эле-менты механизма - Правоотношение – где обезличен-ные субъек. права и
юр. обязан-ти закреплен. в НП прев-ращаются в конкретные и взаимосвяз-ые
для каждого субъекта в соответ-ии с котор-ми они формируют свое поведение.
Т.Е. правоотношение устанавливает персона-ную меру возможного и должного
поведения участников общест. отношений.
Акты реализации юр. прав и обяз-тей – фактическое поведение субъектов по
осуществлен. своих прв и обяза-тей. По средствам этих актов удовлетвор-ся
конкретные закон. интересы управомоч. и обязан-ых лиц. Формы реализации –
использование возможностей предостав-лен. НП, исполнение обязывающ-го
правов. предписа-ния, соблюдение правов. запретов. При невозмож-ти
самостоят. реализации – к гос. органам для применения принудительных мер.
Т.О. главная цель правов. регулир. – установлен. такого порядка в обществе,
который максимально соответст-ал предписаниям НП.
101,Эффективность механизма правов. регулир.
Механизм прав. Регулир. – организацион. воздействие прав. средств,
позволяющее достигать поставлен. целей, т.е. результативности.
Эффективность- соотношение м/у поставленной перед ним целью и достигнут.
результатом. Пути повышения эффективн.
1. совершенствов. правотворчества- в НП наиболее пол-но выражаются общест.
интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.
Создание усло-вий когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Важно
усилить юр. гарантированность правов. средств, т.е. снизить уровень
воспрепятствов. этому процессу.
2. совершенствование правоприменения- учет конкрет-ной обстановки,
своеобразие каждой юр. ситуации. Сочетание правотворчества и
правоприменен. Придает гибкость и универсальность правов. регулир.,
минимизи-рует остановки в действ. права.
3. повышен. уровня правов. культуры субъектов (пони-мание и соблюдение)-
влияет на качество правов. регу-лир., на процесс укрепления за-конности и
правопорядка
Механизм прав. регулир. д.б. социально ценным по сво-ей природе, создавать
режим благоприят-я реализации законных стремлений личности, упрочению ее
правов. статуса.
102,Методы, способы, типы правов. регулиров.
Разнообразие обществ. отношен. пораждает различие в методах, способах юр.
воздействия.
Метод децентрализованного, диспозитивн. регулир-ия построен на координации
целей и интересов сторон удо-влетвор-их свои частные интересы т.е. в сфере
отраслей частноправов. хар-тера (граждан, предприним, семейн.)
Метод централизованного, императивного регули-я базируется на отношениях
субординации между участ-никами отношен., приоритетным явл. общесоциальн.
интерес, который выражает государство осуществляя управление соц.
процессами. т.е. в сфере отраслей пуб-лич.-правов. хар-ра (конст, админ,
уголов)
Способы определяются характером предписания в НП:
1. Управомочивание- предоставл. субъек. прав, совер-шен. опред. действий
(собственник- влад, польз,распор)
2. Обязывание-предписание на совершен. действий (соб-ственник дома –
платить налоги)
3. Запрет- возложение обязан. воздержатся от опред. де-йствий (привлечение
к сверхурочн. работам несовершен)
Дополнит. способов- применение мер принуждения (юр. ответ-ть за
правонарушение), предупредительное возде-йствие норм (возможность
применения правов. принуж-дения), поощрение за правомерное поведение (за
изобре-тательскую деят-ть)
Типы: общие юр. дозволения- дозволено все, что не зап-рещено (право
допускает для членов общества любые способы умножения матер. благ, кроме
запрещ. законом) Он присущ для отношен. регулир. ГП.
общие юр. запреты- запрещено все, что не разрешено- можно совершать
действия прямо предусмотр. законом, а все остальные запрещены (констит.,
админист. право)
103,Юридическая техника
Это- сис-ма средст, правил, приемов подготовки и упо-рядочивания правов.
актов, применяем. в целях обеспе-чения их совершенства и повышен. их
эффектив-ти.
Основ. объктом – текст НПА, информационное вопло-щение информац.
предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких
предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг др. чтобы не было
двухсмасленности.
К технич. средствам относятся- юр. термины (словес-ное выражение понятий,
используем. при изложен. соде-ржания ПА) и юр. конструкции (специфич.
строение нормат. материала- сочетание прав, льгот, поощрений, обязанностей,
запретов, наказаний и др.)
Технич. правила- 1. ясность и четкость, простота и дос-тупность языка НА;
2. последовательность в изложен. юр. информации; 3. взаимосвязь и
согласов-ть и внут-реннее единство правов. материала.
К тех. приемам – способы фиксирующие официальные реквизиты (наименования,
дата, место принятия, подпи-си долж. лиц), структурную организацию правов.
акта (вводная часть- преамбула, общая и особенная части, нумерация
разделов, глав, статей, пунктов).
Юр.техника признана структуриро-вать правов. матери-Т.О. юр. техника
признана совершен-ть язык правов. актов делать его более понятным, точным.
Во многом именно уровень юр. техники символизирует определен. уровень
правов. культуры общества.
106,Юридический процесс
Это- нормативно установлен. формы упорядочения юр. деятельности,
направленные на оптимальное удовлетвр-ие и гарантиров-ие интересов субъекта
права. Данный процесс регулир-ся соответ. правов. нормами, а резуль-таты
закрепляются в ПА- официальные док-ты. Он при-сущ любой юр. значимой деят-
ти (законотворческой, исполнит-распорядит., судебной), содержит ее програм-
му и выступает существ. гарантией точного соблюдения правов. предписаний.
Юр. процесс- всегда определенная сис-ма, состоящая из последоват. действий
и принимаемых актов. В зависим. от пркедмета правов. регулир. (отрослевой
признак) юр. процесс подразделяется на:
1. ГПП (ГПК) и УПП (УПК)- регулир. гражданское судо-производство и
предварит. расследование судопроиз-во по угол. делам. Арбитражный процесс
являя-ся разнови-дностью гражд. процесса. Администр. процесс еще не
выделился из гажд-го (гл. 22-25 УПК) , хотя определен-ные предпосылки для
этого есть.
2. Конституц. – находится в стадии правов. формиров-я, поисков оптимал.
средств констит. контроля.
Классификация в зависим. от принимаем. решений:
1. Проавотворческий- с помощью которого принимаются НА (регламенты ГД И
СФ); 2. Правоприменительный с его помощью принимаются правопримен.
акты (Указ Президента о назначении министра); 3. Праворазъясни-тельный- с
его помощью приним-ся интерпретационные акты (ФКЗ «О Констит. суде РФ»).
107,Правовой статус личности
Это – юрид. закреплен. положение субъекта в обществе, признание Конст, зак-
ом его прав и обяз., а т.ж. полно-мочия гос. органов с помощ. котор. они
выполняют свои социал. функции. Элементы:
1. право и свободы – личные, полит, эконом, социал, культурные, права в
области правосуд.;
2. правосубъектность – правоспособность- иметь права и нести обязан.,
дееспособн.- своими действиями реализо-вать права и исполнять обязан.;
3. гражданство- устойчивая правов. связь чел-ка с гос-ом, совок. взаимных
прав, обязанностей и ответст;
4. юрид. ответ-ть- мера юридически необход. поведения для удовлет.
интересов;
5. основные принципы действующего в стране права;
Статус м.б. – общий (устанав. Конст., обязателен для всех); специальн. –
отражает положение отдел. катего-рий – пенсионеров, студентов, военнослуж.;
индивидуальн. – характериз. отдельную личность, пол, возраст, стаж.
108,Внутригосударственное и международ. право
Международ. право участвует в регулир. внутригосуд. отношений. Эта функция
получила развитие благодаря тому, что сами гос-ва согласились с тем, что
определен. элементы их юрисдикции становятся доступными меж-дунород.-
правов. нормам.
1. Сфера прав и свобод чел-ка. Выражается в признании и внедрении
общечеловеч. стандартов как нормативного минимума, обязат. для всех гос-
ств. Закреп.-ние в Конст.
2. Участие в регламентации внутригос. отношений. Выражается в применении
норм и актов иностран. и междун. права, котор. созданы с участием данного
гос-ва или им признаны (междунар. договоры РФ, дог. СССР до дек. 91г.,
присоедин. к Совету Европы)
3. Действие общепризнан. принципов – суверен. равен-ство гос-в,
неприменение силы или угрозы, добросов. испол. междун. обязательств,
дипломат. суверенитет, уважен. прав и свобод и др,
4. Оказывает воздействие на рос. зак-во как фактор сове-ршенствов. его
норм. В соответ. с Конст.- общепризнан. принципы, нормы межд. права и
договора явл. состав. частью правов. сис-мы,- в случае противореч., примен.
правила межд. дог-ра; положение закреплено в ФЗ «О междун. договорах РФ»,
отражено в ГК, др. законах
При решении вопроса выдачи преступника-гражданина др. гос-ва подлежат
совмест. применен. положения Конст, УК, ряд др. прав. актов, акты др. гос-
ва, междун. договор о правовой помощи м/у гос-ми.
6.Органическая теория происхождения гос-ва.
Суть органической теории такова: общ-во и гос-во представлены как организм,
поэтому их сущность возможно понять только через строение и функции этого
организма. Все неясное в строении и деятельности общ-ва и гос-ва м.б.
объяснено по аналогии с закономерностями физиологии и анатомии. По мнению
Г.Спенсера гос-во - некий общественный организм, состоящий из отдельных
людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. Важной чертой
явл.то, что гос-во образуется одновременно со своими составными частями-
людьми- и будет существовать, пока сущ-ет чел-ое общ-во. Гос-ая власть –
это господство целого над своими составными частями, выражающееся в
обеспечении гос-ом благополучия всего народа. Если организм здоровый, то и
клетки его функ-ют нормально. Болезнь организма подвергает опасности
составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффек-ть
функционирования всего организма. Гос-ые институты подобны частям
организма: правители - головному мозгу, коммуникации (транспорт, почта) и
финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма,
рабочие и крестьяне (производители) – руками и тд. В процессе борьбы и воин
(естественного отбора) выживают наиболее приспособленные, то есть разумно
организованные, складываются конкретные гос-ва, формируется прав0во,
совершенствуется структура управления. Т.О. гос-во практически уравнивается
с биологическим организмом. +: восприятие гос-ва как целого, целостного,
взаимосвязанного организма, признании роли конкуренции в совершенствовании
их внутреннего организма; -: сильное влияние дарвинизма, прямое
проецирование биологич-их законов на жизнь общества, отождествление гос-ва
с биолог.организмом, в то время как оно явл. социальным организмом.
8. Признаки и определение гос-ва.
Гос-во – это единая полит.организация общ-ва, которая распространяет свою
власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого спец.
аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает
суверенитетом.
Признаки гос-ва:
1. Территор.орган-ия полит.власти в масштабах всей стоаны. Гос.власть
распространяется на все население в пределах опред.территории.
Территор.разделение население порождает новый соц.институт - гражданства
или подданства, иностранцев и лиц без гражданства. Осущ-ие власти по
территор.принципу ведет к устан-ию его пространственных пределов-
гос.границ, которые отделяют одно гос-во от другого. Гос-во обладает
территор.верховенством в пределах своих границ(единая, полная закон.,
исполн., судеб.властей над населением, исключ.вмешательство ино.власти).
2.Гос-во – это суверенитетная орган-ия власти. Суверенитет гос-ва – это
такое св-во гос-ой власти, которая выражается в верховенстве и
независимости данного гос-ва по отношению к любым другим властям внутри
страны, а также в сфере межгос-ых отношений при строгом соблюдении
общепризнанных норм межд.права. Суверенитет народа – это верховенство
народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы гос.и
обществ.развития, формировать направления развития своего гос-ва, состав
его органов, контролировать деятельность гос.власти. Нац-ый суверенитет –
это право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования
самост. гос-ва.
3. . Публичная (гос-ая власть) и Аппарат (механизм) управления общ-ом.
Через целую систему своих органов и учреждений гос-во осущ-ет
непосредственное руководство общ-ом, закрепляет и реализует опред.режим
полит.власти, защищает неприкосновенность своих границ. Назначение -
обеспечить охрану и соответствующее праву фукн-ие общ-ва и ее членов.
Особое место в механизме всегда занимали органы, осущ-ие принудительные,
карательные ф-ии: армия, полиция, тюрьмы и т.д. (аппарат подавления).
Аппарат управления – органы законодат., исполинит. и иные органы, с помощью
которых осуществляется управление. Особенность публ.власти состоит в том,
что она воплощается именно в чиновниках, из которых комплектуются органы
управления и принуждения.
4. Наличие права. Без права, законодат-ва, гос-во не в состоянии эффективно
рук-ть общ-ом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений,
не может сущ-ть. Право юридически оформляет гос-во и гос-ую власть, тем
самым, делая ее законной. Гос-во осущ-ет свои функции в прав-ых формах. Гос-
во, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право
и прав-ые ср-ва.
5. Налоги, сборы – матер-ая основа деят-ти гос-ва и его органов – денеж-ые
ср-ва, собираемые с физ. и юр. лиц, наход-ся в гос-ве, на обеспечение деят-
ти публичной власти, соц.поддержку малоимущих и тд.
4. Общая хар-ка теорий происхождения гос-ва. Теологическая теория
происхождения гос-ва получила распространение в средневековье в трудах Фомы
Аквинского. Объясняла возникновение гос-ва и права божественной волей, но
не раскрывает путей, способов реализации этой божественной воли. В то же
время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости
всеобщего подчинения гос.воле как власти от бога, но вместе с тем и
зависимость самого гос-ва от божеств.воли, которая проявляется через
церковь и др. религ.организации. Социально-экон. и правовое неравенство
людей предопределено той же божеств.волей, необходимо смириться и не
оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. +: поднимает
престиж гос-ва, способствует утверждению в обществе порядка, духовности,
согласия; -: вопрос ее истинности решается вместе с вопросом о сущ-ии Бога,
Высшего разума, т.е это вопрос веры.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и
рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового
абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял
Аристотель. Смысл этой теории заключается в том, что гос-во возникает из
разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится
главой гос-ва – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение
власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Монарх не
избирается, не назначается и не смещается подданными, т.к. они его дети.
Из патриархальной теории возникает вывод о необходимости для всех людей
подчиняться гос.власти. Всякое сопротивление власти не допустимо.+:
способствует сплочению общества; уважению, подчинению гос.власти;
культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества, как
членов семьи.
Договорная теория происхождения гос-ва. Шпора.
Теория насилия. Шпора.
Органическая теория происхождения гос-ва. Шпора.
Психологическая теория происхождения гос-ва. Петражицкий, Тард. Они
объясняли появление гос-ва и права проявлением свойств человеческой
психики: потребность людей во власти над другими людьми, потребностью
подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного
общества (жрецам, шаманам, вождям племени). Именно из власти,
предписываемой этой элите, и возникает власть гос-ая. Вместе с тем всегда
сущ-ют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные
стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психологических начал
и возникает гос-во. Т.О. гос-во надо как для удовлетворения потребностей >
части общ-ва в подчинении, послушании, так и для подавлении агрессивных
влечений некоторых индивидов общ-ва. Природа гос-ва – психологическая. Гос-
во – это продукт разрешения психологических противоречий между
инициативными(активными) личностями, способных к принятию ответственных
решений, и пассивной массой, способным лишь к подражательным действиям,
исполняющим данные решения.
Материалистическая теория. Гос-во возникает в силу экон.причин:
общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной
собственности, а затем раскола общ-ва на классы с противоположными
экон.интересами. Как объективный результат этих процессов возникает гос-во,
которое спец.ср-ми подавления и управления сдерживает противоборство этих
классов, обеспечивая преимущественно интересы эконо-ки господствующего
класса.
11.Сущность гос-ва.
Вопрос о сущности гос-ва – это вопрос о том, кому принадлежит гос-ая
власть, кто ее осуществляет, в чьих интересах. Сторонники теории элит
считают, что массы не способны осущ-ть власть, управлять общ-ми делами, что
гос-ая власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общ-ва- элите до
тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. По мнению
представителей технократической теории властвовать, управлять могут и
должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны опред-ть
действительные потребности общ-ва, находить оптимальные пути его развития.