Шпоры по ТГП к ГОСАМ

эле-менты механизма - Правоотношение – где обезличен-ные субъек. права и

юр. обязан-ти закреплен. в НП прев-ращаются в конкретные и взаимосвяз-ые

для каждого субъекта в соответ-ии с котор-ми они формируют свое поведение.

Т.Е. правоотношение устанавливает персона-ную меру возможного и должного

поведения участников общест. отношений.

Акты реализации юр. прав и обяз-тей – фактическое поведение субъектов по

осуществлен. своих прв и обяза-тей. По средствам этих актов удовлетвор-ся

конкретные закон. интересы управомоч. и обязан-ых лиц. Формы реализации –

использование возможностей предостав-лен. НП, исполнение обязывающ-го

правов. предписа-ния, соблюдение правов. запретов. При невозмож-ти

самостоят. реализации – к гос. органам для применения принудительных мер.

Т.О. главная цель правов. регулир. – установлен. такого порядка в обществе,

который максимально соответст-ал предписаниям НП.

101,Эффективность механизма правов. регулир.

Механизм прав. Регулир. – организацион. воздействие прав. средств,

позволяющее достигать поставлен. целей, т.е. результативности.

Эффективность- соотношение м/у поставленной перед ним целью и достигнут.

результатом. Пути повышения эффективн.

1. совершенствов. правотворчества- в НП наиболее пол-но выражаются общест.

интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

Создание усло-вий когда закон выгоднее соблюдать, чем нарушать. Важно

усилить юр. гарантированность правов. средств, т.е. снизить уровень

воспрепятствов. этому процессу.

2. совершенствование правоприменения- учет конкрет-ной обстановки,

своеобразие каждой юр. ситуации. Сочетание правотворчества и

правоприменен. Придает гибкость и универсальность правов. регулир.,

минимизи-рует остановки в действ. права.

3. повышен. уровня правов. культуры субъектов (пони-мание и соблюдение)-

влияет на качество правов. регу-лир., на процесс укрепления за-конности и

правопорядка

Механизм прав. регулир. д.б. социально ценным по сво-ей природе, создавать

режим благоприят-я реализации законных стремлений личности, упрочению ее

правов. статуса.

102,Методы, способы, типы правов. регулиров.

Разнообразие обществ. отношен. пораждает различие в методах, способах юр.

воздействия.

Метод децентрализованного, диспозитивн. регулир-ия построен на координации

целей и интересов сторон удо-влетвор-их свои частные интересы т.е. в сфере

отраслей частноправов. хар-тера (граждан, предприним, семейн.)

Метод централизованного, императивного регули-я базируется на отношениях

субординации между участ-никами отношен., приоритетным явл. общесоциальн.

интерес, который выражает государство осуществляя управление соц.

процессами. т.е. в сфере отраслей пуб-лич.-правов. хар-ра (конст, админ,

уголов)

Способы определяются характером предписания в НП:

1. Управомочивание- предоставл. субъек. прав, совер-шен. опред. действий

(собственник- влад, польз,распор)

2. Обязывание-предписание на совершен. действий (соб-ственник дома –

платить налоги)

3. Запрет- возложение обязан. воздержатся от опред. де-йствий (привлечение

к сверхурочн. работам несовершен)

Дополнит. способов- применение мер принуждения (юр. ответ-ть за

правонарушение), предупредительное возде-йствие норм (возможность

применения правов. принуж-дения), поощрение за правомерное поведение (за

изобре-тательскую деят-ть)

Типы: общие юр. дозволения- дозволено все, что не зап-рещено (право

допускает для членов общества любые способы умножения матер. благ, кроме

запрещ. законом) Он присущ для отношен. регулир. ГП.

общие юр. запреты- запрещено все, что не разрешено- можно совершать

действия прямо предусмотр. законом, а все остальные запрещены (констит.,

админист. право)

103,Юридическая техника

Это- сис-ма средст, правил, приемов подготовки и упо-рядочивания правов.

актов, применяем. в целях обеспе-чения их совершенства и повышен. их

эффектив-ти.

Основ. объктом – текст НПА, информационное вопло-щение информац.

предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких

предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг др. чтобы не было

двухсмасленности.

К технич. средствам относятся- юр. термины (словес-ное выражение понятий,

используем. при изложен. соде-ржания ПА) и юр. конструкции (специфич.

строение нормат. материала- сочетание прав, льгот, поощрений, обязанностей,

запретов, наказаний и др.)

Технич. правила- 1. ясность и четкость, простота и дос-тупность языка НА;

2. последовательность в изложен. юр. информации; 3. взаимосвязь и

согласов-ть и внут-реннее единство правов. материала.

К тех. приемам – способы фиксирующие официальные реквизиты (наименования,

дата, место принятия, подпи-си долж. лиц), структурную организацию правов.

акта (вводная часть- преамбула, общая и особенная части, нумерация

разделов, глав, статей, пунктов).

Юр.техника признана структуриро-вать правов. матери-Т.О. юр. техника

признана совершен-ть язык правов. актов делать его более понятным, точным.

Во многом именно уровень юр. техники символизирует определен. уровень

правов. культуры общества.

106,Юридический процесс

Это- нормативно установлен. формы упорядочения юр. деятельности,

направленные на оптимальное удовлетвр-ие и гарантиров-ие интересов субъекта

права. Данный процесс регулир-ся соответ. правов. нормами, а резуль-таты

закрепляются в ПА- официальные док-ты. Он при-сущ любой юр. значимой деят-

ти (законотворческой, исполнит-распорядит., судебной), содержит ее програм-

му и выступает существ. гарантией точного соблюдения правов. предписаний.

Юр. процесс- всегда определенная сис-ма, состоящая из последоват. действий

и принимаемых актов. В зависим. от пркедмета правов. регулир. (отрослевой

признак) юр. процесс подразделяется на:

1. ГПП (ГПК) и УПП (УПК)- регулир. гражданское судо-производство и

предварит. расследование судопроиз-во по угол. делам. Арбитражный процесс

являя-ся разнови-дностью гражд. процесса. Администр. процесс еще не

выделился из гажд-го (гл. 22-25 УПК) , хотя определен-ные предпосылки для

этого есть.

2. Конституц. – находится в стадии правов. формиров-я, поисков оптимал.

средств констит. контроля.

Классификация в зависим. от принимаем. решений:

1. Проавотворческий- с помощью которого принимаются НА (регламенты ГД И

СФ); 2. Правоприменительный с его помощью принимаются правопримен.

акты (Указ Президента о назначении министра); 3. Праворазъясни-тельный- с

его помощью приним-ся интерпретационные акты (ФКЗ «О Констит. суде РФ»).

107,Правовой статус личности

Это – юрид. закреплен. положение субъекта в обществе, признание Конст, зак-

ом его прав и обяз., а т.ж. полно-мочия гос. органов с помощ. котор. они

выполняют свои социал. функции. Элементы:

1. право и свободы – личные, полит, эконом, социал, культурные, права в

области правосуд.;

2. правосубъектность – правоспособность- иметь права и нести обязан.,

дееспособн.- своими действиями реализо-вать права и исполнять обязан.;

3. гражданство- устойчивая правов. связь чел-ка с гос-ом, совок. взаимных

прав, обязанностей и ответст;

4. юрид. ответ-ть- мера юридически необход. поведения для удовлет.

интересов;

5. основные принципы действующего в стране права;

Статус м.б. – общий (устанав. Конст., обязателен для всех); специальн. –

отражает положение отдел. катего-рий – пенсионеров, студентов, военнослуж.;

индивидуальн. – характериз. отдельную личность, пол, возраст, стаж.

108,Внутригосударственное и международ. право

Международ. право участвует в регулир. внутригосуд. отношений. Эта функция

получила развитие благодаря тому, что сами гос-ва согласились с тем, что

определен. элементы их юрисдикции становятся доступными меж-дунород.-

правов. нормам.

1. Сфера прав и свобод чел-ка. Выражается в признании и внедрении

общечеловеч. стандартов как нормативного минимума, обязат. для всех гос-

ств. Закреп.-ние в Конст.

2. Участие в регламентации внутригос. отношений. Выражается в применении

норм и актов иностран. и междун. права, котор. созданы с участием данного

гос-ва или им признаны (междунар. договоры РФ, дог. СССР до дек. 91г.,

присоедин. к Совету Европы)

3. Действие общепризнан. принципов – суверен. равен-ство гос-в,

неприменение силы или угрозы, добросов. испол. междун. обязательств,

дипломат. суверенитет, уважен. прав и свобод и др,

4. Оказывает воздействие на рос. зак-во как фактор сове-ршенствов. его

норм. В соответ. с Конст.- общепризнан. принципы, нормы межд. права и

договора явл. состав. частью правов. сис-мы,- в случае противореч., примен.

правила межд. дог-ра; положение закреплено в ФЗ «О междун. договорах РФ»,

отражено в ГК, др. законах

При решении вопроса выдачи преступника-гражданина др. гос-ва подлежат

совмест. применен. положения Конст, УК, ряд др. прав. актов, акты др. гос-

ва, междун. договор о правовой помощи м/у гос-ми.

6.Органическая теория происхождения гос-ва.

Суть органической теории такова: общ-во и гос-во представлены как организм,

поэтому их сущность возможно понять только через строение и функции этого

организма. Все неясное в строении и деятельности общ-ва и гос-ва м.б.

объяснено по аналогии с закономерностями физиологии и анатомии. По мнению

Г.Спенсера гос-во - некий общественный организм, состоящий из отдельных

людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. Важной чертой

явл.то, что гос-во образуется одновременно со своими составными частями-

людьми- и будет существовать, пока сущ-ет чел-ое общ-во. Гос-ая власть –

это господство целого над своими составными частями, выражающееся в

обеспечении гос-ом благополучия всего народа. Если организм здоровый, то и

клетки его функ-ют нормально. Болезнь организма подвергает опасности

составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффек-ть

функционирования всего организма. Гос-ые институты подобны частям

организма: правители - головному мозгу, коммуникации (транспорт, почта) и

финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма,

рабочие и крестьяне (производители) – руками и тд. В процессе борьбы и воин

(естественного отбора) выживают наиболее приспособленные, то есть разумно

организованные, складываются конкретные гос-ва, формируется прав0во,

совершенствуется структура управления. Т.О. гос-во практически уравнивается

с биологическим организмом. +: восприятие гос-ва как целого, целостного,

взаимосвязанного организма, признании роли конкуренции в совершенствовании

их внутреннего организма; -: сильное влияние дарвинизма, прямое

проецирование биологич-их законов на жизнь общества, отождествление гос-ва

с биолог.организмом, в то время как оно явл. социальным организмом.

8. Признаки и определение гос-ва.

Гос-во – это единая полит.организация общ-ва, которая распространяет свою

власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого спец.

аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает

суверенитетом.

Признаки гос-ва:

1. Территор.орган-ия полит.власти в масштабах всей стоаны. Гос.власть

распространяется на все население в пределах опред.территории.

Территор.разделение население порождает новый соц.институт - гражданства

или подданства, иностранцев и лиц без гражданства. Осущ-ие власти по

территор.принципу ведет к устан-ию его пространственных пределов-

гос.границ, которые отделяют одно гос-во от другого. Гос-во обладает

территор.верховенством в пределах своих границ(единая, полная закон.,

исполн., судеб.властей над населением, исключ.вмешательство ино.власти).

2.Гос-во – это суверенитетная орган-ия власти. Суверенитет гос-ва – это

такое св-во гос-ой власти, которая выражается в верховенстве и

независимости данного гос-ва по отношению к любым другим властям внутри

страны, а также в сфере межгос-ых отношений при строгом соблюдении

общепризнанных норм межд.права. Суверенитет народа – это верховенство

народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы гос.и

обществ.развития, формировать направления развития своего гос-ва, состав

его органов, контролировать деятельность гос.власти. Нац-ый суверенитет –

это право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования

самост. гос-ва.

3. . Публичная (гос-ая власть) и Аппарат (механизм) управления общ-ом.

Через целую систему своих органов и учреждений гос-во осущ-ет

непосредственное руководство общ-ом, закрепляет и реализует опред.режим

полит.власти, защищает неприкосновенность своих границ. Назначение -

обеспечить охрану и соответствующее праву фукн-ие общ-ва и ее членов.

Особое место в механизме всегда занимали органы, осущ-ие принудительные,

карательные ф-ии: армия, полиция, тюрьмы и т.д. (аппарат подавления).

Аппарат управления – органы законодат., исполинит. и иные органы, с помощью

которых осуществляется управление. Особенность публ.власти состоит в том,

что она воплощается именно в чиновниках, из которых комплектуются органы

управления и принуждения.

4. Наличие права. Без права, законодат-ва, гос-во не в состоянии эффективно

рук-ть общ-ом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений,

не может сущ-ть. Право юридически оформляет гос-во и гос-ую власть, тем

самым, делая ее законной. Гос-во осущ-ет свои функции в прав-ых формах. Гос-

во, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право

и прав-ые ср-ва.

5. Налоги, сборы – матер-ая основа деят-ти гос-ва и его органов – денеж-ые

ср-ва, собираемые с физ. и юр. лиц, наход-ся в гос-ве, на обеспечение деят-

ти публичной власти, соц.поддержку малоимущих и тд.

4. Общая хар-ка теорий происхождения гос-ва. Теологическая теория

происхождения гос-ва получила распространение в средневековье в трудах Фомы

Аквинского. Объясняла возникновение гос-ва и права божественной волей, но

не раскрывает путей, способов реализации этой божественной воли. В то же

время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости

всеобщего подчинения гос.воле как власти от бога, но вместе с тем и

зависимость самого гос-ва от божеств.воли, которая проявляется через

церковь и др. религ.организации. Социально-экон. и правовое неравенство

людей предопределено той же божеств.волей, необходимо смириться и не

оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. +: поднимает

престиж гос-ва, способствует утверждению в обществе порядка, духовности,

согласия; -: вопрос ее истинности решается вместе с вопросом о сущ-ии Бога,

Высшего разума, т.е это вопрос веры.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и

рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового

абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял

Аристотель. Смысл этой теории заключается в том, что гос-во возникает из

разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится

главой гос-ва – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение

власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Монарх не

избирается, не назначается и не смещается подданными, т.к. они его дети.

Из патриархальной теории возникает вывод о необходимости для всех людей

подчиняться гос.власти. Всякое сопротивление власти не допустимо.+:

способствует сплочению общества; уважению, подчинению гос.власти;

культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества, как

членов семьи.

Договорная теория происхождения гос-ва. Шпора.

Теория насилия. Шпора.

Органическая теория происхождения гос-ва. Шпора.

Психологическая теория происхождения гос-ва. Петражицкий, Тард. Они

объясняли появление гос-ва и права проявлением свойств человеческой

психики: потребность людей во власти над другими людьми, потребностью

подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного

общества (жрецам, шаманам, вождям племени). Именно из власти,

предписываемой этой элите, и возникает власть гос-ая. Вместе с тем всегда

сущ-ют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные

стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психологических начал

и возникает гос-во. Т.О. гос-во надо как для удовлетворения потребностей >

части общ-ва в подчинении, послушании, так и для подавлении агрессивных

влечений некоторых индивидов общ-ва. Природа гос-ва – психологическая. Гос-

во – это продукт разрешения психологических противоречий между

инициативными(активными) личностями, способных к принятию ответственных

решений, и пассивной массой, способным лишь к подражательным действиям,

исполняющим данные решения.

Материалистическая теория. Гос-во возникает в силу экон.причин:

общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной

собственности, а затем раскола общ-ва на классы с противоположными

экон.интересами. Как объективный результат этих процессов возникает гос-во,

которое спец.ср-ми подавления и управления сдерживает противоборство этих

классов, обеспечивая преимущественно интересы эконо-ки господствующего

класса.

11.Сущность гос-ва.

Вопрос о сущности гос-ва – это вопрос о том, кому принадлежит гос-ая

власть, кто ее осуществляет, в чьих интересах. Сторонники теории элит

считают, что массы не способны осущ-ть власть, управлять общ-ми делами, что

гос-ая власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общ-ва- элите до

тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. По мнению

представителей технократической теории властвовать, управлять могут и

должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны опред-ть

действительные потребности общ-ва, находить оптимальные пути его развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты