после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он, как некое
сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на анафору 27
, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба — святой просфоры, и сказал
ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь — это тебе дается в знамение
благодати Бо-жией и понимания Священного Писания. Хотя и маленькой кажется
частица, которую я даю тебе, но велика сладость вкушения от нее». Отрок открыл
уста и съел то, что ему было дано, и была сладость во рту его. как от
сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли сказано: Как сладки гортани
моей слова Твои! Лучше меда устам моим [Пс. 118. 103], и душа моя весьма
возлюбила их». Старец ответил ему: «Если веруешь, больше этого увидишь. А о
грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание
грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников» — и поучил его на пользу
души.
Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная, принявшая
семена в сердце свое. он радовался душой и сердцем встрече со святым старцем.
Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю лицом к ногам старца
и со слезами умолял его поселиться в доме родителей его, говоря: «Мои
родители очень любят таких, как ты, отче». Старец, удивившись вере отрока, не
мешкая отправился в дом его родителей.
Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец благословил их, и в
доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу отведал пищи, но сначала
вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой освященного в утробе отрока,
и начал петь часы2а, а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал:
«Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь
дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения». И случилось тогда
нечтс удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал стихо-словить
29 Псалтирь очень внятно и стройно, и с того часа он хорошс знал грамоту.
Над ним сбылось пророчество премудрого пророке Иеремии, сказавшего: «Так
говорит Господь: Вот, Я дал слова Moi. в уста твои [Ис. 51. 16]».
Родители же и братья отрока, увидев этс и услышав, удивились неожиданному его
искусству и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать.
Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец от. ведал пищи,
благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умо. ляли старца остаться
у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине Побудь еще. чтобы мы могли
расспросить тебя и ты бы успокоил и уте шил наше скудоумие и нашу печаль. Вот
смиренный отрок наш, кото рого ты благословляешь и хвалишь и которому
предсказываешь многим блага, он удивляет нас, и печаль о нем сильно уязвляет
нас, потому что с ним случилось нечто страшное, удивительное и непонятное:
когда он был в утробе матери, незадолго до своего рождения, его мать была в
церкви и он трижды прокричал в утробе при народе, в то время когда пели
святую литургию. Нигде не слыхано и не видано ничего подобного, и мы этого
боимся, не понимая, чем все кончится и что случится в будущем».
Святой старец, провидя духом будущее, сказал им: «О блаженная чета! О прекрасные
супруги, ставшие родителями такого ребенка! Зачем вы убоялись страха там,
где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь и веселитесь, что вы
сподобились родить такое дитя, которого Бог предызбрал до рождения его и
отметил еще в материнской утробе. Последнее я скажу вам и потом умолкну:
знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок
будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение
вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою
добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок
промолвил такие загадочные слова: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и
многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». Сказав эти
слова, старец покинул дом; хозяева провожали его до ворот, но он внезапно стал
невидимым.
Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что это был ангел, посланный даровать отроку
знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца благословение и запечатлев его
слова в своих сердцах, возвратились домой. После ухода старца отрок внезапно
постиг всю грамоту и чудесным образом изменился: какую бы книгу он ни раскрыл,
он хорошо читал и понимал ее. Этот благодатный отрок, от самых пеленок
познавший и возлюбивший Бога и Богом спасенный, был достоин духовных дарований.
Он жил, во всем покоряясь своим родителям: старался исполнять их повеления и ни
в чем не выходить из их воли, как повелевает Священное Писание: Чти отца
своего и мать свою и будешь долголетен на земле [Исх. 20. 12].
ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ
Расскажем еще об одном деянии этого блаженного отрока: как он, будучи молод
телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он начал строго
поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в
прочие дни питался хлебом и водой; по ночам святой часто бодрствовал и
молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.
Мать же, любя, уговаривала его: «Дитя мое! Не погуби свою плоть излишним
воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще мал, тело твое растет и
расцветает. Никто, будучи молодым, в таком юном возрасте не соблюдает столь
жестокого поста, как ты; никто из твоих братьев и сверстников так строго не
воздерживается от еды, как ты. Ведь есть такие, которые семь раз на дню
поедят — с утра пораньше начнут и поздно ночью кончат и пьют без меры. Ты же
когда один раз днем поешь, когда и ни одного раза, но через день питаешься.
Прекрати, чадо, такое длительное воздержание, ты не достиг еще зрелости,
время для этого еще не настало. Все ведь хорошо, но в свое время». Блаженный
отрок отвечал, упрашивая свою мать: «Не уговаривай меня, мать моя, чтобы не
пришлось мне невольно ослушаться тебя, разреши мне делать так, как я делаю.
Не вы ли говорили мне: «Когда ты был в пеленках и вколыбели, тогда каждую
среду и пятницу ты молока не ел». И это слыша, как я могу в меру своих сил не
стремиться к Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?»
На это мать ответила ему: «Тебе нет еще двенадцати лет, а ты уже говоришь о
своих грехах. Какие же у тебя грехи? Мы не видим на тебе следов твоих грехов,
но видели знамения благодати и благочестия, того, что ты избрал благую часть,
которая не отнимется у тебя». Отрок отвечал: «Перестань, мать моя, что ты
говоришь? Ты говоришь как чадолюбивая мать, которая радуется за своих детей,
движимая естественной любовью. Но послушай, что говорит Священное Писание:
«Никто да не похвалится из людей; никто не чист пред Богом, если
хотя бы один день проживет на земле [Иов. 14. 45]; никто не безгрешен,
только един Бог». Не слышала ли ты, что Божественный Давид, думаю, о нашем
убожестве говорил: Вот, я в беззаконии зачат, и в грехах родила меня мать
моя [Пс- 50. 7]».
Сказав так, он еще больше прилепился к своему первоначальному благому обычаю,
и Бог помогал ему в добром намерении. Этот совершенный и добродетельный отрок
еще некоторое время жил в доме родителей своих, возрастая и укрепляясь в
страхе Божием: к играющим детям он не ходил и не участвовал в их забавах,
бездельникам и суетным людям не внимал, со сквернословами и насмешниками не
имел общения- Он на всякое время упражнялся в славословии Бога и тем
наслаждался, прилежно стоял в церкви Божией, не пропускал заутреню, литургию
и вечерню и часто читал священные книги.
Он непрестанно всячески изнурял свое тело и иссушал свою плоть, соблюдая
неоскверненной душевную и телесную чистоту, и часто наедине со слезами
молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о чем поведали мне мои
родители, если до моего рождения Твоя благодать, Твое избрание и знамение
осенили меня, убогого, да будет воля Твоя, Господи! Да будет, Господи,
милость Твоя на мне! Подай, Господи! С детства, от самой утробы матери всем
сердцем и всей душой моей я прилепился к Тебе, от чрева, от груди матери моей
— Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя благодать посетила меня, так
не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и мать моя со временем оставят
меня. Ты же. Господи, прими меня, приблизь меня к себе и причисли меня к
избранному Твоему стаду, ибо на Тебя оставлен я, нищий. С детства избавь
меня, Господи, от всякой нечистоты и скверны телесной и душевной. Помоги мне,
Господи, совершать святые дела в страхе Твоем. Пусть сердце мое возвысится к
Тебе, Господи, и все прелести этого мира да не усладят меня, и вся красота
житейская да не волнует меня, но пусть прилепится душа моя к Тебе Единому, и
пусть воспринимает меня десница Твоя. Да не ослабну, услажденный мирскими
красотами, и не попусти мне когда-либо возрадоваться радостью мира сего, но
исполни меня, Господи, радостью духовной, радостью несказанной. сладостью
Божественной, а Дух Твой благой да наставит меня на путь истинный». Старцы и
прочие люди, видя жизнь отрока, удивлялись, говоря: «Кем будет этот юноша,
которого уже с детства Бог сподобил столь великой добродетели?»
До сих пор было рассказано обо всем, что случилось, когда Кирилл проживал в
некоей деревне, находившейся в Ростовском княжестве, вдали от города Ростова.
Следует теперь рассказать и о переезде, поскольку Кирилл переселился из
Ростова в Радонеж. О том, как и почему он переселился, я мог бы многое
рассказать, но мне, однако, нужно об этом написать коротко.
ГЛАВА 4. О ПЕРЕСЕЛЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ СВЯТОГО
Раб Божий Кирилл, о котором шла речь, прежде владел большим имением в Ростовской
области, он был славным и именитым боярином, имел большое богатство, но к концу
жизни, в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и о том, как и почему он
обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, частых набегов татар на Русь,
частых татарских посольств, из-за многих тяжких даней и сборов ордынских, из-за
частого недорода хлеба. Но хуже всех этих бед было великое нашествие татар во
главе с Федорчуком Туралыком, случившееся в то время, после которого в течение
года продолжались насилия, потому что великое княжение досталось великому князю
Ивану Даниловичу и Ростовское княжество также отошло к Москве30.
Горе, горе тогда было городу Ростову, а особенно ростовским князьям, так как у
них были отняты власть, княжество, имения, честь и слава,— все отошло к Москве.
В то время по повелению великого князя из Москвы в Ростов был послан воеводой
один из вельмож, по имени Василий, по прозвищу Ко-чева, и с ним Мина. Когда
они приехали в Ростов, там начались жестокие насилия над жителями и
умножились гонения. Многие из ростовцев поневоле отдавали свое имущество
москвичам, а сами получали взамен побои и оскорбления и уходили с пустыми
руками, являя собой образ крайнего бедствия, так как не только лишались
имущества, но и получали раны и увечья, печально ходили со следами побоев и
все сносили безропотно. Да и к чему много говорить? Москвичи настолько
осмелели в Ростове, что подняли руку даже на самого градоначальника,
старейшего ростовского боярина по имени Аверкий, которого повесили вниз
головой и так оставили, надругавшись. Сильный страх охватил всех, кто видел и
слышал это,— не только в Ростове, но и во всех его окрестностях.
Из-за этих насилий раб Божий Кирилл выехал из своей ростовской деревни, о
которой уже говорилось; он собрался всем своим домом и со всеми родными
переселился из Ростова в Радонеж. Приехав туда, он поселился около церкви,
названной в честь святого Рождества Христова, которая стоит и поныне. Здесь он
обосновался со всей своей семьей. Не только он один, но и многие другие люди
переселились с ним из Ростова в Радонеж, И были они переселенцами на чужой
земле, в числе их: Георгий, сын протопопа, со своими родными, Иван и Федор, из
рода Тормоса, Дюдень, зять его, со своими родными31, Анисим, дядя
его, который впоследствии стал дьяконом. Говорят, что Анисим с Протасием
тысяцким32 также приехали в эту деревню, называемую Радонеж, которую
великий князь дал своему младшему сыну князю Андрею33, а наместником
поставил в ней Терентия Ртища, пожаловал ее жителям многочисленные льготы и
обещал уменьшить налоги. Из-за этих льгот в Радонеж переселилось много людей,
так как из ростовских земель жители разбегались из-за насилий и притеснений.
Добродетельный отрок, сын добродетельного отца, о котором мы речь ведем,
приснопоминаемый подвижник, происшедший от благородных и благоверных родителей,
вырос как добрая отрасль доброго корня, став отображением своего первообраза. С
молодых лет он был подобен благородному саду и рос как изобильный плод, был
отроком красивым и благонравным. Хотя с годами он все больше преуспевал в
добродетели. но ставил ни во что красоты жизни и всякую мирскую суету попирал,
как пыль, так что, можно сказать, он хотел само свое естество презреть, унизить
и превозмочь, часто повторяя про себя слова Давида: Что пользы в крови
моей, когда я сойду в могилу? [Пс. 29.10]. Ночью и днем он не переставал
молить Бога, Который помогает спастись начинающим подвижникам. Как я смогу
перечислить прочие добродетели его: тихость. кротость, молчаливость, смирение,
негневливость, простоту без ухищрений? Он одинаково любил всех людей, никогда
не впадал в ярость, не препирался, не обижался, не позволял себе ни слабости,
ни смеха; но когда ему хотелось улыбнуться (ведь и это бывает нужно), он делал
это с великим целомудрием и сдержанностью. Он всегда ходил сокрушаясь, как
будто в печали, а еще чаще плакал, и тогда слезы текли у него из глаз по щекам,
выдавая печаль и скорбь. Псалтирь всегда была у него на устах. Он был украшен
воздержанием, всегда радовался телесным тяготам и любил носить бедную одежду;
пива и меда он никогда не вкушал, никогда не подносил к устам и даже запаха их
не вдыхал,— стремясь к постнической жизни, он вменял в ничто эти потребности
человеческого естества.
Сыновья Кирилла Стефан и Петр женились, третий же сын, блаженный юноша
Варфоломей, не захотел жениться, но всей душой стремился к иноческой жизни-
Об этом он многократно просил отца, говоря: «Господин мой, отпусти меня
теперь, как ты обещал, чтобы с твоим благословением я начал иноческую жизнь».
Но родители ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи ради нас: мы
стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами. Твои братья Стефан и Петр
женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить
Богу,— ты избрал благую часть, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай
за нами немного, и когда проводишь нас, своих родителей, До могилы, тогда
сможешь осуществить свое намерение. Когда положишь нас в могилу и засыплешь
землей, тогда исполнишь свое желание».
Благодатный юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с
того дня старался каждый день всячески угодить родителям, чтобы заслужить
себе их молитвы и благословение. Так он жил некоторое время, прислуживая и
угождая отцу и матери всей душой и от чистого сердца, пока Кирилл и Мария не
постриглись в монахи и каждый из них в подобающее время не удалился в свой
монастырь. Немного лет прожив в иночестве, они преставились от этой жизни и
отошли к Богу, сына же своего, блаженного юношу Варфоломея, они многократно
благословляли до последнего своего вздоха. Добродетельный юноша проводил
родителей до могилы: он пел над ними надгробные песнопения, обрядил их тела,
поцеловал их, с большими почестями положил в гроб и засыпал землей со
слезами, как некое бесценное сокровище. Со слезами он почтил умерших отца и
мать панихидами и святыми литургиями, отметил их память молитвами, раздачей
милостыни убогим и кормлением нищих. Так он творил память по своим родителям
сорок дней.
Варфоломей вернулся в свой дом, радуясь душой и сердцем, как будто бы он
приобрел некое бесценное сокровище, обильное духовное богатство, ибо
преподобный юноша очень хотел начать монашескую деизнь. Вернувшись домой после
смерти родителей, он начал расставаться с житейскими заботами. На дом и на все
вещи, необходимые в доме. он смотрел с презрением, вспоминая в сердце своем
Писание, в котором сказано, что мирская жизнь полна многих вздохов и печалей.
Пророк сказал: Покиньте их, и отделитесь от них, и нечистого не касайтесь
[2 Кор. 6-17]. Вот слова другого пророка: покиньте землю и взойдете на небо. И
Давид сказал: Прилепьигась душа моя к Тебе; меня поддерживает десница Твоя
[Пс. 62. 9], и еще: Далеко удалился бы я и оставался бы в пустыне, надеясь
на Бога. спасающего меня [Пс. 54. 8]. И Господь в Евангелии сказал:
Если кто приходит ко Мне и не отречется от всего, что имеет, тот не
может быть Моим учеником [Лк- 14. 26, 33]. Укрепив этими словами душу и
тело, он позвал Петра, своего младшего брата, и оставил ему отцовское
наследство и все, что было в родительском доме, потребное для жизни. Сам он не
взял себе ничего, следуя словам Божественного апостола, сказавшего: Я все
почитаю за сор, чтобы приобрести Христа [Фил. 3. 8].
Стефан, старший брат Варфоломея, недолго прожил с женой, которая вскоре умерла,
оставив двух сыновей: Климента и Иоанна, этот Иоанн впоследствии стал Феодором
Симоновским34. Стефан спустя некоторое время оставил м-лр и
стал монахом в монастыре Покрова Святой Богородицы в Хотькове35.
Блаженный юноша Варфоломей, придя к нему, просил Стефана, чтобы тот отправился
вместе с ним на поиски пустынного места. Стефан, повинуясь словам блаженного
юноши, покинул монастырь и пошел вместе с ним.
Они исходили много лесов и наконец пришли в одно пустынное место в чаще леса,
где был источник воды. Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог
направлял их. Помолившись, они начали своими руками рубить лес и на своих
плечах приносили бревна на выбранное место. Сначала братья сделали себе
хижину для ночлега с чуланом и устроили над ней крышу, потом построили келью,