Теория анархии и теория правового государства применительно к России

общественного и государственного строя Российской Федерации, политический

и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами

государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие

форм собственности, создание необходимых условий для их развития,

обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право

граждан распоряжаться своими способностями к производительному и

творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и

охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие:

нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех

общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная

деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а

также правоохранительных органов, привлечение к юридической

ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К

международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций,

специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в

различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы,

где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан,

право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных

прав.

Законность и правовое государство - категории во многом

тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует

безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в

то время как правовое государство предъявляет подобное требование к

государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому

реализация режима правового государства означает торжество закона прежде

всего в деятельности властных структур - государственных органов власти,

управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность

и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную,

объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

Выше много было сказано на счет режима законности. Следует чуть

подробнее остановиться на праве вышеупомянутого государства.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной

организованности общества, при которой реализуются демократия,

экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права

однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что

жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем

использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать,

гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать

справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного

действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и

своеволие из общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”,

“правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда

мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических

нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость,

четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[12].

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы

упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй

воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом

принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и

государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,

“здоровую” жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать

потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,

издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные

законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды

подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская

теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой

обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением

государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное

предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него

свои установления. Право не существует без государства, оно является его

непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, пораждается

не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –

правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные

на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и

выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя

структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,

право ни в коем случае не является универсальным средством организации

государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой

государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства

относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,

направление государства, определение форм, задач, содержания его

деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что

они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,

складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических

сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом

политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования

общественных отношений, которые соответствуют политике государства,

реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными

масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика

охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В

организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как

правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,

организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать

на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же

напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно

в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же

сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика

является основой права, определяет его главное содержание, опосредует

влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших

средств реализации политики, отражает экономические интересы политических

сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.

Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как

это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только

ему[13].

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную

конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить

государство.

На современном этапе развития российского общества

совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни –

одно из направлений его демократизации, что означает возрастание

организующей роли права в отношении государства.

Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона, но и

широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим

законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека

недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно

обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное

значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни

общества и государства. Ее решение предполагает создание государством

надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому

государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая

декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных

правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на

ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году

состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются

свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и

совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут

произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет

право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный

суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного

вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на

неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и

другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться

всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения

в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на

труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту

от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.).

В числе международных документов о правах человека также следует

указать Международный пакт о гражданских и политических правах,

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина

большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина,

принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет

новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к

правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и

непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и

гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них

придается юридической защищенности личности, которая немыслима без

презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно

демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с

виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного

преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при

рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный

приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В

Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской

Федерации.

Значительное внимание в Конституции РФ уделено личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной

собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной

собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование

своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной,

не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает

создание надежной конституционной базы для продвижения экономической

реформы, стабильного развития рыночной экономики.

К сожалению, в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы

граждан, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это выражается в

преступлениях геноцида, различных способах расовой дискриминации,

преступлениях апартеида, военных преступлениях.

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак

правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.

Функционируя в условиях плюрализма, различные социальные силы в лице своих

политических организаций ведут борьбу за власть в государстве

цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими

противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно

излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду

и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и

олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому

решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической

организации. Отсюда становится понятным, почему государство не должно

навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для

той или иной политической организации.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый

признак правового государства. В недемократическом государстве признается

только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему

права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,

напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и

должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и

свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии

соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру

привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод

граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53

Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является

конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры

государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и

свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина

защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.

ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое

делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь

гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед

государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской

Федерации).

Следует отметить, что концепция Прав человека продолжает

развиваться. Существенной проблемой остается приведение национальных

законодательств и политической практики в соответствие с международными

стандартами Прав человека.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главным свойством

правого государства должно быть режим законности, из которого вытекает

концепция примата прав человека, неразрывность прав и обязанностей,

верховенства закона, теория разделения властей и ее составная часть:

система сдержек и противовесов.

§3. Гражданское общество.

Понятие “гражданское общество”достаточно старо. Оно имеет свою

неповторимую историю. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса,

Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское

общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и

достоверно.

Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей

прошлого о гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в

согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе).

Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ

имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1)

свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как

подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются

самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество

вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена

всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных

интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой

некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь

постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством[14].

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность

людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни:

экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено

постоянное поступательное движение общества вперед.

В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено

по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная

идея, конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это

V наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или

коллективное владение);

V наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие

интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной

демократии;

V высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов

общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или

иной институт гражданского общества;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты