Формы государства

принадлежит парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному

суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного

голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков

должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (

конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом ,

из лиц принадлежащих к его партии .

Президентская форма правления в различных странах имеет свои

особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием .

Избранным считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов .

Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

Характерным для всех президентских республик , несмотря на их

разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы

государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или

совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими

важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента ,

является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение ,

утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в

правительстве , назначает членов Верховного суда .

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных

президентских республиках , способствует возможности гармоничного

функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны

исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские

республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо

контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат

традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между

формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .

III. Форма государственного устройства .

Форма государственного устройства - это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными

местными органами государственного управления , власти .В отличии от форм

правления организация государства рассматривается с точки зрения

распределения государственной власти и государственного суверенитета в

центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

из каких частей состоит внутренняя структура государства ;

каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих

органов ;

как строятся отношения между центральными и местными государственными

органами ;

в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации ,

проживающей на этой территории .

По форме государственного устройства все государства можно

подразделить на три основных группы :

- унитарное ;

- федеративное ;

- конфедеративное .

3.1.Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное

образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые

подчиняются центральным органам власти и признаками государственной

независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

9. унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие

исполнительные , представительные и судебные органы , которые

осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;

10. на территории унитарного государства действует одна конституция, единая

система законодательства , одно гражданство ;

11. составные части унитарного государства ( области , департаменты ,

округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не

обладают ;

12. унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по

численности национальности , широко допускает национальную и

законодательную автономию ;

13. все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные

органы , которые официально представляют страну на международной арене

;

14. имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются

центральными органами государственной власти .

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными

органами управления позволяют говорить о централизованных и

децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой

сферы управления .

К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,

Турция , Япония , Финляндия .

3.2. Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее

самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .

Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных

странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются

историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего

национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры

народов , входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые

характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов

: штатов , кантов , земель , республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и

судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .

2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции ,

имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы

.

3. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство

федеральных единиц .

4. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется

палата , представляющая интересы членов федерации.

5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в

федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально

представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США ,

Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку ,

который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру

государственного устройства .

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением

государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации

характеризуются более сложным государственным устройством . Основное

различие между территориальной и национальной федерацией состоит в

различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в

территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим

государственным органам членов федерации . Национальное государство

ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .

3.3. Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств

, созданный для обеспечения общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации

сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних

делах .

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется

следующими чертами :

конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и

судебных органов , в отличии от федерации ;

конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов ,

единого государственного бюджета ;

сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном

союзе ;

государства могут договориться о единой денежной системе , о единых

таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время

существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они

распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867

) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была

законодательно утверждена конфедерация .

1.Формы государственного режима

Формы государственного режима - представляют собой совокупность

способов и методов осуществления власти государством .

Государственный режим - важнейшая составная часть политического

режима , существующего в обществе . Политический режим -понятие более

широкое , поскольку оно включает в себя не только методы государственного

властвования , но и характерные способы деятельности негосударственных

политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).

Государственные режимы могут быть демократическими и

антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому

основным критерием классификации государств по данному признаку является

демократизм форм и методов осуществления государственной власти . Для

рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия ; для

феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание

; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной

действительности не существует . В том или ином конкретном государстве

присутствуют различные по своему содержанию методы официального

властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие

той или другой разновидности государственного режима.

4.1. Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :

15. определяет характер государственной власти - это соотношение

государства и личности ;

16. антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем

государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой ,

политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным

строением ;

17. ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (

профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );

18. личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-

либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в

конституциях ;

19. реально действует примат государства над правом , что является

следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал

в общественной жизни ;

20. всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;

21. игнорируют интересы государственных образований , особенно

национальных меньшинств ;

22. не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .

Антидемократический режим может устанавливаться как при

монархической , так и при республиканской форме правления ,однако , будучи

отрицанием принципов парламентаризма , он не согласуется с парламентарной

монархией и республикой . Приводя к сильной централизации государственной

власти , авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

4.2.Демократический режим

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они

характеризуются методами существования власти , которые реально

обеспечивают свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав

, интересов . Конкретно режим демократической власти выражается в

следующем :

режим представляет свободу личности в экономической сфере , которая

составляет основу материального благополучия общества ;

реальная гарантированность прав и свобод граждан , их возможность

выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать в

культурных , научных и других общественных организациях ;

создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на

характер государственной власти ;

в демократическом государстве личность защищена от произвола , беззакония

, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;

власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и

меньшинства ;

основным принципом деятельности демократического государства является

плюрализм ;

государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные

потребности развития личности и общества .

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее

распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии ,

основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально-

демократический режим.

V.Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима

Политические формы современных государств складывались в течении

нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим

строем общества , его базисом . Большое влияние на форму государства

оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании ,

Швеции , Японии и других странах ), условия образования государства (

федеративная форма государства США , Швейцария ) , равно как и особенности

современного развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате

распада колониальной системы , когда на политической карте мира появился

ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят

во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением законо -

мерной зависимости классовой сущности государства и права от

экономических отношений , которые господствуют в классовом

обществе на определенном этапе его развития .

Заключение.

Рассмотренные три стороны формы государства ( форма

правления , форма государственного устройства , политический режим )

хоть и различны , но все же относятся к одному явлению ,они обладают

единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в их

признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития

классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны

формы организации государственной власти . Так , к примеру , истории

известны случаи напряженной борьбы за республику , против монархии ,

т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба

развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского

Востока . В определенных случаях на первый план внутриполитического

развития может выдвигаться форма государственного устройства .

Таким образом , взятые в единстве три организации государственной

власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется

диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и

всех граней устройства и организации этого содержания . Однако и в

различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы

данного государства может переходить от одной стороны его организации к

другой .

В ходе исторического развития государства содержание его меняется

быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную роль ,

является более консервативной стороной явления. Существует объективное

противоречие между новым содержанием и старой формой государства . Это

противоречие решается в пользу в конечном счете в пользу содержания

государства : форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями

нового содержания власти .

С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором

форма государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение

содержания этого государства . Форма государства обслуживает вполне

определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания . В

процессе исторического развития государственности происходит постоянный

процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления ,

диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и

изменения классового содержания государственной власти.

VII. Библиография

1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.

2 ) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.

3 ) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”

Учебник Москва 1988 г.

4 ) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.

5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “

1997 г.

6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев “Государственное

( конституционное ) право Российской Федерации” 1997 г.

7 )Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.

1993 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты