общественного и государственного строя Российской Федерации, политический
и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами
государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие
форм собственности, создание необходимых условий для их развития,
обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право
граждан распоряжаться своими способностями к производительному и
творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и
охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие:
нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех
общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная
деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а
также правоохранительных органов, привлечение к юридической
ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К
международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций,
специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в
различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы,
где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан,
право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных
прав.
Законность и правовое государство - категории во многом
тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует
безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в
то время как правовое государство предъявляет подобное требование к
государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому
реализация режима правового государства означает торжество закона прежде
всего в деятельности властных структур - государственных органов власти,
управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность
и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную,
объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.
Выше много было сказано на счет режима законности. Следует чуть
подробнее остановиться на праве вышеупомянутого государства.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в
условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной
организованности общества, при которой реализуются демократия,
экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права
однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что
жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем
использования власти, а путем нормативного регулирования.
Высшее общественное предназначение права – обеспечивать,
гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать
справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного
действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и
своеволие из общественной жизни, из жизни людей.
Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”,
“правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда
мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических
нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость,
четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[12].
Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы
упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй
воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом
принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и
государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,
“здоровую” жизнь.
Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать
потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,
издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные
законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды
подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская
теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой
обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением
государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное
предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него
свои установления. Право не существует без государства, оно является его
непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, пораждается
не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –
правотворчества.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные
на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и
выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя
структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,
право ни в коем случае не является универсальным средством организации
государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой
государством.
Политика – это принципиальное направление деятельности государства
относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,
направление государства, определение форм, задач, содержания его
деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что
они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,
складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических
сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом
политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования
общественных отношений, которые соответствуют политике государства,
реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными
масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика
охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В
организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как
правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,
организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать
на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же
напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно
в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же
сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика
является основой права, определяет его главное содержание, опосредует
влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших
средств реализации политики, отражает экономические интересы политических
сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.
Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как
это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только
ему[13].
Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную
конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить
государство.
На современном этапе развития российского общества
совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни –
одно из направлений его демократизации, что означает возрастание
организующей роли права в отношении государства.
Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона, но и
широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим
законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека
недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное
значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни
общества и государства. Ее решение предполагает создание государством
надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на
ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году
состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются
свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут
произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет
право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный
суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного
вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на
неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и
другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться
всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения
в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на
труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту
от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.).
В числе международных документов о правах человека также следует
указать Международный пакт о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
Конвенцию о правах ребенка.
В закреплении основ правового положения человека и гражданина
большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина,
принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет
новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к
правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и
непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.
Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и
гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них
придается юридической защищенности личности, которая немыслима без
презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно
демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с
виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного
преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при
рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный
приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В
Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской
Федерации.
Значительное внимание в Конституции РФ уделено личным, гражданским и
политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной
собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной
собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной,
не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает
создание надежной конституционной базы для продвижения экономической
реформы, стабильного развития рыночной экономики.
К сожалению, в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы
граждан, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это выражается в
преступлениях геноцида, различных способах расовой дискриминации,
преступлениях апартеида, военных преступлениях.
Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак
правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.
Функционируя в условиях плюрализма, различные социальные силы в лице своих
политических организаций ведут борьбу за власть в государстве
цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими
противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно
излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду
и агитацию в пользу своих идеологических концепций.
Политический и идеологический плюрализм является выражением и
олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому
решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической
организации. Отсюда становится понятным, почему государство не должно
навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для
той или иной политической организации.
Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый
признак правового государства. В недемократическом государстве признается
только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему
права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,
напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и
должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и
свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии
соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру
привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод
граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53
Российской Федерации).
Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является
конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры
государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и
свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.
ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое
делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь
гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед
государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской
Федерации).
Следует отметить, что концепция Прав человека продолжает
развиваться. Существенной проблемой остается приведение национальных
законодательств и политической практики в соответствие с международными
стандартами Прав человека.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главным свойством
правого государства должно быть режим законности, из которого вытекает
концепция примата прав человека, неразрывность прав и обязанностей,
верховенства закона, теория разделения властей и ее составная часть:
система сдержек и противовесов.
§3. Гражданское общество.
Понятие “гражданское общество”достаточно старо. Оно имеет свою
неповторимую историю. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса,
Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское
общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и
достоверно.
Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей
прошлого о гражданском обществе.
Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в
согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе).
Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ
имеет право на свержение абсолютизма.
И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1)
свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как
подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются
самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество
вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена
всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных
интересов отдельных индивидов.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой
некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь
постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством[14].
По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность
людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни:
экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено
постоянное поступательное движение общества вперед.
В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено
по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная
идея, конечно же, у них одна.
Гражданское общество - это
V наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или
коллективное владение);
V наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие
интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии;
V высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов
общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или
иной институт гражданского общества;