Государство и личность

Таким образом, свобода и ответственность выражают объективную

необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в

соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами,

социалистическое государство требует выполнения обязанностей и определяет

запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод,

противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц.

Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного

пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека

беспрепятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения

письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст.

19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и

особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с

некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом

и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка,

здоровья или нравственности населения ».

В Международном пакте о гражданских и политических правах

предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий —

пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или

религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к

дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения

предусмотрены и Всеобщей декларацией прав человека. Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах также допускает ограничения

прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и

исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в

демократическом обществе (ст. 4). В основе этих ограничений лежит

стремление исключить эгоистическое, антигуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в демократическом обществе

обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной

системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи

всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности,

равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и

обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину.

Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его

регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной

ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и

личных интересов.

Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в

правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения

личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее

прав. Демократическое государство социально ответственно за правильное,

научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей,

который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за

создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за

четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного

права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих

обязанностей.

Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его

социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не

обязывающих деклараций[13]. Взаимная ответственность государства и

личности—это важнейший гуманистический и демократический принцип построения

нормального демократического правого государства.

Историческая перспектива соотношения государства и личности.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для

установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного

взаимодействия права, власти и личности. В процессе углублявшихся

представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о

разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни

людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини

Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной

мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ

правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим

символом для правового государства) выражает смысл и идею не только

справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой

государственности вообще(справедливой организации власти в человеческом

обществе).

Целый ряд положений, по вопросу о взаимоотношении государства и

личности, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о

власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о

различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении

и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон,

Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и

волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по

естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле

справедливости и регулирующей нормы политического общения(Аристотель); о

государстве(республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем

правопорядке"(Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном

индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение

приобретают проблемы политическом власти и её формально равной для всех

правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных

государственных властей, соответствующей новому отношению социально-

классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего

класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека

посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических

отношениях. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой

государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того

времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе

многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего

предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития

политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства,

наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он

видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения

безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах

предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей

мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими

семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению,

состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового

государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители,

такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П.

Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Из этих учений мне хотелось бы выделить наиболее важные положения в

данном вопросе. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного

права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе

человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам

разума". Целью государства он считал охрану частной собственности,

посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому

человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником

любой формы государства по учению Гроция является общественный договор,

поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления,

но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как

продукт общественного договора, который придает обществу организованную

политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою

естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения

воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле

народа, который является сувереном.

"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть

лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти."

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав

граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории

правового государства.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического

государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает

действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство

могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не

только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал

правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу

и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее

он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной

жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными

мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед

законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как

право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил

теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования

общественных отношений.

В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был "классическим

выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность

феодальному". Идея господства права воплощается в государстве, где

верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий

неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено

разделение властей. Такое государство с господством права он

противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью

правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное

правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное

законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему

собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не

быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной

воли другого человека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у

Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с

последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не

запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили систематическую

разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода

власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для

предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при

котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение

и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным

условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к

государственному устройству.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на

последующие теоретические представления о правовой государственности, но и

на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную

практику.

Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787

года. Она практически воплощает идею правового государства на американском

континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает

критике монархическую форму правления с позиции теории общественного

договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип

народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что

существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается

государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека,

превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к

государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И.

Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим

принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать

своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции,

выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и

независимость всех граждан в государстве, которое выступает как

"объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где

государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле

народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав

граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной

деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же

возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой

обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию

Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную,

принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную,

осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее

развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового

строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное

право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности,

семьи и общества" Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и

обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию

гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок

гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество

возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и

результатом развития общества. "Государство, по Гегелю, это наиболее

совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на

правовой основе, представляющей царство реальной жизни."

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что

принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В

целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно

направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм

применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и

государственной власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили

дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у

философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали

как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское

общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а

жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила

исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории".

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой

теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право

исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры

пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным

является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового

государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над

обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный."

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга,

Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с

позиции своего времени и опыта прошлого. большинство авторов сходилось во

мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель

так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинека государство

определяется как представитель общих интересов своего народа,

удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в

направлении прогрессивного развития общества.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ.

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как

разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов,

сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества

действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав

человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и

неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи

принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в

различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает

создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных

правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на

ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и

гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них

придается юридической защищенности личности, которая немыслима без

презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно

демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с

виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного

преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при

рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор,

гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской

Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году

состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются

свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и

совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее

в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое

достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право

каждого человека на признание его правосубъектности, т. е. предоставления

человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности,

предусмотренные законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут

произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет

право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный

суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного

вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на

неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т. п. Она закрепляет

и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться

всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения

в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на

труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту

от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д. ). Политический и

идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без

такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого

плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций

ведут борьбу за вла0сть в государстве цивилизованными методами, в честном

политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический

плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные

установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих

идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и

олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому

решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической

организации, и 0идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным,

почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию

или создавать преимущество для той или иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально

обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего принятием и

проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в

соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных

документов о правах человека также следует указать Международный пакт о

гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое

значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая

Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное

положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам

человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и

непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции

Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

(ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы

человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и

свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом

только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. " А

статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности

ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях

чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность

частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени,

свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда,

причиненного государственными органами или их должностными лицами.

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы явл0яются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина является обязанностью государства. " Статья 17 закрепляет

положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются

права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и

нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы

человека 9н0еотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются

непо0средственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и

судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно

руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80

Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является

гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и

гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие

актов 9о0рганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в

случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным

законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения

прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса

соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции).

В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституцией

провозглашается недопустимость использования прав и свобод для

посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц,

недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной

собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной

собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование

своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной

не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает

создание надежной конституционной базы для продвижения экономической

реформы, стабильного развития рыночной экономики.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или

бездействие) органов государственной, власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд... ". Конституцией Российской Федерации гарантируются:

право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право

обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

(ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а

также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50).

Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации

гарантии прав и свобод человека.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного

гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не

только все более становятся целью законодательства и направлений правовой

политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как

непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного

поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования

государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда,

по мнению заявителя, ущемляются права человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита

обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46),

но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту

важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23),

неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35).

Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и

свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в

случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.

В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и

свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы

всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или

бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд (ст.46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение

его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено

законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые вводит в судебную

практику новый институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении

преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием

присяжных заседателей (ст.123, ч.4).

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не

только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении

международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового

равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях

экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России

отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы

российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и

свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко

происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и

свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой

дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также

преступления против человечества.

Современные взгляды на государство и личность.

В.Т. Томин считает, самоограничение и ограничение прав личности -

непременное условие существования и развития общества и государства. Ничем

не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно

приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними.

Для эффективного осуществления принятых на себя обязанностей, государство и

общество должны стать самостоятельными субъектами прав, а, может быть, и

свободу[14].

Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при

условии ограничения прав и свобод каждого. Этому способствуют два

обстоятельства. Одно из них терминологического свойства: недостаточно

четкое определение понятия субъективных прав гражданина. Строго говоря,

субъективное право есть средство обеспечения законных интересов личности,

меры возможного поведения субъекта, направленного на достижение целей,

связанных с удовлетворением его интересов

Но обеспечение интересов личности возможно и другими, кроме

субъективных прав, средствами.

Второе обстоятельства предопределено вопросом, сформулированным еще

древними римлянами в лоб: qui prodest? Кому выгодно?

Ситуация в России складывается сегодня таким образом, что в

правоприменительной практике ограничений прав и свобод человека сколько

угодно (сколько выгодно обладающим реальной властью). Однако

законодательство про эти ограничения как бы не знает.

Отсюда возможны два следствия. Первое: в случае надобности работника

правоприменительного органа всегда можно обвинить в отступлении от закона.

Второе: участник правоотношения, обладающий реальной силой (деньги, связи,

должностное положение) имеет возможность избавить себя и своих ближних от

действия таких ограничений.

В то же время от ограничений прав и свобод граждан следует отличать их

игнорирование государством, должностными лицами, гражданским обществом.

Егоров С.А. считает, что следует различать законодательное, внешнее

ограничение права от его внутренней ограниченности на основе естественного

закона равной свободы, считает он. Согласно этому закону, никто, реализуя

свои права, не должен нарушать права другого или затруднять их

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты