощью привратника разыскал швейцара, который вначале его побил. Но когда
Григорий, встав на колени, объяснил цель приезда, швейцар все-таки доложил о
нем владыке. “Епископ, - пишет Распутин, - призвал меня, увидел, и вот мы
стали беседовать тогда. Рассказывая мне о Петербурге, знакомил с улицами и
прочим, а потом с Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который
оказал мне милость, понял меня и дал денег на храм”. Впрочем, с момента
разговора с епископом Сергием до знакомства с царской семьей пройдет еще
целый год. Но в этот год епископ Сергий познакомит Григория с
высокопоставленными архиереями и, в частности, епископами Феофаном и
Гермогеном. В это время о Распутине, из осторожности, наводятся подробные
справки, в том числе делается запрос в Тобольскую консисторию. Но ничего
плохого о Распутине тогда никто сказать не мог.
Епископ Феофан вводит Григория в дом Великих княгинь Милицы Николаевны и
Анастасии Николаевны, с которыми в то время в тесной дружбе находилась сама
царица. Именно в доме этих Великих княгинь Григорий Распутин в октябре 1905
года впервые познакомился с царской четой. На царицу сибирский странник с
самого начала произвел глубокое впечатление. А чуть позднее происходит
знакомство Распутина с подругой царицы Анной Вырубовой.
“За месяц до моей свадьбы (конец 1905 года), - пишет Вырубова, - Ее
Величество просила Великую княгиню Милицу Николаевну познакомить меня с
Распутиным. Приняла она меня в своем дворце на Английской набережной, была
ласкова и час или два говорила со мной на религиозные темы. Помню, что я
очень волновалась, когда доложили о приходе Распутина. “Не удивляйтесь, -
сказала она, - я с ним всегда христосуюсь”. Вошел Григорий Ефимович, худой, с
бледным, изможденным лицом, в черной сибирке, глаза его, необыкновенно
проницательные, сразу меня поразили и напомнили глаза О. Иоанна
Кронштадтского. “Попросите, чтобы он помолился о чем-нибудь в особенности”, -
сказала Великая княжна по-французски. Я просила его помолиться, чтобы я всю
жизнь могла положить на служение Их Величествам. “Так и будет”, - ответил он,
и я ушла домой. Через месяц я написала Великой княгине, прося ее спросить
Распутина о моей свадьбе. Она ответила мне, что Распутин сказал, что я выйду
замуж, но счастья в моей жизни не будет”. Так и произошло на самом деле. Муж
Вырубовой оказался очень недобрым человеком, мучил ее, к тому же был
неполноценен как мужчина. Следующая встреча Вырубовой с Распутиным состоялась