Реферат: Пётр Первый

образ», — о «благородстве» Бенуа не говорит ничего.

Разноголосица, как вы видите сами, совершенно несусветная. На ее крайних

точках стоят два мнения, категорически противоположные друг другу: мнение

величайшего поэта России и мнение величайшего писателя. Эти мнения, конечно,

непримиримы никак. Где-то посередине, между этими непримиримостями

поместилось поистине умилительное мнение Ключевского:

«Петр, по своему духовному складу, был один из тех простых людей, на которых

достаточно взглянуть, чтобы понять их...»

Да углубит Господь Бог понимательные способности наших историков. И прошлых,

и, в особенности, будущих!

Об иностранных оценках я не буду говорить. Они в общем складываются довольно

однотипно. Их лучшим выражением явятся, пожалуй, довольно длинные стишки

князя Вяземского, выгравированные на памятнике Петру в Карлсбаде. На

гигантской скале, возвышающейся над немецким курортом, воздвигнут огромный

бронзовый бюст Петра и на этом бюсте — стихи — в русском оригинале и в

немецком переводе. Стишки начинаются так:

«Великий Петр. Твой каждый след

Для сердца русского есть памятник священный...»

Для немецкого — тоже. Именно по священным следам Петра потекли русские

денежки во всякие Карлсбады и Мариенбады, построенные в основном за наш счет.

И — еще за счет наших собственных курортов. Немцы смотрят и искренне

умиляются: вот это был клиент! Вот он-то «прорубил окно в Европу». И в это

окно русское барство понесло русские рубли, выколоченные из русского мужика.

Экономическая база исторической оценки построена прочно.

* * *

Вот вам, значит, «суд истории», судебное заседание длилось 200 лет. Я не

питаю решительно никаких иллюзий насчет того, что будущие присяжные

заседатели истории, просидев еще двести лет, вынесут какой-нибудь более

вразумительный приговор. Но бумаги просижено будет много. Наш историк

профессор Виппер в своих книгах несколько раз возвращается к теме об этом

суде и пытается доказать законность относительности всякой исторической

оценки. Эта оценка — меняющаяся и противоречивая — с его точки зрения есть

законный «разрез» — тоже точка зрения, с которой наблюдают события историки

разных эпох, разных классов и разных политических течений. Из необозримого

количества исторических фактов, люди выбирают те, какие им удобны и угодны и

замалчивают те, какие им неугодны или неудобны. Совсем так, как делал

Щедринский аблакат: «Я беру ту статью, которая гласит и тую статью я пущаю, —

а которая не гласит, так я тую статью не пущаю».

Проф. Виппер приводит и ряд красноречивых примеров чрезвычайно либерального

обращения со следственными материалами исторического суда. Но если мы, по

примеру профессора Виппера, признаем такое обращение законным, то где мы

проведем границу, отделяющую историю от печатания фальшивых документов? Вот

ведь по поводу того же Петра немцы в 1941 году опубликовали в своей печати

«завещание Петра Великого» — не догадавшись справиться в своей же

энциклопедии Майера, где это завещание было названо фальшивкой и где было

подробно сказано, как эта фальшивка была состряпана по заказу Наполеона I.

Завещание, разумеется, носило специфический характер — согласно условиям

заказа: Наполеон как раз собирался воевать с Россией и ему надо было

исторически доказать, что Россия — по совету Петра, — только того и ждет,

чтобы разорить и съесть Европу. Немцы проглотили это завещание, даже и не

спросившись Майера. Наполеон и Гитлер действовали, по-видимому, по

випперовскому рецепту.

Возникает, конечно, довольно законный вопрос: а какой же новый «разрез»

преобладает у автора этой книги? И какие новые фальшивки будет открывать в

ней новый историк, — если эта книга до историков дойдет?

О фальшивках я говорить не буду, а «разрез», конечно, есть. Он сформулирован

в предисловии: интересы сотен миллионов, которым, кажется, надоедает служить

в качестве сырья для экспериментов и кирпичей для постаментов будущих героев

и благодетелей человечества. Мне кажется также, что наше поколение,

благодарение Богу, заплатив за очередные эксперименты миллионами сорока-

пятьюдесятью русских жизней и исковерканными собственными, заслужило право

обходиться без постаментов, экспериментов, легенд и вранья. Мы, кроме того,

самолично присутствовали при крушении всего «дела Петра» — исчезла петровская

империя, исчезла петровская столица — и даже их имена стерли из памяти

ленинского потомства: СССР и Ленинград. Исчезла петровская армия,

превратившаяся сначала в красную гвардию, потом в красную армию. Исчезло

петровское шляхетство. Исчезли даже губернаторы. И товарищ Сталин начал дело

европеизации России так, как если бы петровской попытки никогда и в природе

не существовало — совсем сызнова: «догнать и перегнать». Так же снаряжал

«воровские экспедиции» для кражи спецов и техники, так же звал иностранных

варягов — начиная от Маркса и Бела-Куна и кончая японскими инженерами

(пришлось брать даже и с востока), так же строил свои сталинские парадизы на

тех же костях, на коих были построены петровские. И нам, как мне кажется,

должно было бы быть ясно одно: то, что никак не было ясно ни Ключевскому, ни

даже Милюкову: если сказку европеизации Сталин начинает совсем сызнова, — это

прежде всего значит, что петровская европеизация не удалась. А прошло двести

лет. Япония, начавшая свою европеизацию на полтораста лет позже Петра и

совсем другими методами, по-видимому, не имеет сейчас никаких оснований

начинать эту сказку сызнова. Попытка, значит, удалась.

Наши историки, и еще больше наши писатели, действовали по Випперу, а

некоторые даже по Соллогубу: «Я беру кусок жизни, грязной и грубой, и творю

из нее легенду, ибо я — поэт». Не будем оспаривать право на поэтическое

творчество. Но постараемся без него обойтись. И постараемся прежде всего

отскрести образ Петра от всех тех легенд, апокрифов и вранья, которыми его

так тщательно замазывали на протяжении более, чем 200 лет. Может быть, личные

свойства Петра выступят яснее в результате простого сопоставления некоторых,

в сущности очень простых и, казалось бы, общеизвестных фактов.

ДВЕ СКАЗКИ

Самые благожелательные к Петру историки и писатели не скупятся на черные

краски, изображая его пьянство и разгул, его беспощадность и его жестокости.

И делают это так, как если бы они понятия не имели, что и пьянство, и

беспощадность были явлениями эпохи, и при этом, по преимуществу, не русской

эпохи. Наши историки, рисуя петровские поездки заграницу — рисуют тогдашнюю

Европу в виде этаких мирных благоустроенных земель, состоящих под опекой

благопопечительных и благопросвещенных правителей, воспитывающих народы свои

не батожьем и пытками, а мерами разумного и нравственного воздействия, —

этакий сплошной саардамский парадиз.

Исходная точка всех официальных суждений о Петре сводится к следующему:

Москва чудовищно отстала от Европы. Петр, — хотя и варварскими методами, —

пытался поставить Россию на один уровень с европейской техникой, моралью,

общественным бытом и прочее. Официальная точка зрения довоенной России почти

ничем не отличается от официальных советских формулировок: родство, по

меньшей мере, странное. Приводятся и личные переживания Петра, толкнувшие его

на путь реформы: его впечатления в Кокуйской слободе и его наблюдения в

Европе. В общей сумме все это можно было бы сформулировать так: варварство,

грязь, отсталость Москвы, — и чистота, гуманность и благоустройство Европы.

Ключевский так и пишет: «как ни мало внимателен был Петр к политическим

порядкам и общественным нравам Европы, он, при своей чуткости, не мог не

заметить, что тамошние народы воспитываются и крепнут не кнутом и застенком»

— как, дескать, «воспитывалась» Московская Русь. Литературная обработка этой

темы достигла своего кульминационного пункта в легенде о саардамском

плотнике, восхищенном чистотой, уютом и свободой цивилизованных европейских

стран.

Описывая европейскую благовоспитанность, историки становятся в тупик перед

петровскими антирелигиозными и прочими безобразиями: откуда бы это взялось?

Поехал человек в Европу с целью закупки и импорта в Россию всяческой

цивилизации и благовоспитанности, а привез такие вещи, за какие двести лет

спустя даже и большевики своих воинствующих безбожников по головке не

гладили? Я не буду повторять этих вещей: они всем известны — ряд неслыханных

кощунств, организованное издевательство над Церковью, беспробудное пьянство,

насильственное спаивание людей, ушаты сивухи, которую гвардейцы вливали в

горло всяким встречным и поперечным — словом, действительно, черт знает что

такое. Откуда бы это? Ответ подыскивается все в том же направлении: этакая

широкая, истинно великорусская натура, с ее насмешливостью, необузданностью,

широчайшим размахом во всем — в худе, и в добре, и в подвиге, и в безобразии.

И тут же делается ссылка на варварское состояние Москвы: «что вы хотите, —

варварская страна, варварские развлечения...»

Я не историк и в смысле исторической эрудиции никак не могу конкурировать

даже с Покровским. Но для того, чтобы увидеть совершеннейшую лживость всей

этой концепции — вовсе не нужно быть историком: вполне достаточно знать

европейскую историю в объеме курса средних учебных заведений. Даже и этого,

самого элементарнейшего знания европейских дел вполне достаточно для того,

чтобы сделать такой вывод: благоустроенной Европы, с ее благопопечительным

начальством, Петр видеть не мог — и по той чрезвычайно простой причине, что

такой Европы вообще и в природе не существовало.

Вспомним европейскую обстановку петровских времен. Германия только что

закончила Вестфальским миром 1648 г. Тридцатилетнюю войну, в которой от

военных действий, болезней и голода погибло три четверти (три четверти!)

населения страны. Во время Петра Европа вела тридцатилетнюю войну за

испанское наследство, которая была прекращена из-за истощения всех

участвующих стран — ибо и Германия, и Франция снова стали вымирать от голода.

Маршал Вобан писал что одна десятая часть населения Франции нищенствует и

половина находится на пороге нищенства. Дороги Европы были переполнены

разбойными бандами — солдатами, бежавшими из армий воюющих сторон,

голодающими мужиками, разоренными горожанами — людьми, которые могли снискать

себе пропитание только путем разбоя и которых жандармерия вешала сотнями и

тысячами тут же на дорогах — для устрашения. Во всей Европе полыхали костры

инквизиции — и католической, и протестантской, на которых ученые богословы

обеих религий жгли ведьм. За сто лет до Петра приговоров от 16 февраля 1568

года Святейшая Инквизиция осудила на смерть ВСЕХ жителей Нидерландов, и

герцог Альба вырезывал целые нидерландские города.

В первой половине XVII века нидерландцы принимали участие в Тридцатилетней

войне. Сейчас же после ее окончания, они были разгромлены Кромвелем (1652-

54), который своим «навигационным актом» начисто ликвидировал голландскую

морскую торговлю. Затем последовали две войны с Францией. И, наконец,

Нидерланды были втянуты в новую, но по старому бессмысленную войну за

испанское наследство.

Нидерланды были разорены. Голодные массы на улицах рвали в клочки

представителей власти — власть отвечала казнями. Тот саксонский судья

Карпцоф, который казнил 20.000 человек, — это только в одной Саксонии! —

двадцать тысяч человек, а Саксония была не больше двух-трех наших губерний,

помер — совсем перед приездом Петра в ту Европу, которая, по Ключевскому,

воспитывалась без кнута и застенка — в 1666 году. Я не знаю имен его

наследников и продолжателей — на самого Карпцофа я натолкнулся совершенно

случайно — но эти наследники были наверняка. Сколько людей повесили, сожгли

или четвертовали они?

В Англии, куда Петр направил свои стопы из Саардама, — при одной Елизавете

было повешено и казнено другими способами около девяноста тысяч человек. Вся

Европа билась в конвульсиях войн, голода, инквизиции и эпидемий — в том числе

и психических: обезумевшие женщины Европы сами являлись на инквизиционные

судилища и сами признавались в плотском сожительстве с дьяволом. Некоторые

местности Германии остались, в результате этого совсем без женского

населения.

«Европейские народы воспитывались не кнутом и застенками» — говорит

Ключевский. Ключевский не мог не знать, что по «Уложению Царя Алексея

Михайловича» смертная казнь полагалась за 60 видов преступлений, по

современному ему французскому законодательству — за 115, а Петр ввел смертную

казнь за двести — это называется «воспитывать без кнута и застенка». Наши

историки не могли, конечно, не знать, что наши «застенки» были детской

игрушкой по сравнению с западноевропейскими нравами и обычаями. Они не могли

не знать, как расправилось шведское правительство с современником Петра —

Паткулем, как уже совсем нечеловеческим способом был во Франции в 1757 году

казнен отец Дамьен, какая судьба постигла друзей Фридриха — будущего

«Фридриха Великого» — казненных четвертованием на глазах юного наследника

престола. Да и сам наследник был спасен от судьбы Алексея Петровича только

заступничеством иностранных дворов. Так — вот все это называется «воспитанием

без кнута и застенка».

Застенки были и в Москве. Но вот что пишет об отце Петра — Алексее

Михайловиче, посторонний и иностранный наблюдатель — австрийский посол

Мейерберг:

«Царь, при беспредельной своей власти над народом, привыкшим к полному

рабству, ни разу не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью

честь».

Оставим пока «полное рабство» на совести барона Мейерберга: для баронских

фантазий в Москве, действительно, особого простора не было, а собственные

крестьяне барона Мейерберга едва ли пользовались большей свободой, чем

московские. Но, вот, царь «не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь,

ни на чью честь» — может быть, изучать политическую педагогику «без кнута и

застенка» было бы удобнее в Москве а не в Саардаме?

Историки говорят о московской грязи и об европейской чистоте. Процент того и

другого — и в Москве, и в Европе сейчас установить довольно трудно.

Версальский двор купался, конечно, в роскоши, но еще больше он купался во

вшах: на карточный стол короля ставилось блюдечко, на котором можно было

давить вшей. Были они, конечно, и в Москве — больше их было или меньше —

такой статистики у меня нет. Однако, кое-что можно было бы сообразить и, так

сказать, косвенными методами: в Москве были бани и Москва вся — городская и

деревенская, мылась в банях, по крайней мере, еженедельно. В Европе бань не

было. И сейчас, больше двухсот лет после Петра, бань в Европе тоже нет.

Города моются в ваннах — там, где ванны есть, деревня не моется совсем, не

моется и сейчас. В том же городке Темпельбурге, о котором я уже повествовал,

на пять тысяч населения имеется одна ванна в гостинице. А когда мой сын

однажды заказал ванну для нас обоих — он пришел раньше и вымылся, я пришел

позже и администрация гостиницы была искренне изумлена моим требованием

налить в ванну чистой воды: истинно русская расточительность — не могут два

человека вымыться в одной и той же воде!

Петр — в числе прочих своих войн — объявил войну и русским баням. Они были

обложены почти запретительным налогом: высшее сословие за право иметь баню

платило три рубля в год, среднее — по рублю, низшее — по 15 копеек — одна из

гениальных финансовых мер, подсказанная Петру его пресловутыми прибыльщиками.

Ключевский пишет: «в среднем составе было много людей, которые не могли

оплатить своих бань «даже с правежа под батогами». Даже с правежом и под

батогами московская Русь защищала свое азиатское право на чистоплотность. На

чистоплотность, вовсе неизвестную даже и сегодняшней Европе, не говоря уже об

Европе петровских времен.

Сказка о сусальной Европе и варварской Москве есть сознательная ложь.

Бессознательной она не может быть: факты слишком элементарны, слишком

общеизвестны и слишком уж бьют в глаза. И ежели Петр привез из Европы в три

раза расширенное применение смертной казни, борьбу с банями, и еще некоторые

другие вещи, — то мы имеем право утверждать, что это не было ни случайностью,

ни капризом Петра: это было европеизацией: живет же просвещенная Европа без

бань? — нужно ликвидировать московские бани. Рубят в Европе головы за каждый

пустяк? — нужно рубить их и в Москве. Европеизация — так европеизация!

Европеизацией объясняются и петровские кощунственные выходки. Описывая их,

историки никак не могут найти для них подходящей полочки. В Москве этого не

бывало никогда. Откуда же Петр мог бы заимствовать и всепьяннейший синод, и

непристойные имитации Евангелия и креста и все то, что с такою странной

изобретательностью практиковал он с его выдвиженцами?

Историки снова плотно зажмуривают глаза. Выходит так, как будто вся эта

хулиганская эпопея с неба свалилась, была, так сказать, личным капризом и

личным изобретением Петра, который на выдумку был вообще не горазд. И только

Покровский в третьем томе своей достаточно похабной Истории России (довоенное

издание), — скупо и мельком, сообщая о «протестантских симпатиях Петра»,

намекает и на источники его вдохновения. Европа эпохи Петра вела лютеранскую

борьбу против католицизма. И арсенал снарядов и экспонатов петровского

антирелигиозного хулиганства был, попросту, заимствован из лютеранской

практики. Приличиями и чувствами меры тогда особенно не стеснялись, и

подхватив лютеранские методы издевки над католицизмом, Петр только переменил

адрес — вместо издевательств над католицизмом, стал издеваться над

православием. Этого источника петровских забав наши историки не заметили

вовсе.

Первоначальной общественной школой Петра был Кокуй, с его разноплеменными

отбросами Европы, попавшими в Москву, на ловлю счастья и чинов. Если Европа в

ее высших слоях особенной чинностью не блистала, то что уж говорить об этих

отбросах. Особенно в присутствии царя обеспечивавшего эти отбросы от всякого

полицейского вмешательства. Делали — что хотели. Пили целыми сутками — так,

что многие помирали. И не только пили сами — заставляли пить и других, так

что варварские москвичи бежали от царской компании, как от чумы.

Пили, конечно, и в Москве: «веселие Руси...» Но, если исключить Ивана

Грозного, с его тоже революционными методами действия, то о пьянстве в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты