Государственное и национальное устройство

Государственное и национальное устройство

Министерство образования и высшей школы Республики Коми

СЫКТЫВКАРСКОЕ ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ) №1 ИМ. И.А. КУРАТОВА

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Специальность 0202 «Право и организация социального обеспечения»

Курсовая работа

Государственное и национальное устройство.

Унитарное государство

Научный руководитель

к.и.н., доцент

М.Е. Наймушин

« »

2002

Исполнитель, студент

511 гр.

П.А. Горяев

« » 2002

Сыктывкар 2002

ПЛАН

Введение

3

Глава I Многообразие форм административно – территориального

5 устройства государства

§1 Унитарная форма административно – территориального 5

устройства государства

§2 Федеративная форма административно – территориального 11 устройства

государства

Глава II Унитарная Россия в прошлом и федеративная в настоящем

16

§1 Административно – территориальное устройство России до 16 1917 года

§2 Россия перед выбором: унитарный или федеративный путь 22 развития

Заключение 30

Библиографический список

31

Приложение 1

32

Приложение 2

33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость данной темы выражается, прежде всего, в форме

проявления унитаризма по отношению к федеративным государствам, к ситуации,

сложившейся на мировой арене. Актуальность обусловлена выбором дальнейшего

развития российской государственности на современном этапе - это

представляет интерес для проведения научного исследования.

Объектом исследований здесь является само понятие унитарного

государства во всех своих аспектах. То есть, в данную категорию можно

включить: национальные особенности, исторические и современные типы

устройства государства как такового.

К предмету исследования можно отнести процессы ее зарождения,

становления, развития, эволюционной взаимообусловленности и значимости.

Целями данного исследования является следующее:

1. Стремление раскрыть понятие унитарного государства;

2. Выявит ее негативные и позитивные стороны;

3. Рассмотреть современные разновидности устройства унитарных

государств, отличные от устройства федеративного государства.

К задачам проведенного исследования можно отнести следующее:

1. Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных правоведов

о сущности унитарного государства как формы права;

2. Раскрытие сущности унитарного государства;

3. Краткое описание процессов зарождения, становления и развития

унитарного государства.

Новизна данного исследования заключается, прежде всего, в

самостоятельном комплексном исследований унитарного государства как формы

государственного устройства.

При исследовании данной темы использовались такие частно-научные методы

как сравнительное правоведение, струтурно-системный, исторический и другие

методы изучения.

В работе были использованы научные статьи и статьи периодических

изданий следующих авторов: Аверина Ю.П., Зубова А.Б., Крылова Б.С., В.

Тишкова., Моммена А., Синюкова В.Н. и др.

Апробация результатов исследования…

|Глава I |Многообразие форм административно - территориального |

| |устройства государства |

|§1 |Унитарная форма административно – территориального устройства |

| |государства |

Изучая этот блок, прежде всего, следует обратить внимание на

многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и

права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об

устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной

организации. И это неслучайно. Действительно во всех этих случаях речь идет

именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в

разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи

с национально-государственной и административно-территориальной

организацией государства.

Необходимость определенным образом построить территориальную

организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое

государство расположено на ограниченной территории, там же проживают

граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального

назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания

страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность.

Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и

т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные,

рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию

военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при

значительной численности населения и больших размерах государства

становится объективно невозможным.

После определенного порога численности граждан и размеров территории

возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли,

области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на

этих территориальных образованьях местные (территориальные) органы власти.

Возникает потребность распределить полномочия между центральными и

местными органами власти и управления.

Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими

корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи -

делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д.

Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.1

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных

образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Теория государства и права выделяет несколько видов территориального

(национально-государственного и административно-территориального)

устройства государства.

Итак, первым из существующих видов форм государственного устройства

рассмотрим: унитарное государство

Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные

подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются

только административно - территориальными образованьями, не имеющими каких

- либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и

своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены

непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение -

"центру" и местным представительным органам. Все административно-

территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус равное

положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей

основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение

(например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут

обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области

хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно

широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при

этом ее особенности.

Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеет

единую государственную принадлежность. Никакие административно-

территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут

иметь. 1

Для унитарного государства характерной является единая система права.

Ее базу образует единая Конституция - основной закон, нормы которого

применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.

Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты,

принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма,

устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер,

распространяется на соответствующую локальную территорию.

В унитарном государстве действует единая судебная система, которая

осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими

для всех государственных образований нормами материального и

процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие

правоохранительные органы, представляют собой звенья единой

централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как

правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные

регионы.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация

всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль

над местными органами.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в

разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют

местные органы и административно-территориальные единицы управляются

назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах

местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или

косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля

осуществляет центральная власть за местными органами, различают

централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же

унитарных государствах используется предоставление более льготного

правового статуса одной или нескольким административно-территориальным

единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием

административной автономии для некоторых структурных территориальных

подразделений. Указанная форма государственного устройства находит

применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных

единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права

по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения

обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность

автономий допускается только в пределах, установленных центральной

властью.1

В зависимости от степени централизации унитарные государства

делятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократически

централизованных государствах во главе местных органов

государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым

подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма

централизации допускает большую степень самостоятельности выборных

местных органов государственной власти в решении их региональных

вопросов.

Децентрализованным теория называет государство, в котором

центральные органы государственной власти имеют весьма ограниченные

права вмешательства в решения местных проблем и где местные

органы, избираемые населением, обладают значительным объемом

автономии.

Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных

государств, где большинство населения является представителем одной нации.

Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с

монархической формой правления.1

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой

первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные

образования древности и средних веков обладали этой формой государственного

устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские

Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием

идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и

привело к появлению в области государственного строительства многих стран

иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных

государственных союзов.

В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также

существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего

характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как

небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных

методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления

права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное

строительство), а также для монархических государств (в связи с

традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и

др. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы,

княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное,

способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических

отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса,

появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются

интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и

их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем к

федерации.

|§2 |Федеративная форма административно – территориального |

| |устройства государства |

Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более

прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на

национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия,

Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная

природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения

(Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнего

федеративного устройства России положены национально-территориальный и

территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций,

как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать

решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти,

разграничивая полномочия центра и регионов. 1

Субъектами федерации являются государства или государственные

образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием.

Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии —

двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать одна

республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального

значения, одна автономная область, десять автономных округов.

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в

одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте в

Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире

федерации — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке

представительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решено

создать две палаты — палату представителей, число конгрессменов, в которой

зависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо от

величины его территории и численности населения, представлен двумя

сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира.

Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект

Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.

Территории федераций состоят из территорий, входящих в них государств и

государственных образований. “Российская Федерация обеспечивает целостность

и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции

России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных

конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность

государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года об

образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций,

таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девять

лет существования Союза.

Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной

Конституцией и законодательством, Конституции и законы имеют и субъекты

федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на

всей территории федерации. Конституция и законы США являются высшими

законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда

других государств (Аргентины, Канады, Мексики), распространяя действие

федеральных законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю ее

территорию. 1

Признаком федеративных государств является наличие общефедерального

гражданства и гражданства членов федерации.

Независимо от форм национально-государственного устройства, территории

государств подразделяются на административно-территориальные единицы.

Административно-территориальное устройство не сводится к простому

географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной

организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты