Реферат: Сергий Радонежский

после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он, как некое

сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на анафору 27

, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба — святой просфоры, и сказал

ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь — это тебе дается в знамение

благодати Бо-жией и понимания Священного Писания. Хотя и маленькой кажется

частица, которую я даю тебе, но велика сладость вкушения от нее». Отрок открыл

уста и съел то, что ему было дано, и была сладость во рту его. как от

сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли сказано: Как сладки гортани

моей слова Твои! Лучше меда устам моим [Пс. 118. 103], и душа моя весьма

возлюбила их». Старец ответил ему: «Если веруешь, больше этого увидишь. А о

грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание

грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников» — и поучил его на пользу

души.

Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная, принявшая

семена в сердце свое. он радовался душой и сердцем встрече со святым старцем.

Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю лицом к ногам старца

и со слезами умолял его поселиться в доме родителей его, говоря: «Мои

родители очень любят таких, как ты, отче». Старец, удивившись вере отрока, не

мешкая отправился в дом его родителей.

Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец благословил их, и в

доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу отведал пищи, но сначала

вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой освященного в утробе отрока,

и начал петь часы2а, а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал:

«Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь

дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения». И случилось тогда

нечтс удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал стихо-словить

29 Псалтирь очень внятно и стройно, и с того часа он хорошс знал грамоту.

Над ним сбылось пророчество премудрого пророке Иеремии, сказавшего: «Так

говорит Господь: Вот, Я дал слова Moi. в уста твои [Ис. 51. 16]».

Родители же и братья отрока, увидев этс и услышав, удивились неожиданному его

искусству и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать.

Реферат: Сергий Радонежский

Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец от. ведал пищи,

благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умо. ляли старца остаться

у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине Побудь еще. чтобы мы могли

расспросить тебя и ты бы успокоил и уте шил наше скудоумие и нашу печаль. Вот

смиренный отрок наш, кото рого ты благословляешь и хвалишь и которому

предсказываешь многим блага, он удивляет нас, и печаль о нем сильно уязвляет

нас, потому что с ним случилось нечто страшное, удивительное и непонятное:

когда он был в утробе матери, незадолго до своего рождения, его мать была в

церкви и он трижды прокричал в утробе при народе, в то время когда пели

святую литургию. Нигде не слыхано и не видано ничего подобного, и мы этого

боимся, не понимая, чем все кончится и что случится в будущем».

Святой старец, провидя духом будущее, сказал им: «О блаженная чета! О прекрасные

супруги, ставшие родителями такого ребенка! Зачем вы убоялись страха там,

где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь и веселитесь, что вы

сподобились родить такое дитя, которого Бог предызбрал до рождения его и

отметил еще в материнской утробе. Последнее я скажу вам и потом умолкну:

знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок

будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение

вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою

добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок

промолвил такие загадочные слова: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и

многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». Сказав эти

слова, старец покинул дом; хозяева провожали его до ворот, но он внезапно стал

невидимым.

Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что это был ангел, посланный даровать отроку

знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца благословение и запечатлев его

слова в своих сердцах, возвратились домой. После ухода старца отрок внезапно

постиг всю грамоту и чудесным образом изменился: какую бы книгу он ни раскрыл,

он хорошо читал и понимал ее. Этот благодатный отрок, от самых пеленок

познавший и возлюбивший Бога и Богом спасенный, был достоин духовных дарований.

Он жил, во всем покоряясь своим родителям: старался исполнять их повеления и ни

в чем не выходить из их воли, как повелевает Священное Писание: Чти отца

своего и мать свою и будешь долголетен на земле [Исх. 20. 12].

ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ

Расскажем еще об одном деянии этого блаженного отрока: как он, будучи молод

телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он начал строго

поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в

прочие дни питался хлебом и водой; по ночам святой часто бодрствовал и

молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.

Мать же, любя, уговаривала его: «Дитя мое! Не погуби свою плоть излишним

воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще мал, тело твое растет и

расцветает. Никто, будучи молодым, в таком юном возрасте не соблюдает столь

жестокого поста, как ты; никто из твоих братьев и сверстников так строго не

воздерживается от еды, как ты. Ведь есть такие, которые семь раз на дню

поедят — с утра пораньше начнут и поздно ночью кончат и пьют без меры. Ты же

когда один раз днем поешь, когда и ни одного раза, но через день питаешься.

Прекрати, чадо, такое длительное воздержание, ты не достиг еще зрелости,

время для этого еще не настало. Все ведь хорошо, но в свое время». Блаженный

отрок отвечал, упрашивая свою мать: «Не уговаривай меня, мать моя, чтобы не

пришлось мне невольно ослушаться тебя, разреши мне делать так, как я делаю.

Не вы ли говорили мне: «Когда ты был в пеленках и вколыбели, тогда каждую

среду и пятницу ты молока не ел». И это слыша, как я могу в меру своих сил не

стремиться к Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?»

На это мать ответила ему: «Тебе нет еще двенадцати лет, а ты уже говоришь о

своих грехах. Какие же у тебя грехи? Мы не видим на тебе следов твоих грехов,

но видели знамения благодати и благочестия, того, что ты избрал благую часть,

которая не отнимется у тебя». Отрок отвечал: «Перестань, мать моя, что ты

говоришь? Ты говоришь как чадолюбивая мать, которая радуется за своих детей,

движимая естественной любовью. Но послушай, что говорит Священное Писание:

«Никто да не похвалится из людей; никто не чист пред Богом, если

хотя бы один день проживет на земле [Иов. 14. 45]; никто не безгрешен,

только един Бог». Не слышала ли ты, что Божественный Давид, думаю, о нашем

убожестве говорил: Вот, я в беззаконии зачат, и в грехах родила меня мать

моя [Пс- 50. 7]».

Сказав так, он еще больше прилепился к своему первоначальному благому обычаю,

и Бог помогал ему в добром намерении. Этот совершенный и добродетельный отрок

еще некоторое время жил в доме родителей своих, возрастая и укрепляясь в

страхе Божием: к играющим детям он не ходил и не участвовал в их забавах,

бездельникам и суетным людям не внимал, со сквернословами и насмешниками не

имел общения- Он на всякое время упражнялся в славословии Бога и тем

наслаждался, прилежно стоял в церкви Божией, не пропускал заутреню, литургию

и вечерню и часто читал священные книги.

Он непрестанно всячески изнурял свое тело и иссушал свою плоть, соблюдая

неоскверненной душевную и телесную чистоту, и часто наедине со слезами

молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о чем поведали мне мои

родители, если до моего рождения Твоя благодать, Твое избрание и знамение

осенили меня, убогого, да будет воля Твоя, Господи! Да будет, Господи,

милость Твоя на мне! Подай, Господи! С детства, от самой утробы матери всем

сердцем и всей душой моей я прилепился к Тебе, от чрева, от груди матери моей

— Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя благодать посетила меня, так

не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и мать моя со временем оставят

меня. Ты же. Господи, прими меня, приблизь меня к себе и причисли меня к

избранному Твоему стаду, ибо на Тебя оставлен я, нищий. С детства избавь

меня, Господи, от всякой нечистоты и скверны телесной и душевной. Помоги мне,

Господи, совершать святые дела в страхе Твоем. Пусть сердце мое возвысится к

Тебе, Господи, и все прелести этого мира да не усладят меня, и вся красота

житейская да не волнует меня, но пусть прилепится душа моя к Тебе Единому, и

пусть воспринимает меня десница Твоя. Да не ослабну, услажденный мирскими

красотами, и не попусти мне когда-либо возрадоваться радостью мира сего, но

исполни меня, Господи, радостью духовной, радостью несказанной. сладостью

Божественной, а Дух Твой благой да наставит меня на путь истинный». Старцы и

прочие люди, видя жизнь отрока, удивлялись, говоря: «Кем будет этот юноша,

которого уже с детства Бог сподобил столь великой добродетели?»

До сих пор было рассказано обо всем, что случилось, когда Кирилл проживал в

некоей деревне, находившейся в Ростовском княжестве, вдали от города Ростова.

Следует теперь рассказать и о переезде, поскольку Кирилл переселился из

Ростова в Радонеж. О том, как и почему он переселился, я мог бы многое

рассказать, но мне, однако, нужно об этом написать коротко.

ГЛАВА 4. О ПЕРЕСЕЛЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ СВЯТОГО

Раб Божий Кирилл, о котором шла речь, прежде владел большим имением в Ростовской

области, он был славным и именитым боярином, имел большое богатство, но к концу

жизни, в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и о том, как и почему он

обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, частых набегов татар на Русь,

частых татарских посольств, из-за многих тяжких даней и сборов ордынских, из-за

частого недорода хлеба. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар во

главе с Федорчуком Туралыком, случившееся в то время, после которого в течение

года продолжались насилия, потому что великое княжение досталось великому князю

Ивану Даниловичу и Ростовское княжество также отошло к Москве30.

Горе, горе тогда было городу Ростову, а особенно ростовским князьям, так как у

них были отняты власть, княжество, имения, честь и слава,— все отошло к Москве.

В то время по повелению великого князя из Москвы в Ростов был послан воеводой

один из вельмож, по имени Василий, по прозвищу Ко-чева, и с ним Мина. Когда

они приехали в Ростов, там начались жестокие насилия над жителями и

умножились гонения. Многие из ростовцев поневоле отдавали свое имущество

москвичам, а сами получали взамен побои и оскорбления и уходили с пустыми

руками, являя собой образ крайнего бедствия, так как не только лишались

имущества, но и получали раны и увечья, печально ходили со следами побоев и

все сносили безропотно. Да и к чему много говорить? Москвичи настолько

осмелели в Ростове, что подняли руку даже на самого градоначальника,

старейшего ростовского боярина по имени Аверкий, которого повесили вниз

головой и так оставили, надругавшись. Сильный страх охватил всех, кто видел и

слышал это,— не только в Ростове, но и во всех его окрестностях.

Из-за этих насилий раб Божий Кирилл выехал из своей ростовской деревни, о

которой уже говорилось; он собрался всем своим домом и со всеми родными

переселился из Ростова в Радонеж. Приехав туда, он поселился около церкви,

названной в честь святого Рождества Христова, которая стоит и поныне. Здесь он

обосновался со всей своей семьей. Не только он один, но и многие другие люди

переселились с ним из Ростова в Радонеж, И были они переселенцами на чужой

земле, в числе их: Георгий, сын протопопа, со своими родными, Иван и Федор, из

рода Тормоса, Дюдень, зять его, со своими родными31, Анисим, дядя

его, который впоследствии стал дьяконом. Говорят, что Анисим с Протасием

тысяцким32 также приехали в эту деревню, называемую Радонеж, которую

великий князь дал своему младшему сыну князю Андрею33, а наместником

поставил в ней Терентия Ртища, пожаловал ее жителям многочисленные льготы и

обещал уменьшить налоги. Из-за этих льгот в Радонеж переселилось много людей,

так как из ростовских земель жители разбегались из-за насилий и притеснений.

Добродетельный отрок, сын добродетельного отца, о котором мы речь ведем,

приснопоминаемый подвижник, происшедший от благородных и благоверных родителей,

вырос как добрая отрасль доброго корня, став отображением своего первообраза. С

молодых лет он был подобен благородному саду и рос как изобильный плод, был

отроком красивым и благонравным. Хотя с годами он все больше преуспевал в

добродетели. но ставил ни во что красоты жизни и всякую мирскую суету попирал,

как пыль, так что, можно сказать, он хотел само свое естество презреть, унизить

и превозмочь, часто повторяя про себя слова Давида: Что пользы в крови

моей, когда я сойду в могилу? [Пс. 29.10]. Ночью и днем он не переставал

молить Бога, Который помогает спастись начинающим подвижникам. Как я смогу

перечислить прочие добродетели его: тихость. кротость, молчаливость, смирение,

негневливость, простоту без ухищрений? Он одинаково любил всех людей, никогда

не впадал в ярость, не препирался, не обижался, не позволял себе ни слабости,

ни смеха; но когда ему хотелось улыбнуться (ведь и это бывает нужно), он делал

это с великим целомудрием и сдержанностью. Он всегда ходил сокрушаясь, как

будто в печали, а еще чаще плакал, и тогда слезы текли у него из глаз по щекам,

выдавая печаль и скорбь. Псалтирь всегда была у него на устах. Он был украшен

воздержанием, всегда радовался телесным тяготам и любил носить бедную одежду;

пива и меда он никогда не вкушал, никогда не подносил к устам и даже запаха их

не вдыхал,— стремясь к постнической жизни, он вменял в ничто эти потребности

человеческого естества.

Сыновья Кирилла Стефан и Петр женились, третий же сын, блаженный юноша

Варфоломей, не захотел жениться, но всей душой стремился к иноческой жизни-

Об этом он многократно просил отца, говоря: «Господин мой, отпусти меня

теперь, как ты обещал, чтобы с твоим благословением я начал иноческую жизнь».

Но родители ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи ради нас: мы

стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами. Твои братья Стефан и Петр

женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить

Богу,— ты избрал благую часть, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай

за нами немного, и когда проводишь нас, своих родителей, До могилы, тогда

сможешь осуществить свое намерение. Когда положишь нас в могилу и засыплешь

землей, тогда исполнишь свое желание».

Благодатный юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с

того дня старался каждый день всячески угодить родителям, чтобы заслужить

себе их молитвы и благословение. Так он жил некоторое время, прислуживая и

угождая отцу и матери всей душой и от чистого сердца, пока Кирилл и Мария не

постриглись в монахи и каждый из них в подобающее время не удалился в свой

монастырь. Немного лет прожив в иночестве, они преставились от этой жизни и

отошли к Богу, сына же своего, блаженного юношу Варфоломея, они многократно

благословляли до последнего своего вздоха. Добродетельный юноша проводил

родителей до могилы: он пел над ними надгробные песнопения, обрядил их тела,

поцеловал их, с большими почестями положил в гроб и засыпал землей со

слезами, как некое бесценное сокровище. Со слезами он почтил умерших отца и

мать панихидами и святыми литургиями, отметил их память молитвами, раздачей

милостыни убогим и кормлением нищих. Так он творил память по своим родителям

сорок дней.

Реферат: Сергий Радонежский

Варфоломей вернулся в свой дом, радуясь душой и сердцем, как будто бы он

приобрел некое бесценное сокровище, обильное духовное богатство, ибо

преподобный юноша очень хотел начать монашескую деизнь. Вернувшись домой после

смерти родителей, он начал расставаться с житейскими заботами. На дом и на все

вещи, необходимые в доме. он смотрел с презрением, вспоминая в сердце своем

Писание, в котором сказано, что мирская жизнь полна многих вздохов и печалей.

Пророк сказал: Покиньте их, и отделитесь от них, и нечистого не касайтесь

[2 Кор. 6-17]. Вот слова другого пророка: покиньте землю и взойдете на небо. И

Давид сказал: Прилепьигась душа моя к Тебе; меня поддерживает десница Твоя

[Пс. 62. 9], и еще: Далеко удалился бы я и оставался бы в пустыне, надеясь

на Бога. спасающего меня [Пс. 54. 8]. И Господь в Евангелии сказал:

Если кто приходит ко Мне и не отречется от всего, что имеет, тот не

может быть Моим учеником [Лк- 14. 26, 33]. Укрепив этими словами душу и

тело, он позвал Петра, своего младшего брата, и оставил ему отцовское

наследство и все, что было в родительском доме, потребное для жизни. Сам он не

взял себе ничего, следуя словам Божественного апостола, сказавшего: Я все

почитаю за сор, чтобы приобрести Христа [Фил. 3. 8].

Стефан, старший брат Варфоломея, недолго прожил с женой, которая вскоре умерла,

оставив двух сыновей: Климента и Иоанна, этот Иоанн впоследствии стал Феодором

Симоновским34. Стефан спустя некоторое время оставил м-лр и

стал монахом в монастыре Покрова Святой Богородицы в Хотькове35.

Блаженный юноша Варфоломей, придя к нему, просил Стефана, чтобы тот отправился

вместе с ним на поиски пустынного места. Стефан, повинуясь словам блаженного

юноши, покинул монастырь и пошел вместе с ним.

Реферат: Сергий Радонежский

Они исходили много лесов и наконец пришли в одно пустынное место в чаще леса,

где был источник воды. Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог

направлял их. Помолившись, они начали своими руками рубить лес и на своих

плечах приносили бревна на выбранное место. Сначала братья сделали себе

хижину для ночлега с чуланом и устроили над ней крышу, потом построили келью,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты