Шпоры по ТГП к ГОСАМ
42. Юридический позитивизм.
Представители: Бергбом, Шершеневич.
Возникла кА оппозиционная «естественному праву». Позитивизм вводит понятие
«субъективное право» как производное от объективного права, уст-го, созд-го
гос-ом. Гос-во делегирует субъет-ые права и уст-ет юр-ие обязанности в
нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм
отождествляет права и закон. Естественное право объявляется теорет-им
домыслом, предпологается создать философию позитивного права, задачей
которой д.б. изучение внешнего выражения правовых предписаний.
+: возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения
структуры нормы права, основание юр. отв-ти, классификация норм и н.п.а.
-: ограниченность права от фактических общ. Отношений, отсутствие
возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований
содержания права, его целей.
33.Соотношение экономики, государства и права.
Экономика – это совокупность производственных отношений, способ
производства конкретного общества.
Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно
первому подходу, среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.
Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в
том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы
людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в
праве и лишь затем претворяются в других сферах социальных связей. Здесь
можно говорить о приоритетах права перед экономикой (например, в эпоху
буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом
на их базе формировались новые экономические отношения).
Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые
производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно
говорить о приоритете экономика над правом. Политика уже выступает
посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.
Согласно второму подходу, экономика определяет политику и право. Последняя
является надстроечными категориями и зависят от базиса (способа
производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном
счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и
обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие
производственных отношений.
Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.
Соотношение между гос-ом и правом проявляется двояко:
1) когда определяющим фактором выступает государство и
2) когда определяющим фактором выступает право.
72.Понятие и виды НПА
Это – офиц. юр. док-т изданный гос-ом, устанавлив, изменяющ.,отменяющ.
правов. нормы, общеобяз. характер, подкреплен принудит. силой гос-ва. По
юр. силе все НПА делят на 2 группы:законы и подзакон.акты
Закон- НПА высшей юр. силы, приним. в особом поряд-ке –представ. органом
или референд. и регулир. наибо-лее важные общ. отношен. Конституция-
основополог. полит. правов. акт, закрепл. конст. строй, права и свобо-ды,
форму правлен, гос. устройство. Федер. конст. закон приним. по вопросам
предусмотр. в Конст. (о референ-думе, о военном положен, об изменен.
статуса). Федер. закон- акты текущего закон-ва посвящен. различным сторонам
соц.-экон., полит, духовной жизни общ-ва. Законы субъек. федер.- издаются
их представ. органами и распраст только на соответст. террит.
Подзакон. акты- правотворческ. акты компетент. орга-нов, котор. основ. на
законе и не противор. Указы распо-ряж Президента- в пределах полномочий, в
соответ. с Конст., по текущим процедур. вопросам. Постановлен. и
распоряжен. Правит.- акты испол. органа, наделены широк. компет. по
управлен. обществ. процессами. Приказы, инструкции, положен.министерств,
ведомств регулир. отношен. наход. в их компетенц. Решение, пос-тановлен,
распоряж.местных органов власти. Локальные НА- предписания для конкрет
предприят. (правила внутрен. труд.распорядка)
От срока действия – неопредел.-длительн. и временные.
От сферы действия – общефедерал, субъект федер., орга-нов местн. самоупр.,
локальные
28.Понятие правового гос-ва: история и современность.
Разработка теории правового гос-ва имеет давнюю историю. Еще древние
мыслители занимались поиском разумной, справедливой организации общества и
гос-ой власти. Идею единства власти и права развивал греческий мыслитель и
гос-ый деятель Солон (6 век до н .э.). Государство. Считал Солон, нуждается
прежде всего в законном порядке, поскольку беззаконное представляет собой
наибольшее зло для общ-ва. Значение разумных и справедливых законов
подчеркивал Платон (427-347 до н.э.). Основоположник античной политической
науки Аристотель обосновал идею господства права и правовой законности, а
также идею права как критерия справедливости.
Наибольшие заслуги в разработке теории правового гос-ва принадлежит
немецкому философу И. Канту (1724-1831). Опираясь на теорию естественных,
неотъемлемых прав человека, он обосновал необходимость для гос-ва
ориентироваться на право во всех своих дествиях. При этом право Кант
траковал как справедливость, воплощенную в законах гос-ва, как обеспечение
государством естественные права и свободы человека. Правовое гос-во в
трактовке этого философа есть идеальная теоретическая модель, которой
следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, это
сфера долженствования (как должно быть).
Другой немецкий мыслитель – Г. Гегель (1770-1831) рассматривал правовое гос-
во как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и
закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые
законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе
разумно, поэтому гос-во, принимая законы, должно ориентироваться на право
как идею свободы и справедливости, как «царство реализованной свободы». Сам
же термин «правовое гос-во » ввел в оборот представитель немецкого
либерализма первой половины 19 в. государствовед Р. Фон Моль.
Определенный вклад в развитие правового гос-ва внесли и русские
государствоведы: А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский и др. Они
считали необходимым, чтобы гос-во было связано законом и он был обязателен
для власти, чтобы она стояла под правом, а не над ним.
Правовое гос-во в настоящее время – такая форма организации власти, которая
выражается в максимально полной реализации принципа верховенство закона.
ТГП прошла в своем развитии 4этапа:
- возникновение идеи необходимости возникновения гос-ва закону. Закон
обеспечивает стабильность гос власти, является гарантией от произвола
правителя.
- нового времени. В работах ученых эпохи просвещения разрабатывается
отдельные признаки правового гос-ва. Появляется теория разделения властей,
прав человека, первое представление о законности.
- в научный оборот вводится термин правовое гос-во, разрабатывается
философ. Основа правового гос – ва. Правовое гос-во начинает
рассматриваться как форма жизни гр. общ-ва, как цель развития любого гос-
ва.
- в настоящее время в большинстве гос-а мира основная идея правового гос-
ва, закреплена в конституционных актах.
61.Понятие и признаки нормы права
Это – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее
общест. отношения. Она опреде-ляет границы возможного и должного поведения
людей, меру их внутренней (сам избирает вариант поведения) и внешней
свободы (действует во вне) в взаимоотно-ниях.
Признаки: 1.Устанавлен. и гарантир-ть гос-ом (утверж-дение гос-ом в НПА);
2. Сочетание прав (мера поведения) и обязанностей (ме-ра должного
поведения);
3. Формальность (закрепление определен-ым способом в законе, постановлении,
указе, приказе и т.д. );
4. Многократность применения (рассчитано на регулир-ние неопределен. кол-
ва жизнен. случаев);
5.Обеспечив-ся мерами гос. принуждения (компетент. органами возлаг-ся юр.
ответ-ть)
Т.О. НП –явл. регулятором типовых общест. отношений.
62.Классификация норм права
НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее
общест. отношения. Классиф-я за-висит от их функций:По месту и роли в прав.
сис-ме:
Учредительные – нормы-принципы, котор. закрепляют основы общественно-полит.
строя, полит-ой и правовой сис-мы, права и свободы граждан. Регулятивные –
пра-вила-поведения – предоставлен. прав и обязаност. (упра-вомачивающ,
обязывающие, запрещающ); Охранител-ые –выпол-ют функцию охраны общест.
порядка(УК РФ); Обеспечительные – нормы-гарантии, котор. способству-ют
исполнению др. норм; Декларативные - содержат информацию; По методу прав.
регулир. Императивные власть-подчинение; Диспозитивные – равные субъекты;
Рекомендательные – указывают вариант поведения; По субъектам
правотворчества От гос-ва; Народное пра-вотворчество; По сфере действия
Общего, ограничен-го (территория, отдел. граждане), локального (на членов
отдельных структур); По времени действия – постоян-е и временные; По кругу
лиц (всех, отдел. категорий); По степени определенности элементов НП -
абсолютно (точно определ. права и обязан. субъектов, условия дей-ствия,
последствия несоблюдения), относительно –(воз-можны варианты поведения),
альтернативные (несколь-ко вариантов действия, из котор. надо выбрать один
с учетом обстоят-ств.
63.Структура нормы права
НП - установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее
общест. отношения. Структура:
Гипотеза – указывает на круг, котор. адресована НП и обстоятельства при
котор. реализуется. П-р: гипотеза -сдача в наем имущества – у наймодателя
возникает обяз-ть содержания, а у нанимателя право требовать испол-ия
обязан-ти.
Диспозиция – каким может или должно быть поведение при условиях, предус-
мотрен. гипотезой. т.е. содержание прав и обязан-ей лиц.П-р: наймодатель
обязан производ. кап. ремонт за свой счет, а нанимат. в случае неисполне-
ния обязанности имеет право произвести ремонт и взыс-кать или расторгнуть
дог-р и взыскать убытки.
Санкция – указывает какая мера гос. взыскания (юр. ответс-ть) применима к
нарушителю права, предусмот-ренного диспозиц. П-р: возместить убытки, если
добро-вольно отказывается, то компетент. гос. органы приме-няют к нему меры
гос. воздействия, котор. обеспечивают исполнение обязательств.
Т.О. НП может активно воздействовать на отношения и регулировать их, при
единстве и взаимосвязи всех ее элементов, т.к. при отсутствии гипот. –
неизвестно к чему и кому применима; диспоз. – превращается в пус-тышку,
теряет качество соц. нормы; санк.- лишае ее качества НП т.к. охраняется гос-
ом.
64.Соотношение НП и статьи нор. акта
НП – установленное гос-ом общее правило поведения (модель), регулир-ее
общест. отношения. НПА –юр. док-нт устанав., измен, отменяющ. правов.
нормы. В статье НПА не всегда присутств. все три элемента НП. Так в ст.
Конст. – гипотега и диспозиц. Это говорит о том, что НП и ст. НПА не
совпадают. Сущест. основн. способы изло-жен. НП в статьях.
Прямой –в ст. излагаются все 3 элемента. Здесь логич-я структура НП
совпадает со структур. ст. НПА. Так быва-ет не всегда.
Отсылочный – когда содержатся не все элементы, но имеется отсылка к др.
родстве-ым статьям этого же НПА, где находятся недостающие сведения. Часто
использ-ся в УК ст.117- истязания, диспозиция – если не повлекло последст-
вий – указ. в ст. 111 и 112.
Бланкетный – статья НПА устанавлив-т лишь ответст-ть за нарушен. определ.
правил, однако самих правил в ней не содержится и нет прямой отсылки к
другой статье этого НПА. В таких ст. содержится гипотеза и санкция,
диспозиц. только называется и содержание ее не раскры-вается.(УК -нарушение
правил вождения боевой маши-ны повлекшее тяжел. последств. – наказыв.
лишением свободы. Для применен. данной нормы - выяснить какие правила
нарушены т.е. обратится к спец. НПА где это закреплено.
Т.О. НП не тождествен. статье закона. НП –это логичес-ки завершен. правило
поведения, а ст. – это форма его изложения.
65.Понятие и структур. элементы сис-мы права
Это – внутреннее строение, которое выражается в един-стве и согласованности
действующ. НП и вместе с тем в разделен. права на относит. самост. части в
зависим. от содержан. отношен-й. котор. регули-ся НП. Элементы:
Правов. норма – базовый первичный элемент, регулир. конкретн. вид общест.
отношен.
Правов. институт –совок. прав. норм, регулир. определ. вид общ. отношен. По
охвату правов. регулир. занимает промежут. положение м/у ПН и отраслью,
входит в сос-тав отрасли права (институт наследования в ГП, наказа-ния в
УП);
Отрасль права – совок. правов. норм и институтов, регулир. определенную,
относит. самостоятельную сфе-ру общес. отношений (констит.,гражданская,
администр. отрасль). Родственные институты входящ. в одну отрасль могут
образовывать подотрасль- промежут-ную совок. норм между правов. инстит. и
отраслью, регулир-ий группу близких отношений определенного вида (военно-
уголовное право в УП, патентное право вГП)
Т.О сис-ма право состоит из отрослей, подотрослей и институтов.
66.Предмет и метод правов. регулирования
Правов. регулир.- воздействие юр. средствами на обществ. отношения и
поведен. людей.
Предмет- та сфера общест. отношен., котор. подвер-гается юр. воздействию.
Данный предмет включает в себя 3 основ. группы обществ. отношений: 1.
власте-отношения (администрат-правовые); 2. отношения по обеспечению прав и
свобод и охране правопорядка (конституционные); 3. отношения по поводу
объмена материальн. и нематер. ценностями (гражданско-правов) Метод-
способы воздействия отрасли права на определ. вид общ. отношен.
Императивный- субординация м/у участниками правоотношен. т.е когда один
участник находится в подчинен. положении по отношен. к др.Применяется в
публично-правов. отраслях (конст, админист, уголов, финансов);
Диспозитивн.- равенство участников, отсутствие м/у ними власть-подчинение.
Примен. в частно-правов. сфере (гражданс. право).
Способы: дозволение - наделение участников комплек-сом определен. прав
(арендатор жил. площади м. ее использовать); обязывание- предписание
исполнить определ. действия (должник-кредитор); запрет- возложение
обязанности не совершать те или иные действия (арендатор не м.
распоряжаться –дарить, про-давать).
Т.О. Отрасли права использ. методы правов. воздейств. в различном сочетании
в зависим. от характера обществ. отношен.
67.Краткая хар-ка основных отраслей права.
Это- совок. юр. норм и правов. инстит. регулир. определ. сферы общест.
отношен.
Конст. право- централ. место среди остал. отраслей, ее нормы влияют на
нормы др. отрослей, главный источник Конст.- ПА высш. юр. силы, опирается
на императ. ме-тод регулир-я. Регулир-ет - отношен. по организ. гос.
органов власти, определяет их компетенц., гос. устройс-тво, прав. режим,
правов. положен. граждан, избират. сис-му и др. ГП- регулир. имущест. и
лично неимущ. отношен., диспозитивн. метод, источник ГК; ГПК – ре-
гулир.деятел-ть по разбирател-ву и разрешению судам гр. дел (возбуждение,
установлен. факт. обстоят-тв, до-казывание, рассмотрение, решение,
обжалование), императ.-диспозит. метод, ГПК; УП - регулир. общ.
отношен. связанных с борьбой с преступностью (пере-чень дияний
-преступлений, определ. понятия угол. ответ-ти, виды и размер наказания),
императ. метод, УК.
УПК- процедуру угол. судопроиз-ва (привлечен. к ответ, возбужд. угол. дела,
расследов, рассмотрен. в суде, вы-несение приговора, обжалование), императ-
дисп, УПК;
Администр.- в сфере гос. управлен., поддержан. общест. порядка, императ,
КоАП; Трудов.- в сфере наемного труда, правоотношен. м/у работ-ом и работ-
лем, императив-диспозит, ТК; Семейное- отношения м/у супругами, родит.
и детьми (заключ. и растор. брака, имущества супругов, отцовство,
материнство), диспозит, СК; Земельное, Экологич.,
Социального обес-печения, Финансов, Предприним, Коммерческое, Арбитражно-
прцессуальное.
68.Частное и публичное право
Кроме отрослей в структуре права юр. нормы можно подраздел на 2 больш.
группы.
Частное право- упорядоченная совок. юр. норм, охраня-ющих и регулир.
отношен. частных лиц. Публичное – нормы закрепляющ. порядок деятельности
гос. власти и управления. Частное –область свободы и частной иници-ативы,
то публичное – сфера власти и подчинения. Частное- отрасли гражданск,
предпринимат, трудового, семейного. Публичн. – констит, админстр,
уголовн, финансов.
Основные критерия разделения:
1. интерес – личный; общественный, гос-ный;
2. предмет прав. регулир. – нормы, регулир. имушествен. отношения;
неимущественные.
3. метод правов. регулир. - диспозитив, координир. (ра-венство);
императивн. субординацион. (подчинение).
4. субъектный состав – частные лица м/у собой; частн. лица с гос-ом, или
гос. органы м/у собой.
В правов. гос-ве частные и публичн. права гармонично сочетаются.
69.Материальное и процессуальное право.
В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.
Материальное право – совокупность правовых нормы, с помощью которых
государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем
прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального
права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и
лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов,
устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности
за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с
процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие
ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный
процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона,
следовательно, проявление его внутренней жизни.
Процессуальное право – регламентир. порядок правов. регулир. материальн.