Формы государства

Формы государства

ОГЛАВЛЕНИЕ.

I. Введение.

1. Форма государства( форма правления , форма государственного

устройства , политический режим ).

II. Форма правления.

2.1. Монархия

2.2. Республика

III. Форма государственного устройства.

3.1. Унитарное

3.2. Федеративное

3.3. Конфедеративное

IV. Форма политического режима.

4.1. Антидемократический

4.2. Демократический

V. Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима.

VI. Заключение.

VII. Библиография.

Введение

Для постижения такого сложного социального института , как государство

в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению

формы государства .

Для изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических

процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к

организации содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение

своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения

взаимодействующих элементов целого в системе , а также внешнего выражения

этих принципов в деятельности как элементов системы , так и всей системы в

целом ( по отношению к другим системам).Посредством такого подхода в общей

теории государства и права открывается возможность не только решения новых

проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к

традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства

следует обратить внимание на следующие аспекты.

Во - первых , форма в связи с сущностью государства как

общественного явления .В данном аспекте под формой государства понимается

специфический способ выражения сущности, система органов , “машина” ,

посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность

неклассовым , неполитическим ,негосударственным способам .Существование

государственной власти находит свое отражение в ее органах , армии ,

администрации , судьях и других учреждениях , которые составляют

специфическую и постоянную форму бытия государства .

Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как

обнаружение сущности проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление”

выступает внешняя форма государства , т.е. проявление вовне определенной

его организации (устройства) . Различают организацию верховных органов

власти ( монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти

с населением , территориальную структуру государственной власти .

В третьих , форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя

форма государства как форма вполне определенного , данного классового

содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих

принципах организации властвования , в которых выражается специфика

классового господства определенного типа на определенных этапах его

развития . Эти принципы неповторимы , они коренятся в социально-

экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и политического

господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие

принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание”

выражается также и политический режим как внутренняя форма государства ,

охватывающая главным образом две стороны : механизм государства (

внутренняя структура власти , связь элементов власти в данной

государственной системе) и функции государства ( методы и формы

осуществления функций данной государственной власти).

“Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство

, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и

формы . Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент

содержания государства и как таковая непосредственно и органически связана

с сущностью государства в данном историческом этапе его развития .

Внутренняя форма по отношению к внешней форме государства выступает как

определяющая специфику ее содержания , т.е. играет роль взаимосвязи

сущности , содержания и формы государства.

“Форма-содержание” имеет общее с чисто внешней формой-явлением”:

она изменчива , текуча , соответствует изменяющемуся непрерывно содержанию

государства. Поэтому в рамках исторических типов государства возможны

вариации внутренней формы сообразно объективным условиям господства

исторически определенных классов. кроме того , политический режим , как

внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая может

рассматриваться в качестве внешней формы .

Четкого соотношения между типом и формой государства нет . С

одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут

встречаться различные формы организации и деятельности государственной

власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в

одинаковую форму . Своеобразие конкретной формы государства любого

исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества

и государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед собой

государство. Другими словами , категория формы государства непосредственно

зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень

народа , его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений ,

национальные особенности , природные условия проживания и другие факторы .

Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений

государства и его органов с негосударственными организациями партиями ,

профсоюзами , общественными движениями , церковью и другими организациями

).

В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу

как внешняя форма сущности , содержания и явления государства . Под формой

государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы

правления , формы государственного устройства и политического режима, т.е.

соответственно основным , узловым моментам этой организации. Таким образом

можно дать следующее краткое определение формы государства :

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму

государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,

характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются

новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с

тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие

признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы

государства.

II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления представляет собой структуру высших органов

государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции

между ними .

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

как создаются высшие органы государства и каково их строение;

как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными

органами

как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны ;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать

права и свободы гражданина .

По указанным признакам формы государственного правления

подразделяются на :

монархические ( единоличные , наследственные )

республиканские ( коллегиальные , выборные )

2.1. Монархия

Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть

единолична и переходит , как правило , по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления

являются :

существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью

пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;

наследственный порядок преемственности верховной власти ;

представительство государства монарха по своему усмотрению ;

юридическая безответственность монарха .

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

феодализме она стала основной формой государственного правления . В

буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные

черты монархического управления .

В свою очередь монархия делится на :

абсолютную

ограниченную ( парламентскую )

дуалистическую

теократическую

парламентскую

Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .

По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,

который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным

признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо

государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха .

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных

отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых

феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии

относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных

учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие в его

непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и

развитого бюрократического аппарата .

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а

чиновникам , которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма

приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление

, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории

такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789

года.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления ,

при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом

. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой

парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .

Как форма правления , конституционная монархия возникает в период

становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего

значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия ,

Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными

признаками :

6. правительство формируется из представителей определенной партии (

или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент

;

7. лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест ,

становится главой государства ;

8. в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует , она является символической;

9. законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом ;

10. правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом , а перед парламентом .

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,

Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит

двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между

правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в

дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в

парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает

преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и

другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской

Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной . Такие монархи носят название

теократические ( Саудовская Аравия ).

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической

формы государственного правления .

2. Республика

Республика - это такая форма правления , при которой верховная

власть осуществляется выборными органами , избираемыми населением на

определенный срок .

Общими признаками республиканской формы правления являются :

11. существование единоличного и коллегиального главы государства ;

12. выборность на определенный срок главы государства и других

верховных органов государственной власти ;

13. осуществление государственной власти не по своему велению , а по

поручению народа

14. юридическая ответственность главы государства в случаях ,

предусмотренных законом ;

обязательность решений верховной государственной влас-

ти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась

в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она

видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием .

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства

на :

парламентарные

президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления , при которой верховная власть в организации

государственной жизни принадлежит парламенту .

В такой республике правительство формируется парламентским путем из

числа депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают

большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу

ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до

тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае

утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в

отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и

назначения досрочных парламентских выборов .

Как правило , глава государства в подобных республиках избирается

парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение

парламентом главы государства является главным видом парламентского

контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в

современных парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например ,

президент республики избирается членами обеих палат на их совместном

заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой

области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие

парламента в избрании главы государства , также разделяется с

представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается

федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа

лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального

представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике

могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что

характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями

: обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства ,

является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета

министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует

возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную

исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом .

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что

любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление

государством , когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми

полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный

бюджет , определяет перспективы развития социально-экономического развития

страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую

структуру высших органов государственной власти, которая реально

обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает

справедливые условия человеческого общежития , основанные на началах

правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,

Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и

др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства .

Наиболее характерные черты президентской республики :

17. внепарламентский метод избрания президента и формирования

правительства ;

18. ответственность правительства перед президентом , а не перед

парламентом ;

19. более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия главы

государства .

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты

Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит

принцип разделения властей , четко определено, что законодательная власть

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты