Государство и личность
ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа
по
Теории государства и права
на тему
Государство и личность
Таганрог, 1999 г.
Содержание.
1. Введение.
2. Понятие правового статуса личности.
3. Историческая перспектива соотношения государства и личности.
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
5. Современные взгляды на государство и личность.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Введение.
Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для
человека и во имя человека, который является высшей ценностью общества,
однако человек, личность – это не пассивный субъект исторического процесса,
общественных преобразований. Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф.
Энгельса, что “сущность человека представляет собой совокупность всех
общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности
человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя.
Человек – не абстрактное существо, а мир человека, государства,
общества”[1].
Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных
процессов, происходящих в обществе, находится человек и его позиция в
значительной мере определяет основные задачи правовой деятельности
государства.
Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и международно-
представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы
прав и свобод ? Где кончается правомерное ограничение и начинается
ущемление ? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении
государства и личности был основной причиной, почему я выбрала данную тему
для написания курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения
государства и личности. В соответствии с поставленной целью, в работе
решаются следующие конкретные задачи:
понятие правого статуса личности;
изучается представление о месте прав и свобод в систем ценностей;
анализируется опыт прошедших веков по решению данного вопроса;
производится исследование современных точек зрения по данному вопросу.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ.
Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован
как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в
конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности —
основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г. В. Мальцевым, что
ничего более важного и структуре права по существу нет. “Система прав и
обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к
решению основных юридических проблем”[2].
В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты
поведения, которые государство считает обязательными, полезными,
целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и
раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.
Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и
упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для
поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.
Предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как
определенное политико-правовое состояние человека[3]. Оно выражает
юридическую принадлежность индивида к государству, которая “выступает в
юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте
гражданства, нормы которого определяют условия и порядок приобретения,
утраты гражданства и т. д.”[4]. Гражданство является юридическим основанием
для личности пользоваться юридическими правами и свободами и выполнять
установленные законом обязанности, т. е. основанием правового статуса
личности.
Гражданство и вытекающие из него правовые последствия неотделимы от
природы государства, от его социальной направленности.
Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства
и личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и
отношения формируются в результате действия объективных закономерностей
общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и
обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие
параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. В
условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности,
образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством,
обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического
общества.
Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия
правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Существуют
несколько подходов к определению правового статуса личности. В структуру
правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой
прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая
правоспособность, гарантии[5]; законные интересы[6]; юридическая
ответственность[7] и др. На мой взгляд ряд дополнительных элементов следует
считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая
правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так,
юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без
обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за
пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е.
интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях,
едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового
статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того,
находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит
«правовой защите со стороны государства». Интерес—это категория
внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в
конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое
выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а
также интересов личности—одна из важных функций правовой системы
демократического общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить
понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые
позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные
и послестатусные элементы целесообразно включить в понятие «правовое
положение личности», как это предлагают Н. В. Витрук и В. А. Кучинский[8].
В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса
ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг
понятий. Это ограничивает исследование проблемы логико-юридическим
анализом, на что справедливо обратили внимание Г. Ханаи и В. М.
Чхиквадзе[9].
Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение
понятия; это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических
категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной
деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию
активной, созидательной функции правового статуса, поскольку проблема
правового статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с
социальной активностью человека.
Социальная активность человека неотделима от его сознания. Поэтому
изучение всех юридических категорий, в том числе и правового статуса,
должно осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью
индивида
Рассмотрим сущность элементов, составляющих правовой статус,—
юридических прав и обязанностей.
Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные
экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные
государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна
для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах
этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение
личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами
в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и
личной жизни.
Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а
реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из
закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке
широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного
правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который
порождает данное отношение.
В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Н. И.
Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и
реализации тех пли иных прав не имеют принципиального значения для их
характеристики как субъективных[10].
Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию,
объему, способам реализации. Однако закрепление того пли иного
субъективного права в законодательстве в условиях социалистического строя
означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным
благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право —
форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных
отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного
права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический,
идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании
благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные
возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.
Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их
объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества.
Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых
сформировались социально-экономические и политические предпосылки,
вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не “дар”
законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку
определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать”
пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных
взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности,
зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым
пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет в
конечном счете к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.
Разумеется, ни один человек не может одновременно практически
реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и
стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью,
механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными
условиями, которые предусмотрены в законе.
Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор
признаков, которые емко выражены М. С. Строговичем: «Субъективное право
лица означает выраженные в норме права и закрепленные в пей:
а) возможность пользования определенным социальным благом, б)
полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих
действий от других лиц, в) свободу поведения, поступков в границах,
установленных нормой права»[11].
Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при
рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его
аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу
личности, возможности пользоваться социальными благами в социалистическом
обществе.
Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением
ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает
движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к
использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не
нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в
законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности
личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического
самоуправления народа.
Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию
прав. Вместе с тем нормальное. функционирование политической системы
социализма, совершенствование социалистических общественных отношений
невозможны без активного использования тех широких прав и свобод, которые
вытекают из существа социалистического строя и составляют неотъемлемый
элемент социалистической демократии. Провозглашая права и свободы личности,
государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и
экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.
Поскольку человек с его интересами и потребностями представляет собой
главную ценность социалистического общества, то обеспечению его прав и
свобод в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-
воспитательная и идеологическая деятельность демократического государства,
всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,
государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое
соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без
организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с
юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно
решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство
формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей,
устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Государство как носитель политической власти располагает специальными
механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.
Обязанность — это объективно необходимое, должно ( поведение личности.
Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость
определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это
может привести к отступлению от требовании нормы. Поэтому обязанность — это
как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свои выбор
не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут
влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом
случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное
поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности
ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при
определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.
Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально
полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось,
свобода выбора включает множество факторов и не замыкается в пределах
правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной
нормативной ориентации. Личность может избрать нормы, противоречащие
требованиям, заключенным в обязанности.
Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей —
это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности
личности перед обществом и своими согражданами. Детерминированность
человеческих поступков реальными экономическими, политическими, нравственно-
психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно
показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»[12].
Демократическое общество — это общество социальной справедливости.
Поэтому взаимообусловленность прав и обязанностей представляет собой
необходимый фактор обеспечения его нормальной жизнедеятельности. На
нынешнем этапе развития общества социальная ответственность охватывает не
только отношение личности к своим правам, к их наиболее активному
осуществлению и использованию в интересах общества, но и отношение личности
к своим обязанностям, которое связано с осознанием долга и необходимости
выполнения правовых требований. Социальную ответственность нельзя сводить
лишь к тем негативным юридическим последствиям, которые наступают в случае
невыполнения обязанности.
Применительно к обязанностям граждан в социалистическом обществе
правильнее говорить о так называемой позитивной ответственности, которая
состоит в активной позиции личности, ее стремлении наилучшим образом
выполнить требования правовых норм, содействуя тем самым укреплению
правопорядка и законности в обществе.
В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает
особое значение. Это объясняется как природой демократического общества,
характером регулируемых общественных отношений, так и возрастанием
нравственных начал социалистического образа жизни. Возрастание социальной
ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, ростом
социалистического сознания, упрочением моральных принципов, глубокой
заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и
государства. Сознание и чувство ответственности индивида за свои поступки,
а коллективов — за существующую в них моральную атмосферу, правы — суть
активной нравственной позиции личности ".
В демократическом обществе социальная ответственность — это не только
ответственность перед государством, но и перед согражданами. Взаимная
ответственность сограждан друг перед другом создает социальные связи,
обеспечивающие прочный правопорядок в обществе.
Признание позитивной направленности ответственности ни в какой мере не
снижает значения так называемой ретроспективной ответственности,
наступающей в случае невыполнения обязанности, возложенной на гражданина и
связанной с возможностью применения санкций. Невыполнение обязанностей
всегда нарушает чье-либо право (государства, его органов, общественных
организаций, других лиц). Поэтому возможность в случае необходимости
применить санкции, меры государственного принуждения служит одной из важных
юридических гарантии нормального функционирования системы юридических прав
и обязанностей.
Страницы: 1, 2