принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному
суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного
голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков
должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (
конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом ,
из лиц принадлежащих к его партии .
Президентская форма правления в различных странах имеет свои
особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием .
Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов .
Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик , несмотря на их
разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы
государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или
совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими
важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента ,
является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение ,
утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в
правительстве , назначает членов Верховного суда .
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей
нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных
президентских республиках , способствует возможности гармоничного
функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские
республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо
контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между
формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .
III. Форма государственного устройства .
Форма государственного устройства - это национальное и
административно-территориальное строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными
местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм
правления организация государства рассматривается с точки зрения
распределения государственной власти и государственного суверенитета в
центре и на местах , их разделение между составными частями государства .
Форма государственного устройства показывает:
из каких частей состоит внутренняя структура государства ;
каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих
органов ;
как строятся отношения между центральными и местными государственными
органами ;
в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,
проживающей на этой территории .
По форме государственного устройства все государства можно
подразделить на три основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
3.1.Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государственное
образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые
подчиняются центральным органам власти и признаками государственной
независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
9. унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие
исполнительные , представительные и судебные органы , которые
осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;
10. на территории унитарного государства действует одна конституция, единая
система законодательства , одно гражданство ;
11. составные части унитарного государства ( области , департаменты ,
округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не
обладают ;
12. унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по
численности национальности , широко допускает национальную и
законодательную автономию ;
13. все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные
органы , которые официально представляют страну на международной арене
;
14. имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются
центральными органами государственной власти .
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными
органами управления позволяют говорить о централизованных и
децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой
сферы управления .
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,
Турция , Япония , Финляндия .
3.2. Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее
самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных
странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются
историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего
национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры
народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые
характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов
: штатов , кантов , земель , республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и
судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .
2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции ,
имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы
.
3. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство
федеральных единиц .
4. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется
палата , представляющая интересы членов федерации.
5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в
федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально
представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США ,
Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку ,
который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру
государственного устройства .
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением
государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации
характеризуются более сложным государственным устройством . Основное
различие между территориальной и национальной федерацией состоит в
различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в
территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим
государственным органам членов федерации . Национальное государство
ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .
3.3. Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств
, созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации
сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних
делах .
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется
следующими чертами :
конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и
судебных органов , в отличии от федерации ;
конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов ,
единого государственного бюджета ;
сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном
союзе ;
государства могут договориться о единой денежной системе , о единых
таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время
существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они
распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867
) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была
законодательно утверждена конфедерация .
1.Формы государственного режима
Формы государственного режима - представляют собой совокупность
способов и методов осуществления власти государством .
Государственный режим - важнейшая составная часть политического
режима , существующего в обществе . Политический режим -понятие более
широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного
властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных
политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).
Государственные режимы могут быть демократическими и
антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому
основным критерием классификации государств по данному признаку является
демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для
рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия ; для
феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание
; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной
действительности не существует . В том или ином конкретном государстве
присутствуют различные по своему содержанию методы официального
властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие
той или другой разновидности государственного режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :
15. определяет характер государственной власти - это соотношение
государства и личности ;
16. антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем
государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой ,
политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным
строением ;
17. ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (
профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );
18. личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-
либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в
конституциях ;
19. реально действует примат государства над правом , что является
следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал
в общественной жизни ;
20. всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;
21. игнорируют интересы государственных образований , особенно
национальных меньшинств ;
22. не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .
Антидемократический режим может устанавливаться как при
монархической , так и при республиканской форме правления ,однако , будучи
отрицанием принципов парламентаризма , он не согласуется с парламентарной
монархией и республикой . Приводя к сильной централизации государственной
власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
4.2.Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они
характеризуются методами существования власти , которые реально
обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав
, интересов . Конкретно режим демократической власти выражается в
следующем :
режим представляет свободу личности в экономической сфере , которая
составляет основу материального благополучия общества ;
реальная гарантированность прав и свобод граждан , их возможность
выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать в
культурных , научных и других общественных организациях ;
создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на
характер государственной власти ;
в демократическом государстве личность защищена от произвола , беззакония
, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;
власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и
меньшинства ;
основным принципом деятельности демократического государства является
плюрализм ;
государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные
потребности развития личности и общества .
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее
распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии ,
основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально-
демократический режим.
V.Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима
Политические формы современных государств складывались в течении
нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим
строем общества , его базисом . Большое влияние на форму государства
оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании ,
Швеции , Японии и других странах ), условия образования государства (
федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и особенности
современного развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате
распада колониальной системы , когда на политической карте мира появился
ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят
во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением законо -
мерной зависимости классовой сущности государства и права от
экономических отношений , которые господствуют в классовом
обществе на определенном этапе его развития .
Заключение.
Рассмотренные три стороны формы государства ( форма
правления , форма государственного устройства , политический режим )
хоть и различны , но все же относятся к одному явлению ,они обладают
единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в их
признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития
классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны
формы организации государственной власти . Так , к примеру , истории
известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии ,
т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба
развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского
Востока . В определенных случаях на первый план внутриполитического
развития может выдвигаться форма государственного устройства .
Таким образом , взятые в единстве три организации государственной
власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется
диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и
всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в
различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы
данного государства может переходить от одной стороны его организации к
другой .
В ходе исторического развития государства содержание его меняется
быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную роль ,
является более консервативной стороной явления. Существует объективное
противоречие между новым содержанием и старой формой государства . Это
противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания
государства : форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями
нового содержания власти .
С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором
форма государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение
содержания этого государства . Форма государства обслуживает вполне
определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания . В
процессе исторического развития государственности происходит постоянный
процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления ,
диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и
изменения классового содержания государственной власти.
VII. Библиография
1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
2 ) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.
3 ) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
Учебник Москва 1988 г.
4 ) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.
5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “
1997 г.
6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное
( конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.
7 )Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.
1993 г.
Страницы: 1, 2