Теория анархии и теория правового государства применительно к России

Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе

категорического императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту

не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении

себе средств к существованию. Попытки власти регламентировать каждый шаг

подданных он рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права.

Оно должно руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие

граждан.

Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть.

Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть

назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие

властей, а не просто их разделение.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное

направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке

теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого

направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор

Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь

(1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в

научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в

немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца

XIX в. также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они

сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где

законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Лишь при господстве права

процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются

присущие народу «умственные и нравственные силы».

В России идеи правового государства стали разрабатываться гораздо

позже. Русская юридическая мысль в вопросе о правовом государстве

базировалась на трудах иностранных правоведов. В русской политико-правовой

мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И.

Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и

других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась

в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М.

Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М.

Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева

и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского

либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился

преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с

образцами европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности,

светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное

право, парламент, правовое государство и режим законности.

Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй половины

XIX в. является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной широтой научных

интересов, и его работы в области права не потеряли своего теоретического и

практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из

необходимости приоритета государства в осуществлении общественных

преобразований, выступал за парламентский и конституционный строй, считал,

что правом определяется область свободы человека. По его мнению, начала

права вытекают из природы человеческой личности и определяют взаимные

отношения свободы разумных существ. Но, как и нравственность, — это

формальное начало. Его содержание дается экономическими отношениями. Они, в

свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда ограждаются

принудительными определениями права. Тут есть взаимодействие, в котором,

однако, право является господствующим началом, ибо оно устанавливает

обязательные формы.

Другой видный представитель либерального правоведения и

социологической школы права С.А. Муромцев понимал под правом правовой

порядок, который рассматривался как совокупность субъективных прав,

защищающих систему существующих общественных отношений. В соответствии со

своей теорией социальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая

защита составляет основное отличительное свойство права. Она ограждает

фактические отношения от случайного произвола. Юридические нормы составляют

важнейший фактор правопорядка, поскольку они направляют действия органов и

лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений:

административных властей, суда, субъектов гражданских прав. Однако сила

власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она действует рядом и совместно

с другими силами, которые таким образом оказывают влияние на образование

правового порядка.

В специально посвященной правовому государству работе В.

Гессен подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее

отличительные черты. По мнению этого известного ученого, государство путем

своих законов связывает и обязывает ими не только подчиненных ему

индивидов, но вместе с тем, посредственно или непосредственно, и самое

себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя

соответственные права правительству; но в то же время закон налагает

известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам

соответственные права. «Государство, в лице своей правительственной власти,

так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин»,[10] -

считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только

в условиях обособления власти, в условиях конституционного государственного

строя.

Советская государственно-правовая наука идею правового государства

считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей

стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и

право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе

общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический

опыт построения и функционирования правовой государственности в современных

демократических государствах, отечественное правоведение и политическая

мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем

обществе.

Общая теория правового государства эволюционирует со времен эллинов.

Она успела обогатится ценным теоретическим багажом. Сама же теория

претворяется в жизнь. Многие положения этой теории стали составными частями

законодательства «развитых» стран. Основное внимание в этой концепции

отводится человеку как абсолютной ценности. Исходя из этого постулата и

строится данное государство.

§2.Основные характеристики правового государства.

От истории следует перейти непосредственно к самой теории. Займемся

этим.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства,

недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних

характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства

правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе

вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель

подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В

настоящее время существует множество определений правового государства. У

них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.

Правовое государство - это демократическое государство, где

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед

законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы

человека и где в основу организации государственной власти положен принцип

разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства:

V Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

V Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

V Взаимная ответственность личности и государства.

V Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная

защищенность.

V Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений,

действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических

концепций, течений, взглядов.

V Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства можно отнести следующие:

V преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

V выработка высокой политико-правовой грамотности;

V появление действенной способности противостоять произволу;

V разграничение партийных и государственных функций;

V установление парламентской системы управления государством;

V торжество политико-правового плюрализма;

V выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Вот другие определения термина "правовое государство":

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому

обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом

соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за

правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических

прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

Понятие "правовое государство" - это фундаментальная

общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права

человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует

правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни.

Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в

политической жизни всем направлениям и движениям.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство,

обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

V Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней

и внешней политики.

V Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную

на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

V Располагает специальным государственным механизмом.

V Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

V Существует благодаря налогам и другим сборам.

V Обладает государственным суверенитетом.

Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую,

социальную и нравственную.

Экономической основой правового государства являются

производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности

(государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других)

как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно

производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный

производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

Правовое начало государственности реализуется только при наличии

самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права,

равенство участников производственных отношений, постоянный рост

благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет

саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных

граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого

государства находится человек и его интересы. Через систему социальных

институтов, общественных связей создаются необходимые условия для

реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,

обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие

принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Конкретно это выражается в демократических методах государственного

управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод

личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,

терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Это основные характеристики правового государства, которые

раскрывают в общих чертах суть этого понятия. Следует остановиться

подробнее на каждом из слагаемых правового государства.

Остановимся на краеугольном камне государственного аппарата по

теории правового государства: системе разделения властей.

Перед теоретиками права стояла сложная задача: создание такого

государственного механизма, при котором будет сведена к минимуму угроза

установления диктатуры. Так была создана Теория разделения властей. В чем

суть её?

Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей

(законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного

лица чревато опасностью установления деспотического режима, невозможна

свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение

авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны

быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях

государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и

судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и

судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не

вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в

жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью

полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным,

если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.

Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для

узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное

функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории

разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти,

действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом

предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так,

президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В

свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении

законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат

Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства,

назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные

международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения

президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о

вынесении ему "импичмента", т. е. об отстранении от должности. "Возбуждает"

же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената

ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний

может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса

разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет

Верховный суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных

демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с

классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное

устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти,

предупреждающим ее концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации, рассмотрим

принцип разделения властей в России. Статья 10 Конституции Российской

Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны". К органам законодательной власти в Российской Федерации

относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума -

две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав

Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации;

местные органы государственной власти. К органам исполнительной власти в

Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет

Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик,

избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство

республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. К

органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный

Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты