ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
В энциклопедическом словаре около 11000 статей
ЦВЕТАЕВА
ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941),
русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева, сестра А. И. Цветаевой. В 1922-39
в эмиграции (в осн. Прага, Париж). В сборниках стихотворений "Вёрсты" (1921),
"Ремесло" (1923), "После России. 1922-25" (1928) -неизбывность трагического
конфликта поэта с миром, ценности, нормы и условности которого бескомпромиссно
отвергаются. В стихах, в "Поэме Горы" и "Поэме Конца" (обе 1926) - мотивы
самоотдачи и безоглядности чувства, внутреннего постоянства, разлуки (разрыва)
и несовместимости "равных". Цветаева утверждает "безмерность" личности
и души, превышающей возможность "земного" воплощения, в т. ч. в стихах
о судьбе и миссии поэта (например, циклы "Психея", 1918, "Поэт", 1923,
"Стол", 1933). Книга стихов "Лебединый стан" (1917-20, в России опубликована
в 1990) -плач о России (гибель царского дома, Белой гвардии), насыщенный
евангельскими образами. В своём романтическом максимализме Цветаева тяготеет
к безостаточной символизации собственной судьбы, наделяя эстетически и
духовно значимым смыслом каждый её момент. Цветаева широко обращается к
архетипам, образам и сюжетам из различных эпох и культурных пластов: в
поэмах-сказках "Царь-Девица" (1922), "Молодец" (1924), лирической сатире
"Крысолов" (1925) и особенно в ранних ("Феникс", 1924) и "классических"
("Ариадна", 1927, "Федра", 1928,-об иррациональности страсти) драмах. Эссеистская
проза: "Мой Пушкин" (1937), "Живое о живом" (1933, о М. А. Волошине), "Пленный
дух" (1934, об А. Белом), "Эпос и лирика современной России" (1932, о Б.
Л. Пастернаке и В. В. Маяковском), "Искусство при свете совести" (1931-33).
Письма (в т. ч. к Пастернаку и Р. М. Рильке). Вернулась на родину (1939).
В эвакуации, в Елабуге, покончила жизнь самоубийством.