Шпоргалки по ТГП

2) Разъяснение смысла и содержания правовых норм (во вне) для адресата

правоприменения.

Способы толкования правовых норм:

1) Грамматический – означает уяснение текста грамматических форм (род,

падеж, число, склонение и т.д.). Означает уяснение терминологических

выражений, морфологических и синтаксических структур.

2) Систематический – означает выяснение нормы среди других правовых норм.

3) Историко-политический – означает выяснение для правоприменителей

обстановки в которой создавалась эта норма.

4) Логический – означает использование законов формальной логики.

5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли

законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с

помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

6) Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей

издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не

всегда.

7) Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла

нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие

условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и

факторы, при которых реализуется норма.

Виды толкования:

1) Официальное – осуществляют специальные органы (суды) или органы,

принимающие их (Федеральное собрание). Официальное толкование

подразделяется на аутентическое и легальное.

- аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт.

Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не

требуется. Он делает это в силу своей компетенции. Правотворческий орган

дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные

нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения

Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в

действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

- легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным

на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ

«дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения

дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная

компетенция Конституционного Суда — толкование нормативных актов с точки

зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования

(разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная

избирательная комиссия.

2) Неофициальное – когда расталковывание ведется юристами, ученными и

т.д. (лица не уполномоченные официально). Неофициальное толкование

подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.

- Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его

точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера

такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо

оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного

поведения.

- Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-

юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень

знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например,

толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе.

Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности

этих участников процесса закреплена нормативно.

- Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в

области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты

доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-

практические комментарии действующего в той или иной области

законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования

осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в

целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и

легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к

конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах,

содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по

отдельным делам.

Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть

либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма.

Функции толкования:

- Познавательная функция

- Конкретизационная функция

- Регламентирующая функция

- Правообеспечительная функция

- Сигнализаторская функция

-можно еще добавить

Билет № 6

1) Правовое государство: понятие и признаки.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует

в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.

Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти,

такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных

на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в

правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и

исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых

рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы

его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его

поведение угрожает другим людям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового

государства (его основных признаков), следует назвать:

господство права;

верховенство закона;

конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные

государственные формы осуществления единой власти народа.

гарантированность прав и свобод человека;

взаимная ответственность государства и личности.

Верховенство закона.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает,

что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-

культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно

высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение

требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и

полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во

времени и по кругу лиц.

Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы

правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция

представляет собой общую правовую модель общества, которой должно

соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт

государства не может противоречить Конституции.

3. Разделение властей

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях

государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и

судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной

и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции

посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем

идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для

народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не

достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае,

сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для

себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах,

в ущерб интересам народа.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право.

Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за

пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах

общественной жизни. Государство должно воздерживаться от вмешательства в

известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не

только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении

международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового

равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях

экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России

отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы

российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и

свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко

происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему

права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,

напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и

должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и

свободы.

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую

очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и

свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности

перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех

кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю

ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую

ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с

другой, - государство отвечает перед личностью в случае неисполнения

или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или

злоупотреблений предоставленными ему правами.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без

создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся:

достижение высокого уровня политического и правового сознания людей;

создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;

ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка продуманной

национальной политики и эффективных средств ее реализации.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового

государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

2) Применение права как особая форма реализации права.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия

государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без

принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках

которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают

установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях

возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее

запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в

соответствии с которыми осуществляется государственное распределение

имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в

качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального

обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из

муниципального или государственного жилого фонда требует индивидуального

властного решения соответствующего государственного органа или органа

местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия

индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются

земельные участки, находящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными

лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер

власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве

необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права

(например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если

стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях,

они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный

орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают

арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической

ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения

принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных

органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по

юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями

государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий —

субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний

для индивидуального случая.

Акты применения права – это документально оформленное, государственно

властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение

компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее

юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение

правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:

- как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение,

использование, соблюдение);

- как стадию реализации права.

Т.к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции,

либо санкции, то акты применения опосредуют:

- исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр.,

распределение матер.фондов);

- правоохранительную деятельность (напр., приговор суда);

Применению права присущи следующие функции:

- социальные – экономические, политические, социально-культурные,

культурно-воспитательные;

- юридические – регулятивные и охранительные (закрепление господствующих

общ. отношений, охрана общ. отношений).

Стадии:

I. Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение

диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным,

исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка

значения этих фактов.

II. Выбор (отыскание) правовой нормы – для определения поведения участников

правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При

этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2)

характер действия нормы – прямое или косвенное, 3) пределы действия в

пространстве, во времени и по кругу лиц.

III. Уяснение смысла и содержания нормы права.

IV. Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными

субъектами.

V. Принятие акта применения нормы права.

Исполнение акта применения – есть заключительный этап реализации нормы

права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.

Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ.

организации.

Билет № 7

1) Понятие и признаки государства.

Государство — это организация политической власти, необходимая для

выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из

природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую

систему общества, рядом существенных признаков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в

качестве единственного официального представителя всего общества, всего

населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее

государству верховенство на своей территории и независимость в

международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной

власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической

силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения,

обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как

нормативные акты государства обязательны для всех государственных и

муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций,

должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты