Курсовая: Савва Мамонтов

Курсовая: Савва Мамонтов

САВВА МАМОНТОВ

История России богата людьми-созидателями, к числу которых по праву относится

и один из крупнейших отечественных предпринимате­лей конца XIX в. Савва

Иванович Мамонтов. Его имя неразрывно свя­зано с реализацией выдающегося для

своего времени инженерного проекта—строительством железнодорожной магистрали

Ярославль— Архангельск. Однако, главная его заслуга перед потомками состоит в

другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического

вкуса, высоких нравственных побуждений, он обессмер­тил свое имя искренним и

бескорыстным служением русской культуре. Творческая судьба В. М. Васнецова,

М. А. Врубеля, М. М. Ипполито-ва-Иванова, И. И. Левитана, С. В. Рахманинова,

И. Е. Репина, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Серова, К. С. Станиславского,

Ф. И. Шаляпина и ряда других великих национальных талантов в той или иной

степени переплетена с деятельностью этого купца.

Мамонтову-меценату посвящены специальные исследования', но о многих сторонах

его биографии известно до сих пор сравнительно мало. Жизнь и судьба Саввы

Ивановича интересны не только сами по себе, его личность как бы

персонифицировала полузабытый ныне фено­мен российской благотворительности.

Длительное время он оставался вне поля зрения советских историков, поэтому и

жизнеописания “вели­колепного Саввы” часто лишены исторического фона, важных

времен­ных реалий, придававших делам его особый колорит и значение.

Мамонтов прожил большую и сложную жизнь. Родился он 2 ок­тября 1841 г. в

купеческой семье. Отец, Иван Федорович Мамонтов, с конца 30-х годов XIX в.

занимался винным откупным промыслом на Сибирском тракте, в городке Ялуторовске

Тобольской губернии. Здесь у него, женатого на купеческой дочери Марии

Тихоновне Лахтиной, и появился четвертый ребенок — сын Савва, о чем

свидетельствует запись в метрической книге местной Воскресенской церкви2

. Кроме него, в семье было еще семь детей: Александра, Федор, Анатолий, Николай,

Ольга, Мария, Софья (две последние умерли в детстве).

В 1849 г. купец первой гильдии (с 1843 г.) И. Ф. Мамонтов пере­ехал в Москву,

чтобы возглавить обширное откупное хозяйство Москов­ской губернии, и держал

его в своих руках более 10 лет, вплоть до ликвидации откупной системы в 1863

году. Деятельность в Сибири была успешной, и средства позволили жить в

первопрестольной на широкую ногу: был арендован роскошный особняк на Первой

Мещанской, устраивались званые вечера и балы. Уклад жизни семьи Ивана

Федоровича и его брата, тоже купца, Николая Федоровича, переселив-шегося в

Москву из Смоленской губернии и в начале 50-х годов XIX в.

(основавшего фабрику сургуча и лаков3, существенно отличался от

об­щепринятого в то время в предпринимательской среде. Литература, музыка,

театр занимали важное место в жизни многочисленной мамон-товской родни. Даже

внешний облик Ивана Федоровича был необычен для лица купеческого звания. Этого

предпринимателя “по фотогра­фим,— заметила его внучатая племянница, дочь П. М.

Третьякова,— можно было принять за английского премьера: цилиндр, бритое лицо,

изящный костюм” 4.

В то время Мамонтовы еще не имели прочных связей в среде московского купечества.

Торговцы и промышленники завидовали бога­тым откупщикам, не любили их, да и

сами они не стремились завое­вать расположение местного купеческого общества и

даже не причис­лялись к нему. Николай Федорович значился “мосальским купцом”, а

Иван Федорович прожил первые годы в Москве в звании “чистополь­ского первой

гильдии купца” и в качестве такового был в 1853 г. воз­веден в потомственное

почетное гражданство5. В дальнейшем род Мамонтовых занял видное

место в московском купеческом мире, а его представители породнились (что

являлось одной из форм общественно-гo признания) со многими старинными и

влиятельнейшими фамилиями. Уже в начале 60-х годов XIX в. Иван Федорович играл

значительную роль в купеческом обществе, в городском управлении6. В

Москве изменился и характер воспитания детей. У старших сы-новей (Федора,

Анатолия, Саввы) появился гувернер, выпускник Дерпт-ского университета Ф. Б.

Шпехт, который обучал их европейским

манерам и иностранным языкам. Но, как и в других купеческих семьях, новое

соседствовало со старым: за непослушание и нерадивость “клали на кровать и

секли”7)

I В конце 1852 г. умерла Мария Тихоновна. В семье надолго воца­рился

траур. Иван Федорович с детьми переехал в обширный, но более простой дом на

Новой Басманной. Он был серьезно озабочен их буду-щим и стремился дать им

систематическое образование. Анатолий и Савва были помещены во Вторую

московскую гимназию на Елоховской улице. Ни особого старания, ни прилежания

Савва в гимназии не про-явил, и через год отец решил определить его в

петербургский Институт Корпуса гражданских инженеров (Горный корпус). В этом

выборе сказалась прозорливость Ивана Федоровича, осознавшего на заре

же­лезнодорожного строительства и индустриализации важность инженер­ной

профессии.

Савва и его двоюродные братья Анатолий и Валерьян (младшие сыновья Николая

Федоровича) выдержали экзамен и в августе 1854 г. были зачислены в корпус.

Питомцы этого учебного заведения получа­ли не только общие и специальные

знания, но и военную подготовку;

выпускникам присваивался военный чин. Вспоминая об этом периоде своей жизни,

Савва Иванович писал: “Странно и чудно мне было по­пасть в строгий режим

военной жизни: маршировки, ружейные приемы и вообще строгое обращение офицеров

с детьми”8. Из общеобразова­тельных предметов преподавали русский,

французский и немецкий языки, рисование, географию, древнюю историю,

арифметику, алгебру, геометрию, чистописание и закон божий. Савва проучился

здесь до января 1856 г. и, как явствует из свидетельства, “был поведения

хоро­шего”9. Сложнее было с прилежанием. "Чрезвычайно увлекающийся

человек, Савва целиком уходил в те области и дела, которые его начи­нали

интересовать, но часто забывал и игнорировал многое другое, что казалось ему

несущественным. Так, очень быстро он выучил немецкий язык и всегда имел по

этому предмету только высшие баллы, но по' латыни получал лишь двойки и тройки.

Трудно сказать, как повлияло почти двухлетнее пребывание Саввы в Петербурге

на формирование его личности. О том, с кем он дружил, что читал, чем

интересовался, как открывал для себя разные стороны жизни северной Пальмиры,

сведений не сохранилось. Известно только, что успехами в учебе он не

отличался. В апреле 1855 г. Иван Федоро­вич обратился к 14-летнему сыну с

письмом-наставлением, в котором высказал свое недовольство и в конце заметил:

“Я благословляю тебя, прошу и приказываю бросить лень, учиться хорошо и

баллами в успе­хах показать мне, что ты послушный и заботливый к исполнению

отцовских приказаний сын”.

Обучение в Горном корпусе оборвалось внезапно: во время эпиде­мии от скарлатины

скоропостижно умер кузен Валерьян, и Иван Федо­рович забрал сына в Москву, где

определил его в четвертый класс Второй гимназии, в которой он учился ранее.

Савва и здесь успехами в учебе не отличался. В седьмом, выпускном, классе

весной 1860 г. взрослый, почти 19-летний, он не выдержал экзамена по

латин­скому языку, не получил свидетельства и был зачислен во второгод­ники. И

отец, и сын тяжело переживали случившееся. Однако нашлись догадливые люди,

порекомендовавшие “удачную комбинацию”, Савва поступил в Петербургский

университет (свидетельство об окончании гимназии здесь не требовалось, латынь

же за него сдал другой юно­ша), а затем перевелся на юридический факультет

Московского уни­верситета. Осенью он приступил к занятиям и, как позднее

вспоминал, “посещал лекции с большим интересом и с большим вольнодумством”

2.

В то время Мамонтов уже серьезно увлекся сценическим искусст­вом. Интерес к

удивительному миру “чувств, образов и звуков” он проявлял и раньше. Дневник его

за 1858 г. содержит множество запи­сей о посещении театральных спектаклей.

Гимназист-театрал не только перечислял постановки и ведущих актеров, но и

высказывал собствен­ные мнения о качестве пьес и уровне исполнительского

мастерства '3. Много в дневниковых записях наивных,

юношески-максималистских суждений, но они показывают, что театр стал важной и

обязательной ;

частью жизни молодого человека. Он бывал на спектаклях охотно.] и регулярно.

Интересовали его разные жанры: опера, балет, водевиль,* драма. В доме

Мамонтовых не было принято прибегать к запретитель-

ным мерам (за редчайшим исключением). Пытаясь добиться нужных результатов и

“отвратить от опасных соблазнов”, глава семьи действо-вал убеждением.

Большую роль в формировании личности Саввы играли его близ-кие, духовная

атмосфера “образованных кругов” общества, к которым принадлежали Мамонтовы.)

Дневниковые заметки позволяют судить о духовных запросах и времяпрепровождении

гимназиста. Подробно описаны им вечера в кругу многочисленной родни в своем

доме и у дядюшки Николая Федоровича, на Пресне: дружеские разговоры,

музицирование, пение, обсуждение спектаклей и книг, Много в дневни­ке и других

примечательных штрихов жизни молодого Мамонтова. 31 января 1858 г. он записал:

“Сегодня утром ходил к Александру (двоюродный брат, Александр Николаевич.—А.

Б.} на фабрику, у него был Булахов, он пробовал мой голос, говорит, что у

меня баритон и может образоваться хороший голос, если мне им заниматься”14

.

В конце 50-х годов XIX в. Мамонтовы переехали в новый дом на Воронцовом поле

(улица Обуха). Было приобретено имение Киреево около Химок, под Москвой,

ставшее “родовым гнездом” Мамонтовых на многие годы. В семье царила открытая,

доброжелательная атмосфе­ра, не лишенная и общественных интересов. Бурные

события россий-

ской действительности 50-х—начала 60-х годов XIX в.—Крымская вой­на, смерть

Николая I и воцарение Александра II, подготовка “великих реформ” и отмена в

1861 г. крепостного права—способствовали ожив­ленью общественной жизни,

вызывали живейший интерес в различных слоях общества. В 1856 г. получили

амнистию декабристы, и некото­рые из них по прибытии в Москву останавливались

в доме Ивана

2 Федоровича 15.

Менялись в России и экономические условия. Раскрепощалась част-

ная инициатива, наиболее дальновидные и предприимчивые представи-тели

купечества брались за большие начинания, за осуществление сме-лых проектов. В

число таких людей входил и И. Ф. Мамонтов, который имел близкие деловые

отношения с крупнейшим предпринимателем середины XIX в. В. Л. Кокоревым,

сначала занимавшимся винным от­купом в Сибири, а затем возглавившим откупное

дело в Петербургской губернии. Еще в конце 40-х годов XIX в. Кокорев начал

торговые опе-

рации с Персией, был одним из пионеров промышленного освоения За­кавказья.

Два крупнеиших откупщика, В. А. Кокорев и И. Ф. Мамон­тов, основали в 1857 г.

в Москве Закаспийское торговое товарищество,

специализировавшееся первоначально на экспортно-импортных опера-циях, главным

образом с шелком.

Однако деловые интересы Ивана Федоровича этим не ограничи-вались. Накопив

значительный капитал на откупах, он помещал сред­ства в городскую недвижимость

и железнодорожное строительство. При его деятельном личном и финансовом участии

построена одна из пер­вых в России Троицкая железная дорога протяженностью 66

верст, связавшая Москву с древним Ссргиевым посадом. Концессия была по­лучена в

конце 1859 г., а летом 1863 г. на линии началось регулярное движение. Уже в

1865 г. перевезено было 456 тыс. пассажиров, 9,5 млн. пудов различных грузов, а

прибыль составила 476 тыс. рублен'°. Старший Мамонтов вложил в это предприятие

460 тыс. рублей и был избран членом правления 17. Он справедливо

считал, что у железнодо­рожного строительства в России большое будущее. У

сыновей была своя жизнь. Савва все больше увлекался тем, что

не имело никакого отношения к предпринимательским занятиям,— театром. В

студенческое двухлетие он был не только усердным зрите­лем, но и приобщился к

“театральному любительству”, В то время частные труппы еще не были разрешены,

но существовали различные театральные кружки, самым известным из которых был

Секретаревский Драматический (по имени владельца дома, где устраивались

спектак­ли). Возглавляли его А. Н. Островский и А. Ф. Писемский. “Почтенные

литераторы,— вспоминал Савва Иванович,— очень нас любили, да и было за что, ибо

мы из сил рвались и играли очень забавно”. Он с го ловой ушел в эти занятия и в

начале августа 1862 г. дебютировал в пьесе “Гроза” в роли Кудряша, Дикого же

играл сам Островский. На спектакль пришел Иван Федорович, и Савва видел, как

“он выти­рал слезу в последнем акте” 18.

Эта слеза не могла, однако, поколебать деловую натуру Ивана Федоровича,

который был серьезно обеспокоен будущим не только Сав-вы, но и всего

семейного дела. Старшие сыновья, Федор и Анатолий, склонности к

предпринимательству не проявляли. Что же касается Саввы, то Иван Федорович,

конечно, не мог даже вообразить, что лю­бовь к театру и участие в спектаклях

станут судьбой сына. Не препят­ствуя его увлечениям, отец с тревогой отмечал,

что “несерьезные” интересы и, как ему казалось, праздное времяпрепровождение

все боль­ше и больше увлекали сына. Улетучивались надежды на успешное

завершение университета. Иван Федорович решил прибегнуть к ради­кальным мерам

и приобщить Савву к предпринимательским занятиям. Вскоре после указанного

спектакля он отправляет его по делам Закас­пийского товарищества в Баку, куда

тот прибыл 4 сентября 1862 г. Главная цель—отвратить сына от

“непозволительных столичных удо­вольствий”.

Осенью 1863 г. руководители Закаспийского товарищества довери­ли Савве

Ивановичу заведовать центральным. Московским, отделением фирмы. В начале 1864

г. молодой негоциант прибыл в Италию, чтобы поправить здоровье и одновременно

познакомиться с торговлей шелком. Северная область Италии — Ломбардия —

издавна была известнейшим в Европе районом шелководства и шелкоткачества, а

столица области Милан — крупнейшим центром шелковой торговли, но не только.

Город этот был и столицей оперного искусства, а театр “Ла

Скала”—обще­признанной “первой сценой” мировой оперы.

Несколько месяцев пребывания в Милане оказались для Мамонто­ва весьма

примечательными. Подробностей того, как он вел коммерче­ские дела, не

сохранилось, однако известно, что именно и тот период он “серьезно заболел”

оперным искусством. Савва Инановнч знакомил­ся с лучшими оперными постановками,

слушал ведущих вокалистов и начал брать уроки пения. Не без юмора он писал

позднее, что во время его занятий с маэстро извозчики, стоянка которых

располагалась под окнами снимаемой им комнаты, “не выдсржпвплн и уезжали”

19.

Эта первая поездка в Италию (он побывал там много раз) приме­чательна еще

одним событием в жизни молодого дсльна-меломана. Мамонтов познакомился с

дочерью известного московского купца, круп­ного шелкоторговца Григория

Григорьевича Сапожникова — Елизаве­той (1847—1908 гг.), ставшей его женой.

Молодая девушка не блиста­ла красотой, но покорила сердце Саввы Ивановича

умом, образован­ностью и душевной открытостью. Ее мать, Вера Владимировна

Алексе-

ева, была сестрой Сергея Владимировича Алексеева — отца К. С. Ста

ниславского, а другой брат матери, Александр,—отцом Н. А. Алексе­ева,

избранного впоследствии Московским городским головой. В иерар­хии московского

купечества Сапожниковы — Алексеевы уже в 60-е годы XIX в. занимали высокое

положение, и их согласие на брак служило признанием авторитета Мамонтовых.

Решение сына Иван Федорович сразу и безоговорочно одобрил. “Выбор твой указанной

невесты, Лизы Сапожниковой,— писал он в ноябре 1864 г.,—есть выбор правильный и

достойный”20. Избранница имела всего около 17 лет от роду, но была

девушка начитанная, музы­кально образованная. Позднее она писала: “Я очень

любила стихи, много занималась музыкою и страстно любила немецких классиков,

особенно Бетховена и Шумана”21. Свадьба состоялась в апреле 1865 г.

в Кирееве. Там они прожили несколько недель, а затем уехали в сва­дебное

путешествие в Италию 22.

Вернувшись осенью в Москву, молодая чета поселилась в доме на Садовой-Спасской,

который купил для них Иван Федорович. Этот особняк постепенно превратился в

один из интереснейших центров художественной жизни не только Москвы, но,

пожалуй, и всей России. Первоначально небольшой, двухэтажный (каменный низ,

деревянный верх), неоднократно перестраиваясь и расширяясь, он к концу XIX в.

имел 15 комнат на первом этаже, 11—на втором, 4—в мезонине и обширный зимний

сад 23.

Отец приобщал Савву Ивановича к железнодорожному предприни­мательству. В 60-е

годы XIX в. строилась дорога на Ярославль, и И. Ф. Мамонтов был крупным

акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги.

Возглавлял эту компанию Ф. В. Чижов (1811—1877 гг.). Бывший профессор

математики Петер­бургского университета, широко образованный человек, близкий

знако­мый Н. В. Гоголя, И. С. Аксакова, Н. М. Языкова, А. А. Иванова, В. Д.

Поленова и других писателей и художников, он играл заметную роль в кругах

славянофилов, был одержим идеей экономического раз­вития северных областей

России. Чижов проникся большой симпатией к молодому, энергичному и умному С. И.

Мамонтову и на многие годы остался его покровителем и наставником, причем не

только в железно­дорожных делах 24.

Конец 60-х — 70-е годы XIX в.— важный период в жизни Саввы 'Ивановича. В

августе 1869 г. умер Иван Федорович, и сын стал зани­маться

предпринимательством самостоятельно. Не без влияния Чижова Савва Иванович не

покинул деловой мир, а постепенно все больше и больше втягивался в эти

занятия, набирался коммерческого опыта и знаний. В течение нескольких лет он

фигурировал в качестве канди­дата в члены правления, затем члена правления, а

в 1872 г., по ре­комендации Чижова, занял ответственный пост директора

Общества Московско-Ярославской железной дороги. Линия была открыта для

движения в 1870 году. Одновременно С. И. Мамонтов состоял вла­дельцем

торговой конторы, специализировавшейся на поставках строи­тельных материалов

(операции с шелком были прекращены еще в 60-е годы XIX века).

В начале 70-х годов он начал играть заметную роль и в общест­венных

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты