Шпоргалки по ТГП

президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно

перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот,

парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от

власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие”

против правительства, он может наложить вето на законы принятые

парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы

правления, когда президент является главой государства, но не совмещает

этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения

полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше,

образует систему органов - государственных и общественных - при президенте,

которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства,

гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во

главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и

т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою

деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа

верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую

ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью

этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого

избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только

парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в

парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой

парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства

номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет

право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на

осуществление государственной власти. Любое его действие может быть

осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные

акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения

правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма

правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки

парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики

была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной

власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет

основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед

парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и

министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-

министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента.

Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все

правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной

из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом.

(РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая

республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки характерна

своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях

однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным

президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики

считалась республика Советов. Ее признаками назывались: откровенно

классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства),

отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия

последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока

их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от

эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов.

2) Понятия и виды правонарушения.

Правонарушение - действие или бездействие, имеющее противоправный

характер т.е. нарушает запреты, не исполняет обязанности или не исполняет

нормы права.

Правонарушение - это общественно вредное виновное деяние дееспособного

субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Правонарушение - социальный и юридический антипод правомерного поведения,

их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение есть

разновидность антисоциального, противоправного поведения. В социальном

смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и

интересам граждан, их коллективам и обществу в целом, оно затрудняет и

дезорганизует развитие общественных отношений.

Состав правонарушения - система признаков правонарушения в единстве его

объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для

возложения юридической ответственности. Он включает в себя субъекта

правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную сторону

правонарушения.

Признаки правонарушения:

1) Общим признаком правонарушения является его свойство порождать

юрид.ответственность.

2) Другим общим признаком является состав правонарушения. (Из тетради,

далее – из учебника)

- любое правонарушение - это всегда определенное деяние, находящееся под

постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное

деяние, выражающееся в действии или бездействии человека.

- противоправность - следующий весьма важный признак правонарушения. Не

всякое деяние - действие или бездействие - является правонарушением. А лишь

то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.

- Одним из важнейших признаков правонарушения является наличие вины. Вина

- это психическое отношение лица к совершенному им общественно-опасному

деянию, предусмотренному нормативно-правовыми актами, и его общественно

опасным последствиям. Элементами вины являются сознание и воля, которые

образуют ее содержание. Вина характеризуется двумя компонентами:

интеллектуальным и волевым. Различные сочетания интеллектуального и

волевого элементов, предусмотренные законом, образуют две формы вины -

умысел и неосторожность.

- Правонарушение совершается людьми деликтоспособными, т.е. способными

контролировать свою волю и свое поведение, отдавать отчет в своих

действиях, осознавать их противоправность и быть в состоянии нести

ответственность за их последствия. Деликтоспособность определяется в

законах и других нормативно-правовых актах.

- Наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или

организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и

причиненным вредом.

Причинение вреда имеет два аспекта - юридический и фактический.

Юридическая сторона заключается в том, что нарушаются субъективные права

участников правоотношений или же создаются такие условия, которые

препятствуют исполнению субъектами права возложенных на них юридических

обязанностей. Фактическая же сторона правонарушения состоит в причинении

участнику правоотношения материального либо морального ущерба.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет

рассматривать деяние как правонарушение. Следовательно, не является

правонарушением вариант поведения, хотя и нарушающий правовые предписания,

но не наносящий ущерба, социально полезный.

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения

подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - общественно опасные уголовно наказуемые деяния.

Общественная опасность -это явная опасность деяния для общества, для

наиболее существенных интересов государства, личности.

Проступки - виновные, противоправные деяния, которые характеризуются

меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и

которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер

административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В

зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным

поведением причиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при

этом взыскания все проступки подразделяются на административные,

дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

К административным проступкам, относятся деяния, наносящие ущерб

отношениям, складывающимся в сфере государственного управления.

Дисциплинарный проступок - противоправное виновное неисполнение рабочим

или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего

трудового распорядка.

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) - это противоправные деяния,

наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и

связанным с ними личным неимущественным отношениям (неисполнение или

ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного

ущерба и т.д.).

Билет № 4

1) Монархическая форма правления, ее разновидности.

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная

государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою

должность в установленном порядке престолонаследия.

Термин «монархия»- греческого происхождения, означает «единовластие»,

«единодержавие»,

Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда четко

проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были

выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная

и монархия конституционная, ограниченная общенародным представительством

(парламентом)

Монархия бывает: абсолютная и ограниченная.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха

ничем не ограничена (Российская Империя времен Петра I, французская

монархия при Людовике XIV)

В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию

конституционную.

Конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и

парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде

всего, при этой форме правления существуют одновременно два политический

учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой

государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что

монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере

исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет

ответственность только перед ним. Парламент, которому конституция

предоставляет реальные полномочия, никакого влияния ни на формирование

правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает.

Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности

правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны

монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю

палату, право роспуска парламента. (Иордании, Кувейте, Марокко).

В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха

ограничена не только в области законодательства, но и в сфере

государственного управления и контроля над правительством. Юридически за

монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но

делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной

фракции, располагающей большинством мест в парламенте (точнее в нижней

палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха, а само

правительство - правительством монарха, но ни министры, ни правительство

никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом

не несут. Правительство формируется парламентским путем и несет

ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае

выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в

отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных

полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только

в том случае, если они контрассигнуются соответствующим министром. В

отличие от дуалистической монархии в парламентарной монархии центральное

место в системе государственных органов занимает правительство,

контролирующее и направляющее всю деятельность парламента. (Великобритания,

Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия

и др.).

2) Правосознание: понятие и структура.

Правосознание – объективно существующий набор связанных между собою идей,

эмоций, выражающих отношение общества и индивида к праву.

Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в

следующем:

1) В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют

правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания

правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но

прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их

применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить

правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2) Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений

общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества

осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий,

таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая

ответственность, законность.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений

людей, обеспечивающее сохранение целостности общества.

Правосознание имеет свою структуру, которая включает в себя правовую

идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология – осознанное отношение к праву, выражаемое в

обоснованной или аргументированной критики или одобрений всей правовой

системы или отдельно норм.правовых актов, а также правовых учреждений.

Правовая идеология – система конкретизированных знаний о праве.

Правовая психология – выражается в виде эмоций, штампов, стереотипов и

иных характеристик человека.

Правосознание имеет 3 уровня:

1) Обыденные

2) Профессиональные

3) Научные

Правосознание имеет 3 вида:

1) Индивидуальное

2) Групповое

3) Общественное

Функции правосознания – основные направления претворения правосознания в

жизнь:

Гносеологическая функция – характеризует познание правовых явлений в

объективной реальности.

Регулирующая функция – дает возможность путем сопоставления своего

поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.

Моделирующая функция – позволяет моделировать соответствующую модель

поведения.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные

комплексы:

- право как система норм, выражающих государственные веления;

- правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых

правом;

- правовые учреждения как система государственных органов и общественных

организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение

права;

- правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой

действительности;

- правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и

противоправное.

Билет № 5

1) Понятие формы государства

Форма государства – организация гос.власти, выраженная в форме правления,

гос.устройства и гос.режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования

и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение

государства как делого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его

возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность,

исторический тип государства. Так, феодальному типу государства

соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному

— республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения

политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Рассматривая формы государства, необходимо учитывать их динамическую

изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-

экономической и политической структуре общества, обращать внимание на их

относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется в

разных государственно-правовых формах: от махрово реакционной до

либеральных, сравнительно прогрессивных.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции,

территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории

государства обычно являются унитарными.

2) Толкование правовых норм: понятия, элементы, способы.

Толкование правовых норм – деятельность гос.органов, общ.организаций,

должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению правовых норм.

Оно состоит из 2 этапов:

1) Уяснение смысла и содержания норм (для себя)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты