Реферат: Сергий Радонежский

благополучно до родов и носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище,

как драгоценный камень, как чудесный жемчуг и как сосуд избранный. Когда она

носила в себе ребенка и была им беременна, она себя блюла от всякой скверны и

от всякой нечистоты, ограждала себя постом, избегала всякой скоромной пищи,

мяса, молоко и рыбы не ела, питаясь лишь хлебом и овощами; от вина Мария

совершенно воздерживалась, а вместо различных напитков пила одну только воду, и

ту понемногу. Она часто тайно, наедине сама с собой с воздыханиями и слезами

молилась Богу, говоря: «Господи! Спаси и убереги меня, убогую рабу Твою, и

младенца, которого я ношу в утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи,

хранишь младенцев [Пс. 114. 5],— да будет воля Твоя, Господи! И да будет

имя Твое благословенно во веки веков! Аминь!»

Так Мария жила до самого рождения ребенка, особенно прилежала она посту и

молитвам, так что само зачатие и рождение дитяти были исполнены поста и

молитв. Мария была добродетельна и весьма богобоязненна и уже до рождения

младенца поняла и уразумела это чудесное о нем знамение и явление. Она

советовалась с мужем своим, говоря: «Если у нас родится мальчик, давай по

обету принесем его в церковь и отдадим Благодетелю всех Богу», что и сбылось.

О вера славная! О любовь благая! Еще до рождения ребенка родители обещали

принести и отдать его Дарователю благ Богу, как в древности сделала Анна

пророчица, мать пророка Самуила.

Реферат: Сергий Радонежский

Когда пришло время, Мария родила младенца. Радуясь его рождению, родители

позвали к себе родственников, друзей и соседей и веселились, славя и

благодаря Бога, давшего им такое дитя. После рождения его, когда младенец был

завернут в пеленки, нужно было его подносить к груди, но когда случалось, что

мать ела какую-нибудь мясную пищу до сытости, тогда младенец никак не хотел

брать грудь; и так было не один раз, но иногда день, иногда два дня ребенок

не ел. Из-за этого мать младенца и ее родственники были удручены страхом и

печалью, они с трудом поняли, что младенец не хочет пить молоко, когда

кормящая его питается мясом, но согласен пить только если она не будет

разрешаться от поста. С той поры мать воздерживалась в еде и постилась, а

младенец начал питаться ее молоком во все дни, как и подобает.

Пришел день исполнить обет матери его: после шести недель, то есть на

сороковой день после рождения ребенка, родители принесли его в церковь Божию,

отдавая, как и обещали, Богу, Даровавшему его.

Тут же они повелели священнику совершить над ним Божественное крещение.

Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной

радостью и со тщанием крестил его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и нарек

во святом крещении Варфоломеем. Священник вынул ребенка, обильно принявшего

от Святого Духа благодать крещения, из купели, и, осененный Божественным

Духом, иерей провидел и предузнал, что этот младенец будет сосудом избранным.

Отец его и мать хорошо знали Священное Писание и рассказали иерею, как их сын,

еще будучи в утробе матери, три раза прокричал в церкви. «Мы не знаем, что это

означает»,— говорили они. Иерей же по имени Михаил, хорошо знавший священные

книги, поведал им из Божественного Писания, из обоих Законов, Ветхого и Нового,

следующее: «Давид в Псалтири сказал: Зародыш мой видели очи Твои [Пс.

138. 16]; и Сам Господь святыми Своими устами сказал Своим ученикам: Потому

что вы с начала со Мною [Ин. 15. 27]. Там, в Ветхом Завете, Иеремия пророк

освятился в чреве матери5, а здесь, в Новом Завете, апостол Павел

восклицает: Бог. Отец Господа нашего Иисуса Христа, воззвавший меня из

чрева матери моей, чтобы открыть Сына Своего во мне, да благовествую о Нем в

землях [Гал. 1. 15]». И многое другое иерей поведал родителям из Писания, о

младенце же сказал: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь,

ибо он будет сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы», что и

сбылось- Благословив дитя и родителей, священник отпустил их домой.

По прошествии немногих дней случилось еще одно чудесное знамение о младенце,

странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не пил

коровьего молока, но отворачивался и не сосал грудь и оставался без еды в

течение всего дня, а в прочие дни. кроме среды и пятницы, питался как обычно;

по средам же и пятницам младенец оставался голодным. Так было не один раз, не

дважды, но многократно, то есть каждую среду и пятницу, поэтому некоторые

думали, что ребенок болен, и об этом мать его сетовала со скорбью. Она

советовалась с другими женщинами — кормящими матерями, считая, что это

происходило с младенцем из-за какой-нибудь болезни- Однако, осматривая

младенца со всех сторон, женщины видели, что он не болен и что на нем нет

явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не был печален,

но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел, всячески радовался и

играл ручками. Видя это, все поняли и уразумели, что младенец не пил молока

по пятницам и средам не из-за болезни, но это знаменовало, что благодать

Божия была на нем. Это был прообраз будущего воздержания, того, что потом, в

грядущие времена и годы, младенец просияет постнической жизнью; что и

сбылось.

В другой раз мать привела к младенцу некую женщину-кормилицу, у которой было

молоко, чтобы она его накормила. Младенец же никак не хотел питаться от чужой

женщины, но только от своей родительницы. Потом приходили к нему и другие

женщины-кормилицы, и с ними было то же самое, что и с первой. Так он питался

молоком одной лишь своей матери, пока не был вскормлен. Некоторые думают, что

и это было знамением того, что от благого корня благой побег должен быть

вскормлен чистым молоком.

Нам же думается так: ребенок этот с детства был почитателем Господа, уже в

материнской утробе и после рождения он навык богомыслию, от самых пеленок он

познал Господа и воистину Его услышал; лежа в пеленках в колыбели, он

привыкал к посту; питаясь материнским молоком, он вместе с вкушением этого

плотского молока учился воздержанию; будучи возрастом младенец, он выше

естества предначинал лощение; с младенчества он был питомцем чистоты,

вскормленный не столько молоком, сколько благочестием; до своего рождения он

был предызбран и предуготован Богу, когда, будучи в утробе матери, он трижды

прокричал в церкви, чему дивятся все, кто слышит об этом.

Однако более достойно удивления то, что младенец, будучи в утробе, не

вскрикнул где-либо вне церкви, где никого не было, или в каком-нибудь другом

месте, тайно, наедине,— но именно при народе, как бы для того. чтобы многие

его услышали и стали свидетелями этого достоверного события. Замечательно еще

и то, что прокричал он не как-нибудь тихо, но на всю церковь, как бы давая

понять, что по всей земле распространится слава о нем; не тогда прокричал он,

когда мать его была на пиру или спала ночью, но когда она была в церкви, во

время молитвы, как бы указывая на то,, что он будет крепким молитвенником

пред Богом; не прокричал он в какой-нибудь хижине или нечистом и неизвестном

месте, но именно в церкви, стоящей на месте чистом, святом, где подобает

совершать Божественные священнодействия,— знаменуя тем, что и сам он будет

совершенной святыней Господа в страхе Божием.

Достойно удивления также и то обстоятельство, что он прокричал не один раз или

два, но трижды, являя тем, что он будет учеником Святой Троицы, так как число

три честнее всех других чисел и весьма почитается, потому что везде число три

является источником и началом всего доброго и спасительного, приведу примеры:

трижды Господь воззвал к пророку Самуилу; тремя камнями из пращи Давид поразил

Голиафа; трижды Илия повелел лить воду на поленья, сказав: Сделайте это

трижды [3.Цар. 18. 34], и три раза так сделали; также трижды Илия дунул на

отрока и воскресил его9; три дня и три ночи пророк Иона находился

внутри кита10; три отрока погасили в Вавилоне печь огненную";

тричисленным было услышанное пророком Исаией, видевшим Серафимов своими глазами

и, на небе пение ангелов, которые возглашали Трисвятое: Сеят, свят,

свят. Господь Саваоф! [Ис. 6. З]. В возрасте трех лет была введена

во храм, в святая святых, Пречистая Дева Мария13; в тридцать лет

Христос был крещен Иоанном в Иордане; трех учеников Христос возвел на Фавор и

преобразился перед ними; через три дня Христос воскрес из мертвых; трижды

Христос после воскресения спросил: Петр. любить литы яеня? [Ин.21.15—17]. Как

же я говорю о числе три и не вспомню о великой и страшной тайне Триединого

Божества: в трех Святынях, трех Образах, трех Ипостасях, в трех Лицах — Единое

Божество Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и Святой Дух, Триипостасное Божество, у

Которого одна сила, одна власть, одно владычество? Подобало и этому младенцу

трижды прокричать еще в утробе матери, прежде рождения на свет, в

предзнаменование того, что он будет некогда учеником Троицы, что и сбылось, и

многих приведет к разумению и познанию Бога, уча своих словесных овец веровать

во Святую Троицу, Единосущную во Едином Божестве.

Не явное ли это указание на то, что с ребенком в будущем произойдут

удивительные и досточудные вещи! Не истинное ли это преобразование его

будущей жизни, которое исполнится впоследствии в его чудных деяниях! Видевшие

и слышавшие о первых знамениях должны верить и последующим событиям. Еще до

рождения святого Бог предызбрал его: не без особенной цели, не вотще было

дано на удивление многим это первое знамение, но оно было предвестником

всего, что совершилось впоследствии. Об этом мы постарались рассказать,

потому что повествуем о чудной жизни пречудного человека.

Следует здесь вспомнить и древних святых, просиявших в Ветхом и Новом Законе:

как зачатие, так и рождение многих из них предваряемо было особенным

откровением от Бога. Мы не от себя это говорим, но заимствуем примеры из

Священного Писания и с нашим рассказом мысленно сравниваем рассказы о других

событиях: так, пророка Иеремию Бог освятил во чреве матери, и, до рождения его

предвидя, что Иеремия будет вместилищем Святого Духа, все предвидящий Бог

исполнил его благодатью с юных лет. Исаия же пророк сказал: Так говорит

Господь, призвавший меня из утробы, и, из чрева матери избрав меня. Он назвал

мое имя [Ис. 49.1]. Святой же великий пророк Иоанн Предтеча еще в утробе

матери познал Господа, носимого во чреве Пречистой Приснодевы Марии, и

взыграл младенец радостно во чреве [Лк. 1. 44] матери своей Елизаветы, и ее

устами пророчествовал; она воскликнула тогда, говоря: Откуда это мне, что

пришла Матерь Господа моего ко мне? [Лк. 1. 43]. О святом и славном пророке

Илии Фесвитянине известно, что. когда мать родила его, родители видели, как

прекрасные и светлые лицами мужи нарекли имя ребенку, повивали его в огненные

пелены и питали его огненным пламенем. Отец, отправившись в Иерусалим, сообщил

об этом архиереям, на что они сказали: «Не бойся, человек! Ибо жизнь этого

ребенка будет светом, а слово его — судом, и он будет судить Израиль оружием и

огнем», что и сбылось 14.

Святой Николай Чудотворец15, когда начали омывать его после рождения,

внезапно встал на ноги и стоял в ночвах16 полтора часа. О святом

преподобном отце нашем Ефреме Сирине 17 рассказывается, что, когда

он родился, родителям его было видение: на языке у младенца был посажен

виноградник, который вырос и наполнил всю землю, и птицы небесные прилетали и

клевали его плоды; виноградник означал разум, который будет дан святому. О

преподобном Алимпии столпнике 18 известно, что перед рождением

ребенка его мать видела такой сон: как будто она носила на руках своих

красивого ягненка, у которого на рогах были свечи; тогда она поняла, что у нее

должен родиться мальчик и он будет добродетельным, что и сбылось. Святой отец

наш преподобный Симеон Столпник, чудотворец19, подвизавшийся на

Дивной горе, был зачат по обетованию Предтечи Крестителя, который возвестил об

этом матери его. Когда ребенок родился и его кормили грудью, он не брал левый

сосок — Бог показал этим, что младенец возлюбит правый путь следования

заповедям Господним. Когда святой Феодор Сикеот20, чудотворец, был

еще в утробе матери, она видела, как звезда сошла с неба и упала ей на чрево.

Эта звезда указывала на многие добродетели младенца. В житии Великого Евфимия

21 написано, что до рождения его, в одну из ночей, когда родители молились

вдвоем, им было явление от Бога и было сказано: «Возрадуйтесь и утешьтесь! Вот,

Бог даровал вам ребенка, радости одноименного, ибо рождением его Бог даровал

радость Своим Церквам». Кроме того, в житии Феодора Эдесского22

написано, что родители его, Симеон и Мария, в молитве просили себе сына.

Однажды, в первую субботу Великого поста, когда они молились в церкви, каждому

из них в отдельности явилось некое сладостное видение: им казалось, что они

видят великомученика Феодора Тирона вместе с апостолом Павлом, стоявших и

говоривших: «Воистину даром Божиим будет ребенок, который родится, по имени

Феодор» 23; что и сбылось- В житии святого отца нашего Петра

митрополита 24. нового чудотворца на Руси, описано такое знамение.

До рождения его. когда он еще был в утробе матери, однажды ночью, на рассвете,

в воскресный день. его матери было такое видение: ей казалось, что она держит

на руках своих ягненка, а между рогов его растет дерево с прекрасными листьями,

покрытое многими цветами и плодами, и посреди ветвей его горит множество

свечей. Пробудившись, женщина недоумевала о значении своего видения, на что оно

указывает и что предзнаменует. Хотя видения своего она и не поняла, но

последующие события, достойные удивления, показали, какими дарами Бог украсил

Своего угодника.

Реферат: Сергий Радонежский

Зачем еще говорить и длинными речами утомлять внимание слушателей? Ибо

излишество и пространность в рассказе — враг для слуха как изобильная пища —

враг для тела. Но да не осудит никто меня неуча, за то, что я удлинил рассказ:

когда вспоминаются случаи и: житий других святых, приводятся свидетельства в

подтверждение и делаются сравнения, тогда разъясняются досточудные деяния

досто-чудного мужа, описываемые в нашей повести. Досточудно было это

возглашение его в утробе матери, досточудно было воспитание его от младенческих

пеленок. Этому ребенку подобало родиться с чудесным знамением, благодаря

которому прочие люди поняли, что у удивительного лужа удивительны и

зачатие, и рождение, и воспитание. Господь ода-эил его Своей благодатью больше,

чем других новорожденных младенцев, и всеми этими знамениями предуказал Свой

премудрый о нем Промысл.

Хочу также поведать о времени и годе, когда родился преподобный: в годы

правления благочестивого, славного и могущественного царя Андроника, самодержца

греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе

Константинопольском Каллисте, патриархе Вселенском; преподобный родился в

Русской земле в годы княжения великого князя тверского Димитрия Михайловича,

при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси. когда приходило

войско Ахмыла25.

Младенец, о котором мы продолжаем рассказ, в течение нескольких месяцев после

крещения был вскормлен грудью по закону природы, затем его отняли от груди

матери, развернули из пеленок и вынули из колыбели. Ребенок дальше рос, как и

полагается детям; возрастая душой, телом и духом, он исполнялся разума и

страха Божия, и милость Божия была на нем; так он жил до семилетнего

возраста, когда родители отдали его учиться грамоте.

У раба Божия Кирилла, о котором уже говорилось, было три сына: первый Стефан,

второй Варфоломей, третий Петр; отец воспитывал их, всячески наставляя в

благочестии и чистоте. Стефан и Петр быстро изучили грамоту, Варфоломей же не

сразу овладел чтением, но учился медленно и плохо. Наставник прилежно обучал

Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился и отставал от товарищей,

занимавшихся вместе с ним. За это его часто бранили родители и строго

наказывал учитель, а товарищи укоряли. Отрок наедине часто со слезами молился

Богу. говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту, научи и вразуми меня».

ГЛАВА 2. О ТОМ, КАК ВАРФОЛОМЕЮ БЫЛО ДАРОВАНО ПОЗНАНИЕ ГРАМОТЫ ОТ БОГА, А НЕ

ОТ ЛЮДЕЙ

Родители Варфоломея сильно скорбели, а учитель весьма огорчался тщетности усилий

своих. Все печалились, не ведая высшего предначертания Божественного Промысла,

не зная о том, что Бог сотворит с этим отроком, что Господь не оставит Своего

преподобного. По смотрению Божию нужно было, чтобы книжное знание он получил от

Бога, а не от людей, что и сбылось. Расскажем подробнее о том, как благодаря

Божественному явлению он научился грамоте. Однажды отец послал отрока искать

жеребят, и это было по предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга

Царств о Сауле26, который был послан отцом своим Кисом отыскать

ослиц: Саул пошел и встретил святого пророка Самуила, которым был помазан на

царство, и таким образом обрел жребий, высший по сравнению с обыденными делами.

Так и блаженный отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан

отцом своим Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого

ему старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного

ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно со слезами молился- Увидев

его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая,

когда тот кончит молитву.

Реферат: Сергий Радонежский

Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами

избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал Варфоломея к себе,

благословил его, поцеловал по христианскому обычаю и спросил: «Что ты ищешь и

чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту,

для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том, что я учусь

грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы

смог я научиться грамоте».

Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно помолился и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты